Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На ценностном этапе развития ВОД






 

 

отметить, что сходная ситуация наблюдалась у испытуемых и на когнитивном этапе развития – маркер бытийного отношения к миру и в том случае занимал изолированное положение, выходя за рамки 1 СКО. Данный факт подтверждает наши представления о специфике и закономерностях развития ВОД в онтогенезе.

ВОД изначально функционирует в качестве целостного образования человеческой психики – субъект на разных этапах онтогенеза сталкивается с разными объектами действительности, вербальные значения которых так или иначе входят в ее содержание, но – в зависимости от психологических особенностей возрастных этапов развития человека – указанные объекты имеют качественно разную специфику в данном образовании. На первом этапе развития ВОД чувство переживания осмысленности бытия и гармонии с миром носило эмоциональный характер, на когнитивном этапе приобрело характер значения образа-представления, а на ценностном стало выступать в качестве значения ценностного образа. Анализ настоящей дендрограммы подтверждает нашу гипотезу о том, что ценностный этап развития ВОД связан в первую очередь с профессиональным самоопределением личности.

Факторная структура ВОД общей выборки испытуемых, находящихся на ценностном этапе развития (таблица № 7), состоит из четырех факторов, доля дисперсии которых составляет 52 %, что можно считать приемлемым результатом. Фактор 1 (информативность 15 %) - это фактор ценности учебно-профессиональной деятельности для юношей и девушек, находящихся на ценностном этапе развития ВОД. Доминирующее значение данного фактора подтверждает нашу гипотезу о том, что ВОД в юношеском возрасте имеет выраженную профессиональную направленность. Фактор

 

Таблица № 7. Факторная структура ВОД

на ценностном этапе развития

 

ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ВОД (Marked loadings are > 0, 70)
ЦЕННОСТИ Фактор Фактор Фактор Фактор
3.Здоровье 0, 084 0, 001 +0, 254 +0, 751
6.Любовь 0, 644 0, 145 0, 004 0, 083
7.Материально обеспеченная жизнь 0, 176 0, 149 +0, 719 0, 089
10.Познание +0, 664 0, 182 0, 184 0, 0124
12.Развитие +0, 660 0, 140 0, 102 +0, 106
13.Развлечения 0, 222 +0, 224 +0, 308 0, 618
14.Свобода 0, 048 +0, 767 0, 152 0, 117
15.Счастливая семейная жизнь 0, 643 0, 198 0, 051 +0, 222
16.Счастье других 0, 036 +0, 011 0, 573 +0, 093
17.Творчество +0, 152 0, 037 0, 616 0, 275
21.Высокие запросы +0, 082 +0, 117 +0, 354 0, 511
24.Независимость +0, 027 +0, 775 +0, 100 0, 033
36.Чуткость 0, 282 0, 345 0, 510 0, 079
Собственное значение 1, 908 1, 551 1, 850 1, 39
Доля дисперсии 0, 147 0, 116 0, 142 0, 107

2 (информативность 12 %) отражает стремление юношей и девушек к самостоятельности в своих делах и поступках. Наличие этого фактора можно рассматривать как появление у людей тенденции к образованию собственно смыслового блока ВОД: стремление к самостоятельности запускает процесс образования смыслов как внутренних вербальных приоритетов субъекта, определяющих направление развития его социальной активности. Таким образом, внутри системы внешних (интериоризированных) ценностей начинают зарождаться внутренние смыслы как самостоятельно выработанные вербальные значения субъекта. Указанный факт передает динамический характер ВОД и подтверждает наши представления о закономерностях онтогенеза данного образования. Преимущественно внешний характер регуляции активности, присущий ценностному этапу развития, начинает меняться на преимущественно внутренний, свойственный смысловому этапу. Указанный процесс имеет в своей основе общую тенденцию изменения характера локуса контроля с экстернального (ценностный этап) на интернальный (смысловой этап). Данная тенденция выступает одной из объективных причин перехода ВОД с ценностного этапа к смысловому, а ведущей субъективной причиной является появление в факторной структуре юношеского ВОД стремления к самостоятельности в делах и поступках. Данный факт подчеркивает нашу мысль о том, что ВОД является изначально целостным образованием человеческой психики, обладающим собственными закономерностями развития. Фактор 3 (информативность 14 %) фиксирует прагматическую направленность ВОД юношей и девушек, которая (как продукт интериоризации), передает существующую в обществе систему ценностей. Данный фактор отражает типичную картину ценностей капиталистического общества – приоритет материального над идеальным. Фактор 4 (информативность 11 %) - это фактор серьезного отношения к своей жизни, свойственный людям, находящимся на зрелых этапах онтогенеза. Он выступает в роли «инструментального» фактора, обеспечивающего, по мнению юношей и девушек, основу для процесса личностного самоутверждения.

Применение t – критерия Стьюдента для независимых выборок для сравнения достоверности разницы средних в показателях общих выборок испытуемых, находящихся на когнитивном и ценностном этапе развития ВОД показывает существование значимых различий (p < 0, 05) по всем важнейшим переменным, составившим факторные структуры ВОД, что доказывает нашу гипотезу относительно границы перехода когнитивного этапа в ценностный (14-15 лет). Следует отметить, что указание конкретных границ перехода от одной стадии к другой отражает общую тенденцию развития соответствующей психической реальности, не отрицая ее возможную индивидуальную вариативность.

Развитие ВОД на ценностном этапе определяется совокупным влиянием факторов возраста, пола и образования (таблица № 8). Обобщение результатов анализа достоверных различий между переменными позволяет представить иерархию указанных факторов по силе их влияния на формирование ВОД (p < 0, 05), которая выглядит следующим образом: фактор образования, фактор возраста, и фактор пола.

 

Таблица № 8. Иерархия факторов детерминации ВОД

на ценностном этапе развития

 

ИЕРАРХИЯ ФАКТОРОВ ДЕТЕРМИНАЦИИ ВОД
Факторы детерминации Среднее количество переменных Процент выраженности различий Выборка N = 825 Уровень достоверности (t – критерий)
1.Фактор образования     75%     p < 0, 05
2.Фактор возраста     58, 3%     p < 0, 05
3.Фактор пола     47, 5%     p < 0, 05

 

Для определения характера связи базовых элементов ВОД с самореализацией личности был проведен корреляционный анализ переменных общей выборки испытуемых (825 человек), находящихся на ценностном этапе развития (рисунок № 3). В данной группе испытуемых было получено более 200 статистически достоверных связей. В структуре корреляционных связей обнаружена группировка элементов вокруг ряда взаимосвязанных центров (“ядер”), важнейшими из которых выступают стремление личности к серьезной профессиональной карьере и общий уровень ее самореализации. Наличие статистически достоверной связи между указанными центрами показывает, что стремление к профессиональной карьере, как элемент ВОД, связано с общим творческим потенциалом человека, передаваемым категорией самореализации. Таким образом, профессиональный компонент ВОД выступает в качестве системообразующего на ценностном этапе его развития.

Применение процедур кластерного, корреляционного и факторного анализа

 

Рисунок № 3. Корреляционная плеяда переменных

на ценностном этапе развития ВОД

 

 


                   
   
     
 
 
 
   
 
   
 

 

 


Примечания:

r > 0 r < 0

0, 05 _________ 0, 05

0, 01 0, 01

 

позволяет представить целостную характеристику содержания ВОД на ценностном этапе развития данного психического образования. Обобщение результатов эмпирического исследования показывает, что особенности развития структуры и содержания ВОД на указанном этапе выглядят следующим образом:

1.Ведущее место в нем занимает психологическое время личности (осознание преемственности своего Я в прошлом, настоящем и будущем становится предпосылкой личностного и субъектного развития юношей и девушек). ВОД в ранней юности носит более позитивный и гармоничный характер, чем в подростковом возрасте. Определяющее значение имеет установка на профессиональное самоопределение, что подтверждает связь ценностного этапа развития ВОД с профессиональным развитием (учебно-профессиональная деятельность) человека. Большую субъективную значимость имеют ценности серьезной профессиональной карьеры, стремления к профессиональной самореализации, достижения достойного социального положение и авторитета у людей, самоутверждения в различных сферах жизни, ВОД в ранней юности отличается просоциальной направленностью ценностных ориентаций и общей толерантностью. Высокую субъективную ценность представляет деятельность, вызывающая у личности интерес.

2.ВОД юношей в период ранней юности характеризуется: а) высокой субъективной значимостью психологического будущего, связанного со стремлением к профессиональной самореализации и самоутверждением в различных сферах бытия; б) субъективной значимостью психологического настоящего; в) вытеснением чувства любви из глубинных слоев ВОД, что обусловлено сменой ведущей деятельности в данном возрасте; г) отсутствием серьезного отношения к своим обязанностям. ВОД девушек в период ранней юности оказываются свойственными следующие черты: а) общая просоциальная направленость, гармоничное сочетание альтруистических и индивидуалистических тенденций и позитивный характер мировосприятия; б) установка на будущую профессиональную деятельность; в) высокая субъективная ценность профессиональной подготовки; г) высокая субъективная значимость чувства любви, связанного со всеми типами психологического времени.

3.Общими чертами ВОД в юношеском возрасте являются: а) прагматическая направленность и общая позитивная установка на восприятие окружающей действительности; б) ведущей жизненной установкой является установка на профессиональное самоопределение, связанная со всеми видами психологического времени личности; в) стремление ко всестороннему (физическому и интеллектуальному) развитию личности, к самостоятельности в поступках; г) высокой субъективной значимостью обладают ценности уверенности в себе и моральной нормативности, личностной самореализации и позитивной самооценки.

4.ВОД юношей присущи такие черты, как: а) доминирующая установка на профессиональную направленность и развитие самосознания личности; б) негативная установка по отношению к чувству любви; в) высокая субъективная значимость ценностей физического и психического здоровья, психологического настоящего, достижения достойного социального положения и авторитета у людей, серьезной профессиональной карьеры, стремления к профессиональной самореализации и самоутверждению в различных сферах жизни; г) прагматическая направленность ценностных ориентаций; д) субъективная ценность саморуководства и моральной нормативности. ВОД девушек юношеского возраста свойственны такие черты, как: а) наличие установки на профессиональную направленность мировосприятия, чувство любви и развитие гармоничных отношений с миром; б) стремление к достижению высоких результатов в деятельности; в) высокая значимость факторов моральной нормативности и уверенности в себе.

5.Сравнение ценностного этапа развития ВОД студентов юношеского возраста, обучающихся в вузах разного профиля показывает, что всем указанным студентам свойственна просоциальная направленность и установка на профессиональную деятельность – ценность выбранной профессии оказывается достаточно высокой безотносительно профиля вуза. Общими для студентов всех вузов являются установки, связанные со стремлением к профессиональной самореализации, самоутверждением в различных сферах жизни, физическим и психическим здоровьем, субъективным настоящим. Общими свойствами ВОД для студентов естественнонаучного и гуманитарного профиля являются стремление к профессиональной деятельности и профессиональному самоутверждению.

Данные эмпирического исследования подтверждают нашу интерпретацию особенностей ВОД на этапе ценностном этапе его развития. Главным результатом

ценностного этапа развития ВОД является формирование у юношей и девушек субъективных основ гражданской зрелости, связанных с осознанием ими необходимости осуществления профессиональной деятельности на благо общества.

Седьмая глава «Структурно-содержательная характеристика вербального отражения действительности после 18-19 лет» посвящена раскрытию особенностей развития системы вербальных конструктов человека в зрелых возрастах.

Смысловой этап - это четвертый этап развития ВОД, нижней границей которого является возраст 18-19 лет, когда человек становится способным достичь зрелого уровня интеграции своих физических, психологических и социальных свойств (Л.А. Головей, 1996; Е.П. Ильин, 2000; Ю.Н. Кулюткин, 1985; В.Л. Марищук, 1983; В.Н. Панферов, 2000; Л.А. Петровская, 1999; А.А. Реан, 2000; Г.С. Сухобская, 1999; Флотская Н.Ю., 2003; Э.С. Чугунова, 1986 и др.), а верхняя хронологическая граница у данного этапа отсутствует (периоды ранней (20-40 лет), средней (40-60 лет) и поздней (с 60 лет) взрослости). Ведущим блоком становится смысловой блок – система самостоятельно выработанных человеком смысловых вербальных значений, как внутренних детерминант его поведения и деятельности. Базовыми содержательными единицами становятся смысловые значения образов действительности, а ведущими мотивационными единицами – смысловые семантические установки. Доминирующее значение на данном этапе имеет процесс вербально осознанного саморазвития, а его базовая цель состоит в формировании у человека основ интегральной зрелости, связанной со смысловой актуализацией семантических конструктов самоутверждения в различных сферах жизни и переживания осмысленности бытия и гармонии с миром.

В ранней и средней взрослости происходит переосмысление человеком интериоризированной на ценностном этапе развития системы социальных (моральных, юридических, политических и религиозных) ценностей – механизм смыслообразования становится ведущим механизмом развития ВОД, в результате чего у субъекта складывается система смыслов как самостоятельно выработанных детерминант поведения и деятельности. Смыслообразующий блок определяет специфику эмоциональной оценки объектов и явлений действительности и направление развертываемой по отношении к ним активности, особенности вербального наполнения образа-Я, образа Другого и обобщенного образа предметного мира и отношение к системе ценностей, принятой в определенном обществе. Вербальные смысловые значения могли существовать у человека и на более ранних стадиях онтогенеза, но лишь сейчас начали играть ведущую роль в ВОД, сложившись в целостную систему.

Эмпирическую основу исследования ВОД на смысловом этапе его развития составили студенты 4 и 5-го курса Астраханской государственной медицинской академии (294 человека); студенты 4-го курса Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (100 человек); студенты 4-го курса Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения (110 человек); работники технического профиля (в возрасте ранней взрослости) г. Санкт-Петербурга (118 человек); работники педагогического профиля (в возрасте ранней взрослости) г. Астрахани (45 человек) и работники педагогического профиля (в возрасте средней взрослости) г. Астрахани (63 человека). Общая выборка испытуемых – 730 человек (179 мужчин и 551 женщина).

Анализ дендрограммы, отражающей содержание ВОД общей выборки испытуемых, находящихся на смысловом этапе его развития (рисунок № 4), позволяет выделить на уровне 1 СКО четыре основных кластера.

 

Рисунок № 4. Дендрограмма кластерного анализа

на смысловом этапе развития

 

 

Первый кластер – субъективное время людей, находящихся на смысловом этапе развития ВОД. Семантические конструкты психологического прошлого и будущего связаны у них с понятием любви, которое приобретает на данном этапе характер смысла как внутренней ценности личности: при анализе общей факторной структуры ВОД в зрелых возрастах мы увидим общую тенденцию смены преимущественно экстернального локуса контроля, свойственного ценностному этапу развития, преимущественно интернальным локусом контроля, что обусловило переход базовых маркеров с уровня внешних ценностей на уровень внутренних смыслов. В данном случае мы сталкиваемся с проявлением работы механизма смыслообразования как ведущего на этапе данном этапе развития ВОД. Второй кластер - это кластер альтруизма, в основе которого лежит свойственная людям, находящимся на высшем уровне развития ВОД, смысловое значение заботы о физическом и психологическом благополучии других людей. Наличие данной тенденции уравновешивает прагматические тенденции кластера № 3 и обеспечивает людям достаточно гармоничное восприятие действительности, что подтверждает наши представления о сущности соответствующего этапа развития ВОД. Третий кластер отражает самосознание личности людей зрелых возрастов, ориентированное на субъективное настоящее (принцип «здесь и сейчас») и связанное со смысловыми конструктами стремления к самоутверждению в различных сферах бытия (обеспечивающему достойное социальное положение) и осуществления профессиональной деятельности. Четвертый кластер передает бытийную направленность ВОД людей, находящихся на смысловом этапе развития ВОД – впервые маркер чувства переживания осмысленности бытия и гармонии с миром входит в уровень 1 СКО и приобретает для субъекта статус отдельного жизненного смысла, что позволяет подтвердить нашу гипотезу о развитии у людей зрелых возрастов бытийной направленности ВОД и повышения у них уровня гармоничности мировосприятия за счет достижения относительного равновесия альтруистических и прагматических тенденций.

Факторная структура смыслового блока ВОД общей выборки испытуемых (таблица № 9) состоит из четырех факторов, доля дисперсии которых составляет 50 %, что можно считать приемлемым результатом. Фактор 1 (дисперсия 12 %) может

 

Таблица № 9. Факторная структура ВОД на






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.