Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инкультурация






В отличие от социализации, предполагающей интеграцию человека в общество, понятие «инкультурация» под­разумевает освоение индивидом присущих его культуре миропо­нимания и поведения, в результате чего формируется его когни­тивное, эмоциональное и поведенческое сходство с представите­лями данной культуры и отличие от представителей других культур. Процесс инкультурации начинается с момента рожде­ния, т.е. с приобретения ребенком первых навыков поведения и освоения речи, и продолжается всю жизнь. Этот процесс включа­ет в себя формирование таких основополагающих человеческих навыков, как, например, типов общения с другими людьми, форм контроля за собственным поведением и эмоциями, спосо­бов удовлетворения потребностей, оценочного отношения к раз­личным явлениям окружающего мира. Конечным результатом процесса инкультурации является культурная компетентность человека в языке, ценностях, традициях, обычаях своего культур­ного окружения.

Стадии инкультурации. Основоположник исследования про­цесса инкультурации, американский культурный антрополог Мелвилл Херсковиц, особенно подчеркивал в своих трудах, что процессы социализации и инкультурации проходят одновремен­но и без вхождения в культуру человек не может существовать и как член общества'. При этом он выделял два этапа инкультура­ции, единство которых на групповом уровне обеспечивает нор­мальное функционирование и развитие культуры. Дело в том, что на протяжении жизни каждый человек проходит определенные этапы, которые принято называть стадиями жизненного цикла: детство, юность, зрелость и старость. На каждой стадии жизнен­ного цикла процесс инкультурации характеризуется своими ре­зультатами и достижениями. В соответствии с этими достижени­ями обычно выделяют две основные стадии инкультурации — на­чальную (первичную), охватывающую периоды детства и юности, и взрослую (вторичную), охватывающую два других пе­риода.

Первичная стадия начинается с рождения ребенка и продол­жается до окончания подросткового возраста. Ее основное содер­жание составляют воспитание и обучение. В этот период дети усваивают важнейшие элементы культуры, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни. Процесс их инкультурации реализуется посредством целенаправленного воспитания и частично собственного опыта. Для данного перио­да в каждой культуре существуют специальные способы форми­рования у детей адекватных знаний и навыков для повседневной жизни. Чаще всего это происходит с помощью различных типов игр. Игровые формы представляют собой универсальное средст­во инкультурации личности, поскольку выполняют сразу нес­колько функций:

обучающую, заключающуюся в развитии таких умений и навы­ков, как память, внимание, восприятие информации различ­ной модальности;

коммуникативную, ориентированную на объединение разроз­ненного сообщества людей в коллектив и установление меж­личностных эмоциональных контактов;

развлекательную, выражающуюся в создании благоприятной

атмосферы в процессе общения;

релаксационную, предполагающую снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему в раз­личных сферах жизнедеятельности;

развивающую, состоящую в гармоническом развитии психиче­ских и физиологических качеств человека;

воспитательную, направленную на усвоение обществен незна­чимых норм и принципов поведения в конкретных жизненных ситуациях.

Маленькие дети играют в одиночку, не обращая внимания на остальных людей. Им свойственна уединенная независимая игра. Позднее они начинают копировать поведение взрослых и других детей, не вступая с ними в контакт. Это так называемая параллель­ная игра. В возрасте около трех лет малыши начинают учиться ко­ординировать свое поведение с поведением других детей, т.е. они играют в соответствии со своими желаниями, но учитывают и же­лания других участников игры. Это называется объединенной игрой. Наконец, с четырех лет дети способны к совместной игре — координации своих действий и поступков с другими.

Значимое место в процессе первичной инкультурации при­надлежит освоению трудовых навыков и формированию ценно­стного отношения к труду и развитию способности к обучению. В ре­зультате ребенок на основе своего раннего детского опыта приобретает социально обязательные общекультурные знания и навыки. В данный период их приобретение и практическое освоение стано­вятся ведущими в образе жизни и развитии его личности. Мож­но сказать, что в это время складываются предпосылки транс­формации ребенка во взрослого человека, способного к адекват­ному участию в социокультурной жизни.

Способы первичной инкультурации зависят оттого, к какому полу принадлежит воспитатель. Женщина чаще стремится при­ласкать ребенка, действует поощрением, потакает слабостям и капризам. Мужчина, напротив, испытывает эмоциональный дис­комфорт при тесном контакте с ребенком и поэтому чаще дейст­вует угрозой наказания, прибегает к жестким методам воспита­ния. Материнская опека и уход за ребенком развивают в нем эмо­циональную зависимость от взрослых, несамостоятельность. Отец путем поощрения силовых и военных игр развивает само­стоятельность и собственную активность. Таким образом, пер­вичная инкультурация дополнительно закладывает основы поло­вой идентификации.

Вторичная стадия инкультурации касается взрослых людей, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с дости­жением им совершеннолетия. В этот период инкультурация но­сит фрагментарный характер и проявляется в видеосвоениятолько отдельных элементов культуры, возникающих в последнее время. Обычно такими элементами выступают какие-либо изоб­ретения и открытия, существенно меняющие жизнь человека, или новые идеи, заимствованные из других культур.

Отличительной особенностью второй стадии инкультурации является развитие способности человека к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установлен­ных в данном обществе. Человек получает возможность комби­нировать приобретенные знания и навыки для решения собст­венных жизненных проблем, расширяется его способность при­нимать решения, которые могут иметь значимые последствия как для него, так и для других людей. Он обретает право участвовать в действиях, которые могут привести к значительным социокуль­турным изменениям.

В этот период основное внимание уделяется профессиональ­ной подготовке. На нее тратится большая часть усилий и времени индивида. Необходимые знания и навыки в основном приобре­таются в средних и высших учебных заведениях. На этой стадии также большое значение имеют освоение молодыми людьми их нового, взрослого статуса в семье, расширение круга их социаль­ных контактов, осознание ими своего нового положения, накоп­ление собственного жизненного опыта.

Механизм инкультурации. Каждому человеку на протяжении всей его жизни приходится осваивать множество социальных ро­лей, поскольку процессы социализации и инкультурации про­должаются всю жизнь. Каждая социальная роль требует от чело­века придерживаться множества культурных норм, правил и сте­реотипов поведения. До глубокой старости человек меняет свои взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.д. Все эти изменения происходят под непосредственным вли­янием его социокультурного окружения, вне которого инкульту­рация невозможна.

В современных исследованиях процесса инкультурации все шире используется понятие «культурная трансмиссия», которое означает механизм передачи социокультурной информации ка­кой-либо группы своим новым членам или поколениям. Обычно выделяют три способа культурной трансмиссии, т.е. передачи куль­турной информации, необходимой человеку для освоения:

вертикальная трансмиссия, в процессе которой культурная ин­формация, ценности, умения и т.п. передаются от родителей к детям;

горизонтальная трансмиссия, при которой освоение культур­ного опыта и традиций осуществляется посредством общения со сверстниками;

непрямая трансмиссия, в соответствии с которой индивид получает необходимую социокультурную информацию путем обучения у окружающих его взрослых родственников, соседей, учителей, а также в специализированных институтах инкульту­рации (школах, вузах).

На разных этапах жизненного пути человека эти способы культурной трансмиссии имеют различное значение. В раннем детстве (до трех лет) ведущую роль в инкультурации играет се­мья, особенно забота матери о своем ребенке. Ведь в отличие от других млекопитающих, довольно быстро овладевающих основ­ными навыками, необходимыми для выживания, человеческий ребенок, чтобы выжить и быть готовым к самостоятельной жиз­ни, нуждается в заботе других людей, которые будут его кор­мить, одевать и любить. Поэтому отношения младенца с родите­лями, братьями, сестрами, родственниками являются определя­ющими в ранний период инкультурации. Заметим, что если в культурах европейских народов главными агентами социализа­ции и инкультурации выступают родители ребенка, то в тради­ционных обществах в воспитании ребенка принимают участие все члены общины или рода, которому он принадлежит. Приме­ром такого рода служит кавказское аталычество. Аталыком на­зывали приемного отца, обычно близкого родственника, в семью которого родители отдавали своего ребенка. В свою семью он возвращался только после совершеннолетия. Приемного ребен­ка родственники воспитывали с не меньшей заботой и неж­ностью, чем родных детей, с которыми у него устанавливались близкие отношения, равные кровному родству.

В возрасте от 3 до 15 лет в инкультурации ребенка более зна­чимыми являются такие факторы, как общение со сверстника­ми, школа, контакты с ранее незнакомыми людьми. В этот пери­од дети получают навыки оперирования с предметами с целью достижения какого-то практического результата. Они знако­мятся со знаками и символами, а позже с понятиями, учатся со­здавать абстракции и идеальные образы. На основе чувства удовлетворенности или неудовлетворенности у них развивается эмоциональная сфера. Таким образом, постепенно окружаю­щие ребенка общество и культура становятся для него единст­венно возможным миром существования, с которым он себя полностью идентифицирует.

Наряду с указанными способами культурной трансмиссии процесс инкультурации развивается в непосредственной взаимосвязи с его психологическими формами, к числу которых отно­сятся имитация, идентификация, чувства стыда и вины.

Имитацией называется осознанное стремление ребенка по­дражать определенной модели поведения взрослых. Обычно в ка­честве объекта имитации выступают родители, но в своем пове­дении дети могут также ориентироваться и на учителей, извест­ных людей и т.п. При этом ребенок имитирует не только конкретные операции или действия, например поведение за сто­лом, но и более сложные поступки, которым его обучают родите­ли (например, правильно мыть голову).

Идентификация — способ усвоения детьми родительского по­ведения, установок и ценностей как своих собственных. Дети ак­тивно воспринимают особенности личности родителей и других близких к ним людей. Часто дети выбирают профессии родите­лей, чтобы стать похожими на них.

Имитация и идентификация — это позитивные психологиче­ские способы инкультурации. В отличие от них стыд и вина явля­ются их противоположностями, т.е. негативными психологиче­скими способами инкультурации.

Чувство стыда представляет собой совокупность пережива­ний человека, вызванных отрицательной оценкой какого-либо поступка и поведения, данной им самим или другими людьми. Оно появляется в тех случаях, когда человека застали на месте преступления, разоблачили в связи с каким-то неблаговидным поступком или опозорили.

Чувство вины также представляет собой совокупность пере­живаний человека, вызванных внутренним раскаянием за совер­шение какого-то общественно осуждаемого поступка. По сути дела чувство вины есть наказание человеком самого себя за со­вершение плохого поступка, проявление его совести.

§ 1.3. Культура и поведение Многообразие поведения и его факторы

Человек, общаясь с представителями других культур, чаще всего не может предсказывать их поведение, осно­вываясь только на собственных культурных нормах и правилах.

Зачастую необходимо понять смысл каждого конкретного по­ступка партнера по общению, ибо этот смысл не всегда лежит на поверхности, зачастую он скрыт в традиционных представлениях о нормальном и ненормальном поведении, которые в разных культурах и социокультурных группах существенно различаются.

Правила поведения в японском жилище слишком сложны, чтобы их можно было быстро усвоить. Для начала главное — ни на что не наступать, ни через что не перешагивать и садиться, где укажут. Существуют предписанные позы для сидения на татами. Самая церемониальная из них —опустившись на колени, сесть на собственные пятки. В таком положении совершаются поклоны. Кланяться, сидя на подушке, считается неучтивым: сначала надо.переместиться на пол. Сидеть, скрестив ноги, считается у япон­цев развязной позой, а вытягивать их в сторону собеседника - верхом неприличия.

Истории известно огромное число безуспешных попыток представителей тех или иных культур установить взаимные кон­такты. Обычно неудачи объяснялисьличными причинами, недо­статками другой стороны или просто языковым непониманием. При этом практически не принимались во внимание культурные различия, которые оставались скрытыми для взаимодействующих сторон.

Дело в том, что поведение людей в процессе коммуникации, как показали специальные исследования, определяется рядом факторов разной степени значимости и влияния1. На основе этих исследований можно сделать вывод, что в современных истори­ческих условиях практическое поведение людей детерминирова­но рядом причин.

Во-первых, имеют значение особенности механизма инкуль­турации, в соответствии с которым освоение индивидом своей род­ной культуры осуществляется одновременно как на сознатель­ном уровне посредством социализации через образование и вос­питание, так и на бессознательном — когда процесс освоения происходит стихийно, под влиянием различных житейских ситу­аций и обстоятельств. Как показали исследования, усвоенная бессознательно часть культуры не менее значима и важна в его поведении и жизни, чем усвоенная сознательно.

 

Быстрова А Н., Киселев В.А. Мир культуры и культура мира. Новосибирск, 1997: Николаичев Б.О. Будьлицом: ценности гражданского общества. М., 1995; Ле­бедева Н.

 

Введение в этническую и кросскультурную психологию. М., 1999; Сике- вичЗ.В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999.

 

Исходя из этого культуру можно образно сравнить с айсбер­гом, у которого на поверхности воды находится лишь меньшая часть массы, в то время как большая часть айсберга скрыта под водой. Видимая часть, находящаяся над водой, — формальная культура. На этом уровне культуры можно обучить необходимым моделям поведения; межкультурные проблемы общения возни­кают редко, следовательно, редко возникают эмоции или нега­тивные чувства, даже если был неумышленно совершен ка­кой-либо поведенческий просчет.

Невидимая часть культуры представляет собой неформаль­ный уровень культуры, на котором все действия и поведенческие акты совершаются автоматически и почти бессознательно. Осоз­нание проявляется лишь тогда, когда возникают неординарные, экстремальные или непривычные ситуации при контактах с представителями других культур. Правила поведения на этом уровне не декларируются, они определяются подсознательно и контролируются ощущениями, показывающими, что происхо­дит что-то не так, как должно быть. Поэтому оценки поведенче­ских актов сопровождаются высокой эмоциональностью, ибо на­рушения негласных правил серьезно влияют на взаимоотноше­ния людей.

Подсознательное восприятие культуры имеет большое значе­ние в процессе коммуникации, поскольку если поведение ком­муникантов базируется только на нем, то становится особенно трудно заставить участников коммуникации создать другое вос­приятие. Они оказываются не в состоянии сознательно опреде­лять процесс восприятия другой культуры, что в итоге заводит процесс коммуникации в тупик.

Разрешить тупиковую ситуацию может либо вмешательство третьей (нейтральной) стороны, либо целенаправленное межкультурное обучение, которое позволит найти общую точку зрения при открытом обсуждении подсозна­тельных убеждений обеих сторон.

Таким образом, большинство моделей поведения людей фор­мируется под влиянием их культуры, применяется ими автомати­чески, так же как и автоматически люди воспринимают явления других культур, не задумываясь при этом о механизмах этого вос­приятия. Например, евреи, читая Тору, откидываются, имитируя позу наездника верблюда. Эта манера возникла много веков на­зад, ее смысл давно утерян, но само движение осталось и переда­ется из поколения в поколение как элемент культуры. Многие подобные модели поведения имеют бессознательный характер как по своему происхождению, так и по выражению.

Во-вторых, не менее важным фактором, определяющим коммуникативное поведение людей, является ситуация, которую Э. Холл определил как «культурные очки». Суть ее состоит в том, что большинство людей рассматривает собственную культуру как центр и меру для других культур. В повседневной жизни индивид обычно не осознает, что образцы его поведения и способы вос­приятия окрашены его собственной культурой и что люди других культур имеют другие точки зрения, системы ценностей и норм.

Известный немецкий исследователь повседневной культуры Г. Баузингер отмечает, что повседневное поведение большинства людей характеризуется наивным реализмом1. Они исходят из уверенности, что мир таков, каким они его себе представляют, и со­стоит из бесчисленного количества само собой разумеющихся ве­щей, предметов, людей, событий, которые они воспринимают как естественные и нормальные. Обычно люди не догадываются об относительности своего мировоззрения. Нередко это обстоя­тельство порождает убеждение в том, что их собственная культу­ра превосходит все остальные. Поэтому все, что не согласуется с собственными нормами, привычками, типами поведения, счита­ется низкопробным, безобразным и безнравственным. Подобное осознание превосходства своей культуры формирует соответст­вующую модель высокомерного поведения с пренебрежитель­ным отношением к другим культурам.

В-третьих, поведение людей в процессе коммуникации определяется окружающей обстановкой и обстоятельствами коммуникации. Поступки людей не одинаковы в разных отноше­ниях. Место нахождения человека (аудитория, ресторан, офис, церковь и т.д.) навязывает ему определенную линию поведения. Сознательно или бессознательно он придерживается соответст­вующих правил поведения, принятых в данной культуре. Но, на­пример, формы поведения в религиозных храмах в разных куль­турах различаются весьма существенно.

 

' Bausinger Н. Volkskunde. Tubingen, 1999.

 

Серьезные культурные различия у разных народов наблю­даются в процессах приема пищи, ее количества, поведения за столом, формах проявления внимания к гостю и т.д. Русские, по традиции, сразу ведут приглашенного гостя к столу. Это удивляет американцев, поскольку у них ужину обычно предше­ствует светская беседа с бокалом вина и легкими закусками. За столом русские кладут каждому гостю на тарелку разнообраз­ные закуски и горячее, в то время как в США блюда передаются по кругу, чтобы каждый гость смог положить себе нужное ко­личество еды. Русские хозяйки усиленно пытаются накормить гостя, что непривычно для американцев, поскольку в их куль­туре это не принято. В результате американские гости не зна­ют, какую линию поведения выбрать, чтобы не обидеть хозяй­ку. Русские же, находясь в гостях у американцев, часто остают­ся голодными именно из-за этого межкультурного различия: они ожидают, что после первого вежливого отказа хозяева бо­лее настойчиво предложат им поесть, но нового предложения не поступает. Сами же они стесняются попросить, чтобы им пе­редали блюдо с едой.

Обстоятельства коммуникации также диктуют свои требова­ния к поведению ее участников. Контакты между людьми могут возникать по самым разным причинам: награждение, производ­ственное собрание, спортивные соревнования, панихида и т.п. В каждом случае обстоятельства обязывают людей вести себя со­ответствующим образом.

Однако, например, для одной культу­ры на свадьбе принятой нормой поведения считается тишина и уединение, а в еврейской, русской и других культурах это собы­тие сопровождается громкой музыкой, танцами и всеобщим ве­сельем.

В-четвертых, поведение людей определяется также коли­чеством отведенного на коммуникацию времени и частью суток, в которой происходит коммуникация. При нехватке времени люди, как правило, стремятся закончить разговор и завершить контакт, чтобы сделать что-то еще важное и необходимое. Каж­дый случай общения происходит в какое-то время суток, что и сказывается на его характере. Для того чтобы понять этот фактор, достаточно предположить свою собственную реакцию на теле­фонный звонок в 2 часа дня и в 2 часа ночи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.