Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Осознание речи дошкольниками






Усвоение детьми родного языка включает не только фор­мирование практических навыков, совершенствование ком­муникативных форм и функций языковой деятельности (на основе практического усвоения средств языковой системы), но и формирование осознания языковой действительности, которое может быть названо лингвистическим развитием ребенка. Это осознание выступает как выделение, вычлене­ние новой для ребенка области объективных явлений, и, ста­новясь поэтому важным моментом обогащения его умствен­ного воспитания и развития в дошкольном детстве, имеет вместе с тем решающее значение для последующего систе­матического изучения курса родного языка в школе. Созна­тельное оперирование с языком, его элементами и их отно­шениями не является замкнутым в себе, чисто теоретиче­ским (на элементарных уровнях) отношением к языковой действительности, к функционирующим в речи языковым элементам и связям, отношением, изолированным от по­строения речевого высказывания, от речевых действий.

Известный советский языковед и методист А. М. Пешковский считал сознательное пользование языковыми сред­ствами основным отличием литературной речи от речи обы­денной. «Всякое осознание языка основано, прежде всего, на сознательном выхватывании данных фактов из общего потока речи-мысли и на наблюдении над выхваченным, то есть, прежде всего, на расчленении процесса речи-мысли... Естественные речевые представления текут слитно. Само собой разумеется, что там, где нет сноровки к такому расчле­нению, там, где речевые комплексы движутся в мозгу с лов­костью медвежьего танца, — там не может быть и речи о со­знательном пользовании фактами языка, об их выборе, сличении, оценке и т. д. Там не человек владеет языком, а язык владеет человеком» (1959, с. 123—124).

Постигая законы физики, человек получает возможность управлять определенными явлениями внешнего мира. По­знавая законы какой-нибудь своей, человеческой деятель­ности, он приобретает способность управлять ею, совершен­ствовать ее. Поэтому осознание речи ребенком — это не про­сто условие успешного овладения чтением и письмом, не просто расширение знаний и представлений о речи. Это — важное средство дальнейшего развития самой речи, ее со­вершенствования, повышения ее культуры.

На основе осознания языковых явлений речевые навы­ки и умения переводятся из автоматического плана в план произвольный (Л. С. Выготский), что обеспечивает боль­шую эффективность речевого общения и дальнейшего овладения языком, речевого развития, в частности, разви­тия связной речи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.