Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На когнитивном этапе развития






 

ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ВОД (Marked loadings are > 0, 70)
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Фактор Фактор Фактор
6.Любовь 0, 081 +0, 738 0, 005
17.Творчество +0, 108 0, 634 0, 331
18.Уверенность в себе 0, 100 0, 781 +0, 239
19. Аккуратность +0, 849 0, 154 0, 034
20.Воспитанность +0, 819 +0, 031 +0, 035
27.Ответственность 0, 159 0, 085 +0, 806
31.Твердая воля 0, 667 0, 239 0, 155
35.Эффективность в делах 0, 354 0, 005 0, 744
Собственное значение 2, 015 1, 647 1, 397
Доля дисперсии 0, 252 0, 209 0, 174

 

которое находит разрешение в их актуальной (учебной) деятельности, трансформирущейся на следующем этапе онтогенеза в учебно-профессиональную деятельность. На уровне этого фактора можно, таким образом, наблюдать момент зарождения внутренних вербально-субъективных предпосылок перехода от одного вида деятельности к другому, обуславливающий психологическое развитие личности на соответствующем этапе онтогенеза.

Применение кластерного, корреляционного и факторного анализа позволило представить содержание и структуру ВОД подростков (статический аспект) и выявить общую закономерность развития ВОД в данном возрасте (динамический аспект) - переход от когнитивного этапа к ценностному. Наибольшее значение для подростков имеет их психологическое будущее, связанное с необходимостью скорого (ранняя юность) начала профессиональной подготовки. Подростковый период не только объективно является кризисным периодом развития личности – внутренний мир школьников на данном этапе онтогенеза также характеризуется достаточно высокой степенью дисгармоничности. Ядром ВОД подростков является самоутверждение в различных сферах жизни, направленное на достижение ими достойного социального положения и авторитета у людей, а также серьезную профессиональную карьеру. Общая направленность ВОД современных подростков носит прагматический характер. Базовыми элементами ВОД подростков следует считать моральную нормативность, интерес к противоположному полу и ответственность за порученное дело.

Данные эмпирического исследования подтверждают наши гипотезы относительно характера ВОД на когнитивном этапе развития и его обусловленность общими закономерностями био-психо-социального развития человека в онтогенезе. Главным результатом данного этапа развития ВОД является формирование у подростков системы вербальных категорий, содержащей общие знания о себе и мире, достижение на этой основе определенного уровня психологической зрелости, обеспечивающего выстраивание новой системы межличностных отношений и делающего возможным переход к ценностному этапу развития ВОД.

Шестая глава «Структурно-содержательная характеристика вербального отражения действительности от 14-15 до 18-19 лет» посвящена рассмотрению особенностей становления системы вербальных значений в юношеском возрасте.

Ценностный этап развития ВОД начинается с возраста 14-15 лет, а верхней условной границей возможного завершения данного этапа можно считать возраст 18-19 лет, при достижении которого человек формально достигает уровня физической, психологической и социальной зрелости (К.А. Абульханова-Славская, 1985; Б.Г. Ананьев, 1969; В.А. Губин, 2004; Л.А. Головей, 1996; 1994; Д.Н. Завалишина, 2003; И.С. Кон, 1989-1996; А.Г. Маклаков, 1996; В.Х. Манеров, 1997; А.А. Реан, 1983; Л.А. Регуш, 1985; Ю.П. Тимофеев, 1994 и др.). Ведущую роль на данном этапе развития играет ценностный блок, формирующийся на основе механизма интериоризации: личность присваивает систему внешних социальных (идеологических и государственных) ценностей. Другим механизмом развития ВОД на ценностном этапе выступает личностная рефлексия, позволяющая человеку определить свое место в общей структуре социальной реальности. Основной содержательной единицей ВОД является значение ценностного образа, а ведущей детерминационной единицей, соответственно, ценностная семантическая установка. Доминирующее значение на данном этапе развития ВОД имеет процесс образования (учебно-профессиональной деятельности), а его базовая цель состоит в формировании человека, способного приносить пользу своей стране через осуществление той или иной профессиональной деятельности.

В юношеском возрасте происходит соотнесение всего многообразия накопленных молодыми людьми на когнитивном этапе развития знаний и фактов с системой идеологических и государственных ценностей, принятых в определенном обществе, в результате чего возникает ценностный развития ВОД у личности формируется система ценностных ориентаций, детерминирующая ее поведение и деятельность. Ценностный блок начинает определять процесс эмоциональной оценки объектов и явлений действительности и специфику развертывания активности по отношению к ним (работу эмоционально-динамического блока), а также особенности познания окружающего мира, аккумулированные в вербальных значениях образа-Я, образа Другого и обобщенный образа предметного мира (работу структурно-содержательного блока). В юности человек достигает достаточного уровня физической, психической и социальной зрелости, которая обеспечивает возможность развития у него высших уровней ВОД. Интеллектуальной основой развития ВОД здесь является абстрактное мышление, поскольку именно оно лежит в основе вторичной социализации личности, обеспечивающей усвоение человеком системы принятых в определенном обществе религиозных и политических идеологий (вторичного идеального), определяющих специфику восприятия им объективной реальности. Ведущими семантическими конструктами на данном этапе развития ВОД выступают интериоризированные и отрефлексированные личностью ценности стремления к серьезной профессиональной карьере и профессиональной самореализации.

Эмпирическую основу исследования ВОД на ценностном этапе развития составили школьники 10-11-х классов (ранняя юность) гимназии № 2 г. Астрахани (112 человек); студенты 1 и 3-го курса Астраханской государственной медицинской академии (471 человек); студенты 1-го курса Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (117 человек); студенты 2-го курса Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения (125 человек). Общий объем выборки – 825 человек (286 юношей и 539 девушек).

Анализ дендрограммы кластерного анализа общей выборки испытуемых, находящихся на ценностном этапе развития ВОД (рисунок № 2) позволяет выделить в структуре данного образования четыре основных кластера.

Первый кластер отражает специфику самосознания личности испытуемых юношеского возраста: субъективная ценность любви связывается в нем с психологическим прошлым (возможная причина этого - преодоление интимно-личностного общения как ведущей деятельности подросткового возраста); маркер значения образа-Я оказывается связанным с психологическим будущим человека. Второй кластер передает прагматическую направленность ВОД юношей и девушек – маркер самоутверждения занимает в нем доминирующее положение; вербальные конструкты здоровья и достойного социального положения рассматриваются молодыми людьми в качестве средств личностного самоутверждения. Третий кластер профессионального самоопределения молодых людей, отражает их ведущую (учебно-профессиональную) деятельность.

Маркеры профессиональной карьеры и профессиональной самореализации находятся в одном кластере, что свидетельствует о преодолении юношами и девушками разрыва между ними, существовавшем на когнитивном этапе развития ВОД. Данная ситуация связана с тем, что молодые люди осуществили выбор профессии и приступили к профессиональной подготовке. Понятия профессиональной карьеры и профессиональной самореализации образовали единую ценность, определяющую специфику развития их ВОД на данном этапе онтогенеза. Четвертый кластер может быть интерпретирован в качестве бытийно-субъектного отношения к действительности. На анализируемой дендрограмме указанный кластер выходит за рамки 1 СКО, что свидетельствует о его вытеснении из ВОД испытуемых. Бытийное отношение к миру относится, в данном случае, к числу социально благожелательных ценностей: их демонстрируют лишь для того, чтобы произвести хорошее впечатление на окружающих. Следует

Рисунок № 2. Дендрограмма кластерного анализа






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.