Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социализация






По своей природе человек является социальным существом, и поэтому социальная интегрированность выступает чрезвычайно важным фактором его жизни. Следовательно, каж­дому человеку необходимо уметь приспосабливаться к окружаю­щему обществу, иначе он обречен на устойчивую неспособность ладить с окружающими, изоляцию, мизантропию и одиночество. Чтобы этого не происходило, человек с самого раннего детства усваивает принятые манеры поведения и образцы мышления и через это входит, включается в окружающий мир. Это вхождение в мир осуществляется в форме усвоения индивидом необходимо­го количества знаний, норм, ценностей, навыков поведения, по­зволяющих ему быть полноправным членом общества.

Процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры принято обозначать терминами «социализация» и «ин­культурация». Поскольку оба понятия отражают процесс усвое­ния культурных ценностей какого-либо общества, то они во мно­гом совпадают друг с другом по содержанию и нередко использу­ются как синонимы. Это характерно для той группы ученых, которые придерживаются широкого понимания термина «куль­тура» как любой биологически ненаследуемой деятельности, за­крепленной в материальных или духовных продуктах культуры.

Однако большинство ученых, считающих культуру исключи­тельно человеческим способом существования, отличающим че­ловека от всех других живых существ нашей планеты, считают це­лесообразным проводить различие между этими терминами, от­мечая качественные особенности каждого из них1. Сторонники данной точки зрения рассматривают социализацию как двусто­ронний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение инди­видом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой — активное воспроизводство этой системы индивидом в его деятельности \ Получая в повсед­невной практике информацию о самых разных сторонах обще­ственной жизни, человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. Таким образом, происходит гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы социокультурных ценностей общества, что позволя­ет ему успешно существовать в качестве полноценного гражда­нина.

Самые простые кросскультурные исследования показывают, что в различных обществах и культурах ценятся разные качества личности. Формирование и развитие принятых в определенном обществе качеств личности происходит, как правило, путем их целенаправленного воспитания, т.е. передачи норм, правил и ти­пов достойного поведения от старшего поколения к младшему. В культуре каждого народа сложились свои способы передачи со­циального опыта молодому поколению. Этнологи и социологи сравнили стили воспитания детей в различных культурах и выде­лили два противоположных по своему характеру — японский и английский[13].

В Японии воспитатель чаще стремится использовать методы поощрения, нежели наказания. Воспитывать там означает не ру­гать за совершенные плохие поступки, а предвидя плохое, обу­чать правильному поведению. Даже при очевидном нарушении правил приличия воспитатель избегает прямого осуждения, что­бы не поставить ребенка в унизительное положение. Японских детей не порицают, а обучают конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность, что они способны научиться управлять собой, если приложат соответствующие усилия для этого. Японские традиции воспитания исходят из того, что чрез­мерное давление на психику ребенка может привести к обратно­му результату.

Если оценивать процесс воспитания детей в Японии с евро­пейской точки зрения, то можно заключить, что японских детей неимоверно балуют. В первые годы жизни им ничего не запреща­ют, не давая тем самым повода для плача и слез. Взрослые совер­шенно не реагируют на плохое поведение детей, словно не заме­чая его. Первые ограничения начинаются в школьные годы, но и тогда они вводятся постепенно. Только с 6—7 лет японский ребе­нок начинает подавлять в себе стихийные порывы, учится вести себя подобающим образом, уважать старших, чтить долг и быть преданным семье. По мере взросления регламентация поведения значительно усиливается.

В Англии процесс социализации детей основывается на со­вершенно иных принципах. Англичане считают, что неумерен­ное проявление родительской любви и нежности приносит вред детскому характеру.

Согласно английским педагогическим принципам, баловать детей — значит портить их. Традиции анг­лийского воспитания требуют относиться к детям сдержанно, даже холодно. За совершение проступка ребенка ждет суровое наказание. Англичане с детства приучаются к самостоятельности и ответственности за свои поступки. Они рано становятся взрос­лыми, их не надо специально подготавливать к взрослой жизни.

Уже в 16—17 лет, получив аттестат об окончании школы, дети по­кидают родительский дом и живут отдельно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.