Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! О психологическом и лингвистическом анализе детской речи
В настоящее время с достаточной очевидностью проявляется необходимость совместных усилий языковедов и психологов в разработке многих проблем как языкознания, так и психологии. При этом, естественно, не может быть снят вопрос о различии лингвистического и психологического анализа языковых явлений (в широком смысле слова). Этот вопрос встает довольно остро, когда объектом изучения является детская речь. Детская речь интересует языковедов с разных точек зрения. Прежде всего вопрос ставится о том, влияет ли она и как влияет на развитие языка, как особенности овладения языком оказываются причиной тех или иных изменений в его структуре. Бодуен де Куртене, например, считал, что изменения в языке начинаются с изменений в детской речи. Есперсен, предлагая свое решение вопроса, полагал, что имеются некоторые виды изменений в языке, которые могут быть целиком или преимущественно отнесены за счет детской речи. Есперсен, однако, отмечал, что существо дела заключается не вообще в различии между ребенком и взрослым, а в самом процессе усвоения индивидом уже имеющихся «правильных» языковых форм: изменения могут появляться вслед за правильной формой, но могут возникать одновременно с усвоением слова и формы. Усвоение языка происходит в речевом общении, а так как последнее является ведущим фактором развития языка, то анализ процесса овладения языком, возможно, выявит некоторые специфические факторы языковых изменений (заметим, что такой анализ не может быть чисто лингвистическим, так как овладение языком в своих существенных, определяющих чертах должно раскрываться как психологическое явление). Другой аспект рассмотрения детской речи в интересах языкознания связан с попыткой применить к данной области «биогенетический закон», то есть осветить общую картину происхождения и развития языка, проводя аналогии с развитием речи ребенка. Однако нас сейчас интересует третий аспект: может ли развитие речи, овладение языком представлять для языкознания интерес с точки зрения характеристики данного языка, то есть синхронически. Может ли, иначе говоря, анализ фактов детской речи раскрыть такие стороны элементов языка, их функций и т. п., которые обычным анализом, обычными лингвистическими методами вскрыты быть не могут. Само по себе привлечение теми или иными языковедами фактов детской речи при рассмотрении таких-то лингвистических проблем еще ничего не говорит о необходимости (или важности) изучения детской речи для языкознания. Интерес языкознания к процессу овладения языком должен быть теоретически обоснован. Одна из попыток такого обоснования, более или менее развернутого, принадлежит А. Н. Гвоздеву (Значение изучения детского языка для языкознания. «Родной язык и литература в трудовой школе». — № 3, 1928; Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. — Ч. I. — М., 1949). А. Н. Гвоздев отмечает, что лингвистика, изучая язык, черпает материал в наблюдениях за теми людьми, которые владеют данным языком с детства. Усвоение языка в детском возрасте, обеспечивающее единство языка и его преемственность при смене поколений, представляет собой существенный этап владения языком. Этим, согласно А. Н. Гвоздеву, и определяется, прежде всего, интерес языкознания к детской речи. Далее он выдвигает положение, которое, по существу, является конкретизацией первого. «Кроме того, детальное освещение того, каким путем формируются у детей разные элементы русского языка, не может не служить важным дополнением к изучению последних в том сложившемся виде, какой они имеют в русском языке, и проливает свет на их структуру и функционирование». А. Н. Гвоздев, как можно думать, не учитывая различие языка и речи, языка и речевой деятельности, считает возможным овладение языком рассматривать как его развитие, формирование. Детскую речь и «языковой материал» (Л. В. Щерба), «речевые произведения» (А. И. Смирницкий), как объект лингвистического анализа, автор соотносит друг с другом как явления несладившего и сложившегося языка. Первую из основных особенностей детской речи, обусловливающих использование ее данных языкознанием, А. Н. Гвоздев видит в том, что детская речь представляет собой «язык в его непрерывном изменении и росте, направляемом воздействием речи окружающей среды». Такое сопоставление может быть справедливым, только в том случае, если иметь дело именно с речевой деятельностью, с владением языком, а не с языком как предметом лингвистического анализа (и не с «речевыми произведениями», «языковым материалом» как его объектом). Тогда действительно обнаружится, что изучение процесса овладения языком имеет значение не только для выяснения закономерностей «сложившейся» речевой деятельности, сформировавшегося владения языком. Для языкознания же генетическим аспектом является изучение истории языка, а не истории овладения языком. Развитие языкового элемента в речи ребенка не представляет собой какой-нибудь стороны формирования этого элемента, взятого в системе языка. Объектом лингвистического анализа являются развитые, сложившиеся формы речи, то есть «речевые произведения», построенные по языковым нормам. Превращение «несложившихся» явлений языка в «сложившиеся» — это историческое развитие языка, а не овладение языком. Нет оснований рассматривать детскую речь как развивающийся язык, то есть процесс овладения предметом выдавать за развитие, совершенствование предмета овладения. Однако здесь необходимо отметить следующее. Вполне возможно и даже необходимо исследовать развитие детской речи как развитие системы языковых средств во всех ее специфических особенностях структуры и функций в речевом общении и мышлении ребенка. И в этом отношении совершенно прав А. Н. Гвоздев, когда он говорит о необходимости «установить, каким образом складывается у детей язык как известная система средств, служащая целям общения и мышления». Только в этом смысле можно говорить о том, что детская речь есть развивающийся язык. Поэтому нельзя согласиться с А. Н. Гвоздевым в том, что изучение детской речи является одной из областей изучения языка. Взятый в общем виде ход рассуждений А. Н. Гвоздева таков. Так как детская речь есть развивающийся язык, то сфера языкознания распространяется и на нее, и, следовательно, детскую речь в интересах языкознания нужно изучать лингвистическими методами, такими же, как и при изучении структуры и функций языковых элементов в их «сложившемся» виде. Однако, поскольку сфера языкознания не распространяется на детскую речь (детская речь — развивающееся владение языком, а не развивающийся язык), то возможность изучать детскую речь лингвистическими методами в лингвистических же целях становится сомнительной, и это обнаруживается вполне отчетливо. А. Н. Гвоздев следующим образом характеризует общий прием использования данных детской речи для изучения языка. Если из группы языковых явлений, представляющихся языковеду однородными и близкими, усвоены лишь некоторые, то, следовательно, эти явления не вполне однородны: отличия явлений и обусловливают различия их усвоения (например, более раннее усвоение одних и более позднее — других). Констатирование различий элементов языка по отношению к их усвоению детьми побуждает языковеда устанавливать более точные отличительные признаки этих сложных элементов и «ставить вопрос, какими причинами обусловлено усвоение одних и неусвоение других». Неудовлетворительность этого общего приема (как и добавочного второго приема, имеющего дело с замещением отсутствующего в речи ребенка элемента) прежде всего состоит в том, что он не дает языковеду ничего принципиально нового по сравнению с имеющимися методами изучения языка. «Наталкивающее», «побуждающее» воздействие констатирования фактов детской речи относится к психологии творческого мышления, а не к методам научного анализа. Другая — главная — ошибка состоит в том, что усвоение или неусвоение языкового элемента, замещение отсутствующего элемента и т. п. целиком относится за счет особенностей самих этих усваиваемых элементов. Естественно, что при таком подходе нахождение причины данного явления детской речи целиком совпадает с задачей дать характеристику его структуры и функции в системе языка; тем самым создается видимость важности лингвистического изучения детской речи в интересах языкознания. Речевая деятельность ребенка, его общение, закономерности овладения языком как специфического явления при этом остаются в стороне как якобы несущественные факторы. Лингвистическое изучение структуры и функций языковых элементов в системе языка с необходимостью предполагает абстрагирование от психологических (и физиологических) закономерностей речевой деятельности. Это условие, естественно, должно сохранять силу и при лингвистическом изучении детской речи, к которой языковед подходит как к «речевым произведениям», «языковому материалу» (и иначе не может подходить, оставаясь в сфере языкознания). Однако здесь такое абстрагирование приводит к потере существенных для характеристики детской речи связей и отношений, оставляет в стороне факторы, ведущие к раскрытию закономерностей развития речи ребенка, взятой, в частности, и как система используемых в общении языковых средств. Детская речь, как таковая, как процесс овладения языком, взятый во всем богатстве своих специфических черт, исчезает, и, следовательно, вопрос о возможности чисто лингвистического анализа детской речи в интересах языкознания снимается. А. Н. Гвоздев отмечает, что данные детской речи языкознание может использовать двояко: для подтверждения выводов, полученных иными приемами исследования, и для получения выводов, которые возможно обосновать только методом исследования детской речи. Что касается первого момента, то, как можно видеть на примерах, приводимых далее А. Н. Гвоздевым, данные детской речи используются здесь лишь как иллюстрации или как аналогии. Что же касается второго момента, то А. Н. Гвоздеву не удалось дать решения хотя бы одного какого-нибудь вопроса, который нельзя было бы решить иначе, как только методом исследования детской речи. Характеризуя вторую из основных особенностей детской речи, позволяющих использовать данные для изучения языка, А. Н. Гвоздев отмечает, что усвоение родного языка обладает одинаковыми чертами у разных детей, и, следовательно, определяется такими общими условиями, которые «кладут отпечаток и на структуру языка». Но отсюда вытекает только то, что привлекать данные детской речи для изучения языка можно лишь через изучение этих «общих условий» усвоения, а отнюдь не абстрагируясь от них, как выходит у А. Н. Гвоздева. При этом даже всестороннее изучение хода овладения языком как специфического явления, как развития речи, а не как взятого с внешней стороны «языкового материала», приводит в конце концов не к «сложившемуся» функционированию языка как такового, а к развитому, «сложившемуся» владению языком. Поэтому начало, исходный момент решения вопроса о значении изучения детской речи для языкознания, лежит в выяснении более общего вопроса о значении психологии речи для языкознания. Только решив этот последний вопрос, можно плодотворно рассматривать первый. Изложенные выше критические замечания по поводу некоторых положений, высказанных А. Н. Гвоздевым, ни в коей мере не умаляют значение его работ по проблемам усвоения ребенком родного языка для психологии детской речи, для методики развития речи дошкольников. Прежде всего, это относится к книге «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка», впервые опубликованной в 1949 г. (кстати, издательством АПН РСФСР). Богатый, тщательно систематизированный материал, раскрывающий особенности усвоения ребенком морфологии и синтаксиса родного языка, до сих пор используется исследователями детской речи. Из теоретических положений А. Н. Гвоздева, относящихся к усвоению ребенком грамматического строя родного языка, отметим положение о том, что факты детского словотворчества (типа «починщик») свидетельствуют, во-первых, об аналитичности восприятия ребенком речи взрослых и, во-вторых, о формировании определенных языковых (грамматических) обобщений. Отметим также приведенное выше положение о необходимости «установить, каким образом складывается у детей язык как известная система средств, служащая целям общения и мышления». Из этого положения можно непосредственно вывести положение о том, что на каждом возрастном этапе языковые средства, которыми владеет ребенок, представляют собой определенную систему, то есть что речь ребенка нужно изучать (и разрабатывать методы обучения), рассматривая словарь и грамматику не изолированно, а в единстве, во взаимосвязях, в системе.
|