![]() Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности актуального членения предложения дошкольниками
При обучении членению предложений на слова мы обращали внимание детей на формальную сторону речи, показывали ее формальное строение, что требовало преодоления семантического отношения к речи, к предложению. Вместе с тем, проблема осознания речи дошкольниками включает в себя другие аспекты, требующие дальнейшего изучения. В частности, необходимо поставить вопрос об изучении проблемы семантического (смыслового) аспекта речи, предложения. Ознакомление детей с предложением в его семантическом аспекте, осознание смысловой структуры предложения является продолжением исследования по проблеме осознания речи. Изучение возможностей осознания детьми смысловой структуры предложения, а в дальнейшем, при разработке и использовании специальных методических приемов обучения дошкольников осознанию смысловой структуры предложения, более успешно можно будет формировать членение речи и формировать представление о слове, которое будет представать не только как элемент линейного высказывания (то есть с формальной стороны), но и в своих качественных чертах. Сравнительно недавно в языкознании был поставлен вопрос о необходимости учитывать актуальное членение предложения наряду с его грамматическим членением. Понятие «актуальное членение» впервые ввел чешский лингвист В.Матезнус, хотя давно было замечено, что одно и то же предложение может приобретать разный смысл в зависимости от коммуникативной цели, которую преследует говорящий, и не всегда при этом грамматическое членение предложения совпадает с актуальным членением. Однако отмеченный факт первоначально рассматривался в кругу проблем, относящихся не к языку, а к логике или психологии говорящего. В. Матезиус подчеркнул принадлежность проблематики актуального членения к лингвистике. Исходя из целенаправленности высказывания, он выделил две его части — «исходный пункт» (или «основу») высказывания, то есть то, из чего говорящий исходит в сообщении, и «ядро» высказывания, то есть то, что сообщается. Исходный пункт высказывания известен слушателям или может угадываться, предопределяться ситуацией или контекстом. Ядро высказывания представляет собой главную коммуникативную цель высказывания, содержит новое, неизвестное слушателю. Забиваем Сайты В ТОП КУВАЛДОЙ - Уникальные возможности от SeoHammer
Каждая ссылка анализируется по трем пакетам оценки: SEO, Трафик и SMM.
SeoHammer делает продвижение сайта прозрачным и простым занятием.
Ссылки, вечные ссылки, статьи, упоминания, пресс-релизы - используйте по максимуму потенциал SeoHammer для продвижения вашего сайта.
Что умеет делать SeoHammer
— Продвижение в один клик, интеллектуальный подбор запросов, покупка самых лучших ссылок с высокой степенью качества у лучших бирж ссылок. — Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта. — Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы). — SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание. SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение В. Г. Адмони, рассматривая типологию предложений, выдвигает семь аспектов предложения, в том числе и коммуникативную задачу, стоящую перед предложением. Он отмечает, что все аспекты неразрывно соединены в структуре предложения. Далее он подчеркивает, имея в виду коммуникативную задачу высказывания, что коммуникативные замыслы говорящего, его отношение к содержанию высказывания оказываются основным, центральным моментом. Это, в свою очередь, показывает отношение говорящего к основному содержанию высказывания, разные типы тех коммуникативных задач, которые говорящий ставит перед предложением. Говоря о смысловом членении предложения К.Г. Крушельницкая ввела понятия «данного» и «нового». Она также считает, что смысловое членение предложения органически входит в синтаксис языка, К.Г. Крушельницкая подчеркивает, что смысловой вес членов предложения определяется в каждом предложении его коммуникативным заданием. Основа коммуникации заключается в сочетании известного «данного») и неизвестного («нового»). Отношение между «данным» и «новым» связывается ею, в частности, с категорией предикативности, поскольку коммуникативная нагрузка членов предложения является в своей субъективности одной из форм отношения говорящего к высказываемому. Изучению проблемы актуального членения предложения посвящены работы И.П. Распопова, который различает конструктивно-синтаксический уровень и коммуникативно-синтаксический уровень, относя актуальное пленение к последнему. Предложение, как указывает И.П. Распопов, включает помимо грамматического еще и актуальное членение, показывающее, какое коммуникативное значение получает в речевом акте данная синтаксическая конструкция, какому коммуникативному заданию соответствует выраженное в ней сообщение. На разных типах простого предложения он рассматривает актуальное членение на базе его грамматического членения, показывает основные средства оформления актуального членения — порядок слов и интонацию. В трактовке проблемы актуального членения имеются некоторые различия у разных авторов, но поскольку эти расхождения в большей степени касаются терминологии и ряда частных вопросов, то сейчас мы их рассматривать не будем. Приведем отдельные примеры. Все авторы выделяют при актуальном членении две части высказывания, называя их по-разному: «тема», «данное», «исходный пункт» и «рема», «новое», «ядро сообщения» или у многих авторов используется термин «актуальное членение», а у К.Г. Крушельницкой — «смысловое членение». Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
Попробуйте сервис онлайн-записи VisitTime на основе вашего собственного Telegram-бота:— Разгрузит мастера, специалиста или компанию; — Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой; — Разошлет оповещения о новых услугах или акциях; — Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет; — Позволит записываться на групповые и персональные посещения; — Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам; — Включает в себя сервис чаевых. Для новых пользователей первый месяц бесплатно. Зарегистрироваться в сервисе Итак, актуальное членение предложения включает в себя: а) коммуникативную цель высказывания, то есть целенаправленность высказывания; б) коммуникативные части высказывания; в) средства выражения актуального членения. Коммуникативная цель высказывания заключена в «ядре сообщения», так как в последнем содержится новое, неизвестное слушателю. «Ядро» заключает в себе основное содержание сообщения и является коммуникативным центром высказывания. Следовательно, дело здесь идет о раскрытии предикативности предложения как основном его признаке. Актуальное членение предложения, выражающее его предикативность, обеспечивается определенным порядком слов и интонаций (логическим ударением). Порядок слов и интонация находятся друг с другом в сложной и тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Различительную силу в плане актуального членения может иметь порядок слов или интонация, или то и другое вместе в зависимости от типа и структуры предложения. Продолжением исследования, в котором изучалось линейное строение речи, является изучение актуального (смыслового) членения предложения. Эти два аспекта речи находятся во взаимосвязи, поэтому представляется важным исследовать вопрос о соотношении линейного и актуального членения. Для актуального членения имеет значение последовательность элементов, порядок слов и интонация (логическое ударение) предложения. Обучение дошкольников линейному членению предложений может оказывать влияние на актуальное членение. В проводившемся ранее исследовании при обучении детей членению предложений на слова внимание обращалось только на последовательность, линейность и дискретность речевых единиц. До обучения и после детям предлагались различные задания. Одно из них — сравнение детьми двух предложений. Эксперимент был связан с актуальным членением, хотя имел направленность не на актуальное членение, а на выявление умений детей замечать различия в предложениях, имеющих одинаковый смысл, но разную последовательность составляющих их слов. В констатирующих и контрольных экспериментах детям предъявлялись две пары предложений с разным порядком слов, но одинаковым актуальным членением («Теплая сегодня погода» и «Погода теплая сегодня» — констатация; «Сильный сегодня ветер» и «Сегодня сильный ветер» — контроль). После этого ставился вопрос: «Так же я сказала, одинаково?» При отрицательном ответе («нет») ребенка спрашивали: «Что неодинаково?» Из 42 детей старшего дошкольного возраста на вопрос «Так же я сказала, одинаково?» ответили «да» в констатации — 20, в контроле — 10 детей и ответили «нет» в констатации — 22, в контроле — 32 ребенка. Распределение ответов по типам «да» и «нет» в констатации и контроле резко отличаются. Несмотря на то, что обучение касалось только линейного строения речи, увеличение количества ответов «нет» до 32 говорит о том, что даже без специального обучения дети обращают внимание не только на семантику предложения, но и на формальную сторону, порядок слов, который при актуальном членении предложения имеет смыслоразличительное значение, а при выявлении линейности высказывания учет порядка слов необходим только для вычленения речевых единиц в их временном следовании. В свою очередь, ответы «нет» распределились на две группы: ответы без обоснования (6 — в констатации и 7 — в контроле) и ответы с обоснованием (16 — в констатации, 25 — в контроле). Количество ответов с обоснованием возрастает с 38% в констатации до 59, 5% в контроле (по отношению к общему числу ответов, то есть к 42).
Таблица 6 Число и типы обоснований ответов «нет»
Приведем примеры ответов детей по каждому типу. Н1 — «В этих словах есть одни и те же буквы одинаковые»; Н2 — «Не такое слово, не одинаково слова сказали»; Н3 — «Теплая погода»; Н4 — «Сначала с начала сказали, а потом с конца»; Н5 — «Они не так говорятся, но и там, и там говорится, что погода теплая». В контроле значительно увеличивается количество обоснования ответов, более высоким становится уровень обоснования ответов, так как при объяснении дети используют разного рода сопоставления. Кроме того, у 11 детей происходит изменение ответа от «да» в констатации к «нет» в контроле. Большинство ответов «нет» (9) относится к ответам с обоснованием, а 5 из них заключают в себе более высокий уровень обоснования ответа. Так, на примере сопоставления предложений мы обнаружили, что, действительно, актуальное и линейное членения тесно связаны. Эксперимент не был специально направлен на актуальное членение, напротив, предложения произносились с одинаковым актуальным членением. Вместе с тем дети начинали замечать и принимать актуальное членение, что проявляется в мотивировке их ответов.
|