Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Когнитивном этапе развития ВОД






 

достаточной ценностной или смысловой определенностью и стабильностью. Обращает на себя внимание тот факт, что ведущую роль в первом кластере играют семантические конструкты достойного социального положения и авторитета у людей и благополучия других людей, что свидетельствует об адекватности нашей интерпретации когнитивного периода развития ВОД. Второй кластер может быть интерпретирован в качестве субъективного настоящего подростков, связанного со стремлением к самоутверждению в различных сферах жизни и профессиональной карьере. Ядром т ретьего кластера, отражающего самосознание подростков, является значение субъективного будущего, связанного с необходимостью скорого начала профессиональной подготовки. Интересно, что понятия профессиональной карьеры и профессиональной самореализации попадают в разные кластеры, демонстрируя своеобразный разрыв между «настоящим» стремлением к профессиональной карьере и «будущим» стремлением к осуществлению профессиональной деятельности. Данная ситуация характерна лишь для когнитивного уровня развития ВОД и связана с тем, что подростки еще не определились в выборе профессии – они обладают представлениями о некоторых профессиях, но ни одна профессия не обладает для них определенным ценностно-смысловым статусом. На зрелых уровнях развития ВОД данные маркеры оказываются неразрывно связанными друг с другом, выступая в качестве внешних ценностей и внутренних смыслов. Четвертый кластер образован маркером переживания осмысленности бытия и гармонии с миром, который выходит за рамки 1 СКО, что указывает на его вытеснение из ВОД подростков. Изолированный характер маркера, с одной стороны, отражает общий – кризисный – характер подросткового возраста; с другой – демонстрирует когнитивную сущность этого маркера на данном этапе развития: вербальное значение образа-представления оказывается неспособным - в силу возрастных особенностей - к выполнению ценностной или смысловой функции. В будущем мы увидим, что указанный маркер получит глубинное наполнение на смысловом уровне развития, передавая бытийную сущность высшего уровня развития ВОД.

Факторная структура ВОД общей выборки испытуемых, находящихся на когнитивном уровне развития данного образования, состоит из трех факторов (таблица № 6). Доля дисперсии составляет 0, 62 – выделенные факторы объясняют 62% суммарной дисперсии признаков, что можно считать хорошим результатом.

Фактор 1 имеет наибольшую информативность (25%) может быть интерпретирован в качестве фактора моральной нормативности. Наличие данного фактора в структуре ВОД подростков подтверждает нашу гипотезу о том, что моральное развитие является одним из важнейших условий трансформации когнитивного этапа ВОД в ценностный. Фактор 2 (информативность 20%) отражает подростковый интерес к противоположному полу. Наличие на отрицательном полюсе конструкта «уверенность в себе» свидетельствует о негативном характере значения образа-Я у подростков; значение образа Другого (сверстник противоположного пола) оценивается позитивно. Фактор 3 (информативность 17%) – ответственность за порученное дело. Данный фактор отразил существенную особенность системы когнитивных представлений подростков, которые воспринимают себя в качестве ответственных людей, обладающих, вместе с тем, низкой эффективностью в работе. Данные представления подростков о себе скрывают внутреннее противоречие,

Таблица № 6. Факторная структура ВОД






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.