Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие идентичности и ее формы






Как уже было отмечено ранее, одной из ведущих человеческих потребностей является потребность в разнообраз­ных взаимосвязях с окружающим миром, потребность в коллек­тивной жизнедеятельности, которая реализуется путем само­отождествления индивида с какими-либо идеями, ценностями, социальными группами и культурами. Такого рода самоотожде­ствление определяется в науке понятием «идентичность». У этого понятия довольно длительная история, однако вплоть до 1960-х гг. оно имело ограниченное употребление. Широкое рас­пространение термина «идентичность» и его введение в междисциплинарный научный оборот произошло благодаря трудам аме­риканского психолога Эрика Эриксона. Со второй половины 1970-х гг. это понятие прочно вошло в лексикон всех социаль- но-гуманитарных наук, привлекает внимание ученых различных направлений и дает начало многочисленным теоретическим и эмпирическим исследованиям проблемы идентичности[17].

Исследования проблемы идентичности наиболее быстрыми темпами развивались в психологии, где сложились две школы — психоанализа и бихевиоризма. Традиции этих двух школ нашли свое продолжение в психологической антропологии. Э. Эриксон сформулировал концепцию идентичности и определил круг основных проблем и понятий. Среди последних он выделил по­нятие «психосоциальная идентичность» как продукт взаимодей­ствия между обществом и личностью. Исследуя адаптивную фун­кцию идентичности, Эриксон отметил в структуре психосоциальной идентичности позитивные и негативные эле­менты, сочетание которых определяет психическое здоровье ин­дивида и его способность к взаимодействию с другими людьми.

Рассматривая психосоциальную идентичность как важную личностную потребность индивида, Эриксон особенно подчерки­вал ее мотивационную функцию, которая заключается в стремле­нии людей к обретению социального статуса, в имманентной уста­новке адаптироваться к любым объективным условиям.

Понятие «идентичность» сегодня широко используется также в этнологии, культурной и социальной антропологии. В самом общем понимании оно означает осознание человеком своей при­надлежности к какой-либо социокультурной группе, позволяю­щее ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире. Необходи­мость в идентичности вызвана тем, что каждый человек нуждает­ся в известной упорядоченности своей жизнедеятельности, кото­рую ему может обеспечить только сообщество других людей. Для этого он должен добровольно принять господствующие в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, цен­ности и иные средства взаимосвязи, принятые среди окружаю­щих. Усвоение этих элементов социальной жизни группы прида­ет жизни человека упорядоченный и предсказуемый характер, а также делает его причастным к соответствующей культуре.

Поскольку каждый индивид является одновременно членом нескольких социальных и культурных общностей, то в зависимо­сти от типа групповой принадлежности принято выделять раз­личные виды идентичности: профессиональную, гражданскую, этническую, политическую, религиозную и культурную. Из всех видов идентичности для нас представляет интерес прежде всего культурная идентичность — принадлежность индивида к какой-либо культуре или культурной группе, формирующей ценностное от­ношение человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом.

Таким образом, сущность культурной идентичности заклю­чается в осознанном принятии индивидом соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка, понимании своего Я с позиций тех культурных характе­ристик, которые приняты в данном обществе, в самоотождеств­лении себя с культурными образцами именно этого общества.

Значение культурной идентичности в межкультурной ком­муникации состоит в том, что она предполагает формирование у индивида определенных устойчивых качеств, благодаря кото­рым те или иные культурные явления или люди вызывают у него чувство симпатии или антипатии, а в зависимости от того или иного чувства он выбирает соответствующий тип, манеру и фор­му общения.

Принято считать, что основными чертами характера евреев являются чувство собственного достоинства и отсутствие робости и стеснитель­ности. Для передачи этих качеств существует даже специальный тер­мин «хуцпа», не имеющий перевода на другие языки. Хуцпа — особый вид гордости, побуждающий к действию несмотря на опасность ока­заться неподготовленным, неспособным или недостаточно опытным. Для еврея «хуцпа» означает особую смелость, стремление бороться с непредсказуемой судьбой. Обладающий хуцпа человек легко пригла­сит на танец королеву бала, потребует повышения по службе и прибав­ки к заработной плате, будет стремиться к более высоким оценкам и более интересной работе, не боясь отказа или неудач.

Рассматривая вопрос о сущности культурной идентичности, следует помнить, что главными субъектами культуры и межкуль­турной коммуникации являются люди, находящиеся в тех или иных отношениях друг с другом. В содержании этих отношений значимое место занимают представления людей о самих себе, ко­торые зачастую также весьма существенно разнятся от культуры к культуре.

В культурной антропологии стало аксиомой утверждение, со­гласно которому каждый человек выступает носителем той куль­туры, в которой он вырос и сформировался как личность, хотя в повседневной жизни он сам обычно этого не замечает, восприни­мает как данность специфические особенности своей культуры. Однако при встречах с представителями других культур, когда эти особенности становятся очевидными, люди начинают созна­вать, что существуют другие формы переживаний, виды поведе­ния, способы мышления, которые весьма значительно отличают­ся от привычных и известных. Все эти разнообразные впечатле­ния о мире трансформируются в сознании человека в идеи, установки, стереотипы, ожидания, которые в итоге становятся для него важными регуляторами его личного поведения и обще­ния. Путем сопоставления и противопоставления позиций, точек зрения и т.д. различных групп и общностей в процессе взаимо­действия с ними происходит становление личной идентичности человека, которая является совокупностью знаний и представле­ний индивида о своем месте и роли как члена соответствующей социокультурной группы, о своих способностях и деловых каче­ствах.

Вероятно, не требует доказательства утверждение, что в реальной жизни нет двух абсолютно похожих людей. Жизненный опыт каждого человека неповторим и уникален, и, следователь­но, каждый человек по-разному реагирует на внешний мир. Идентичность человека возникает в результате его отношения к соответствующей социокультурной группе, составной частью которой он выступает. Но поскольку человек одновременно яв­ляется участником разных социокультурных групп, то он облада­ет сразу несколькими идентичностями. В их совокупности отра­жаются его пол, этническая и религиозная принадлежность, про­фессиональный статус и т.д. Эти идентичности связьшают людей друг с другом, но в то же время сознание и индивидуальный жиз­ненный опыт каждого человека изолируют и отделяют людей друг от друга.

В определенной степени межкультурную коммуникацию можно рассматривать как взаимоотношение противостоящих идентич- ностей, при котором происходит взаимодействие идентичностей партнеров по коммуникации. В результате этого взаимодействия неизвестное и незнакомое в идентичности партнера становится знакомым и понятным, что позволяет ожидать от него соответ­ствующего поведения.

Взаимодействие идентичностей облегча­ет согласование отношений в коммуникации, определяет ее вид и механизм. Например, на протяжении продолжительного време­ни основным типом отношений между мужчиной и женщиной в культурах многих народов Европы служила «галантность». В со­ответствии с этим типом происходило распределение ролей при общении полов (активность мужчины, завоевателя и обольстите­ля, наталкивалась на реакцию противоположного пола в форме кокетства), что предполагало соответствующий сценарий обще­ния (интриги, уловки обольщения и т.п.) и соответствующую ри­торику общения.

Вместе с тем тот или иной тип идентичности может создавать препятствия для коммуникации. В зависимости от типа идентич­ности собеседника стиль его речи, темы общения, формы жести­куляции могут оказаться уместными или, наоборот, неприемле­мыми. Таким образом, идентичность участников коммуникации определяет сферу и содержание общения. Разнообразие этниче­ских идентичностей, являющееся одним из главных факторов межкультурной коммуникации, может быть одновременно и препятствием для нее. Наблюдения и эксперименты этнологов показывают, что во время официальных обедов, приемов и дру­гих подобных мероприятий межличностные отношения участни­ков складываются по этническому признаку. Сознательные уси­лия по смешению представителей разных этнических групп не давали эффекта, поскольку через непродолжительное время вновь стихийно возникали этнически однородные группы обще­ния.

Таким образом, в межкультурной коммуникации культурная идентичность обладает двойственной функцией. Она позволяет коммуникантам составлять представление друг о друге, взаимно предугадывать поведение и взгляды собеседников, т.е. облегчает коммуникацию. Но в то же время обнаруживается и ее ограни­чительный характер, в соответствии с которым в процессе ком­муникации возникают конфронтации и конфликты. Ограничи­тельный характер культурной идентичности направлен на ра­ционализацию процесса коммуникации, т.е. на ограничение коммуникативного процесса рамками возможного взаимопо­нимания и исключение из него тех аспектов коммуникации, ко­торые ведут к конфликту.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.