Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человеком






 

ПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ВЕРБАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Отражение процессов, состояний и свойств материальных и идеальных объектов и явлений действительности в форме чувственных образов Отражение процессов, состояний и свойств материальных и идеальных объектов и явлений действительности в форме вербальных значений образов (понятий и категорий)

 

обуславливающих характер его отношения к определенным объектам и явлениям действительности и развертывание соответствующей поведенческой активности.

Семантические установки как специфические отношения между вербальными значениями (их подробной характеристике посвящен § 2 главы 3 диссертации) выступают в качестве ведущих детерминационных единиц ВОД, принимая на разных этапах его развития различные формы.

Необходимость построения целостной концепции ВОД, способной, с одной стороны, адекватно передать сложную природу соответствующего феномена, с другой, используя слова Б.Ф. Ломова, «связать в единый узел» его многочисленные интерпретации, выполненные с разных методологических позиций, определяет выбор ведущей методологии настоящего исследования – системный подход. Системная интерпретация ВОД предусматривает рассмотрения данного феномена в следующих аспектах:

1.Общефилософском – как одна из базовых форм отражения человеком объективной реальности (наравне с невербальной формой отражения);

2.Общепсихологическом – как интегральное психическое образование, фиксирующее жизненный опыт человека и определяющее особенности его поведение и деятельности;

3.Конкретно-психологическом (операциональном) - как сложная, иерархически организованная система функционирования вербальных значений субъекта, которая может быть выявлена с помощью специальных (семантических) методов психодиагностики.

В своем исследовании мы определяем вербальное отражение действительности (ВОД) в качестве интегрального психического образования, фиксирующего в системе субъективных значений образов самосознания, общения и деятельности существующую у человека модель действительности, которая определяет специфику проявления его внутренней и внешней активности. ВОД возникает в онтогенезе на основе невербальной формы психического отражения и проявляется первоначально как процесс означивания чувственных образов (механизм вербализации). Соответственно, психический образ является единицей невербального отражения действительности, а значение образа, выраженное вербально в виде слова, понятия или категории выступает в качестве единицы ВОД. Система отношений между значениями образов материальных и идеальных объектов и явлений объективной реальности образует структуру ВОД, а изменение отношений между значениями (механизм семантического переструктурирования) является механизмом развития данной структуры на разных этапах онтогенеза.

Особое значение в контексте нашего исследования приобретает проблема разграничения ВОД и процесса развития речи, который рассматривается в качестве общения людей посредством языка, реализуемого в форме сообщения, указания, вопроса или приказания (Л.С. Выготский, 1982; А.В. Запорожец, 1986; А.Р. Лурия, 1979; А.А. Смирнов, 1987; В.С. Мухина, 1997 и др.) и выступает в качестве механизма формирования ВОД. Ведущая периодизация развития речи в современной психологической науке принадлежит А.Г. Маклакову, который на основе обобщения ряда частных концепций (С.Н. Карпова, Э.И. Труве, 1987; Е.Н. Винарская, 1987; А.К. Маркова, 1974; А.Н. Гвоздев, 1961; М.М. Кольцова, 1999, Е. Харне, 1966 и лр.) выделил четыре основных этапа: подготовления словесной речи (до 1 года), первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи (до 3 лет), развитие языка в

процессе речевой практики и обобщения языковых фактов (до 6-7 лет) и овладение письменной речью (6-11 лет). Два других этапа – развития чтения, монологической речи и улучшения письменной речи (11-19 лет) и изменения структуры речи, ее лексических и грамматических параметров (20… лет) лишены строгой выраженности и носят вспомогательный характер (А.Г. Маклаков, 2003-2005). Мы видим, что первые три этапа развития речи хронологически совпадают с эмоциональным периодом развития ВОД: на основе речевого (вербального) общения ребенка с матерью у него первоначально возникает способность понимать речь Другого человека, а затем начинает формироваться собственно ВОД как самостоятельное психическое образование.

В структурно-функциональном плане ВОД включает в себя четыре взаимосвязанных блока: 1) эмоционально-динамический блок (система эмоциональных значений биологических, психологических и социальных образов); 2) структурно-содержательный блок (включающий значения «образа-Я», «образа Другого» и «обобщенного образа предметного мира»); 3) ценностный блок (система ценностных значений, являющаяся результатом интериоризации личностью различных социальных норм); 4) смысловой блок (система самостоятельно выработанных субъектом смысловых значений идеальных и материальных объектов). Данная модель требует пояснения с точки зрения специфики ее реализации на разных этапах онтогенеза. ВОД как система субъективных значений является интегральным образованием и подчиняется в своем развитии кумулятивному принципу: по мере развития ВОД его новые блоки впитывают предыдущие, принимая на себя их функции. В основе нашей модели онтогенеза ВОД лежит общая логика познания субъектом того или иного объекта действительности: 1) эмоциональная оценка объекта при «встрече» с ним; 2) появление когнитивного представления (знаний) об объекте; 3) знакомство с социальной оценкой – ценностью - объекта; 4) появление у человека субъективного смысла данного объекта. На каждом этапе онтогенеза мы имеем дело с системой вербальных категорий, закономерно принявшей (на основе общих закономерностей развития человека как био-психо-социального существа на конкретной возрастной стадии) соответствующий характер – эмоциональный, когнитивный, ценностный или смысловой. Поэтому анализ ведущего блока на конкретном возрастном этапе передает сущность всей целостной системы ВОД. В данном случае мы имеем дело с третьим семантическим механизмом развития ВОД – механизмом семантической трансформации.

ВОД имеет собственную систему функций, определяющих его статус самостоятельного семантического образования психики человека. Общими функциями ВОД являются: 1) функция построения непротиворечивой модели действительности, обеспечивающей адаптацию человека к объективной реальности; 2) функция осуществления сознательной коммуникации между разными уровнями психического отражения; 3) функция определения субъективных приоритетов человека на основе выстраивания иерархии значений психических образов; 4) функция соотнесения прошлого опыта человека с актуальными объектами действительности; 5) функция обеспечения внутренней автономии субъекта и поддержания его связей с объективной реальностью; 6) функция формирования сознательной субъектности; 7) функция

сравнения объективной реальности с внутренним идеалом; 8) функция детерминации поведения и деятельности субъекта.

В психологическом плане ВОД необходимо рассматривать через традиционную для отечественной психологии триаду «процесс – состояние - свойство» (А.В. Петровский, 1986; С.Л. Рубинштейн, 1998 и др.). Таким образом, данное образование может трактоваться в качестве уникального для каждого человека триединства процессов, состояний и свойств, формирующегося в его психике на основе отражения объективной действительности. В ВОД выделяются три взаимосвязанных уровня, отражающих его качественную характеристику: 1) уровень процессов – механизм возникновения значений образов восприятия, отличающихся кратковременностью и нестабильностью; 2) уровень состояний – механизм возникновения значений образов-представлений, связанных с работой долговременной памяти и отличающихся достаточной степенью долговременности и стабильности; 3)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.