Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смысловом этапе его развития






ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ВОД (Marked loadings are > 0, 70)
СМЫСЛЫ Фактор Фактор Фактор Фактор
2.Жизненная мудрость +0, 788 +0, 095 +0, 017 +0, 041
8.Наличие хороших друзей 0, 635 0, 084 0, 016 0, 156
10.Познание 0, 211 0, 0467 +0, 050 +0, 669
12.Развитие 0, 003 0, 126 0, 043 +0, 744
13.Развлечения +0, 530 +0, 412 0, 031 0, 154
15.Счастливая семейная жизнь +0, 0728 0, 270 0, 099 0, 644
16.Счастье других 0, 0632 0, 529 +0, 134 +0, 013
19.Аккуратность +0, 117 +0, 055 0, 749 +0, 148
20.Воспитанность 0, 262 0, 088 0, 663 0, 115
21.Высокие запросы +0, 172 +0, 636 +0, 111 0, 068
33.Широта взглядов 0, 100 0, 008 +0, 701 +0, 153
34.Честность +0, 171 0, 709 0, 013 0, 004
36.Чуткость +0, 129 0, 630 +0, 054 0, 096
Собственное значение 1, 528 1, 872 1, 542 1, 540
Доля дисперсии 0, 117 0, 144 0, 118 0, 118

быть интерпретирован в качестве фактора стремления к обретению собственной жизненной мудрости. Данный фактор подчеркивает специфику высшего этапа развития ВОД – жизненный опыт субъекта постепенно выкристализовывается в структуру самостоятельно выработанных жизненных смыслов, которые начинают определять поведение и деятельность субъекта. Внешние нормы оценки действительности, свойственные ценностному этапу развития, уходят на второй план, а их место занимает смысловая система саморегуляции. Объективной основой семантической трансформации внешних ценностей во внутренние смыслы является общая тенденция изменения характера локализации контроля с преимущественно экстернального на интернальный; субъективной основой указанного процесса выступает появление у испытуемых стремления к обретению собственной жизненной мудрости, выраженного в соответствующем вербальном значении. В данном случае мы имеем дело с двумя сторонами работы механизма смыслообразования как ведущего на соответствующем этапе онтогенеза ВОД. Фактор 2 (дисперсия 14 %) – это социальная гибкость ВОД людей, находящихся на этапе развития субъективного мироздания. Стремление к самореализации, присущее людям, процесс ВОД укоторых достиг высшего этапа своего развития, вступает в противоречие с окружающей их консервативной социальной средой, вследствие чего у нихпоявляется склонность к развитию конформизма, выполняющая адаптивную функцию. Фактор 3 (дисперсия 12 %) отражает толерантность ВОД людей, находящихся на смысловом этапе развития. Терпимость к проявлению различных точек зрения А. Маслоу считал одним из важнейших признаков самоактуализирующейся личности – и у людей на смысловом этапе развития ВОД толерантность выступает в качестве одного из базовых свойств. Указанный факт является косвенным доказательством нашей гипотезы о том, что стремление к самореализации можно рассматривать в качестве основного направления развертывания активности зрелого субъекта, внутренней основой которого является сложившееся смысловой этап развития ВОД. Интересно, что отрицательный полюс фактора составляют переменные, которые на когнитивном этапе развития ВОД (подростковый возраст) образовывали фактор моральной нормативности. Таким образом, мы становимся свидетелями своеобразной «переоценки ценностей», которая шла внутри ВОД на протяжении ряда возрастов. Общей закономерностью развития ВОД является переход от жестких внешних структур регуляции поведения и деятельности личности к гибким внутренним смысловым образованиям, лежащим в основе процесса саморегуляции поведения и деятельности субъекта. Фактор 4 (дисперсия 12 %) отражает стремление к самосовершенствованию людей, находящихся на смысловом этапе развития ВОД. В отличие от ценностного этапа, фактор оказывается лишенным отрицательного полюса, связанного с вербальными конструктами «любовь» и «семейная жизнь», что подчеркивает гармоничное сочетание на высшем уровне развития ВОД смыслов личной и общественной жизни.

Применение метода t – критерий Стьюдента для независимых выборок для сравнения достоверности разницы средних в показателях испытуемых, находящихся на ценностном и смысловом этапах развития ВОД, показывает, что факторные структуры ценностного и смыслового блоков ВОД на соответствующих этапах достоверно различаются по всем важнейшим переменным, входящим в их состав (p < 0, 05), что подтверждает нашу гипотезу о существовании в онтогенезе качественных различий между указанными этапами. Хронологическая граница между данными периодами совпадает с моментом перехода людей от юношеского возраста к зрелым возрастам (18-19 лет), что свидетельствует о базировании процесса развития ВОД на общих закономерностях био-психо-социального развития в онтогенезе (таблица № 10).

 

Таблица № 10. Сравнение достоверности разницы средних в показателях,

отражающих особенности развития ВОД на ценностном и смысловом

этапах развития

 

ПЕРЕМЕННАЯ Вы-борка «СЭ» (М1) Вы-борка «ЦЭ» (М2) t – крит. Стьюдента (p < 0, 05)
3.Изменение во времени субъективного прошлого 5, 17 5, 04 2, 36 0, 0183
7.Сознательная эмоциональная оценка любви как физической и психологической близости с любимым человеком 5, 92 5, 64 4, 12 0, 0000
8.Бессознательная эмоциональная оценка любви 4, 14 4, 24 -2, 14 0, 0322
9.Изменение во времени оценки любви 5, 27 5, 13 2, 12 0, 0343
10.Сознательная эмоц. оценка субъективного настоящего 5, 32 5, 09 3, 56 0, 0004
12.Изменение во времени субъективного настоящего 5, 10 4, 88 3, 39 0, 0007
19.Сознательная эмоц. оценка собственного «Я» 5, 56 5, 36 3, 52 0, 0004
21.Изменение во времени собственного «Я» 5, 18 4, 98 3, 32 0, 0009
22.Сознательная эмоц. оценка проф-ной карьеры 5, 50 5, 23 4, 20 0, 0000
23.Бессознательная эмоц. оценка серьезной проф. карьеры 5, 01 4, 87 2, 23 0, 0261
24.Изменение во времени серьезной проф-ной карьеры 5, 13 4, 95 2, 96 0, 0032
25.Сознательная эмоциональная оценка стремления к профессиональной самореализации 5, 49 5, 32 2, 66 0, 0078
26.Бессознательная эмоциональная оценка стремления к профессиональной самореализации 4, 87 4, 75 2, 02 0, 0437
27.Изменение во времени стремления к профессиональной самореализации 5, 12 4, 89 3, 64 0, 0003
31.Сознательная эмоциональная оценка стремления к самоутверждению в различных сферах жизни 5, 83 5, 69 2, 29 0, 0222
34.Сознательная эмоциональная оценка чувства переживания осмысленности бытия и гармонии с миром 4, 28 4, 11 5, 16 0, 0000
41.Уровень нейротизма 12, 95 11, 80 4, 15 0, 0000
42.Экстернальный локус контроля 11, 32 15, 80 -12, 23 0, 0000
43.Интернальный локус контроля 11, 67 7, 20 12, 23 0, 0000
44.Уровень самореализации личности 60, 75 54, 02 7, 18 0, 0000
45.Шкала ориентации во времени 6, 24 5, 73 4, 10 0, 0000
46.Шкала ценностей 9, 16 8, 76 3, 00 0, 0028
47.Взгляд на природу человека 5, 75 4, 55 9, 45 0, 0000
48.Высокая потребность в познании 6, 53 5, 81 5, 81 0, 0000
49.Креативность 9, 28 8, 29 6, 36 0, 0000
50.Автономность 8, 96 7, 67 6, 31 0, 0000
51.Спонтанность 8, 40 7, 03 6, 46 0, 0000
52.Самопонимание 5, 86 5, 42 3, 46 0, 0006
53.Аутосимпатия 8, 98 7, 92 5, 15 0, 0000
54.Шкала контактности 6, 22 5, 22 7, 47 0, 0000
55.Шкала гибкости в общении 5, 98 5, 12 6, 43 0, 0000
56.Шкала закрытости 6, 31 5, 16 5, 29 0, 0000
59.Шкала отраженного самоотношения 4, 52 3, 89 4, 10 0, 0000
63.Шкала внутренней конфликтности 6, 38 6, 73 -2, 64 0, 0084
64.Шкала самообвинения 6, 99 7, 35 -2, 52 0, 0120

 

Особо следует подчеркнуть, что после выхода ВОД на смысловой уровень у человека достоверно повышается уровень личностной самоактуализации по всем ее базовым параметрам, а так как самоактуализация непосредственно связана с практической деятельностью субъекта, смысловое развитие ВОД может рассматриваться в качестве ведущего субъективного фактора становления человека как субъекта эффективной творческой деятельности, что непосредственно решает проблему настоящего исследования.

Анализ результатов применения t – критерия Стьюдента для независимых выборок позволяет сделать вывод о том, что развитие ВОД на смысловом этапе определяется совокупным влиянием факторов возраста, пола и образования (таблица № 11). Таким образом, существует следующая иерархия указанных факторов по силе их влияния на формирование ВОД: фактор образования, фактор возраста и фактор пола (p < 0, 05).

 

Таблица № 11. Иерархия факторов детерминации ВОД

на смысловом этапе развития

 

ИЕРАРХИЯ ФАКТОРОВ ДЕТЕРМИНАЦИИ ВОД
Факторы детерминации Среднее количество переменных Процент выраженности различий Выборка N = 730 Уровень достоверности различий (t – критерий)
1.Фактор образования     88, 8%     p < 0, 05
2.Фактор возраста     75%     p < 0, 05
3.Фактор пола     36, 1%     p < 0, 05

 

Для определения характера связи базовых элементов ВОД с самореализацией личности был проведен корреляционный анализ переменных общей выборки испытуемых (730 человек), находящихся на смысловом этапе развития ВОД (рисунок № 5). В данной группе испытуемых было получено более 250 статистически достоверных связей. В структуре корреляционных связей обнаружена группировка элементов вокруг ряда взаимосвязанных центров (“ядер”), важнейшими из которых являются переживание человеком чувства осмысленности бытия и гармонии с миром и общий уровень самореализации личности. Наличие статистически достоверной связи между данными центрами показывает, что переживание человеком чувства осмысленности бытия и гармонии с миром, как элемент ВОД, связано с общим творческим потенциалом человека, передаваемым понятием самоактуализации. Таким образом, бытийный (экзистенциальный) компонент ВОД выступает в качестве системообразующего на смысловом этапе его развития.

Обобщение результатов эмпирического исследования содержания ВОД на смысловом этапе развития может быть представлено в виде следующих положений:

1.Общими свойствами ВОД в период ранней взрослости могут быть признаны: а) ее просоциальная и прагматическая направленность; б) установка на переживание

 

Рисунок № 5. Корреляционная плеяда переменных на смысловом

этапе развития ВОД

 

 


Примечания:

r > 0 r < 0

0, 05 _________ 0, 05

0, 01 0, 01

 

чувства осмысленности бытия и гармонии с миром (характеризующая этап субъективного мироздания); в) большая, по сравнению с юношеским возрастом, степень гармоничности мировосприятия; г) установка на устройство личной жизни; д) установки по отношению к своему физическому и психическому здоровью, достижению достойного социального положения и авторитета у людей, серьезной профессиональной карьере, профессиональной самореализации и самоутверждению в различных сферах жизни; е) базовым фактором смыслового блока ВОД выступает фактор стремления к мудрости; ж) основными факторами психологической структуры ВОД выступают факторы личностного самоутверждения и самореализации, стремления к профессиональному самоутверждению, а также фактор ответственности личности за свои поступки.

2.Ведущими свойствами ВОД мужчин в период ранней взрослости могут быть признаны: а) ее просоциальный характер; б) системообразующее положение конструкта «самосознание личности»; в) актуализация конструктов субъективного прошлого и будущего; г) высокая субъективная значимость установок по отношению к своему физическому и психическому здоровью, достижению достойного социального положения и авторитета у людей, серьезной профессиональной карьере, профессиональной самореализации и самоутверждению в различных сферах жизни; д) смысловой блок представлен факторами внутренней значимости профессиональной деятельности, моральной нормативности и стремления к построению гармоничных отношений с окружающим миром; Основными свойствами ВОД женщин в период ранней взрослости могут быть признаны: а) его просоциальный характер; б) доминирующее значение установок, связанных с самосознанием личности, психологическим самочувствием, физическим и психическим здоровьем, переживанием чувства любви, благополучием других людей, серьезной профессиональной карьерой, стремлением к профессиональной самореализации; в) смысловой блок представлен факторами стремления к мудрости, самостоятельности в своих поступках и моральной нормативности; г) психологическая основа ВОД состоит из факторов стремления к личностной самореализации, стремления к профессиональному самоутверждению, позитивной оценки профессиональной деятельности, ценности чувства любви и ответственности за свои поступки.

3.Сравнение результатов эмпирического исследования особенностей развития ВОД студентов, обучающихся в период ранней взрослости в вузах различного профиля показывает что общими свойствами ВОД являются: а) просоциальная направленность; б) высокая субъективная значимость установок, связанных с самосознанием личности, личной жизнью, физическим и психическим здоровьем, психологическим настоящим и будущим, достижением достойного социального положения и авторитета у людей, серьезной профессиональной карьерой, стремлением к профессиональной самореализации, а также самоутверждением в различных сферах жизни; в) наличие в смысловом блоке общих факторов стремления к мудрости и моральной нормативности; г) психологической основу ВОД составляют факторы стремления к личностному самоутверждению, к профессиональному самоутверждению и фактор моральной нормативности.

4.Основными содержательными характеристиками ВОД женщин - работников педагогического профиля в период ранней взрослости могут быть признаны: а) актуализированные установки, связанные с общей спецификой развития ВОД, чувством любви и гармонии с миром; б) высокая субъективная значимость установок, связанных с психологическим настоящим, достойным социальным положением и авторитетом у людей, серьезной профессиональной карьерой, стремлением к профессиональной самореализации и самоутверждением в различных сферах жизни; в) смысловой блок представлен факторами стремления к мудрости, социальной нормативности и индивидуалистической направленности ВОД.

5.Базовыми свойствами ВОД женщин – работников педагогического профиля в период средней взрослости являются: а) актуализированные установки, связанные

с психологическим прошлым, достойным социальным положением и серьезной профессиональной карьерой; б) большая субъективная значимость установок, связанных с достойным социальным положением и авторитетом у людей, серьезной профессиональной карьерой, самоутверждением в различных сферах жизни и субъективным будущим; в) смысловой блок представлен факторами гуманного отношения к людям и стремления к профессиональной эффективности.

Главным итогом развития ВОД на зрелых этапах онтогенеза является формирование у человека субъективной основы достижения интегральной зрелости, проявляющейся в развитии у них внутреннего, смыслового стремления к самоутверждению в различных сферах жизни и появлении чувства переживания осмысленности бытия и гармонии с миром.

В заключении подводятся итоги, формулируются выводы и определяются перспективы исследования. Резюмируется, что проведенное исследование позволяет представить концепцию онтогенеза ВОД как формы психического отражения, способную стать одним из методологических оснований современной психологии развития и педагогической психологии.

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1.Комплексный анализ философских, лингвистических, социологических и психологических подходов к проблеме ВОД позволяет говорить об отсутствии в современном антропологическом знании системной концепции этого многомерного психического феномена.Типология современных психологических (когнитивных, личностных, социально-психологических) и общенаучных подходов к ВОД выступает в качестве основы дляпостроения психологической концепции данного психического образования, раскрывающей его структуру, функции, механизмы, закономерности, факторы детерминации и онтогенез.

2.Разработана психологическая концепция ВОД как формы психического отражения, в рамках которой данный феномен определяется в качестве интегрального психического образования, которое состоит из четырех блоков (эмоционально-

динамического, структурно-содержательного, ценностного и смыслового) и фиксирует (в системе субъективных значений образов самосознания, общения и деятельности) существующую у человека модель действительности.

3.ВОД является целостным интегральным психическим образованием, в структурном отношении состоящим из четырех блоков:

- эмоционально-динамического блока, состоящего и з эмоционально окрашенных вербальных значений образов восприятия, функция которого заключается в означивании объектов и явлений действительности и контроле аффективных и моторных проявлений субъекта;

- структурно-содержательного блока, базирующегося на системе вербальных значений образов-представлений, функцией которого выступает первичная социализация (усвоение системы понятий, образующих научную картину мира) человека;

- ценностногоблока, отражающего систему интериоризированных личностью вербальных значений ценностных образов, функция которого состоит во вторичной (религиозной или политической) социализации человека;

- смысловогоблока, проявляющегося в качестве самостоятельно выработанной субъектом системы вербальных значений смысловых образов, функция которого заключается в развитии индивидуализации субъекта.

4.Концептуальная модель онтогенеза ВОД базируется на общих закономерностях био-психо-социального развития человека и включает четыре этапа:

- эмоционально-речевой этап развития ВОД (от рождения до 6-7 лет), состоящий в означивании образов восприятия, основной задачей которого выступает адаптация ребенка к физической среде и семье, а главным результатом - формирование первичной структуры вербального отражения действительности, связанной со здоровьем и любовью;

- когнитивный этап развития ВОД (от 6-7 до 14-15 лет), состоящий в становлении у субъекта системы вербальных значений образов-представлений, фиксирующих его знания о себе, других людях и мире; основная задача этапа - адаптация ребенка к обществу, а главный результат – формирование основ психологической и психосоциальной зрелости личности, связанной с ее отношением к другим людям (заботой об их благополучии и авторитетом);

- ценностный этап развития ВОД (от 14-15 до 18-19 лет), состоящий в интериоризации субъектом системы вербальных значений ценностных образов, принятых в определенном обществе; основная задача этапа состоит в адаптации к человека к государству (религиозным и политическим идеологиям), а результат – в формировании основ гражданской зрелости личности, связанной с ее профессиональной карьерой и самореализацией;

- смысловой этап развития ВОД (после 18-19 лет), состоящий в формировании у субъекта самостоятельно выработанной им системы вербальных значений смысловых образов; задача этапа – развитие способности к творческому преобразованию действительности, а главный результат – формирование основ интегральной зрелости человека, связанной с самоутверждением в различных сферах жизни и переживанием чувства осмысленности бытия и гармонии с миром.

5.Главными семантическими механизмами развития ВОД выступают вербализация (процесс означивания чувственных образов), семантическая трансформация (изменение характера – эмоционального, когнитивного, ценностного, смыслового - вербальных значений в зависимости от особенностей соответствующего этапа био-психо-социального развития человека) и семантическое переструктурирование (изменение системы отношений между вербальными значениями). Ведущими общепсихологическими механизмами онтогенеза ВОД на разных этапах выступают механизмы развития речи, интериоризации, рефлексии и смыслообразования.

6.Основными содержательными характеристиками ВОД современного подростка (когнитивный этап развития) можно считать: а) прагматическую направленность и ориентацию на самоутверждение в различных сферах жизни; б) доминирующее значение в нем психологического будущего, связанного со стремлением к профессиональному самоутверждению; в) стремление к завоеванию авторитета среди сверстников; г) высокую степень дисгармоничности; д) особую субъективную значимость моральных норм и ответственности за порученное дело; е) большой интерес к противоположному полу.

7.ВОД в юношеском возрасте (ценностный этап развития) свойственны следующие основные черты: а) высокая субъективная ценность собственного будущего; б) прагматическая направленность; в) доминирующее значение ценностей профессионального самоопределения, учебно-профессиональной деятельности, серьезной профессиональной карьеры и профессиональной самореализации молодых людей; г) вытеснение из ВОД бытийно-субъектного отношения к действительности, связанное с неразвитостью смыслового блока; д) наличие субъективной ценности самоутверждения в различных сферах жизни, направленного на достижения достойного социального положения и авторитета у людей; е) субъективная ценность самостоятельности в своих делах и поступках (отражает начало процесса становления целостного смыслового блока); ж) ценностная установка на серьезное отношения к своей жизни; з) субъективная уверенность в себе.

8.ВОД в ранней и средней взрослости (смысловой этап развития) характеризуется следующими основными признаками: а) связью субъективных значений прошлого и будущего с понятием любви, которое приобретает характер смысла; б) появлением альтруистической установки, в основе которой лежит смысловое значение образа заботы о физическом и психологическом благополучии других людей; в) ориентацией на субъективное настоящее (принцип «здесь и сейчас»), связанной со смыслами «стремление к самоутверждению в различных сферах бытия» и «осуществление профессиональной деятельности»; г) возникновением смыслобытийной, экзистенциальной направленности ВОД; д) появлением смысловой семантической установки на обретение жизненной мудрости; е) социальной гибкостью; ж) толерантностью; з) высокой субъективной значимостью смысла личного самосовершенствования; и) внутренним характером смысловой саморегуляции.

9.Конкретные границы перехода от одного этапа к другому в периодизации генезиса ВОД передают общую тенденцию развития соответствующей психической реальности, не отрицая ее возможную индивидуальную вариативность. Основными закономерностями макроуровневого развития ВОД можно признать: а) строгую последовательность этапов его онтогенеза, обусловленную общими закономерностями психического развития (эмоциональный – когнитивный – ценностный – смысловой); б) ведущее направление развития ВОД от бессознательного к сознательному уровню, в) постепенный переход от внешней регуляции ВОД к саморегуляции на основе работы механизма смыслообразования.

10.Развитие ВОД определяется следующей иерархией факторов: образование, возраст, пол. Процесс развития ВОД носит социальный характер и детерминирован, в первую очередь, спецификой обучения и воспитания, существующей в конкретном социуме.

11.ВОД на ценностном и смысловом этапах развития связано через свои системообразующие элементы (стремление к серьезной профессиональной карьере – ценностный этап; переживание чувства осмысленности бытия и гармонии с миром – смысловой этап) с общим уровнем самореализации. Таким образом, данное интегральное психическое образование является одним из важнейших субъективных факторов формирования и развития психики людей на разных ступенях их жизненного цикла.

 

Основное содержание диссертации отражено

в следующих публикациях автора:

 

Монографии и главы в коллективных монографиях.

 

1.Медведев Д.А. Образ мира современного студента: основы системно-текстологической парадигмы. - Астрахань: Изд-во АГПУ, 2001. – 198 с. (13, 6 п.л.)

2.Медведев Д.А. Системно-текстологическая концепция образа мира как методологическая основа построения образовательного процесса в современной высшей школе // Практическая психология в развивающемся образовании: Коллективная монография. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2003. – С. 55-72. (33, 4 / 1 п.л.)

3.Медведев Д.А. Психология развития субъективной реальности. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2004. – 350 с. (22, 3 п.л.)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.