Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Использование семантических сопоставлений в работе над смысловой стороной слова
Использование синонимических и антонимических сопоставлений дает ряд показателей уровня владения значением слова и является эффективным приемом раскрытия значения слов. Каждое из значений многозначного слова соотносится с разными синонимами и антонимами, которые, в свою очередь, помогают выявить, разграничить и уточнять значение полисемантического слова. Многозначное слово соотносится своими значениями с разными синонимами и антонимами. Это показывает следующий пример (Л. А. Новиков, 1973. — С. 70): антонимия синонимия
В специальном эксперименте с детьми двух подготовительных групп предлагались задания на подбор антонимов к изолированным словам и синонимов к словосочетаниям. Основной целью обучения было привлечь внимание детей к слову в его семантическом аспекте, развить наблюдательность К языковым явлениям, элементарное умение их сопоставлять. В связи с этим одной из задач обучения было выстроить систему заданий и упражнений для понимания семантики многозначного слова, так как владение несколькими значениями обогащает словарь, даже не увеличивая его количественно, а расширяя лишь смысловую сферу известных детям слов. В обучении для уточнения понимания семантики многозначного слова ведущая роль отводилась синонимам и антонимам. Развитие смыслового богатства слова играет большую роль в формировании точности словоупотребления. Значение слова с наибольшей полнотой раскрывается в сочетании с другими словами. Показателем того, что слово действительно вошло в активный словарь, является умение правильно по смыслу его употреблять. Раскрывая перед ребенком многозначность слова, мы показываем ему жизнь самого слова, потому что предметы и явления, соответствующие разным значениям слова, могут быт совершенно разными, не связанными или мало связанными друг с другом. Ряд исследователей (М. Т. Баранов, С. П. Редозубов, Б. А. Добромыслов и др.) подчеркивает, что расширение словарного запаса замедляется от того, что не раскрываются условия употребления его возможной лексической сочетаемости. Если слово многозначно, то при использовании его в речевом потоке реализуется одно из его значений. Соединяя слова в словосочетания, дети получают маленький контекст, где одно слово выступает в разных смыслах. Эта работа является одновременно и обучением осмысленному употреблению слова и воспитывает языковое чутье. Таким образом, задачей обучения была разработка таких заданий, которые ставили бы ребенка перед необходимостью выбора наиболее точного слова, формировали бы навык правильного его употребления. В ходе обучения вводились некоторые специальные термины, которые способствовали не только углублению представлений детей о слове, но и повышали эффективность занятий, позволяли педагогу более точно формулировать задания в работе над смысловой стороной слова. Старшим дошкольникам вполне доступно понимание значения таких слов, как «значение», «смысл», «обозначает», «значит». Перед началом и после обучения детям давался ряд заданий, выявлявших особенности владения значениями многозначных слов, синонимическими и антонимическими отношениями. Антонимические и синонимические сопоставления позволяют с большой эффективностью осуществлять выявление разных значений многозначного слова. «Антонимы наряду с синонимами и в союзе с ними служат хорошей меркой для различения разных значений слова, когда каждому зафиксированному значению, оказывается, соответствует иной антоним и иной синоним» (А. А. Реформатский, 1967). В целях разработки методики уточнения и расширения значения слова на основе семантических сопоставлений Е. М. Струнина провела опыты по подбору синонимов и антонимов с детьми подготовительной группы детского сада (23 ребенка в возрасте от 6 лет 8 мес. до 7 лет 5 мес.). Для подбора слов противоположного значения детям было предложено 10 наречий («вверх», «направо», «много» и др.), 20 качественных прилагательных («узкий», «тонкий», «светлый», «громкий» и др.), 8 глаголов («поднимать», «спешить», «строить» и др.), всего 38 слов. Получено 874 ответа (или отказа). Правильные ответы в подборе антонимов к глаголам составили 9, 6% (57), к наречиям — 35, 4% (206) и прилагательным — 55% (325). Из 874 ответов «примитивные» антонимы составляют 17% (149). Среди всех «примитивных» антонимов «не» с наречием употреблено в 5, 5% случаев, с прилагательными — в 29%, с глаголами — 65, 5%. Отношение числа случаев использования «не» к количеству полученных реакций для различных категорий слов было следующим: для наречий — 0, 03, для прилагательных — 0, 09, для глаголов — 0, 53. Коэффициент наиболее высок при подборе слов противоположного значения к глаголам (примеры ответов: «поднимать — не поднимать», «разрешать — не разрешать», «строить — не строить»). Из 23 детей у 10 все ответы с «не» приходятся на глаголы. Различие трудностей подбора антонимов к словам, относящимся к разным частям речи, характеризуется и числом отказов (отсутствие ответа). Всего отказов было 52 (4 — на наречие, 36 — на прилагательное и 12 — на глаголы). Высчитав среднее число отказов, приходящееся на каждое слово-предъявление, автор получил следующие показатели: для наречий — 0, 02, для прилагательных — 0, 07, для глаголов — 0, 15. Таким образом, и эти коэффициенты дают ту же картину, что и количество употреблений «не». В исследовании Э. И. Родичевой (1968) приводятся неправильные ответы на слова-стимулы (при выполнении задания ответить словом противоположного значения) и выделяются следующие их виды: 1) подбор синонима: а) к слову-стимулу («здесь-тут»); б) к нужному слову («длинный-маленький»); 2) подбор слова из области значений, близкой: а) к слову-стимулу («дневной-светлый»); б) к нужному слову («сытость-тощий»); 3) нарушение семантического уровня («раньше-моложе»); 4) отрицание слова-стимула («горячий-негорячий»); Отмечаются также нарушения грамматического уровня («низ-высоко», «смех-плакать»). В полученных материалах представлены все эти типы ответов детей. Из общего числа ответов (874) правильные составляют 67, 5% (591), давая неправильные ответы, дети подбирали:
1) синонимы: а) к слову-стимулу — 1% (8), например: «спешить — торопиться», «густой — частый»; б) к нужному слову-антониму — 1, 5% (14), например: «чужой — близкий», «мой — наш»; 2) слова из области значений, близкой: а) к слову-стимулу — 1% (8), например: «сильный — смелый», «узкий — короткий»; б) к нужному слову - 4% (36), например: «маленький - высокий», «спешит - идти»; 3) слова из другой семантической области — 1, 8% (16), на пример: «узкий — мельче», «густой — слабый»; 4) слова, отрицающие слово-стимул – 17% (149). Отказы составляли 6% (52). Наряду с семантической (и семантико-грамматической) классификацией автор считает необходимым разделить все неточные ответы на: а) относящиеся к слову-стимулу и б) от носящиеся к нужному слову-антониму. Это важно потому, что ответы второй группы характеризуют более высокий уровень семантическою развития. Так, ответы первой группы составляют 2%, второй — 22, 5%. В предложенных детям словах выделено две группы: а) данное слово может иметь только один антоним (а также, конечно, его синонимы); б) исходное слово имеет разные антонимы для различных значений. Например, первые два словарных значения слова «легкий» таковы (С. И. Ожегов, 1968): 1) незначительный по весу, не отягощающий («легкая ноша», «легкая ткань»); 2) исполнимый, достигаемый, преодолеваемый без большого труда, усилий («легкая задача», «легкая дорога») и т.д. (всего в словаре выделено пять значений). Слово «легкий» в первом значении имеет антоним «тяжелый», во втором — «трудный». На наречие «легко» (первые два его значения соответствуют значениям прилагательного (ответы были такие: «тяжело» — 17 ответов, «трудно» — 5). Состав ответов на слово «густой», имеющее по меньшей мере два антонима («редкий» к первому и «жидкий» ко второму словарному значению), был более сложным: «жидкий» — 7 ответов, «редкий» — ответов нет, «негустой» — 3, остальные ответы — отказы и ошибки. Таким образом, подбирая антоним, дети ориентировались не только на основное, первое значение исходного слова. Выбор основного или неосновного значения может показывать особенности владения семантикой слова; при подборе антонимов к слову можно выделить ряд показателей уровня овладения семантической структурой слова (детьми одного возраста и разных возрастов). Работа над антонимами должна сочетаться с работой над синонимами. Явление синонимии тесно связано с полисемией. Поскольку то или иное значение многозначного слова обнаруживается в словосочетании или в предложении, то, очевидно, ценность упражнений в подборе синонимов в том, что они дают возможность глубже понять значение слова, а также приучают выбирать из словарного запаса нужное слово. Кроме того, правильный подбор синонимов свидетельствует о понимании значения исходного слова и показывает, какие значения слова уже усвоены детьми. В проведенных опытах детям подготовительных групп (всего 41 ребенок) было предложено 16 словосочетаний со словами «свежий», «крепкий», «идет» для подбора к ним синонимов: свежий ветер идет человек крепкий человек свежий хлеб идет снег крепкий ветер свежий вечер идет весна крепкая веревка свежая рубашка идет гроза крепкий сон свежая газета идет пароход крепкий мороз идет поезд Цель этого задания — дать почувствовать детям разницу в значении повторяющегося в этих словосочетаниях слова. Различие в значениях одного слова показывается путем подбора слов сходного значения и сопоставления этих значений. Ответы детей на это задание дают представление о том, какие значения слов ими уже усвоены. Подбирая синонимы, ребенок тем самым знакомится с разными значениями слов. С помощью этого приема можно подвести детей к осознанию того, что у слова может быть не одно, а несколько значений. Анализ полученных ответов позволил выделить следующие их категории: 1) дают правильные ответы; 2) вместо подбора синонима к слову дети дают объяснение его смысла другими словами. Например, «свежий хлеб» — «его недавно испекли», «свежая газета» — «значит, ее только купили» и т.д; 3) дают синонимы к другому значению этого же слова, то есть остаются внутри той же самой смысловой категории. Например, к словосочетанию «свежая рубашка» вместо синонима «чистая» дают «новая», то есть называют синоним другому значению слова «свежий»; 4) вместо подбора синонима отвечают подбором антонимов; 5) дают ответы ситуативного характера, например, на словосочетание «идет гроза» получены следующие ответы: «сверкает молния», «пошел дождь» и т.п.; 6) изменяют грамматическую форму, то есть требуемое слово произносят не в той форме, в какой стояло исходное, например, «идет гроза» — «гроза», то есть в ответе дают глаголы другого вида, времени; 7) заменяют существительное в предложенном словосочетании, например, «идет снег» — «идет метель», «идет гроза» — «идет дождь» и т.п.; 8) повторяют словосочетание. Характер синонимических сопоставлений так же, как и антонимических, может служить показателем того, насколько у ребенка сформировалось значение слова. Приведем некоторые данные, характеризующие ответы детей одной из подготовительных групп (18 детей) при предъявлении словосочетаний со словом «идет». Основное, исходное значение глагола «идти» — «передвигаться», «перемещаться». Среди произвольных, переносных значений — значение «надвигаться, наступать». При выполнении задания со словосочетанием «идет весна» лишь 5 детей дали правильные ответы (2 — «наступает», по одному — «приближается», «приходит», «начинается»). Еще один ответ «сейчас весна» — можно истолковать в значении «длиться, продолжаться». Остальные дети давали неадекватные ответы («падают листья», «идет дождь» и т.п.). Четверо детей вообще не ответили. Ясно, что у большинства детей значение «надвигаться, наступать» не сформировалось. Нередко дети, выполняя задания (на подбор как синонимов, так и антонимов), производят обратную операцию: подбор антонима вместо синонима, и наоборот. Это лишний раз показывает необходимость сочетания обоих видов семантических сопоставлений при работе над смысловой стороной одного слова. Большое значение таких комбинированных упражнений и в тем, что они содействуют лучшему усвоению как антонимов, так и синонимов. Использование семантических сопоставлений имеет значение не только для решения конкретных задач работы над смысловой стороной слова. Подбор синонимов и антонимов способствует развитию осознанного отношения к семантическому аспекту слова. Это важно в целях подготовки ребенка к учению в школе, так как одна из задач начальной школы — научить ребенка осознанно владеть богатыми средствами родного языка. В методике развития речи наряду со смысловой стороной слова нужно иметь в виду и лексическую сочетаемость, что позволит сомкнуть овладение семантикой слова с развитием связной речи. Сюда же входит и совершенствование одного из важных свойств речи — точности словоупотребления, вы бора слова, адекватно обозначающего предмет, действие, качество и т.п. В целях выяснения этих вопросов Е. М. Струниной были проведены опыты с детьми старшей и подготовительной групп. Детям предлагалось ответить на вопросы: «Что бывает мягким? (легким, трудным, крепким и т. д.)». Поскольку исходными словами были прилагательные, ответы детей позволяли также выяснить, на какие значения этих слов ориентировались они в своих ответах. Другим методическим приемом было использование короткого рассказа, описывающего, «рисующего» какую-то ситуацию, относительно которой (или относительно части, элемента которой) задается вопрос, требующий вполне определенного словесного обозначения. Детям давали, например, два таких задания, требовавшие обозначения качества, свойства: 1) «Ученик долго решал задачу, никак не мог решить. Он думал, думал, наконец решил задачу. Как можно сказать про такую задачу? Какая это была задача?» 2) «Папа стал делать детям качели. Миша принес ему веревку. Папа сказал «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Папа взял другую веревку: «А вот эта ни за что не оборвется». Как можно сказать про такую веревку? Какую веревку взял папа?» В первом случае выбор может происходить из синонимического ряда «трудный, тяжелый, сложный», во втором — из ряда «прочный, крепкий». Любое из слов каждого ряда будет уместным в соответствующем словосочетании. Третье задание предусматривало оценку словосочетания. Ребенку предлагалось ответить на вопрос: «Можно ли так сказать?» и давались правильные и неправильные сочетания слов «легкий», «трудный», «тяжелый» со словами «ветер», «чемодан», «задача», «голос». С оценкой словосочетаний почти все дети справлялись успешно, однако выполнение других заданий показало, что у них недостаточно развит выбор слов, наиболее подходящих для данного контекста. Так, только 6 детей старшей группы (из 17), характеризуя задачу, употребили слово «трудная». 9 детей вообще не смогли ответить без подсказки педагога («Какая это была задача — легкая или трудная?»). В подготовительной группе использовались все возможные слова: «трудная» (15), «сложная» (2), «тяжелая» (2). Успешность выполнения задания по оценке словосочетаний позволяет предположить, что этот прием можно использовать уже в средней группе. Оценка словосочетаний полезна тем, что позволяет формировать осознанный выбор языковых средств, произвольность речи. Составление предложений и словосочетаний с многозначными словами. В качестве исходных слов были взяты многозначные слова: имена существительные, прилагательные и глаголы. По характеру сочетания слова с исходным можно судить о том, какие значения этого слова уже известны детям. Например, составляя предложение или словосочетание со словом «ручка» (некоторые авторы считают разные значения этого слова значениями омонимов), дети до обучения в большинстве случаев опираются на значение «письменная принадлежность» («Ручка пишет», «Я пишу ручкой и т.п.). Лишь два ответа построены на другом значении этого слова («ручка у двери»). После обучения такие ответы встречаются чаще. При этом дети, выполняя задание, нередко используют несколько значений. Например, Оля Х. — «Ручкой пишут. Ручкой открывают дверь. У человека рука, а у меня маленькая ручка». (Представлены все и в правильной последовательности значения.) После обучения отсутствуют отказы выполнить задание, что свидетельствует о возросших умениях детей. Составление предложений со словами синонимического ряда. Детям предлагалось составить предложения со словами «большой-огромный-громадный» и «маленький-крошечный-малюсенький». В констатирующих и контрольных проверках было получено по 114 ответов (или отказов). До обучения лишь 19 из них были правильными, зафиксировано 45 неправильных ответов и 50 отказов. После обучения число правильных ответов увеличилось до 111, случаев неправильных ответов и отказов соответственно 2 и 1. Таким образом, подобные задания показывают как он понимает значение исходного слова и умеет ли правильно соединить его по смыслу с другими словами. Оценка словосочетаний по смыслу. Детям предлагалось ответить на вопрос «Можно ли так сказать?» и давались правильные и неправильные сочетания слов «легкий», «трудный», «тяжелый» со словами «ветер» и «чемодан» для оценки их сочетаемости по смыслу. В этом задании на первом плане стоит осознание, ребенок должен оценить словосочетание. При выполнении задания проявляется «чувство языка» в сфере смысловых отношений между словами. После обучения все дети успешно справлялись с оценкой таких словосочетаний. Подбор синонимов к словосочетаниям. Выполняя это задание, дети в своих ответах давали не собственные синонимы, соответствующие словарным нормам, но и подбирали такие слова, которые правильно передают смысл словосочетания, но достаточно строгими синонимами не является. Это так называемые эквивалентные замены (термин Н. И. Жинкина). Например, «идет снег» — «летит», «кружится» и т.п. Эквивалентные замены мы относили к правильным ответам. После обучения число правильных ответов значительно увеличилось, но количество правильных ответов зависит от предложенных слов. Так, при подборе синонимов к глаголам в словосочетаниях (собственно, это предложения) «бежит река», «бежит мальчик», «идет человек» число правильных ответов увеличилось более чем в три раза, а к прилагательному в словосочетании «свежая газета» — в 9 раз. Правильный подбор синонимов к словосочетаниям, в которых многозначное слово выступает в разных значениях («свежий хлеб», «свежая газета» и т. п.), свидетельствует о понимании значений многозначного слова. Экспериментальное обучение, в центре которого было раскрытие семантических отношений между словами (синонимических и антонимических), показало, что предложенная методика способствует развитию у детей осознания смысловой стороны слова как его особого свойства, обеспечивает формирование семантической точности употребления слов (синонимов, антонимов, разных значений многозначного слова) в разных речевых контекстах.
|