Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вступительная статья. Дует исключить два года службы проконсулом в Киликии (за­метим, правда, что по пути туда Цицерон не упустил возмож­ности заехать в Афины






Дует исключить два года службы проконсулом в Киликии (за­метим, правда, что по пути туда Цицерон не упустил возмож­ности заехать в Афины, дабы опять-таки послушать тамошних философов) - и в итоге плодотворность теоретической мысли Цицерона еще более потрясает.

Истоки этого периода в жизни Цицерона кроются в том, что его, по собственному же признанию, " с юных лет... фило­софия больше всего занимала" (" Письма к родным" IV 4, 4). Но в то же время это обращение к теоретическим трудам, бес­спорно, связано и с превратностями государственной службы и политической деятельности Цицерона. Пережив пик карье­ры в 63 г. - его консульство завершилось громким разоблаче­нием заговора Каталины, за которое был с триумфом провоз­глашен " отцом отечества", - он постепенно все больше и боль­ше теряет политический вес и влияние. Во многом это стало результатом его отказа поддержать триумвират Цезаря-Пом-пея-Красса - отказа, на который он решился после длитель­ных раздумий, но в итоге проиграл и спустя чуть более года (в начале 58 г.) был изгнан из Рима. Последующее возвращение стало не столько признанием его заслуг, сколько следствием изменения расклада сил в Риме, но и в новом раскладе ему уже не нашлось подобающего места. Он вынужден был признать первенство Цезаря и Помпея и даже превознести Цезаря в ре­чи " О консульских провинциях" (56 г.), но вынужденность это­го компромисса, как кажется, лишает его внутренней уверен­ности в собственных силах, составлявшей неколебимую осно­ву его прежних политических и ораторских успехов. Цицерон начинает проигрывать дела (самый известный пример - его выступление в защиту Милона в 52 г.), никак не может сделать матНЧаТСЛЬНЫЙ выбоР между партиями так называемых опти-Помпею популяР°в" > в итоге примыкает к первым и их лидеру на милость1! ^10 еГ° поРажения в Фарсальской битве сдается потому вскоре3нач Затем он приветствует убийство Цезаря, и Рого считает продолжат противостоять Марку Антонию, кото-елсм дела Узурпации власти. Но все же

Г


Римский профиль греческой философии

Цицерон никак не решается на окончательный разрыв с Анто­нием (по его собственному признанию, это происходит лишь в июне 44 г.), наконец обрушивается на него серией знамени­тых " Филиппик", но их единственным итогом становится не­примиримая ярость могущественного врага, жертвой которой Цицерон и падет 7 декабря 43 г.

Потому философские занятия Цицерона - это своего рода самоутешение, стремление обрести в теоретическом обосно­вании своих взглядов уверенность, поколебленную практиче­скими неудачами. Об этой " утешительности" философии Ци­церон говорит и сам, правда, уже в связи с личной трагедией -смертью в 45 г. любимой дочери Туллии, что побудило его к еще большему углублению в философские размышления, пло­дом которых стали " Утешение" (сочинение, практически не сохранившееся, но давшее заглавие " Утешению философией" Боэция) и уже упоминавшийся " Гортензий". Но отнюдь не слу­чайно, что в ряду поводов к погружению в философию личные утраты и потери нередко сопутствуют разочарованию в госу­дарственной деятельности, реалии личной судьбы переплета­ются с реалиями политическими. Так, во вступлении к тракта­ту " О природе богов" Цицерон говорит, что философия яви­лась для него лучшим способом пережить смерть дочери (I 9); но непосредственно этому предшествует пассаж, описываю­щий и иную побудительную причину: " Когда меня утомила без­деятельность, а состояние республики было таким, что ею по необходимости должен был управлять и о ней заботиться только один человек, то решил я, во-первых, что ради самой республики следует изложить нашим людям философию, ибо я полагал, что важно и для украшения, и для славы нашего госу­дарства, чтобы столь важные и славные вещи были изложены также и на латинском языке" (" О природе богов" I 7; пер. М. Рижского, ср. " Академические исследования" I 10-12). Характерно, что занятия " высокими предметами" оказываются продиктованными, с одной стороны, невозможностью практи­ческого участия в делах государства, а с другой - заботой о







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.