Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вступительная статья. Конкретных перекличках, вплоть до названий некоторых тру­дов^ - например, О законах и О государстве






Конкретных перекличках, вплоть до названий некоторых тру­дов^ - например, " О законах" и " О государстве". При этом ха­рактерно, что из всего корпуса платоновских сочинений Ци­церон " заимствовал" именно эти заглавия, подразумевавшие философское обоснование общественного устройства. Но ес­ли для Платона неудачные сицилийские опыты воплощения его " государственных" идей были, скорее, неким побочным за­нятием, а для Аристотеля, скажем, его размышления о конкрет­ных формах правления служили лишь основанием для постро­ения общей теории социальных форм, то Цицерон ставил во главу угла именно практическую цель: его идеи должны были быть адекватными и применимыми к конкретной реально­сти - политической и социальной реальности Рима. Плато­новский Сократ становится для него важнейшим предшествен­ником, ибо именно с ним связывалась еще в Греции начальная разработка такого раздела философии, как этика; и у Цицеро­на именно этика, причем этика практическая и общественная, всегда служит некоей доминантой философского поиска.

Надо заметить, что сам " путь" Цицерона к созданию его фи­лософских сочинений в известной мере отражает достаточно сложное взаимодействие в его сознании идеи философии как высшей ступени научного размышления и образования и представления о ней как о некоей составляющей государствен­ного " строительства". Многие исследователи справедливо от­мечают тот факт, что философия составляла существенную часть воспитания Цицерона, определившую во многом все его последующие занятия14. Действительно, одним из его воспита­телей и домашних советчиков был стоик Диодот, живший в до­ме Туллиев с 87 г. вплоть до своей смерти в 59 г. В Риме Цице­рон не раз посещал лекции приезжих греческих философов: так, по совету своего ближайшего друга Аттика, он слушал эпи­курейца Федра, но сам предпочитал ему представителя скепти­ческой Академии Филона из Лариссы, выступавшего в Риме в 81 г. Особую роль в формировании интеллектуального круго­зора Цицерона сыграла его поездка в Грецию, где он старался


Римский профиль греческой философии

Расширить свои познания в философии, слушая в 78 г. в Афи­нах лекции нового главы Академии Антиоха Аскалонского, ученика Филона. Учение Антиоха, основавшего так называе­мую " пятую Академию", сводилось к декларированию возврата к учению " древних академиков", понятому как синтез собст­венно академической доктрины (присутствующей прежде все­го в самой форме философского рассуждения, восходящей к систематической доктрине Карнеада) с теориями стоиков и перипатетиков (помимо Филона, Антиох учился и у стоика Мнесарха). Именно это соединение, вкупе с особым интересом Антиоха к этике, оказалось весьма близким Цицерону, и пото­му сочинения Антиоха являлись, по-видимому, источником и образцом для многих трудов Цицерона, в том числе и для трак­тата " О пределах блага и зла". Во время того же путешествия в Грецию Цицерон побывал и на Родосе - прежде всего дабы по­слушать лекции знаменитого ритора Молона, но в это время там же преподавал один из виднейших представителей Сред­ней Стой Посидоний, школу которого Цицерон, бесспорно, посещал1^ Таким образом, уже в юности его интерес к фило­софии был вполне постоянным, а источники образования -достаточно разнообразными. Вполне вероятно, что именно это послужило причиной поразительного по своему объему и интенсивности " взрыва" философских штудий Цицерона, ре­зультатом которого и стали все его основные философские труды.

На самом деле не может не поражать то краткое время, в которое уложилось создание корпуса цицероновской филосо­фии. Написание пятнадцати основных философских работ было ограничено практически десятью годами - с 55 по 45 гг., которые к тому же вместили и создание знаменитой риториче­ской трилогии - " Об ораторе", " Оратор", " Брут" (эти произве­дения также можно считать в известной мере связанными с философией, ибо в них заметное место занимает общее опре­деление места риторики в системе знания и ее связи и взаимо­действия с философией). Более того, из этого десятилетия еле-







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.