Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмпатия и коммуникация






Практически межкультурная коммуникация на индивидуальном уровне представляет собой столкновение ми­ровоззрений, при котором партнеры не осознают различия во взглядах, считают свое видение «нормальным». Поведение ком­муникантов при этом характеризуется ситуацией, когда нечто само собой разумеющееся для одной стороны встречается с не­что само собой разумеющимся для другой. Сначала это обнару­живается как открытое непонимание, несовпадение мнений и оценок. Но под сомнение не ставится свое «нечто само собой ра­зумеющееся», а автоматически принимается этноцентристская позиция и партнеру приписываются глупость, невежество или злой умысел.

Напротив, каждый человек может вспомнить много приме­ров из собственной жизни, когда общение с другими людьми было ясным, понятным и легким. Это общение с любимыми людьми, с близкими друзьями, когда все происходило само со­бой, без психологических напряжений и глубоких раздумий. Для таких ситуаций характерно естественное желание понять друго­го, не обидеть его и т.д. Такой тип общения и понимания челове­ка партнера по общению называется эмпатией.

Термин «эмпатия» в последнее десятилетие получил распро­странение в большинстве гуманитарных наук. Однако многие свойства этого типа взаимоотношений людей изучены еще недо­статочно. В этнологии эмпатия подразумевает «...систему выра­ботанных человечеством ценностей, норм, институтов, ориенти­рованных на этико-эстетическую рационализацию мира и бытия человека в мире — на производство и воспроизводство сочувст­венного, понимающего, эстетически выдержанного сознания и поведения»[14].

Проявление эмпатии в общении выражается в общей уста­новке не столько понять скрытый смысл сказанного, сколько по­чувствовать состояние партнера. Это вызвано тем, что не всегда один из партнеров может подобрать нужные слова, тон, стиль и т.д. Иногда из-за принятых в соответствующей культуре условно­стей люди начинают изложение мысли с некоторого отступле­ния, из которого не сразу видно их намерение. Они как бы за­шифровывают свои идеи и чувства в общепринятые слова, поэто­му часто не удается выразить мысль так, чтобы собеседник правильно ее понял.

Кроме того, различие между чувствами и содержанием обще­ния также не всегда легко уловить. Но если оно принято и понято партнером, то говорящий достигает большего эффекта от обще­ния. Переживая чувства собеседника через различные эмоциональ­ные проявления, люди тем самым показывают, насколько понима­ют собеседника. В таких случаях продуктивность общения зави­сит не только от фактической информации, но и от установок, чувств, эмоциональных проявлений.

Как считают исследователи, формирование эмпатических ка­честв человека происходит под влиянием когнитивных, аффек­тивных и коннотативных факторов, поэтому эмпатия может про­являться в трех основных формах:

когнитивная — способность соотносить свое и чужое, осозна­вать, что объединяет и разделяет людей;

экспрессивная — способность понимать сходство и различие

эмоций и намерений;

социальная — способность понимать сходство и различие в нор­мах социального поведения'.

Эмпатийные качества человека тем разнообразнее и шире, чем богаче и разнообразнее его представления о других. Однако понимание других обязательно детерминировано пониманием самого себя. Стараясь познать себя, мотивы своих поступков и потребностей, человек прибегает к аналогиям, использует психо­логический механизм идентификации, сущность которого за­ключается в том, что, непосредственно наблюдая собственные действия и связанные с ними состояния, он истолковывает свое поведение, оценивает его и придает ему определенное значение. На основе этого формируется образ Я, в соответствии с которым человек пытается по аналогии со своими состояниями судить о внутреннем состоянии и чувствах других людей. Происходит приписывание (атрибуция) собственных пережитых состояний партнеру по общению. Это особенно очевидно в общении пред­ставителей разных культур.

В межкультурной коммуникации специфика эмпатии состо­ит в том, что субъект коммуникации стремится воспроизвести в самом себе переживания других людей, с которыми он находится в контакте. Иными словами, эмпатия основана на умении поста­вить себя на место другого человека, взглянуть на окружающий мир его глазами, почувствовать его состояние и учесть все это в своем поведении и поступках. Механизм эмпатии заключается в перенесении элементов внутреннего мира другого в свой собст­венный. В его характеристике наиболее точным, вероятно, будет понятие «сопереживание», поскольку эмпатия обнаруживает себя как переживание переживаний другого человека, в ходе ко­торого достигается не только та или иная степень или глубина по­нимания субъектом состояний и поступков объекта, но и опреде­ленное согласие с мотивами, эмоциями, установками, объясняю­щими и оправдывающими его поведение.

Каждый вид коммуникации характеризуется особыми отно­шениями партнеров, направленностью их целей и задач. В этом отношении специфика межкультурной коммуникации заключа­ется в желании понять, о чем думает партнер, причины его riepe- ■ живаний, его точку зрения и образ мыслей. Поэтому при межкуль­турной коммуникации, чтобы понять коммуникативное поведе­ние представителей другой культуры, необходимо рассматривать его в рамках их культуры, а не своей, т.е. здесь следует проявлять эмпатическое отношение к партнеру по коммуникации. Это отно­шение означает мысленное, интеллектуальное и эмоциональное проникновение во внутренний мир партнера, его чувства, мысли, ожидания и стремления.

Психологически эмпатия основывается на предположении, что в одинаковых обстоятельствах все люди переживают прибли­зительно одинаковые чувства и ощущения и это сопереживание позволяет им понять другие точки зрения, идеи и различные культурные явления. Благодаря этому свойству возникает спо­собность человека представить себя на месте другого, принять его мировоззрение, понять его чувства, желания, поступки. В связи с этим М. Бен нет предлагает альтернативу «золотому правилу нравственности» — «платиновое правило общения», которое концентрированно выражает сущность эмпатического подхода: «поступай с другими так, как они поступали бы сами с собой»[15].

Эмпатический тип коммуникации с его стремлением понять проблему культурных различий изнутри и найти необходимые пути и способы для взаимопонимания значительно увеличивает вероятность полного понимания между партнерами. Для этого необходимо помнить и придерживаться основных характеристик эмпатии:

внимательно слушать, что говорят;

стремиться понять, как чувствуют себя другие;

быть искренне заинтересованным в том, что говорят и делают другие;

проявлять сочувствие к нуждам и интересам других;

обладать способностью понимать точку зрения другого.

В психологии разработаны специальные методы, с помощью которых можно повысить чувствительность людей к пережива­ниям друг друга. Одним из таких методов является метод под­стройки, который часто применяют те, кто пытается понять со­стояние другого. Он заключается в том, что нужно попробовать максимально близко подстроиться к партнеру через подражание его внешнему поведению: принять подобную ему позу, перенять свойственный ему в данный момент темп речи и т.п. Исследова­ния показали, что если это удается, то открываются переживания собеседника и возникает чувство понимания его поведения.

§ 1.4. Культура и ценности Природа и сущность ценностей культуры

Осваивая окружающий мир, человек решает для себя, какие его элементы важны для жизни, а какие не имеют зна­чения, что для него является важным, а что несущественно, без чего он может обойтись, а без чего нет. В результате этого у него формируется ценностное отношение к миру, в соответствии с ко­торым все предметы и явления рассматриваются им по критерию

 

' Bennet М. Basic Concepts of Intercultura! Communication. Selected Readings. Yarmouth, 1998.

 

важности и значимости для его жизни. Каждый предмет, явление или идея получают свою оценку и представляют определенную ценность, на основании которой складывается соответствующее к нему отношение. В результате формируется общее ценностное отношение человека к миру, при котором те или иные явления окружающего мира имеют смысл и значимость. Таким образом, ценность не есть вещь сама по себе — она представляет собой от­ношение к вещи, событию, процессу и т.д. Исходя из такого по­нимания ценностей, американские культурологи К. Клакхон и Ф. Стродбек определили ценности как «сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышле­ния и деятельности в ходе решения общих человеческих проб­лем».

Аналогичным образом у каждого народа складывается собст­венная система отношений к природе, к людям своей и чужой об­щности, к идеям, к вещам и т.д. На основе этих отношений фор­мируются система ценностей этого народа и его культура. Ценно­стное отношение к миру формирует ценностные ориентации и установки, которые определяют в свою очередь поведенческие модели и регулируют поведение представителей данного народа.

Современные англичане считают самообладание главным достоинст­вом человеческого характера. Слова «Умей держать себя в руках» наи­более адекватно выражают девиз этого народа. Чем лучше человек умеет владеть собой, тем он достойнее. В радости и в горе, при успехе и при неудаче человек должен оставаться невозмутимым хотя бы внеш­не, а еще лучше — если и внутренне.

Роль ценностей в жизни как отдельного индивида, так и об­щества в целом чрезвычайно велика. Именно в соответствии с ними происходит отбор информации в процессе взаимодействия с окружающим миром, устанавливаются социальные отноше­ния, формируются эмоции и чувства, навыки общения и т.д.

В человеческом сознании одновременно сосуществует мно­жество ценностей самого разного характера и содержания. На этом основании вполне оправданно говорить о системе ценно­стей, внутри которой те или иные ценности определенным обра­зом упорядочены по отношению друг к другу. Каждая система ценностей имеет большое значение в любой культуре, поскольку определяет отношения человека с природой, обществом, бли­жайшим окружением и с самим собой. Дело в том, что, усваивая ценности окружающего мира, человек опирается на устоявшиеся и его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формиру­ет индивидуальную систему основополагающих ценностей, слу­жащих ему руководством в жизни. На этой основе в каждой куль­туре складывается своя система ценностей, отражающая ее спе­цифическое положение в мире, обыкновенно представляющая собой иерархию, в которой ценности расположены по нарастаю­щей значимости. Благодаря этой системе обеспечиваются цело­стность данной культуры, ее неповторимый облик, необходимая степень порядка и предсказуемости.

Если рассматривать ценность как значимость чего-либо для человека и общества, то это понятие наполняется субъективным содержанием, поскольку в мире нет явлений, в равной степени значимых для всех людей без исключения. Поэтому исследовате­ли теории ценностей выделяют различные группы ценностей: личные ценности, возрастные ценности, ценности каких-либо больших и малых социальных групп, исторические ценности раз­личных эпох и государств, общечеловеческие ценности и т.д.' Из всей системы ценностей человека и общества выделяется группа культурных ценностей, которая в свою очередь подразделяется на две основные группы.

Во-первых, это совокупность выдающихся произведений интеллектуального, художественного и религиозного творчества. В эту группу включаются также выдающиеся архитектурные соо­ружения, уникальные произведения ремесла, археологические и этнографические раритеты.

Во-вторых, к числу культурных ценностей отнесены оправ­давшие себя и доказавшие на практике свою эффективность принципы совместного сосуществования людей: нравы, обычаи, стереотипы сознания и поведения и т.п., которые ведут к интег­рации общества, росту взаимопонимания между людьми, их комплиментарности, солидарности, взаимопомощи и т.д. Обе груп­пы культурных ценностей на практике составляют «ядро» любой культуры и определяют ее неповторимый характер.

В процессе межкультурной коммуникации довольно часто обнаруживаются значительные различия в восприятии одних и тех же ценностей представителями разных культур. Среди огром­ного числа разнообразных восприятий можно выделить неболь­шую группу таких ценностей, которые совпадают как по характе­ру оценок, так и по содержанию. Такого рода ценности получили название универсальных или общечеловеческих. Их универсаль­ный характер обусловлен тем, что основные черты таких ценно­стей базируются на биологической природе человека и на всеоб­щих свойствах социального взаимодействия людей независимо от культурной специфики. Например, нет ни одной культуры в мире, которая оценивала бы положительно убийство, ложь и во­ровство. В каждой культуре существуют свои границы терпимо­сти по отношению к этим явлениям, но общая негативная их оценка однозначна.

Рассмотрение культуры как системы ценностей логично ста­вит вопрос о формах их существования и сферах распростране­ния. В культурной антропологии принято выделять четыре основные сферы культурных ценностей — быт, идеологию, рели­гию и художественную культуру. В аспекте межкультурной ком­муникации из всех этих сфер наиболее важное значение имеет сфера быта, представляющая собой исторически первую сферу возникновения и существования культурных ценностей.

Ведущее положение сферы бытовой культуры в межкультур­ной коммуникации определяется тем, что она является основопо­лагающей для формирования личности, поскольку процессы со­циализации и инкультурации индивида начинаются еще в детстве, когда человек не способен к освоению культурных ценностей идеологии, религии и искусства. Значение бытовой культуры со­стоит в том, что она вырабатывает и формирует такие ценности, которые выполняют определяющую роль в межкультурной ком­муникации. Ведь сфера быта является хранителем исторической памяти культуры, поскольку она значительно устойчивее идеоло­гии и религии и изменяется гораздо медленнее, чем они обе. По­этому именно бытовая культура в большей степени содержит в себе ценности «вечные», общечеловеческие и этнические. Кроме того, именно ценности бытовой культуры служат основой возник­новения идеологии, религии и искусства.

Англичане считают, что неумеренное проявление родительской люб­ви и нежности приносит вред детскому характеру. В их традициях — относиться к детям сдержанно, даже прохладно. Здесь бытует послови­ца: «Пожалеть розгу — значит испортить ребенка». В Британии принято считать, что наказывать детей — это и право, и обязанность родителей. Не случайно в британских школах до сих пор не отменены телесные наказания. Детям внушают, что плакать недостойно и позорно. Пла­чущий ребенок вызывает откровенные насмешки сверстников и мол­чаливое неодобрение родителей.

Вместе с тем ценности бытовой культуры самодостаточны. Это значит, что, пользуясь только ценностями бытовой культу­ры, индивид получает устойчивые ориентиры для жизни в усло­виях соответствующей культуры. В процессе межкультурной коммуникации дополнительное значение бытовой культуре придает ее стихийный характер. Ценности бытовой культуры рождаются в процессе житейской практики и имеет утилитар­ную направленность. Поэтому они не нуждаются в обосновании и доказательстве, носители данной культуры воспринимают их как естественные и само собой разумеющиеся. Их освоения до­статочно для приобщения индивида к культуре того или иного народа.

Приоритетное положение, значение и влияние ценностей в жизни людей также определяются культурой, ее своеобразием и особенностями. Индивид, как правило, специально не осознает большую часть особенностей своей культуры и воспринимает их как само собой разумеющиеся. Осознание ценностей своей куль­туры наступаетлишь при встрече с представителями других куль­тур, когда происходит взаимодействие разных культур и обнару­живаются различия в их ценностных ориентациях. Именно в этих случаях возникают непонимание, растерянность, бессилие и раз­дражение.

Исключить эти ситуации и добиться положительных резуль­татов в межкультурных контактах возможно лишь с помощью знания особенностей ценностных ориентаций партнера. Это зна­ние помогает предсказать его поведение, цели, желания, обеспе­чивает успех в общении.

Содержание любой ситуации общения с необходимостью включает в себя нормы и правила, регулирующие взаимодейст­вие и характер отношений ее участников, предписывающие им как вести себя, если позиции участников достаточно определены. Каждый человек, прежде чем вступить во взаимодействие с дру­гими людьми, обычно соотносит свои предполагаемые действия с принятыми в его среде стандартами поведения, ожидая и от дру­гих соблюдения определенных норм и правил общения. При от­сутствии подобных представлений невозможно жить в совре­менном обществе. Такие общие представления, регулирующие поведение людей, вырабатываются в обществе и называются соци­альными нормами.

Нормативность является одним из существенных свойств культуры любого общества и народа. Это выражается в том, что в каждой культуре существует множество норм, относящихся ко всем сферам жизнедеятельности общества. Они исторически вы­рабатываются данной культурой, имеют устойчивый характер, их нарушение предполагает применение тех или иных мер воздейст­вия на индивида. На практике нормы культуры представляют собой существующие правила, образцы поведения, критерии и т.д., которые ограничивают природную вседозволенность и требуют неукоснительного их выполнения во всех без исключе­ния случаях.

Объективная необходимость возникновения и существова­ния норм культуры обусловлена тем, что жизнь человека в обще­стве невозможна без соблюдения определенных правил. В соот­ветствии с данными правилами любая культура имеет представ­ление о «плохом» и «хорошем» поведении. Поэтому в каждой культуре формируется система долженствований и запретов, ко­торые предписывают, как человек должен поступать в той или иной ситуации, или указывают, чего он не должен делать ни при каких обстоятельствах. Таким образом, общение людей облечено в различные формы, подчинено тем или иным условностям и за­конам. Культурные нормы предписывают, как должны общать­ся, например, младшие и старшие по возрасту или чину, мужчи­ны и женщины, законопослушные граждане и преступники и т.д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.