Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вступительная статья. благе и процветании этого государства






благе и процветании этого государства. Философия и полити­ка оказываются по сути двумя сторонами одной медали; пос­ледняя призвана реализовывать в действительности предписа­ния первой. Не случайно поэтому, отдавая философии первен­ство среди наук, Цицерон тем не менее ставит политика выше философа, ибо " достоинство каждого искусства - в его ис­пользовании" (" О государстве" I 1).

Именно этой необходимостью связать философию и госу­дарственную деятельность воедино объясняется и постоянное сближение, причем сближение сознательное, философии и риторики в трудах Цицерона. С одной стороны, его цель - не просто сделать наследие греческой философии доступным ри­млянам, но сделать это " подходящим, ясным, изящным" язы­ком, как подобает оратору, иначе труд останется втуне. В стре­млении к такому соединению он считает своими союзниками Платона, Аристотеля и Демосфена (" Об обязанностях" 12-4). Стойкая убежденность в необходимости риторического оформления философской мысли сквозит в его слегка кокет­ливой, но значимой фразе, которой он объясняет быстроту своих философских писаний: " Они не более, чем списки (грен. аябтрафос - копии, сделанные писцом), и потому не требуют особого труда. Я всего лишь облекаю их в слова, в коих нет у меня недостатка" (" Письма к Аттику" XII 52). Но, с другой сто­роны, не только философия нуждается в искусном словесном выражении, но и наоборот: без философского обоснования своего предмета, " знания вещей", ораторское искусство теряет самую суть своего государственного предназначения. Потому Цицерон так настойчиво пытается преодолеть прискорбный " разлад" между риторикой и философией, наметившийся со времен Платона (" Об ораторе" III 60 и далее); потому убеждает сына Марка считать единым целым философские и риториче­ские сочинения отца (" Об обязанностях" I, 3); потому его оп-ропо1616 ид< : ального оратора vir bonus dicendi peritus (" доб-терию^4" 1*11* человек' искусный в речах") к греческому кри-кусства слова добавляет типично римскую идею


Римский профиль греческой философии

Нравственного совершенства, а стало быть, в не меньшей сте­пени оказывается подходящим и для характеристики истинно­го философа. Нет нужды добавлять, что в своих трудах Цице­рон стремился воплотить именно этот двойной идеал.

Оттого сам переход от судебной практики к философскому теоретизированию выглядит у Цицерона вполне плавным; не­даром исследователи обращают внимание на достаточно от­влеченный и теоретический характер некоторых речей, непо­средственно предшествовавших " философскому периоду" его творчества - например, " В защиту Сестия" (56 г.)16. В свою оче­редь, несмотря на то, что многим последовательность тракта­тов кажется достаточно хаотичной, похоже, что за ними стоит все же некая система, причем система, определяемая все той же прагматической целеустановкой. Корпус философских со­чинений хронологически открывается трактатами " О государ­стве" (54-51 гг.) и " О законах" (начат в 51 г., продолжен в 46 г., но не закончен), как бы непосредственно вытекающими из са­мой государственной деятельности автора. За ними следуют " Стоические парадоксы" (46 г.) и " Академические исследова­ния" (45 г., впоследствии расширено до четырех книг, из кото­рых сохранились часть первой и так называемый " Лукулл"), со­держащие разбор философских топосов двух наиболее авто­ритетных школ. Это служило своего рода предуготовлением к изложению некоей цельной философской программы, о поль­зе и необходимости которой немало говорилось в " Утешении" и " Гортензии" (начало 45 г.) и которая, по сути, была разверну­та в двух наиболее значительных и объемных сочинениях - " О пределах блага и зла" и " Тускуланских беседах" (лето 45 г.). В фокусе этих трудов - этические теории, их систематическое изложение и критика, причем во многом ориентированная именно на общественную и социальную приложимость опи­сываемых идей.

Уже конкретная этическая проблематика рассматривается в трактате " О старости" (конец 45 г. - начало 44 г.), к которому примыкает последующее сочинение " О дружбе" (44 г.). Та же







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.