Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культурно-антропологический аспект культуры






Изучением вопросов становления и развития как культур отдельных народов, так и культуры человека в целом зани­мается культурная антропология. Она представляет собой фунда­ментальную науку, предметом которой является совокупность результатов и способов деятельности человеческого общества во всех сферах его жизнедеятельности и всех факторов, составляю­щих и обусловливающих своеобразие образа жизни и поведения народов, этнических общностей, групп и индивидов в тот или иной период времени. Культурная антропология исследует раз­витие культуры во всех ее аспектах: образ жизни, видение мира, менталитет, этническая психология, результаты и формы духов­ной деятельности человека. Кроме того, она изучает также уникаль­ную способность человека развивать культуру через общение, че­рез коммуникацию, рассматривает огромное разнообразие чело­веческих культур, их взаимодействие и конфликты.

Культурная антропология представляет культуру как продукт совместной жизнедеятельности людей, систему согласованных способов их коллективного сосуществования, упорядоченных норм и правил удовлетворения их групповых и индивидуальных потребностей. Такое понимание основывается на том, что совме­стное долгое проживание групп людей на определенной террито­рии, их коллективная хозяйственная деятельность, оборона от внешних нападений формируют у них общее миросозерцание, единый образ жизни, манеру общения, стиль одежды, специфику кулинарии и т.д. В результате действия перечисленных факторов формируется самостоятельная культурная система, которую при­нято называть этнической культурой данного народа. Но каждая этническая культура не является механической суммой всех ак­тов жизнедеятельности людей соответствующего этноса. Ее ядро составляет набор «правил игры», сложившихся в процессе их коллективного сосуществования.

В отличие от биологических свойств человека эти «правила игры» не наследуются генетически, а усваиваются только посред­ством обучения. По этой причине невозможна единая универ­сальная культура, объединяющая всех людей на Земле. Таким образом, несмотря на свою очевидную реальность культура пред­стает в некотором смысле абстрактным понятием, ибо в действи­тельности она существует только в виде множества культур раз­ных эпох и регионов, а внутри этих эпох — в виде культур отдель­ных стран и народов, которые в культурологии принято называть локальными культурами.

Наличие локальных культур является также закономерной формой существования всей человеческой культуры в целом. Благодаря взаимодействию локальных и этнических культур возникает система общения, поддерживаются различные сти­ли и типы поведения, ценностные ориентации, сохраняется их этническая самобытность. Это общение протекает как через взаимное выяснение отношений, распри, конфликты, так и че­рез взаимную адаптацию и понимание культурного своеобра­зия соседей. Как правило, характер межкультурных контактов определяется степенью близости и родства взаимодействую­щих культур. Дело в том, что некоторые локальные культуры похожи друг на друга в силу их генетического родства и сходст­ва условий их возникновения. Другие культуры различаются настолько, насколько различаются условия жизни народов, создавших эти культуры. Во всем разнообразии локальных куль­тур нет ни одной «ничейной» культуры. Каждая культура воплощаетспецифический опыт социальной практики какого-либо конкретно-исторического сообщества людей. Этот опыт при­дает каждой культуре свои неповторимые черты, определяет ее своеобразие.

Своеобразие культуры того или иного народа может прояв­ляться в самых разных сторонах человеческой жизнедеятельно­сти: в удовлетворении биологических, материальных или духов­ных потребностей, в естественных привычках поведения, типах одежды и жилищ, видах орудий труда, способах трудовых опера­ций и т.д. Так, этнографы давно заметили, что народы, живущие в сходных географических условиях и по соседству друг с другом, часто строят дома по-разному. Русские северяне традиционно ставят дома к улице торцом, а русские южане располагают свои жилища вдоль улицы. Балкарцы, осетины, карачаевцы много ве­ков живут на Кавказе по соседству. Однако первые строят камен­ные одноэтажные дома, вторые — двухэтажные, а третьи — дере­вянные дома. Раньше у узбеков по одной лишь тюбетейке можно было определить место происхождения ее владельца, а одежда русской крестьянки XIX в. точно указывала, в какой местности она родилась.

Таким образом, составными частями человеческой культуры являются локальные культуры, носителями которых выступают народы, их создавшие. Каждый народ представляет собой само­стоятельную этническую общность, или, как принято говорить в этнологии, отдельный этнос. Этносы существуют как устойчи­вые общности людей, состоящие из нескольких поколений. Люди естественным образом объединяются в этносы по самым разным причинам, в том числе на основе общности исторической судьбы, общих традиций, особенностей быта и пр. Самыми важ­ными объединяющими факторами являются общность террито­рии и языка.

Своеобразие культуры какого-либо народа получает свое за­вершение в культурной картине мира, которая одновременно формируется в процессе возникновения и развития самой куль­туры. Культурная картина мира является результатом различного мировосприятия, поскольку в различных культурах люди вос­принимают, чувствуют и переживают мир по-своему и тем самым создают свой неповторимый образ мира, совокупное представле­ние о мире, получившее в науке название «картина мира». Куль­турная картина мира — это совокупность рациональных знаний и представлении о ценностях, нормах, нравах, менталитете собст­венной культуры и кулыпур других народов. Данные знания и пред­ставления придают культуре каждого народа самобытность, бла­годаря чему становится возможным отличить культуру одного народа от культуры другого.

Культурная картина мира находит свое выражение в различ­ном отношении к явлениям культуры. Например, на Мадагаска­ре похороны отражают оценку достигнутого при жизни челове­ком статуса и степень уважения к умершему, поэтому для проща­ния с одними стекаются тысячи людей, а к другим приходят единицы. У некоторых народов прощание с покойником растя­гивается на недели. Напротив, в современной России или США похороны умершего занимают всего несколько часов. Различное отношение к одному и тому же событию у разных народов можно объяснить только различиями их культурных картин мира, в ко­торых это событие имеет разные ценность и значение.

Исследование коммуникационного аспекта общения культур показывает, что отношения между культурами могут быть раз­личными:

утилитарные отношения;

отношения неприятия;

отношения взаимодействия, когда отношения культур друг к другу рассматриваются как отношения между равноценными субъектами.

Первый тип отношений означает самоотречение от своей самобытности, добровольное подчинение другой культуре. Вто­рой тип предполагает возникновение эгоцентрических культур, замкнутых в себе и не желающих взаимодействовать с другими культурами. Третий тип отношений можно назвать наиболее прогрессивным для всей человеческой культуры, поскольку основывается на следующих принципах:

любая культура представляет собой совокупность неповтори­мых и незаменимых ценностей, благодаря которым каждый на­род может существовать в мире и взаимодействовать с другими народами;

все народы составляют единое целое в общем культурном на­следии человечества, а культурная самобытность народов обна­руживается и обогащается в результате культурных контактов с традициями и ценностями других народов;

ни одна культура не может претендовать на право быть универ­сальной для всех народов, каждый из которых сохраняет свою самобытность;

культурные особенности каждого отдельного народа не проти­воречат единству всеобщих человеческих ценностей, которые объединяют человечество и делают его жизнедеятельность пло­дотворной и прогрессивной.

Указанные принципы взаимоотношений культур имеют важ­ное методологическое значение, поскольку являются основопо­лагающими для межкультурной коммуникации и диалога куль­тур.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.