Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема № 3. Концептуальная модель онтогенеза ВОД






ОСНОВАНИЯ выделения периодов онтогенеза вербального отражения действительности: 1.Общие закономер-ности психического развития в онтогенезе;   2.Анализ базовых периодизаций психического развития человека;   3.Результаты эмпирического исследования онтогенеза вербального отражения действительности   .
ЭМОЦИОНАЛЬНО-РЕЧЕВОЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ВОД (от рождения до 6-7 лет) Базовый блок – эмоционально-динамический; ведущая функция этапа – эмоционально-оценочная. Эмоциональный этап развития ВОД, состоящий в означивании образов восприятия. Основной механизм становления ВОД – развитие речи. Результат этапа - возникновение у ребенка первичной структуры ВОД, связанной с семантическим конструктами психофизиологической природы - здоровьем и любовью.

 


КОГНИТИВНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ВОД (от 6-7 до 14-15 лет) Базовый блок – структурно-содержательный; ведущая функция этапа – когнитивная. Когнитивный этап развития ВОД, состоящий в становлении у ребенка системы вербальных значений образов-представлений, фиксирующих его знания о себе, других людях и мире. Ведущий механизм развития ВОД - интериоризация. Главным результатом данного этапа является формирование когнитивной основы для достижения личностью определенного уровня психологической и психосоциальной зрелости, связанного с актуализацией в ее системе представлений семантических конструктов достойного социального положения и авторитета у людей, а также благополучия окружающих.

       
 
 
   

 

 


ЦЕННОСТНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ВОД (от 14-15 до 18-19 лет) Базовый блок – ценностный; ведущая функция этапа – регуляционная. Ценностный этап развития ВОД, состоящий в интериоризации субъектом системы вербальных значений ценностных образов, принятых в определенном обществе. Ведущие механизмы развития ВОД – интериоризация и рефлексия. Главным результатом данного этапа является формирование у юношей и девушек субъективных основ достижения гражданской зрелости, связанных с появлением в структуре их ВОД ценностей серьезной профессиональной карьеры и стремления к профессиональной самореализации.

 
 

 

 


СМЫСЛОВОЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ВОД (от 18 - 19 лет…) Базовый блок – смысловой; ведущая функция этапа – смыслообразовательная. Смысловой этап развития ВОД, состоящий в формировании у субъекта системы самостоятельно выработанных им вербальных значений смысловых образов. Ведущие механизмы развития ВОД – рефлексия и смыслообразование. Главным итогом развития является формирование у человека смысловой основы достижения интегральной зрелости, появление у него стремления к самоутверждению в различных сферах жизни и чувства переживания осмысленности бытия и гармонии с миром.

 

 

ученые степени) нами была разработана система маркеров, отражающих базовые объекты и явления действительности и передающая, таким образом, обобщенную модель содержания и структуры ВОД: 1) мое прошлое; 2) физическое и психическое здоровье; 3) любовь – физическая и психологическая близость с любимым человеком; 4) мое настоящее; 5) достойное социальное положение и авторитет у людей; 6) благополучие других людей; 7) «Я»; 8) серьезная профессиональная карьера; 9) стремление к профессиональной самореализации; 10) мое будущее; 11) самоутверждение в различных сферах жизни; 12) переживание осмысленности бытия и гармонии с миром. Данная система маркеров фиксирует основные сферы человеческого бытия – самосознание (№ 1, 2, 3, 4, 7, 10), общение (№ 5, 6) и деятельность (№ 8, 9) и закономерно передает ведущие элементы структуры ВОД.

Маркеры № 11 и 12 носят интегральный характер и связаны со всеми тремя указанными сферами. Закономерности био-психо-социального развития человека определяют общие тенденции во взаимосвязи соответствующих маркеров с конкретными этапами онтогенеза (схема № 3).

Тексты-маркеры можно разделить на два вида: а) общие маркеры – составляющие основу объективной реальности и выполняющие, вследствие этого, системообразующую функцию на каждом этапе развития (к ним традиционно

относятся значения, связанные с субъективным временем личности – прошлым, настоящим и будущим, а также его образом «Я»); б) специфические маркеры – субъективные значения, непосредственно отражающие характер конкретного этапа развития ВОД. При организации психосемантического исследования нами ставилась задача не только определить общую систему значений ВОД на каждом этапе его развития, но и выявить основную - прагматическую (при которой мерилом ценности любого объекта или явления объективной реальности для человека является возможность удовлетворения с его помощью собственных потребностей) или альтруистическую (при которой предмет или явление объективной реальности рассматриваются либо в качестве феноменов, представляющих самостоятельную ценность, либо с точки зрения их пользы для других людей) направленность данного психического образования (таблица № 4). Анализ соотношения прагматических и альтруистических маркеров в ВОД позволяет определить базовую экзистенциальную позицию человека (социальной или возрастной группы) по отношению к миру («иметь» или «быть»), а также предсказать присущий ему способ взаимодействия с физической и социальной реальностью.

Форма представленных маркеров определялась тем, что современная психолингвистика признает объектом семантического анализа некоторый текст (совокупность однозначно трактуемых значений, описывающая определенную область реальности), а не отдельное слово (В.Ф. Петренко, 1989). Семантическая установка, связанная с конкретным текстом-маркером, передает целостное – эмоциональное, когнитивное, ценностное и смысловое - отношение человека к соответствующему объекту действительности, а совокупность семантических установок как отношений между субъективными значениями позволяет представить обобщенную модель его ВОД. Изменение характера связей между понятиями во времени будет характеризовать процесс развития семантических установок и, как следствие, отражать развитие структуры и содержания ВОД в онтогенезе. Следует отметить, что все приведенные выше тексты-маркеры входили на разных этапах онтогенеза в

 

Таблица № 4. Специфические маркеры ВОД

 

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ВОД
Эмоциональный этап развития Когнитивный этап развития Ценностный этап развития Смысловой этап развития
1.Физическое и психическое здоровье (п.м.) 1.Достойное социальное положение и авторитет у людей (п.м.) 1.Серьезная профессиональная карьера (п.м.)   1.Самоутверждение в различных сферах жизни (п.м.)
2.Любовь (физическая и психологическая близость с любимым человеком) (а.м.) 2.Благополучие Других людей (а.м.)   2.Стремление к профессиональной самореализации (а.м.) 2.Переживание осмысленности бытия и гармонии с миром (а.м.)

 

структуру ВОД испытуемых (уровень 1 СКО), что доказывает их адекватность исследуемому феномену.

В данном исследовании использованы трехмерные субъективные семантические пространства, выступающие в качестве апробированного средства реконструкции ВОД (В.Ф. Петренко, 1989; Е.В. Улыбина, 1998). Применявшаяся в исследовании форма семантического дифференциала позволяет не только реконструировать индивидуальные семантические пространства, но и выявлять систему связей объектов и явлений действительности, а также характер интегрального отношения испытуемого к данным объектам и явлениям, что обеспечивает возможность исследовать ВОД человека в единстве его формы – структуры - и содержания. При конструировании семантического дифференциала нами была взята система шкал, применявшихся в ряде психологических исследований системы профессиональных установок курсантов военных училищ (Миролюбов А.В., Соломин И.Л. 1989; В.И. Шевченко, 2002). Использование данной группы шкал - идентичные культурные, возрастные и социально-демографические характеристики испытуемых - подтверждает надежность и валидность варианта методики семантического дифференциала, включающего данные шкалы. Степень субъективной идентичности текстов-маркеров выражена в сходстве профилей их шкальных оценок. Исследования ряда ученых, принадлежащих к петербургской психологической школе (Соломин И.Л. 2001; В.И. Шевченко, 2001-2003), доказали, что чем меньше расстояния между текстами-маркерами, тем больше сходство между ними в структуре ВОД, тем сильнее ассоциативная связь между ними в жизненном опыте человека. Расстояние между понятиями менее одного стандартного квадратического отклонения характеризует очень сходные, практически идентичные для испытуемых понятия, поэтому наличие расстояния между понятиями, измеренного в долях стандартного отклонения, менее 1 условной единицы (уровень 1 СКО), позволяет говорить о существовании установки, включающей эти понятия. Таблица нормированных расстояний между понятиями характеризующая полную структуру ассоциаций между ними, позволяет выделять «сгустки» близкорасположенных понятий, характеризуемых как семантические установки.

Понимание сущности семантической установки, существующей как отношение между вербальными значениями в рамках субъективного опыта, позволяет утверждать, что элементарные установки не существуют изолировано одна от другой, а только в системе. Система семантических установок и является операциональной единицей исследования ВОД. Процедура системного представления установок выступает как сокращение матрицы сходства методами многомерного статистического анализа. Так как анализу подвергаются расстояния между маркерами в структуре ВОД, наиболее подходящим для сокращения матрицы сходства методом является кластерный анализ. В работе была использована иерархическая кластер процедура по методу средневзвешенных расстояний («средней связи»), а в качестве метрики использовано евклидово расстояние между понятиями в субъективном семантическом пространстве. Интерпретация результатов исследования ВОД представляет собой наиболее эвристический этап, зависящий от содержания исследуемой области и знания этой области экспериментатором.

Таким образом, использование текстов-маркеров и шкал позволяет реконструировать системы семантических установок индивидуальных и групповых субъектов, являющихся операциональными моделями ВОД, а выявление качественных изменений системы семантических установок субъекта во времени позволяет представить развитие его ВОД. Категориальный аппарат, лежащий в основе интерпретации этапов развития ВОД может быть представлен в виде следующей интегральной таблицы (таблица № 5).

В четвертой главе «Структурно-содержательная характеристика вербального отражения действительности от рождения до 6-7 лет» рассматривается предпосылки становления системы вербальных значений на ранних стадиях онтогенеза.

Психологической основой ВОД на эмоционально-речевом этапе развития является развертывание совокупности биологически заданных (прежде всего темперамент и задатки) индивидуально-психологических особенностей человека: переход натуральных психических функций (биологических) в высшие психические функции (социальные) определяется началом систематического обучения ребенка в школе (Л.С. Выготский 1986; Б.Г. Ананьев, 1980; А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, 1990 и др.). Центральной задачей данного этапа развития ВОД, хронологические границы которого лежат от момента рождения до 6-7 лет (младенческий возраст, раннее детство и дошкольный возраст), можно признать адаптацию человека к окружающей его физической и первичной социальной (семья) среде, а также к самому себе как психофизиологическому существу. Базовым блоком ВОД на данном этапе развития является эмоционально-динамический блок, отражающий биопсихологический (эмоционально-моторный) уровень развития соответствующего феномена (В.И. Гарбузов, 1990; З. Фрейд, 1990 и др.), что обуславливает соответствующий характер важнейших для него семантических конструктов – физического и психологического здоровья и любви как физической и психологической близости с другим человеком.. Интеллектуальной основой развития ВОД выступает сенсомоторный и дооперациональный интеллект, а его ведущей содержательной единицей являются вербальные значения образов восприятия.

Главным результатом психического развития на эмоциональном этапе является формирование у ребенка способности контролировать свои эмоции и моторные проявления на основе вербальной формы отражения действительности, а критерием сформированности структуры ВОД, как предпосылки перехода к когнитивному эта пу, выступает появление у ребенка сознательного вербального представления

Таблица № 5. Категориальный аппарат описания онтогенеза ВОД

КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ОПИСАНИЯ СТРУКТУРЫ И РАЗВИТИЯ ВОД
1.Психическое основание уровней развития ВОД Эмоционально-волевое Когнитивное Ценностное Смысловое
2.Общепсихологические категории Процессы Состояния Свойства Образования
3.Этапы развития ВОД   Эмоционально-речевой этап Когнитивный этап Ценностный этап Смысловой этап
4.Уровень развития ВОД   Биопсихологический уровень Психологический уровень Психосоциальный уровень Интегральный уровень
5.Хронология этапов развития ВОД 0 – 6 / 7 лет 6 / 7 – 14 / 15 лет 14 / 15 – 18 / 19 лет… 18 / 19 лет…
6.Психические процессы, определяющие развитие ВОД   Ощущение и восприятие Память, конкретное мышление Абстрактное мышление Интегральный уровень фун-я психич. процессов
7.Интеллектуальная основа развития ВОД   Сенсомоторный и дооперациональный интеллект Уровень конкретных операций Уровень формальных операций Диалогическое (студенческое) мышление
8.Базовые единицы ВОД   Значения образов восприятия Значения образов представлений Значения ценностных образов Значения смысловых образов
9.Блоки ВОД   Эмоционально-динамический блок Структурно-одержательный блок Ценностный блок Смысловой блок
10.Функции ВОД   Эмоционально-оценочная и активационная Первичная социализация Вторичная социализация Индивидуализация
11.Базовые нормы регуляции ВОД   Психологические нормы Моральные нормы Правовые (юридические) нормы Самостоятельно выработанные нормы
12.Базовые цели этапов развития ВОД   Становление психофизиологических основ развития ребенка Усвоение общественных правил и норм поведения Усвоение профессиональных знаний Обретение зрелого смысла жизни, самоактуализация
13.Ведущий вид деятельности Игровая деятельность Учебная деятельность Учебно-профессиональная деятельность Творческая деятельность
14.Основные задачи этапов развития ВОД   Адаптация к физической среде и семье Адаптация к обществу (социальным институтам) Адаптация к государству (идеология) Творческое преобразование действительности
15.Главные результаты этапов развития ВОД Формирование первичной структуры вербального отражения действительности, связанной со здоровьем и любовью Формирование основ психологической и психосоциальной зрелости личности, связанной с ее отношением к другим людям Формирование основ гражданской зрелости, связанной с профессиональной карьерой и самореализацией Формирование основ интегральной зрелости, связанной с самоутверждением и самореализацией
16.Ведущие парадигмы описания ВОД Естественнонаучная парадигма Гуманитарная парадигма (науки о личности) Гуманитарная парадигма (общественные науки) Системная парадигма (синтез Знания)
17.Базовые категории Материальное НКМ Идеология Субъективное
18.Базовые конструкты объективной реальности Мир (физическая реальность) Социум (совокупность Других людей) Культура (совокупность текстов) Человек как био-психо-социальная категория

 

о своем желании и готовности к школьному обучению.

Пятая глава «Структурно-содержательная характеристика вербального отражения действительности от 6-7 до 14-15 лет» посвящена анализу особенностей становления системы вербальных значений в младшем школьном и подростковом возрасте.

Хронологические рамки когнитивного этапа развития ВОД лежат в период с 6-7 до 14-15 лет (младший школьный и подростковый возраст). Данный этап проявляется в фиксации в ВОД знаний ребенка об окружающей действительности, составляющих основу его жизненного опыта (Б.Г. Ананьев, 1980; Л.И. Божович, 1968; Л.С. Выготский, 1983; Л.А. Горьковая, 1998; А.И. Захаров, 2000; И.С. Кон, 1967; А.Н. Леонтьев, 1972; Б.Д. Парыгин, 1965; К.К. Платонов, 1971; В.Л. Ситников, 2001; Д.И. Фельдштейн, 1999; В.А. Худик, 2000 и др.). Знания о себе, других людях и мире, переданные в системе вербальных категорий (понятий), в первую очередь определяют поведение личности на данном этапе онтогенеза, а главным механизмом развития ВОД здесь выступает общепсихологический механизм интериоризации вербальных значений. Ведущую здесь играет структурно-содержательный блок, включающий субъективные значения образа-Я, образа Другого и обобщенного образа предметного мира, формирующийся на основе освоения ребенком научной картины мира (НКМ) и содержания определенной культуры. Основной содержательной единицей является значение когнитивного образа-представления, а ведущей мотивационной единицей, соответственно, когнитивная семантическая установка. Доминирующее значение на данном этапе развития ВОД имеет процесс воспитания, а его базовая цель состоит в усвоении ребенком общественных правил и моральных норм поведения (первичная социализация). Специфика социальной ситуации развития в подростковом возрасте (в частности, важная роль общения со сверстниками) определяет результат когнитивного этапа ВОД - формирование основ психологической и психосоциальной зрелости личности, связанной с семантическими конструктами достойного социального положения и авторитета у людей и стремления к благополучию других людей. Когнитивные представления о мире, себе и окружающих людях выступают для подростка основой выстраивания новой системы межличностных отношений.

Эмпирическую основу исследования особенностей ВОД на этапе картины мира составляла выборка школьников 8-9-х классов гимназии № 2 г. Астрахани (120 мальчиков и девочек подросткового возраста).

Кластерный анализ усредненной матрицы расстояний для выборки испытуемых, находящихся на когнитивном этапе развития ВОД (рисунок № 1) передает обобщенный характер объединения понятий в базовые конструкты ВОД подростков (порядковые номера маркеров, образующих соответствующие кластеры даны в главе № 3). В дендрограмме на уровне близости в одно стандартное квадратическое отклонение (1 СКО) выделяются четыре кластера.

Первый кластер передает общую социальную направленность ВОД подростков, объединяя достаточно разнородные конструкты. Такая ситуация вполне логична и подтверждает нашу гипотезу о том, что основное содержание указанного образования на когнитивном этапе развития составляют значения образов-представлений, не имеющие достаточно четкой ценностно-смысловой дифференциации. Подростки лишь стоят на пороге взрослой жизни и система маркеров их ВОД еще не обладает

Рисунок 1. Дендрограмма кластерного анализа на






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.