Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика работы. Психология развития, акмеология






На правах рукописи

УДК 159.9 (075)

 

 

МЕДВЕДЕВ Дмитрий Алексеевич

 

ОНТОГЕНЕЗ

ВЕРБАЛЬНОГО ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

 

 

Психология развития, акмеология

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертации на соискание ученой степени

Доктора психологических наук

 

Санкт-Петербург

Работа выполнена на кафедре психологии развития и образования государственного образовательного учреждения общего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

 

 

Научный консультант: Официальные оппоненты:     Доктор психологических наук, профессор Губин Владимир Алексеевич     Доктор психологических наук, профессор Горьковая Ирина Алексеевна     Доктор психологических наук, профессор Маклаков Анатолий Геннадьевич     Доктор психологических наук, профессор Худяков Андрей Иванович    
Ведущая организация: Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова    

 

 

Защита состоится 19 декабря 2006 года в 15.30 на заседании Диссер­тационного совета Д.212.119.18 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Российском государственном педагогичес­ком университете имени А. И. Герцена (191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, корпус 11, ауд. 37).

 

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Рос­сийского педагогического университета имени А.И.Герцена.

 

 

Автореферат разослан _______ ноября 2006 года.

 

Ученый секретарь

Диссертационного совета,

кандидат психологических наук Н.Л. Сомова

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Особенности социокультурной, экономической и политической ситуации, сложившейся в России к началу ХХ1 века, требуют поиска путей выхода нашего общества из кризиса и обеспечения условий его прогрессивного развития. Серьезное значение в данном контексте приобретает необходимость использования богатого потенциала современной психологической науки, поскольку одним из главных факторов успеха проводимых социально-экономических реформ выступает внутренний, субъективный фактор, и в частности, особенности их восприятия представителями различных социально-возрастных групп. Важнейшим средством концептуализации и операционализации указанного фактора, во многом определяющего общую эффективность управления процессом общественного развития, может служить разработка целостной психологической концепции вербального отражения действительности. В рамках данной концепции ключевое значение приобретает информация, содержащая знание об основных этапах онтогенеза вербального отражения действительности.

Проблема изучения вербального отражения действительности как формы психического отражения носит междисциплинарный характер и относится к числу ведущих проблем современного антропологического знания, которой посвящены работы философского (Д.И. Дубровский, А.Ф. Лосев, В.С. Степин, Ю. Хаберманс и др.), лингвистического (И.Л. Вайсгербер, Л. Витгенштейн, Г.В. Колшанский, Ю.М. Лотман, Р.И. Павиленис, Э. Сепир, Е.С. Яковлева и др.), социологического (Г.Д. Гачев, А.Я. Гуревич, К. Леви-Строс и др.) и психологического (В.П. Зинченко, Дж. Келли, А.Н. Леонтьев, С. Московиси, В.Ф. Петренко, В.В. Петухов, Е.В. Улыбина, Э. Фромм, В.И. Шевченко и др.) плана.

Отечественная психологическая наука достаточно давно осознала важность изучения особенностей вербального отражения действительности (один из истоков здесь - учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах). Особое место в данном отношении занимает культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, в которой момент встречи психики со знаковой системой (язык) определяет всю специфику человеческой эволюции не как биологического, а как исторического процесса. Образы действительности для человека находят свое выражение в определенном вербальном значении, которое обуславливает особенности отношения к соответствующему объекту или явлению реальности. Образ для субъекта оказывается выражен в слове, а вербальное отражение в онтогенезе подчиняет себе постепенно процесс невербального отражения действительности, выступающий в качестве основы его формирования (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев, Е.В. Улыбина и др.).

Социальная ситуация развития (Л.С. Выготский, 1986 и др.) на разных этапах онтогенеза в значительной степени определяет круг объектов идеальной и материальной природы, с которыми " встречается" человек, достигший того или иного возраста и обладающий соответствующим уровнем психического развития, поэтому ее анализ позволяет выявить особенности психического отражения субъекта, находящегося на конкретной возрастной стадии, вообще, и вербальной его формы, в частности. Таким образом, закономерности развития человека как био-

 

психо-социального существа объективно должны составлять основу изучения особенностей вербального отражения на разных возрастных этапах. На ранних этапах онтогенеза мы имеем дело с формированием вербального отражения действительности, в основе которого лежит процесс развития речи – социальная среда обеспечивает усвоение ребенком языка и его реализацию в устной форме при общении, а впоследствии развившееся в самостоятельное психическое образование вербальное отражение действительности (ВОД) само начинает определять особенности взаимодействия человека с природной и социальной средой. Изменение социальной ситуации развития приводит к постоянному расширению и усложнению круга идеальных и материальных объектов, с которыми взаимодействует человек, что обуславливает изменение структуры и содержания его вербального отражения действительности.

Исходя из этого факта, первостепенное значение для современной психологии развития приобретает проблема выявления специфики вербальной – собственно человеческой – формы отражения объективной реальности на разных этапах онтогенеза, выявление механизмов и закономерностей данного процесса, построение его концептуальной модели. Комплексный анализ современных подходов к исследованию проблемы психического отражения (Б.Г. Ананьев, Е.Ю. Артемьева, Т.Н. Березина, Е.И. Исаев, Е.А. Климов, А.Г. Маклаков, В.Н.Панферов, В.И. Слободчиков, С.Д. Смирнов, С.Л. Рубинштейн, А.И. Худяков и др.) показывает, что несмотря на большое внимание к ней, в научном знании отсутствует целостная психологическая теория онтогенеза вербального отражения действительности как формы психического отражения.

Проблема исследования заключается в необходимости разработки теоретических положений концепции вербального отражения действительности как одного из ведущих субъективных факторов формирования и развития психики людей на разных ступенях их жизненного цикла.

Актуальность проблемы исследования обусловлена потребностью современной психологической науки в разработке целостной концепции вербального отражения действительности, которая раскрывает особенности содержания, структуры, механизмов, факторов детерминации, закономерностей онтогенеза данного психического образования и может составить новые направления в психологии развития, педагогической и практической психологии. Актуальность работы определяется и практическими задачами, связанными с разработкой новых методов возрастной психологической диагностики и коррекции, построением образовательно-воспитательного процесса в разных типах учебных заведений, направленного на обеспечения условий для развития смысловой сферы и самореализации человека, повышением уровня профессиональной и психологической подготовки специалистов образования, а также обеспечением оптимального функционирования психологических служб школ и вузов.

Необходимость решения указанной проблемы определила выбор объекта, предмета и логику развития настоящего исследования.

Объект исследования: психическое отражение действительности в вербальных оценках людей разных возрастов (подростковый возраст, ранняя юность, юношеский возраст, ранняя взрослость и средняя взрослость).

Предмет исследования: структура, функции, механизмы, закономерности и факторы детерминации онтогенеза вербального отражения действительности.

Цель исследования:

Разработка концептуальной модели онтогенеза вербального отражения действительности и ее эмпирическая верификация для формирования и развития психики людей на разных ступенях их жизненного цикла.

Гипотезы исследования:

1.Вербальное отражение действительности как интегральное психическое образование имеет сложную иерархическую организацию и собственные механизмы онтогенеза.

2.Этапы онтогенеза вербального отражения действительности базируются на общих закономерностях психического развития человека и проявляются в виде качественных (структурно-содержательных) изменений системы его вербальных значений.

3.Онтогенез вербального отражения действительности детерминирован совокупным влиянием факторов возраста, пола и образования.

4.Структура вербального отражения действительности связана с самореализацией личности и выступает в качестве субъективной основы развития человека как субъекта творческой деятельности.

Задачи исследования:

1.Создать типологию общенаучных и психологических подходов к вербальному отражению действительности.

2.Дать определение вербального отражения действительности как интегрального психического образования и разработать ее теоретическую модель.

3.Изучить основные этапы онтогенеза вербального отражения действительности.

4.Выявить иерархию факторов, определяющих развитие вербального отражения действительности.

5.Определить функции, механизмы и общие закономерности онтогенеза вербального отражения действительности.

6.Проверить наличие связи вербального отражения действительности с процессом самореализации личности на разных этапах онтогенеза.

7.Разработать и апробировать методику диагностики вербального отражения действительности у представителей различных возрастных групп.

8.Провести эмпирическую проверку теоретической модели вербального отражения действительности и его развития на разных этапах онтогенеза.

9.Проанализировать пути применения концепции онтогенеза вербального отражения действительности в практике современного образования и воспитания.

Методологическую основу работы составили ведущие общенаучные и психологические подходы к проблеме психического отражения и развития:

- системный подход (В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, Е.П. Ильин, В.П. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, А.Г. Маклаков, В.Н. Садовский, А.И. Уемов, Б.С. Украинцев, А.И. Худяков, Э.Г. Юдин и др.);

- личностно-ориентированный подход (В.А. Аверин, А.Г. Асмолов, И.А. Баева, И.А. Горьковая, Р.М. Грановская, В.А. Губин, В.И. Долгова, И.А. Зимняя, А.М.

Зимичев, И.М. Ильичева, Б.В. Кайгородов, Е.Ю. Коржова, Ю.С. Крижанская, В.Х. Манеров, А.К. Маркова, А.А. Реан, Л.А. Регуш, В.В. Семикин, В.Л. Ситников, Ю.П. Тимофеев, Д.И. Фельдштейн, Н.Ю. Флотская, Н.М. Швалева, В.А. Якунин и др);

- гуманистический подход (В.С. Библер, Г.И. Вергелес, А.А. Леонтьев, А. Маслоу, Л.А. Петровская, Г.С. Сухобская, А.П. Тряпицына, В. Франкл и др.);

- субъектный подход (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский и др.);

- деятельностный подход (М.Я. Басов, А.Н. Леонтьев, В.Л. Марищук и др.);

- антропологический подход (Б.Г. Ананьев, Е.И. Исаев, В.Н. Панферов, В.И. Слободчиков и др.);

- культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.В. Петровский, В.В. Рубцов и др.);

- психосемантический подход (Ч. Осгуд, А.Г. Шмелев, В.Ф. Петренко, Е.В. Улыбина, В.И. Шевченко и др.).

Методы исследования:

Для проверки гипотез и решения поставленных задач использовался широкий круг методов: теоретический анализ научных работ (монографии, статьи и другие публикации), посвященных проблеме психического отражения действительности, теоретическое моделирование, наблюдение, констатирующий эксперимент, психодиагностические методы объективного изучения личности, методы экспериментальной психосемантики, методы статистической обработки и анализа данных (процедуры кластерного, корреляционного и факторного анализа, t – критерий Стьюдента для независимых выборок и коэффициент ранговой корреляции Спирмена (rs)). Математическая обработка данных проводилась на основе современного пакета статистического анализа Statistica 6.0. В экспериментальной части исследования в качестве организационного использовался сравнительный метод. Выбор методов определялся логикой исследования и характером решаемых в нем задач.

К процессу эмпирических исследований были привлечены представители различных социально-возрастных групп г. Санкт-Петербурга и г. Астрахани: школьники (подростковый возраст – 13-14 лет; ранняя юность – 15-17 лет) 8-11-х классов гимназии № 2 г. Астрахани (232 человека), студенты 1, 3, 4 и 5 курса (юношеский возраст – 18-19 лет и ранняя взрослость 20-25 лет) Астраханской государственной медицинской академии (765 человек), студенты 1 и 4-го курса (юношеский возраст - 18-19 лет и ранняя взрослость - 20-25 лет) Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (217 человек), студенты 2 и 4-го курса (юношеский возраст - 18-19 лет и ранняя взрослость - 20-25 лет), студенты 2 и 4-го курса (юношеский возраст - 18-19 лет и ранняя взрослость - 20-25 лет) Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения (235 человек), работники технического профиля (в возрасте ранней взрослости - 20-25 лет) г. Санкт-Петербурга (118 человек), работники педагогического профиля (в возрасте ранней взрослости - 20-25 лет) г. Астрахани (45 человек) и работники педагогического профиля (в возрасте средней взрослости – 40-50 лет) г. Астрахани (63 человека). Объем общей выборки испытуемых составил 1675 человек (515 мужчин и 1160 женщин).

Достоверность и обоснование выводов и результатов исследования обеспечивалась путем обращения к фундаментальным отечественным и зарубежным ис-

следованиям в различных отраслях психологии; применением валидных методов психологического исследования, адекватных цели, предмету, задачам и логике исследования; репрезентативностью выборки; корректным применением математико-статистического анализа данных с помощью профессиональных компьютерных программ; всесторонней проверкой достоверности полученных результатов при обсуждении психологическим сообществом.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Вербальное отражение действительности является одним из важнейших субъективных факторов психического развития человека, связанным с процессом его самореализации.

2.Типология подходов к вербальному отражению действительности, передающая общенаучные (философские, лингвистические и социологические) и психологические (когнитивные, личностные и социально-психологические) традиции осмысления соответствующего феномена, которая выступает в качестве основы создания психологической концепции онтогенеза вербального отражения действительности.

3.Вербальное отражение действительности, как форма психического отражения, представляет собой интегральное психическое образование, которое состоит из четырех блоков (эмоционально-динамического, структурно-содержательного, ценностного и смыслового) и фиксирует (в системе субъективных значений образов самосознания, общения и деятельности) существующую у человека модель действительности, которая определяет специфику проявления его внутренней и внешней активности.

4.Онтогенез вербального отражения действительности базируется на общих закономерностях био-психо-социального развития человека и проходит четыре основных этапа: эмоционально-речевой этап (от рождения до 6-7 лет), когнитивный этап (от 6-7 до 14-15 лет), ценностный этап (от 14-15 до 18-19… лет) и смысловой этап (от 18-19… лет).

5.Ведущими общепсихологическими механизмами развития вербального отражения действительности на разных этапах онтогенеза выступают: развитие речи (эмоционально-речевой этап), интериоризация (когнитивный и ценностный этап), рефлексия (ценностный и смысловой этап) и смыслообразование (смысловой этап); ведущими семантическими механизмами: вербализация, семантическая трансформация и семантическое переструктурирование.

6.Развитие вербального отражения действительности определяется следующей иерархией факторов: образование, возраст, пол.

Научная новизна исследования:

1.Разработана типология современных общенаучных (философских, лингвистических, социологических) психологических (когнитивных, личностных, социально-психологических) подходов к вербальному отражению действительности.

2.Сформулировано определение вербального отражения действительности как одной из важнейших форм психического отражения, определяющей особенности поведения и деятельности человека.

3.Раскрыты психологические этапы онтогенеза вербального отражения действительности: эмоционально-речевой, когнитивный, ценностный и смысловой.

4.Определена иерархия факторов, детерминирующих развитие вербального отражения действительности: образование, возраст, пол.

5.Доказана связь вербального отражения действительности с процессом самореализации на разных этапах онтогенеза, что позволяет глубже понять специфику развития психики людей на разных ступенях их жизненного цикла и характер взаимоотношений между различными психологическими явлениями.

Теоретическая значимость исследования:

1.Теоретически и экспериментально обоснована необходимость изучения онтогенеза вербального отражения действительности.

2.Разработана целостная психологическая концепция вербального отражения действительности, включающая содержание, структуру, функции, закономерности и механизмы функционирования данного психического образования на разных этапах онтогенеза, расширяющая научные представления об особенностях развития психики людей на разных ступенях их жизненного цикла.

3.Доказано, что онтогенез вербального отражения действительности базируется на общих закономерностях психического развития человека, что способствует повышению целостности психологического знания.

4.Выявлены ведущие факторы и механизмы онтогенеза вербального отражения действительности, что позволяет создавать оптимальные условия для гармоничного развития данного психического образования в разных возрастных периодах.

5.Экспериментально доказана адекватность концептуальной модели онтогенеза вербального отражения действительности соответствующей психической реальности.

6.Определены актуальные направления изучения вербального отражения действительности в современной психологии развития и педагогической психологии.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в системе общего и высшего профессионального образования для разработки целостной психолого-педагогической модели организации образовательно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях различного профиля, направленной на подготовку человека, способного стать субъектом эффективной творческой деятельности. Материалы диссертации используются в процессе преподавания академических курсов общей психологии, психологии развития, педагогической, дифференциальной и социальной психологии в ряде вузов России (г. Санкт-Петербург, г. Архангельск, г. Астрахань, г. Коломна, г. Пятигорск, г. Челябинск). Теоретически обоснованная и эмпирически апробированная модель организации исследования особенностей развития вербального отражения действительности обогащает научно-методическую и психодиагностическую базу психологических служб общеобразовательных и высших учебных заведений. Полученные в работе теоретико-эмпирические результаты формируют основу управления процессом развития вербального отражения действительности представителей различных социально-возрастных групп, которое направлено на достижение ими смыслового уровня, способствующего процессу самореализации человека и обеспечивающего наиболее гармоничную форму его взаимодействия с объективной действительностью.

Внедрение результатов исследования. Материалы исследования используются в курсах лекций, на практических занятиях, в работе психологических служб в

Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург), Астраханском государственном университете, Астраханском государственном техническом университете, Астраханской государственной медицинской академии, Астраханском институте усовершенствования учителей, Пятигорском государственном лингвистическом университете, Поморском государственном университете (г. Архангельск), Челябинском государственном педагогическом университете, Коломенском государственном педагогическом институте, а также в процессе работы ЦНИИ МО РФ (г. Санкт-Петербург). Кроме того, соответствующие материалы применяются в практике работы психологической службы гимназии № 2 (г. Астрахань).

Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования докладывались (либо были представлены в виде тезисов или материалов докладов) на 23-хмеждународных, всероссийских, межвузовских и внутривузовских научных конференциях: научно-методической конференции «Подготовка студентов к воспитательной работе с учащимися» (Астрахань, 1990); итоговых научных конференциях АГПИ им С.М. Кирова (1993-1996); итоговых научных конференциях АГПУ (1997-2002); научно-практической конференции «Развитие творческой активности учащихся» (В.А. Сухомлинский и современность) (Саратов, 1996); на Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы социальной работы» (Магнитогорск, 2000); на Всероссийской научно-практической конференции «Развитие и взаимодействие культур как фактор стабильности межэтнических отношений в полиэтническом регионе» (Астрахань, 2000); на 7-ом годичном собрании Южного отделения РАО и Х1Х региональных психолого-педагогических чтениях Юга России «Развитие личности в образовательных системах Южно-российского региона» (Ростов н / Д., 2000); на Международной научно-практической конференции «Этнопедагогические традиции формирования культуры межнациональных отношений» (Казань, 2000); на 5-й научно-практической конференции врачей-психофизиологов и специалистов ВМФ «Вопросы психологии и физиологии труда корабельных специалистов» (Санкт-Петербург, 2002); на научно-практических конференциях «Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность» (Ростов н / Д., 2003, 2004); на Третьем Всероссийском съезде психологов (Санкт-Петербург, 2003); на Всероссийском съезде практических психологов образования (Москва, 2003); на межрегиональной научно-практической конференции «Повышение воспитательного потенциала учебных занятий по литературе, русскому и иностранным языкам в общеобразовательных учреждениях» (Астрахань, 2004), на всероссийской научно-практической конференции " Психологическая подготовка педагога в России: история и современность" (Санкт-Петербург, 2005).

Результаты исследования обсуждались на теоретических семинарах и заседаниях кафедры психологии развития и образования РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, 2002-2006). По теме диссертационного исследования опубликовано 47 научных работ, общим объемом 57, 9 печатных листа, в том числе 2 монографии и 2 учебных пособия.

Структура и объем диссертации. Логика исследования онтогенеза вербального отражения действительности определила композиционное построение работы. Диссертация состоит из введения, семи глав, заключения, списка литературы (834 наименования, из них 32 на иностранных языках) и приложения, включающего 134 таблицы и 37 рисунков). Общий объем работы 561страница.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются объект и предмет исследования, формулируются его методологические принципы, цель, гипотеза и задачи, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, даются сведения о ее апробации и внедрении результатов, приводятся положения, выносимые на защиту, и излагается общая структура диссертации.

В первой главе «Методологические и теоретические основания анализа вербального и невербального отражения действительности как форм психического отражения» раскрыта современная трактовка понятия «психическое отражение», передающая процесс создания образов не только чувственного, но и логического (вербального) мышления и творческой фантазии, получающих свое воплощение в продуктах культуры, включая знаковые системы (язык), а также проведен анализ различных подходов к базовым формам психического отражения, существующих в современной антропологии.

Глубокий анализ проблемы психического отражения содержится в работах В.Н. Панферова, который связывает данное понятие с представлением об уникальности телесно-психической организации каждого человека, обусловливающей индивидуальные способы субъект / объектного взаимодействия человека с взаимодействия с внешним миром и внутренним миром, который выполняет функцию призмы для процессов воздействия на человека внешних объектов.

Психическое как идеальный продукт собственной психической деятельности является в форме психических образов ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения. Интегративным представлением человека о мире и о себе в нем является «субъективная картина мира», где наше «Я» занимает центральное положение. Абстрактно-логическая природа образов мышления и воображения обязана своим происхождением рефлексивному отражению собственной психической деятельности. В результате в образах мышления и воображения появляются логические конструкты субъективного объяснения ситуации взаимодействия и прогноза ее развития через призму собственных потребностей, представленных различными явлениями мотивационной сферы человека, что находит отражение в субъективной картине мира (В.Н. Панферов, 2000-2003).

Теоретический анализ ведущих подходов к психическому отражению позволил выявить наличие в научном знании четырех основных традиций интерпретации соответствующего феномена: философской, лингвистической, социологической (культурологической) и собственно психологической. Анализ вербального отражения действительности как формы психического отражения, с одной стороны, показывает наличие множества противоречивых в методологическом отношении описаний соответствующего феномена; с другой - позволяет представить общую типологию подходов к нему, которая выступает в качестве основы построения психологической концепции ВОД как интегрального психического образования, представленной в следующей главе (таблица № 1).

Вторая глава «Психологическая концепция вербального отражения действительности» посвящена изложению структуры, функций, механизма функционирования и генезиса данного феномена. Психическое отражение, взятое в единстве двух его форм (вербальной и невербальной), оказывается неразрывно связанным с объективной реальностью и закономерно передает его общую структуру.

Таблица № 1. Общая типология подходов к психическому отражению






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.