Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов.
За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее.
✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать».
Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами!
Аль-Албани 4 страница. Дискуссии ученых различных мнений Итак, с соизволения Всевышнего мы рассмотрели основные доводы всех сторон
Дискуссии ученых различных мнений Итак, с соизволения Всевышнего мы рассмотрели основные доводы всех сторон. А теперь хотелось бы упомянуть о дебатах ученых различных сторон по обсуждаемому вопросу, и их ответы на доводы друг друга. Ученые, связывавшие запрет опускания одежды ниже щиколотки лишь с высокомерием сказали, что ошибочно мнение тех, кто говорит, что опускание краев одежды без высокомерия влечет наказание в виде волочения того, что ниже щиколоток в Огне, а в случае если это делается из-за высокомерия, то наказание такого будет в том, что Аллах не посмотрит на этого человека, не похвалит и накажет мучительным наказанием. Это деление упоминали имам ас-Сан’ани и шейх Ибн ‘Усаймин, опираясь на хадис: «То, что ниже щиколотки из изара будет в Огне!» аль-Бухари 5787.
Однако ученые, считавшие, что опускать края одежды ниже щиколоток запрещено только из-за высокомерия сказали, что такое же наказание, т.е. «Все, что ниже щиколотки будет в Огне», упоминается в другом хадисе, в котором подобное ожидает опускавшего края одежды именно из-за высокомерия: «Тот, кто волочил края своей одежды по земле, проявляя высокомерие, будет волочить ее в Аду!» Ахмад 4/437, Абу Я’ля 3/112. Хадис достоверный. См. “аль-Исаба” 6/281, “Сахих ат-таргъиб” 2040. Хафиз Ибн Раджаб говорил: “В Муснаде имама Ахмада приводится хадис: «Тот, кто волочил края своей одежды по земле, проявляя высокомерие, будет волочить ее в Аду!» Этот хадис разъясняет хадис, который приводится у аль-Бухари: «То, что ниже щиколоток из изара, будет в Огне!» Смысл хадиса в том, что все что ниже щиколоток – одежда и ступни, человек будет волочить в Огне так же, как он делал это по причине высокомерия в мирской жизни! ” См. “ат-Тахвиф мина-н-нар” 118. Но даже если именно это разделение в наказании ошибочно, то все равно это не делает опускание краев одежды ниже щиколотки дозволенным, поскольку запрет этого выражается во многих недвусмысленных хадисах. Например, хадис: «Все то, что ниже щиколоток, окажется в Огне, а на того, кто станет волочить свой изар по земле из высокомерия, Аллах не посмотрит в День воскрешения!» Абу Дауд 4093. Хадис достоверный. В этом хадисе пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упоминает оба случая опускания краев одежды и разделяет их! Случай, когда одежда опускается сознательно ниже щиколоток, не связывая это с высокомерием, и случай, кода это делается именно по причине высокомерия. На самом же деле такое понимание, что все хадисы, в которых содержится запрет на опускание ниже щиколоток края одежды и не упоминается такая причина, как высокомерие, конкретизируется хадисами, в которых сказано о таком поступке по причине высокомерия, не удовлетворяет и не делает сердце спокойным относительно этого вопроса! Ведь такое понимание противоречит многим хадисам данной главы. Например, хадис: «О Ибн ‘Умар, любая одежда, которая касалась земли будет в Огне!» Ахмад 5713, ат-Табарани 13433. Достоверность хадиса подтвердили шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Албани. Имам ас-Сан’ани в комментарии к этому хадису сказал: “Ибн ‘Умар не уточнил, в каком случае запрещено опускать края одежды, по причине высокомерия или нет? А тебе известно из шариатского правила, что оставление уточнения подробности в том месте, когда подразумевается несколько положений, указывает на обобщенность”. См. “Истифа аль-акъваль” 50. Или же хадис: «Подними свой изар до середины голени, если же нет, то до щиколоток. И остерегайся опускать изар, ибо поистине, опускание его исходит из высокомерия, а Аллах не любит этого!» Ахмад 5/378, ат-Тирмизи 2/327, аль-Хаким 4/186. Имам ат-Тирмизи, имам аль-Хаким, шейх аль-Албани и шейх Мукъбиль подтвердили достоверность хадиса. Ученые, считавшие запретным опускание краев одежды в любом случае, сказали, что в данном хадисе содержится весьма сильный аргумент на то, что опускание одежды ниже щиколотки является признаком высокомерия само по себе. Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади, автор известного комментария на сборник хадисов Абу Дауда, приведя мнение имама аш-Шаукани, который ограничил запрет опускания края одежды ниже щиколоток с высокомерием, сказал: “Это мнение аш-Шаукани очень слабое, правильным же является то, что любое опускание одежды ниже щиколоток относится к проявлению высокомерия, если совершается сознательно! ” См. «‘Аунуль-Ма’буд» 11/143. Однако ученые противоположного мнения сказали, что если бы любое опускание одежды ниже щиколотки было бы само по себе проявлением высокомерия, то не было бы смысла связывать этот поступок именно с высокомерием, как об этом говорится во многих хадисах! Нет никаких противоречий между этими мнения, ибо даже если опускание краев одежды изначально не является признаком высокомерия само по себе, то это рано или поздно приведет к этому. Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Опускание одежды ниже щиколоток влечет к тому, что человек будет волочить свою одежду, а подобное вызывает высокомерие, даже если надевший такую одежду не имел намерения высокомерия! ”См. “Фатхуль-Бари” 10/263. И хадис, в котором сообщается, что когда ‘Амр ибн Зарара аль-Ансари, чей изар был ниже щиколотки, назвал причину опускания подола своего изара: “О посланник Аллаха, у меня худые голени”. Несмотря на эту причину посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил ему: «О ‘Амр! Поистине, Аллах создал прекрасным все Свои творения! О ‘Амр! Поистине, Аллах не любит опускающих края одежды!»Ахмад 4/200, ат-Табарани 8/277. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2682. Этот хадис является сильным доводом на то, что опускание краев одежды ниже щиколоток запрещено даже, если человек делает это не по причине высокомерия, поскольку причина ‘Амра ибн Зарары состояла не в высокомерии, но вместе с тем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил ему это! Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Внешне этот хадис указывает на то, что ‘Амр не желал высокомерия тем, что опустил край изара, но вместе с тем это было ему запрещено! ” См. “Фатхуль-Бари” 10/275. Эти аргументы весьма сильные, и никак невозможно связать все это лишь с высокомерием! Также ученые, запрещавшие опускать края одежды ниже щиколоток в любом случае, сказали, что если бы причина запрета была бы связанна только лишь с высокомерием, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники не порицали бы каждого, кто опускал края одежды, ведь проявление высокомерия – это деятельность сердца, о котором ведомо одному только Всевышнему Аллаху! См. “Рисаля хадду-ссауб” 22. Неужели можно себе представить, что все сподвижники, которых за опускание краев одежды порицали посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и другие сподвижники делали это по причине высокомерия?! Относительно ответа на самый главный аргумент тех, кто связывал запрет лишь с высокомерием, а это хадис Абу Бакра, сказавшего: “О посланник Аллаха, а ведь мой изар иногда опускается, если я не слежу за ним! ”На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Поистине, ты не из тех, кто делает это из кичливости!» аль-Бухари 3665, 5784, Муслим 2085. Ученые, считавшие запрещенным любое сознательное опускание одежды ниже щиколоток, ответили на этот хадис тем, что Абу Бакр не опускал сознательно свой изар, ибо это происходило случайно, поскольку он был худым. Что же касается того, что Абу Бакр был худым, то об этом рассказывал Къайс ибн Аби Хазим: “Однажды я зашел со своим отцом к Абу Бакру, и это был белокожий, худой человек”. Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 3/204. Иснад достоверный. Ведь в хадисе говорится о том, кто опускает край одежды по причине высокомерия, но тем не менее услышанное от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, испугало Абу Бакра, а ведь он знал, что делает это не по причине высокомерия, тем более его изар спадал не по его воле! Имам аз-Захаби говорил: “Можно встретить факъиха, который живет в роскоши, длина одежды которого ниже щиколотки, и если сказать ему: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «То, что ниже щиколоток из изара будет в Огне!» Он отвечает: «Это было сказано относительно того, кто поступает так, проявляя высокомерие, а я не проявляю высокомерия!» И ты видишь его, проявляющим высокомерие, не считая себя глупым и опираясь на обобщенные тексты, ограничивая запрет хадисом, в котором говорится о высокомерии. И он ищет послабление в словах Абу Бакра, сказавшего: «О посланник Аллаха, а ведь мой изар иногда опускается», которому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Поистине, ты не из тех, кто делает это из-за высокомерия!» На это мы говорим, что Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, не затягивал свой изар так, что он был ниже щиколоток, это во-первых! Наоборот, его изар был затянут выше, однако впоследствии опускался. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Изар верующего до середины голени! Но не будет беды, если опустить его до щиколоток!» Поэтому опускание одежды относится к высокомерию, и хоть кто-то из поступающих таким образом заслужит оправдания по причине незнания, однако нет оправдания ученому, оставившему порицание дела, совершенного по незнанию! ” См. “ас-Сияр” 3/234. Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Что же касается тех, кто использует против нас в качестве довода хадис Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, то мы ему говорим: «Нет в этом хадисе для тебя довода по двум причинам! Во-первых, Абу Бакр сказал: «Поистине, часть моей одежды иногда опускается, если я не слежу за ней!» Он, да будет доволен им Аллах, не опускал одежду по своему желанию, она сама опускалась, а он вновь ее поднимал. Что же касается тех, кто опускает края своей одежды, заявляя, что они это делают не из-за высокомерия, то они совершают это сознательно! Во-вторых, Абу Бакра похвалил сам пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал о нем, что он не из числа высокомерных. Но разве на тех, кто поступает иначе, распространяется это свидетельство пророка, да благословит его Аллах и приветствует?! Но шайтан открывает для некоторых людей следование за сомнительными доводами, чтобы они считали благим совершаемое ими! ” См. “Фатава Ибн ‘Усаймин” 12, вопрос № 223. Шейх Сафийю-р-Рахман аль-Мубаракфури в комментарии к сборнику «Сахих Муслим» писал: “История с Абу Бакром ясно указывает на то, что его изар опускался не по его желанию, а по его неведению, о чем он узнавал потом. И это указывает на то, что нет проблем в подобной ситуации, если одежда человека опустится ниже щиколоток. Однако возникает вопрос относительно того, кто опускает свою одежду ниже щиколоток сознательно, по своей воле, после чего заявляет, что он не делает этого по причине высокомерия, как часто проявляется эта болезнь в наше время. Ответом на это является хадис, который приводят Абу Дауд, ан-Насаи и аль-Хаким, который назвал его достоверным: «Подними свой изар до середины голени, если же нет, то до щиколотки. И остерегайся опускать изар, ибо поистине, опускание его исходит из высокомерия, а Аллах не любит этого!» И тебе становится ясно, что опускание одежды ниже щиколоток имеет три положения: Положение, когда одежду опускают по причине высокомерия; когда одежда сама опускается не по желанию; и когда одежду опускают сознательно, заявляя, что это делается не из-за высокомерия. Первый и третий случаи запрещены (харам), а второй дозволен”. См. “Миннатуль-му’ним фи шарх Сахих Муслим” 3/397. Что касается хадиса ‘Икримы: “Я видел, как Ибн ‘Аббас, когда одевал изар опускал переднюю его часть так, что конец этого изара касался верхней части его ступней. А сзади он поднимал свой изар. Я спросил его: «Почему ты надеваешь изар таким образом?» Он ответил: «Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, надевал свой изар так же»”. Абу Дауд 4096, аль-Байхакъи 6147. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1238. Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади сказал: “В этом хадисе указание на то, что ношение изара именно в таком виде не относится к запретному опусканию одежды. Относительно этого хадиса высказывали множество различных мнений, которые не успокаивали сердца. То, что я говорил относительно него (что в нем далиль на дозволенность именно такого вида ношения изара), является наилучшим мнением, которое выбрал шейх наш Хусайн ибн Мухсин аль-Ямани, и этому же мнению отдал предпочтение шейх ‘Абдуль-Хаккъ ад-Дахляуи в «Шарх аль-Мишкат»”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 11/155. Что же касается довода в сообщении от Абу Ваиля: “Ибн Мас’уд опускал края своей одежды и когда его спросили об этом, он сказал: «Поистине, у меня худые голени»” Ибн Аби Шайба 25313, то на это сообщение ответил хафиз Ибн Хаджар, сказав: “Смысл его вероятно в том, что Ибн Мас’уд опустил края одежды ниже желательного, а это середина голени. Или вероятно до него не дошла история ‘Амра ибн Зарары”.См. “Фатхуль-Бари” 10/276. Ибн Хаджар имеет в виду хадис, в котором сообщается, что когда ‘Амр ибн Зарара аль-Ансари сказал: “О посланник Аллаха, у меня худые голени”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «О ‘Амр! Поистине, Аллах создал прекрасным все Свои творения! О ‘Амр! Поистине, Аллах не любит опускающих края одежды!» Ахмад 4/200, ат-Табарани 8/277. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2682. А хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Если кто-то скажет: «Но ведь Ибн Мас’уд опускал края своего изара!», то ответом на это является то, что вероятно ему это дозволил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, как он дозволил ‘Арфадже, чтобы он вставил себе нос из золота”. См. “ат-Тамхид” 20/228. Но вероятно правильным является тот вариант, что Ибн Мас’уд опускал изар ниже середины голени, но не ниже щиколоток. Да и как может быть иначе, если он сам был из числа тех, кто передавал хадисы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о запрещении опускать края одежды, а также сам порицал опускавших подол одежды ниже щиколоток! Сообщается, что когда Ибн Мас’уд увидел бедуина, который совершал молитву, опустив края одежды, он сказал ему: “Опускающий края одежды в молитве не имеет отношения к Аллаху ни в дозволенном, ни в запретном! ” ат-Табарани. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад этого сообщения хорошим. См. “Фатхуль-Бари” 10/257. Имам аль-Мунави сказал об этих словах: “Было сказано: «Смысл этих слов в том, что такой человек не верует в то, что Аллах сделал запретным и дозволенным»”. См. “Файдуль-Къадир” 6/171. И ведь сам Ибн Мас’уд рассказывал: “Однажды один юноша зашел к ‘Умару (когда он был при смерти) и стал его хвалить. Когда же ‘Умар обратил внимание на длину его изара, он сказал ему: «О сын моего брата, подними свой изар, поистине, это будет более богобоязненно перед Господом твоим и чище для твоей одежды!»” А затем Ибн Мас’уд сказал: “Воистину, удивителен был ‘Умар, которому его тяжелое состояние не помешало сказать о праве Аллаха! ” аль-Бухари 7/59, Ибн Аби Шейба 25312. А что касается того, что передал Абу Исхакъ: “Я видел Ибн ‘Аббаса в долине Мина, который был с длинными волосами, на котором был изар, опускавшийся иногда ниже щиколотки, и на котором была желтая накидка”. ат-Табарани в “аль-Кабир” 10572. Хафиз аль-Хайсами назвал иснад хорошим. См. “Маджма’у-з-заваид” 9/285. В данном случае речь идет о том, что Ибн ‘Аббаса изар опускался не по его желанию, и вероятно причина этому было столпотворение во время Хаджа, поскольку Абу Исхакъ говорит, что видел таким изар Ибн ‘Аббаса в долине Мина, что происходило во время Хаджа. Именно так следует понимать это сообщение, поскольку Ибн ‘Аббас сам является передатчиком хадиса: «Аллах не посмотрит на того, кто опускал края своей одежды ниже щиколотки!» Ахмад 2958, ан-Насаи 6/207. Хадис достоверный. См. “аль-Джами’ ас-сахих” 4/251. Более того, одежда самого Ибн ‘Аббаса в обычное время не была ниже щиколотки, как это рассказывал Наср ибн ‘Имран: “Я видел Ибн ‘Аббаса, край рубахи которого был выше щиколотки”. ‘Абдуллах ибн Ахмад в “Зауаид фадаилю-с-сахаба” 2/953. Иснад достоверный. Также говорил и Хиттан ибн Хуфаф: “Я видел изар Ибн ‘Аббаса, края которого доходили до середины голени или немного выше”. Абу ‘Ауана. Имам аз-Захаби подтвердил достоверность. См. “ас-Сияр” 3/353. Но даже если принять во внимание, что мнением некоторых сподвижников было то, что опускание краев одежды без высокомерия дозволено, то все равно в этом не было бы аргумента, так как их мнение противоречит многим упомянутым достоверным хадисам. Кто-то может сказать: «А разве понимание сподвижниками пророческих хадисов не является аргументом?» Ответ: Да, несомненно, но, во-первых, такое понимание от сподвижников не передается. А во-вторых, есть ясные и недвусмысленные указания от других сподвижников, которые порицали опускание одежды в любом случае, как это передается от Ибн ‘Умара и его отца ‘Умара, что уже приводилось, когда он взял ножницы и отрезал край одежды одного юноши. Также следует отметить, что ограничивать все хадисы, запрещающие опускать края одежды ниже щиколоток только лишь высокомерием неправильно, поскольку при наличии высокомерия запретным станет любой вид одежды, а не только опущенные края одежды. Имам аз-Захаби говорил: “Любую одежду, которая вызывает в человеке высокомерие и самообольщение, обязательным является оставлять, даже если это не золото и не шелк! ” См. “ас-Сияр” 4/234. И в опускании одежды ниже щиколоток есть уподобление высокомерным людям, даже если совершающий это не делает этого по причине высокомерия. Ведь посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Тот, кто уподобляется какому-либо народу, тот из них!» Абу Дауд 4031, Ахмад 2/50. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аз-Захаби, шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа, хафиз Ибн Хаджар, хафиз аль-‘Иракъи, шейх аль-Албани. Имамы ан-Навави, аль-Мунауи, ас-Сан’ани, Ибн ‘Абидин и др. говорили, что запрет на уподобление распространяется по отношению ко всем сообществам, будь то неверные, грешники или приверженцы нововведений. См. “Раудату-т-талибин” 8/206, “Субулю-с-Салям” 4/238, “Булюгъуль-амани” 22/40. А имам Ибн Батта говорил: “Из числа нововведений – это опускание краев одежды мужчиной! ” См. “аш-Шарх валь-Ибана” 336. Далее, внешне, хадисы, указывающие на запрет опускания края одежды ниже щиколотки касаются как мужчин, так и женщин, однако женщины являются исключением из этого запрета. Имам аш-Шаукани говорил: “Единогласны все ученые в дозволенности опускания края одежды для женщин, как это сказал Ибн Раслян в «Шарх ас-Сунан»”. См. “Найлюль-аутар” 2/114. Да и как же иначе, ведь ступни женщины из числа ‘аурата, что необходимо скрывать от посторонних глаз, на что указывает следующий хадис: Ибн ‘Умар рассказывал, что однажды, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскрешения Аллах не посмотрит на того, кто волочил за собой одежду из-за высокомерия», — Умм Саляма спросила: “А что же делать женщинам с их подолами? ” Он сказал: «Пусть опускают их на пядь». Она сказала: “Тогда будут открываться их ступни”. Он сказал: «В таком случае пусть опускают подолы на локоть, но не больше!» Ахмад 6/309, ат-Тирмизи 2/384, Ибн Маджах 3580. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 460, 1864. Кстати этом хадисе содержится ясное доказательство на то, что ступни женщины ‘аурат и их необходимо скрывать от посторонних глаз! Имам аль-Баджи относительно этого хадиса сказал: “В данном хадисе под дозволением опускания женщинам подола их одежды подразумевается обязательность! Ведь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил опускать края одежды ниже щиколоток, а затем повелел женщинам опустить край одежды, чтобы прикрыть ступни. Это указывает на обязательность, и не дозволено для женщин оставлять непокрытыми эти места! ” См. “аль-Мунтакъа” 1700. Из этого хадиса извлекается, что опускание одежды ниже щиколотки является уподоблением женщинам, что весьма строго запрещено в Исламе. Ведь посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил это мужчинам и повелел это женщинам! И именно поэтому, когда ‘Умар ибн аль-Хаттаб увидел юношу, который опустил края своего изара ниже щиколоток, сказал ему: “У тебя что месячные? ” Ибн Аби Шейба 8/205. Иснад достоверный. См. также “Канз аль-‘уммаль” № 41894. Имам ат-Табари сказал: “Не дозволено мужчинам уподобляться женщинам в одеянии и украшениях, которые присущи только им! ” См. “Фатхуль-Бари” 10/332. Тут также можно отметить, что если бы причина запрета опускания одежды ниже щиколоток была связанна только лишь с высокомерием, то тогда не было бы разделения в этом вопросе между положением женщин и мужчин. Хафиз Ибн Хаджар сказал: “В этом вопросе Умм Салямы к пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «А что же делать женщинам с их подолами?» довод на то, что хадисы, запрещающие опускать одежду ниже щиколоток, не связаны именно с высокомерием! Ведь если бы дело обстояло именно таким образом, то не было бы смысла уточнять Умм Саляме положение женщин в этом вопросе. Наоборот, она поняла со слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, общий запрет на опускание краев одежды, будь это из-за высокомерия или нет! ” См. “Фатхуль-Бари” 10/270.
Вывод Ознакомившись вкратце с доводами всех сторон, становится ясно, что наиболее аргументированным является мнение тех ученых, которые считают недозволенным опускать края одежды ниже щиколоток, даже если человек делает это не из-за высокомерия. Нет сомнения в том, что не опуская края одежды ниже щиколоток, мусульманин выходит из разногласия, что является весьма желательным, тем более учитывая сильные доводы стороны, запрещающей это в любом случае.
Когда дозволено опускать края одежды? Имам аш-Шаукани говорил: “Единогласны все ученые в дозволенности опускания подола одежды для женщин, как это сказал Ибн Раслян в «Шарх ас-Сунан»”. См. “Найлюль-аутар” 2/114. Имам Ибн Хазм говорил: “Если же одежда опустится случайно или по забывчивости, то нет в этом проблем”. См. “аль-Мухалля” 4/73. Къады ‘Ийяд говорил: “Если человек спешил куда-то срочно, по причине чего его одежда опустилась ниже щиколотки, или же он сделал это перед неверными, чтобы проявить перед ними гордость, или же это случилось по причине сражения, то нет в этом запрета”. См. “Икмаль аль-му’лим” 6/599. Хафиз аль-‘Иракъи сказал: “Тот, кто опустил свой изар ниже щиколоток по причине, как, например, рана, на которую садится муха, причиняя вред и т.п., то это дозволяется”. См. “Фатхуль-Къадир” 5/24.
Можно ли детям носить одежду, которая ниже щиколоток? Тот, кто убедился в правильности того мнения, что опускание одежды не дозволено однозначно, не должен дозволять своему сыну носить такую одежду, полагая, что на нем все равно нет греха. От Джабира передается, что он говорил: “Мы снимали с мальчиков шелковые одежды и отдавали их девочкам”. Абу Дауд 3/321. Шейх аль-Албани подтвердил достоверность. ‘Абду-р-Рахман ибн Зайд рассказывал: “Однажды мы находились с Ибн Мас’удом и пришел его маленький сын, на котором была шелковая одежда, и Ибн Мас’уд снял ее с него”. Ибн Хазм в “аль-Мухалля” 4/40. Иснад достоверный. Несмотря на то, что на несовершеннолетних нет греха, необходимо удерживать их от греховных вещей, как например, родитель удерживает ребенка от употребления одурманивающего, сквернословия, лжи и т.д.
Запрещено опускать края именно изара или же любой одежды? Следует отметить, что упоминание именно изара в хадисах не указывает на то, что другие виды одежды к этому не имеют отношения. Этот запрет общий и имеет отношение к любой одежде, опускаемой ниже щиколоток. Однако изар упоминается во многих хадисах по той причине, что этот вид одеяния во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) был самым распространенным. См. “Икмаль аль-му’лим” 6/598, «‘Умдатуль-Къари шарх Сахих аль-Бухари» 21/440. Что же касается того, что запрещено опускать любой вид одеяния ниже щиколотки, то на это указывают многие хадисы. Например, от Ибн ‘Умара передается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В день Воскрешения Аллах не посмотрит на того, кто из-за высокомерия опускал низко изар, рубаху или концы чалмы». Абу Дауд 4094, ан-Насаи 5334. Имам ан-Навави и шейх аль-Албани подтвердили достоверность хадиса. Также от Ибн ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «О Ибн ‘Умар, любая одежда, которая касалась земли будет в Огне!» Ахмад 5713, ат-Табарани 13433. Достоверность хадиса подтвердили шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Албани. От Ибн ‘Аббаса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах не посмотрит на того, кто опускал края своей одежды ниже щиколоток!» Ахмад 2958, ан-Насаи 6/207. Хадис достоверный. См. “аль-Джами’ ас-сахих” 4/251. Ибн ‘Умар говорил: “То, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил об опускании краев изара, относится также и к рубахе”. Ахмад 2/137, Абу Дауд 4095. Шейх Ахмад Шакир подтвердил достоверность. Таким образом, упомянутые хадисы указывают на то, что данный запрет относится к любой одежде, а не только к изару, как это полагают некоторые. И именно поэтому имам аль-Бухари в своем Сахихе назвал главу следующим образом: «О том, что опущенное ниже щиколоток будет в Огне!», не конкретизировав это изаром. Об этом же говорил имам ат-Табари, а также и аз-Захаби, сказавший: “Пятьдесят пятый большой грех: Опускание краев изара, одежды, рубахи и шаровар (штанов) по причине кичливости и высокомерия”. См. “аль-Кабаир” 170. Имам Ибн Хазм говорил: “Слово «аль-мусбиль» (опускающий края одежды), упомянутое в хадисах, является обобщенным и имеет отношение к шароварам, штанам (сирваль), изару, рубахе и прочей одежде! ” См. “аль-Мухалля” 4/100. Къады ‘Ийяд сказал: “Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Опустил края одежды»являются обобщенными и относятся к любой одежде, будь это изар или нет”. См. “Икмаль аль-му’лим” 6/598. Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа говорил: “Длина рубахи, штанов и прочей одежды не должна опускаться ниже щиколоток! ” См. “Маджму’уль-фатава” 22/144.
Является ли действительной молитва того, кто совершает ее в одежде, опущенной ниже щиколоток? Со слов Ибн Мас’уда передается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто опустил край своего изара в молитве из-за высокомерия, тот не имеет отношения к Аллаху ни в дозволенном, ни в запретном!» Абу Дауд 637, ат-Таялиси 351. Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. Также сообщается, что когда Ибн Мас’уд увидел бедуина, который совершал молитву, опустив края одежды, он сказал ему: “Опускающий края одежды в молитве не имеет отношения к Аллаху ни в дозволенном, ни в запретном! ” Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад этого сообщения хорошим, и сказал: “Такое от себя не говорят! ” См. “Фатхуль-Бари” 10/257. Т.е. о запретном и дозволенном, а также о причинах ниспослания аятов или о сокровенных вещах, Аде и Рае, сподвижники от себя не говорили. Что же касается известного хадиса, который передает Абу Хурайра: “Как-то раз когда один человек опустивший края своего изара, совершал молитву, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Ступай и соверши омовение!» И он пошел и совершил омовение, а потом вернулся обратно, но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова велел ему: «Ступай и соверши омовение!» Кто-то из присутствовавших спросил: “О посланник Аллаха, почему ты велишь ему совершать омовение, а потом ничего не говоришь о нем? ” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, он молился, опустив края своего изара, а Аллах не принимает молитву опустившего края одежды!»” Абу Дауд 638. Относительно достоверности этого хадиса было большое разногласие среди ученых. Среди тех, кто считал данный хадис достоверным были: имам ан-Навави, шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа, имам аз-Захаби, имам Ибн Муфлих, шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади. См. «аль-Маджму’» 3/178, “аль-Адабу-ш-шар’ия” 3/514, “аль-Мухаззаб” 2/680, «‘Аунуль-Ма’буд» 2/342. А среди тех, кто считал этот хадис слабым были: хафиз аль-Мунзири, имам Бадруддин аль-‘Айни, имам аш-Шаукани, имам ас-Сан’ани, шейх аль-Албани и шейх Шу’айб аль-Арнаут. См. “ат-Таргъиб ва-т-тархиб” 2/152, “Шарх Сунан Аби Дауд” 3/169, “Мишкатуль-масабих” 1/238, “Тахридж аль-Муснад” 16679. Причина разногласия достоверности этого хадиса заключалась в передатчике по имени Абу Джа’фар, который является неизвестным (маджхуль), как об этом говорил хафиз Ибн аль-Къаттан. Что же касается имамов, то они разошлись в том, кто этот Абу Джа’фар. Одни сказали, что это Мухаммад ибн ‘Али Бакъир – передатчик, которого имам Муслим использовал в своем Сахихе. Другие же сказали, что это Абу Джа’фар муаззин Ансари Мадани, который является неизвестным передатчиком. Также некоторые ученые считали смысл этого хадиса странным, поскольку он противоречит другим достоверным хадисам, о чем говорил шейх ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад. Какая связь между опусканием одежды и совершением омовения? Однако ученые, считавшие этот хадис достоверным, сказали, что смысл веления совершить этому человеку омовение несколько раз состоял в том, чтобы он задумался над тем, что делает что-то не так, ведь он сам знал, что он не совершил ничего, что нарушило бы его омовение. Также о том, что молитва того, кто опустил края одежды ниже щиколотки, не принимается, говорили некоторые саляфы. Муджахид и Зирр говорили: “У того, чей изар был ниже щиколоток, намаз не принимается! ” Ибн Аби Шейба 5/155. Иснад достоверный. Среди ученых было разногласие относительно того, принимается ли молитва человека, совершившего ее в одежде ниже щиколоток или нет. Большинство ученых считало, что такая молитва принимается. Но даже если учесть мнения тех, кто говорил, что молитва такого человека не принимается, то это не говорит о том, что такую молитву необходимо перечитывать или же возмещать. Поскольку даже те достоверные хадисы, в которых говорится, что Аллах не принимает молитву того, кто пришел к предсказателю, ученые объяснили тем, что такой человек не получает награды за нее. Имам ан-Науауи говорил: “Что касается того, что не примется молитва пришедшего к предсказателю в течение сорока дней, то смысл этого состоит в том, что такой человек не получит за намаз награду. Ученые единогласны в том, что намаз за эти сорок дней возмещать не надо”. См. “Шарх Сахих Муслим” 5/283. Все упомянутое в этой главе также указывает на серьезность поступка опускающего края одежды. И достаточно для любого мусульманина того, что относительно действительности молитвы опустившего края одежды есть разногласие среди ученых, чтобы понять серьезность этого вопроса. См. “аль-Исбаль ли гъайри аль-хуяля” 213. Здесь также следует обратить внимание на поступок тех мусульман, кто носит длинную одежду, которые перед совершением молитвы подворачивает ее края. Этот поступок противоречит тому, что было велено посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который говорил: «Мне было велено совершать земной поклон, опираясь на семь частей (лоб, нос, две ладони, два колена и две ступни), а также не собирать волосы и одежду!» аль-Бухари 816. Что же касается совершения намаза позади имама, чья одежда опущена ниже щиколоток, то имам ас-Сан’ани сказал, что если имам несведущий относительно этого вопроса, то нет никаких проблем, его просто следует известить об этом. Если же имам придерживается мнения тех, кто считает допустимым опускать края одежды, если это делается не по причине высокомерия, и он является постоянным имамом и т.д., то молитва за ним также действительна, и доводом на это является хадис пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказавшего: «Ваши имамы совершают молитвы для вас и для себя, и если они все делают правильно, то награда и вам и им, если же они ошибаются, то вам все равно награда, а их ошибка оборачивается против них». аль-Бухари 694.