Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 2. Доработка исходных форм 5 страница






Рыбка исполняется на основе исходной формы " конус". Ничего нового не содержит. Некоторые затруднения может вызвать прикрепление плавников, во время которого немного изменяется их форма. В целом, несмотря на трудоемкость и внешнюю сложность, средние ученики легко справляются с рыбкой и охотно лепят.

Нотация на изделие " Рыбка"

1. Раскатать конус средних размеров (рис. 12 а). Отступив немного от широкого края конуса, стеком провести линию разметки, как в изделии " Змея".

Рис. 12а Рис. 12б

2. От намеченной линии вытянуть короткий конус (рис. 12 б), как в изделии " Змея", – это основа рыбки.

3. Плавники – конуса разных размеров, сдавленные в пластину. Спинной плавник – конус вдвое короче основы. Конус сдавить в пластину и прикрепить ребром длинной стороны вдоль на длинном конусе основы в середине между толстой его частью и острым концом (рис. 12 в). Примазывать пластилином из плавника по всей его длине с обеих сторон. Переднюю закругленную часть плавника движением пальца сверху вниз и вперед изменить на плавно прогнутую линию, идущую от самой широкой части плавника к голове рыбки.

Рис. 12в

4. Нижний плавник на треть короче и уже спинного. Прикрепляется вдоль основы снизу против спинного плавника (рис. 12 в). Узкие концы плавников должны находиться на равном расстоянии от конца основы. Примазывается плавник точно так же, как спинной. Закругленная часть плавника превращается в плавную прогнутую линию (рис. 12 г).

5. Хвостовой и грудные плавники делаются из пластин, равных по размеру и по форме. Для этого надо раскатать четыре равновеликих конуса средних пропорций размером меньше, чем нижний плавник. Превратить их в пластины и прикрепить к основе широкой частью согласно схеме крепления (рис. 12 г). Две пластины – по бокам основы под широкой частью спинного плавника рядом с разметочной линией, отделяющей голову от туловища рыбки. Две другие пластины – на острый конец туловища основы.

Рис. 12г

6. На голову рыбки налепить глаза из шариков. Жабры можно нарисовать стеком полукругом вокруг глаз. Но можно сделать их объемными, сделав небольшие круглые пластины (рис. 12 д) и примазав их по бокам головы. В этом случае глаза придавливаются на голову поверх жабровых пластин. Пластины для жабр надо делать как можно тоньше, чтобы они не сделали голову слишком массивной.

Рис. 12д

7. Изогнуть основу рыбки, придавая ей желаемое движение. Рыбка вполне устойчиво стоит на двух грудных плавниках и на хвостовом, если туловище выгнуть спиной вверх. Или на грудных плавниках и нижнем, если хвостовой плавник поднять вверх (рис. 12 д, е).

Рис. 12е

Рыбку, можно сделать любого размера в зависимости от величины основы. Все остальные детали должны быть строго соразмерны к основе. Если лепить слишком маленьких рыбок, то следует сократить количество деталей, поскольку вылепить их форму почти невозможно и в малом размере видно их не будет. Предложенная рыбка хорошо смотрится в среднем размере и ярких сочетаниях цветов. Много цвета применять нецелесообразно. Лучше ограничиться двумя для туловища и плавников. Третьим цветом можно " подкрасить" непримазанную сторону жабр. Рыбок можно помещать в любое место композиции, не слишком усердствуя в их количестве.

Изделие " Морской конек"

Изделие " Морской конек" в теме дополнительное. Показывается учителем и исполняется учащимися по желанию. При исполнении по нотации лучше лепить изделие достаточно большого размера. В композиции соразмерность его к остальным персонажам можно слегка нарушить, приравняв его размер к рыбкам. Эта необычная странная морская рыбка не всем детям знакома, а форма ее непонятна. Учителю следует перед проведением нотации познакомить детей с ней, провести короткую беседу, показать иллюстрации. Наш персонаж исполняется из простых форм, он игрушечный, он только приближен к форме морского конька, не имеет его конкретных деталей. Если дети знают эти детали и представляют себе их форму и размеры, то пусть смело их делают. Ученик при желании может легко справиться с предложенным вариантом изображения конька. Ничего нового в его лепке нет, кроме применения приема выглаживания для изменения формы основы.

Нотация на изделие " Морской конек"

1. Раскатать конус, толстый конец сглаживанием закруглить (рис. 13 а). Стеком нанести линии разметки по обеим сторонам конуса, разделив весь объем конуса пополам вдоль.

Рис. 13а

2. Действием выглаживания изменить форму одной стороны конуса (рис. 13 б), для чего на выбранной половине начиная с тонкого конца выглаживанием сдвинуть пластилин вниз в центре и с боков. Из набравшегося пластилина получается выпуклость. Сохраняя ее, аккуратно загладить поверхность.

Рис. 13б Рис. 13в

3. На этой же половине конуса ниже образовавшейся выпуклости сдвигать пластилин вниз к толстому концу конуса спереди и с боков, как и в верхней части. Все неровности сгладить. Форма, полученная в результате выглаживания, должна быть гладкой и обтекаемой.

4. Верхнюю часть конуса с первой выпуклостью плавно согнуть (рис. 13 в). Это основа – туловище с головой.

5. Хвост выполняется из длинного тонкого конуса, похожего на сосульку.

6. Придавить и примазать хвост к скруглению толстого конца против выпуклого утолщения (рис. 13 г).

Рис. 13г

7. На спине выше хвоста прикрепить плавник в виде пластины, полученной из неполного конуса (рис. 13 г).

8. Выше плавника на этой же стороне конуса до самой головы сделать продольные защипы, обозначающие нежную бахрому живого конька и украшающие наше изделие.

9. На верхней выпуклости основы, которая теперь обозначает голову, с обеих сторон примажем круглые пластинки, как жабры у рыбки. Примазываем только переднюю и верхнюю часть пластинки, задняя и нижняя остаются свободными.

10. По обеим сторонам шеи ниже жабр прикрепить яркие треугольные плавники, узким концом примазав их к основе. Яркими можно сделать спинной плавник и свободные края жабр. Хвост лучше делать одного цвета с основой, чтобы конек не был слишком пестрым.

11. Хвосту придать естественный вид, согнув его по дуге. В композиции посадить конька в морскую траву, обвив его хвостом какой-либо лист. Если морского конька лепить d самостоятельной композиции, то лепить его можно сделать несколько крупнее. Тогда можно будет ввести дополнительные украшения на выпуклом животе и на хвосте рыбки в виде ярких пластилиновых полосок, кружочков или нарисовать стеком. Посадить одного-двух коньков среди водорослей, а пучок водорослей укрепить на картоне (рис. 13 д).

Рис. 13д

ТЕМА " ДЖУНГЛИ"

Тема " Джунгли" – дополнительная, развивающая. Знакомит с новыми более сложными в исполнении изделиями, тренирует глазомер, объемное видение, закрепляет изученный материал. Выполнение композиции требует трудолюбия и усидчивости. Содержит изделия " Слон", " Черепаха", " Пальма". Предлагаемые к исполнению изделия дети лепят по нотации. При этом возможно неполное информационное обслуживание нотации. Кроме лепки персонажей темы, вся остальная часть работы является фантазийной.
При исполнении композиции учитель напоминает возможные варианты компоновки персонажей и проводит контроль исполнения. Можно показать примеры удачных работ учащихся, если учитель ими располагает. Композиция дополняется любыми другими подходящими к теме изделиями из числа изученных или взятыми из других источников самостоятельно. Цель композиции – показать сценку из жизни природы в тропиках. Главными героями должны быть животные, дополняющими – птицы на фоне тропической растительности.

Изделие " Слон"

Изделие сложное. Впервые дети знакомятся с лепкой животного на четырех ногах. В лепке изделия предлагается способ, принятый в дымковском промысле, – ноги исполняются отдельно и присоединяются к основе в нужных местах. Вообще, слон собирается из доработанных исходных форм, как и все прочие изделия программы.

Нотация на изделие " Слон"

1. Раскатать большой шар из серого или бежевого пластилина (рис. 14 а). Можно взять фантазийный цвет (синий, красный, желтый).

2. Стеком провести разметочные линии на шаре. Первой разметкой делим шар ровно пополам. Одну из половин шара делим двумя линиями на четыре части (рис. 14 б).

Рис. 14а Рис. 14б

3. Из этого же пластилина раскатать цилиндрический жгут.

4. Нарезать из жгута четыре цилиндра (рис. 14 в).

Рис. 14в

5. Цилиндры соединить с шаром. Каждый цилиндр поставить основанием на поверхность шара в середину четвертой части (рис. 14 г) и придавить так, чтобы в месте придавливания цилиндр расширился, а длина его уменьшилась.

6. Образовавшимся лишним пластилином в месте придавливания примазать цилиндр (ногу слона) к шару (туловищу) (рис. 14 д).

Рис. 14г Рис. 14д

7. Все четыре ноги отогнуть книзу (рис. 14 е). Проверить устойчивость туловища на четырех опорах. Если изделие качается, имея ноги разной длины, то надо слегка постучать его о доску, уравнивая высоту ног. Загладить все неровности перехода от верхней половины шара к ногам. Все формы должны плавно переходить одна в другую без впадин и бугров.

Рис. 14е Рис. 14ж

Голова и налепы

8. Раскатать из этого же пластилина неполный конус (рис. 14 ж).

9. Узкую часть конуса удлинить вытягиванием с прогибом (рис. 14 з). Часть кончика вытянуть дополнительно.

Рис. 14з

10. Широкую часть конуса слегка надрезать и отогнуть в сторону (рис. 14 и).

Рис. 14и

11. Полученную голову приложить к туловищу, место соединения обернуть тонким жгутом и примазать жгут в обе стороны – к туловищу и к голове (рис. 14 к).

Рис. 14к

12. Из двух равных шаров сделать два равных диска, приложить их по обеим сторонам головы и примазать переднюю часть дисков.

13. Украсить белыми бивнями, поместив их по обеим сторонам головы в уголках надрезанного рта, глазами на белой подложке, чтобы они были хорошо заметны на сером фоне головы. Прилепить на ноги пальцы из шариков белого цвета. Затем можно придать слону желаемое естественное движение головы, хобота, ног. Все изделие исполняется из пластилина одного цвета (рис. 14 л).

Рис. 14л

Изделие " Черепаха"

Изделие довольно сложное. Состоит из соединения множества деталей, требует хорошего глазомера, трудолюбия. Исполняется по желанию учащихся. Изделие выполняется из пластилина двух цветов – желтого и коричневого – или других подходящих для черепахи.

Нотация на изделие " Черепаха"

1. Из коричневого пластилина раскатать шар средних размеров (рис. 15 а). Придавливанием всей формы уменьшить его высоту вдвое (рис. 15 б).

Рис. 15а Рис. 15б

2. Одну широкую сторону полученной формы разметочными линиями разделить на восемь равных частей, как при выполнении изделия " Осьминог".

3. Из желтого пластилина раскатать жгут толщиной с карандаш (рис. 15 в). Нарезать из него круглые цилиндры пропорцией 1: 2, как в изделии " Слон".

Рис. 15в

4. На одном из концов цилиндра выглаживанием сместить пластилин в одну сторону, слегка вытянуть и чуть согнуть, получив маленькую лапку. Вытягивать надо совсем мало, не делая острого " клюва". Лапок надо сделать четыре.

5. Пятый цилиндр прикатать в неполный конус.

6. Шестой, вдвое короче, превратить в шар, а из него сделать короткий конус, как капелька.

7. Все детали прилепить на узкую боковую часть основы к разметочным линиям. При примазывании пластилин надо брать с примазываемой детали, превращая цилиндрическую лапку в конусную (рис. 15 г), утончая шею черепахи на неполном конусе-голове и уменьшая величину хвоста.

8. Четыре лапки отогнуть вниз, хвостик и голову – вверх (рис. 15 д).

Рис. 15г Рис. 15д

9. Из коричневого цвета раскатать тонкий длинный жгут, проложить его сверху по краю основы так, чтобы он волнообразно огибал хвост, шею и лапы, западая вниз между ними (рис. 15 д).

10. Жгут примазать к основе, оставляя ребра от примазки. Непримазанный край жгута будет изображать край панциря черепахи, ребра примазки – жесткие неровности панциря, которые будут украшать изделие. Можно сделать панцирь гладким и нарисовать на нем характерный рисунок панциря (рис. 15 е).

Рис. 15е

11. Заканчиваем лепку черепахи глазами, рисованием или разрезом рта и обозначением пальцев на ногах. Затем придаем черепахе желаемое движение ног и головы, оживляя ее.

Изделие " Пальма"

Изделие состоит из многих деталей одного размера, закрепляет способ изготовления равновеликих деталей, тренирует глазомер. Для изготовления пальмы требуется применение проволочного каркаса. Очень удобно использовать металлические канцелярские скрепки большие и маленькие. Скрепку надо разогнуть в прямую линию, а кончик плоскогубцами согнуть под прямым углом. Пальма изготовляется из пластилина разных цветов: черного, зеленого или желтого для основания-подставки, изображающего землю; оранжевого, бежевого, коричневого для ствола пальмы; зеленого для листьев и травки.

Нотация на изделие " Пальма"

1. Изготовить каркас из тонкой проволоки (рис. 16 а).

2. Основание изготовить из черного пластилина, раскатав шар средних размеров и придавив его на доске без изменения остальной формы, как шляпку гриба подосиновика. Можно подставку сделать как шляпку гриба боровика, придать основе форму полушара.

3. Надеть основание на проволоку и поставить на доску плоской стороной основания (рис. 16 а).

4. Раскатать из коричневого пластилина жгут толщиной с карандаш и нарезать из него цилиндриков с пропорцией 1: 1. Цилиндрики превратить в шары (рис. 16 б), а шары – в короткие конусы-капельки.

Рис. 16а Рис. 16б

5. Конусы надеть на проволоку узкими концами вниз к подставке (рис. 16 в).

6. Из зеленого пластилина раскатать небольшие веретенообразные жгуты, придавливанием превратить их в пластины, края пластин надрезать стеком немного наискосок (рис. 16 г).

Рис. 16в Рис. 16г

7. Собрать несколько таких пластин – листьев пальмы в пучок, как листья свеклы, и надеть на проволоку, прикрепив (придавливанием или примазыванием) к верхнему конусу ствола (рис. 16 д).

Рис. 16д

На одном основании можно укрепить две или три проволоки и на каждой из них сделать пальму. В этом случае пальмы должны быть разной высоты согласно правилу композиции, в котором говорится о недопустимости установки рядом равновеликих изделий. Основание изделия хорошо украсить травкой в один ряд или в несколько рядов. Чем шире основание, тем устойчивее изделие. Но сильно расширять основание не следует. Лучше поискать равновесие положением пальм, а в композиции покрепче укрепить их на картоне (рис. 16 е).

Рис. 16е

ТЕМА " ДРЕВНИЙ МИР"

Тема " Древний мир" – дополнительная, подводящая итог всей программе. Тема не содержит никаких новых форм и приемов лепки. Для исполнения предлагаются персонажи древнего мира – динозавры, передвигающиеся на двух и на четырех лапах. Тема любима детьми, выполняется с большим энтузиазмом. Исполнение по нотации необходимо только в первых классах со средними и слабыми учениками. Более сильные и старшие ребята при условии выполнения всех предыдущих тем легко справляются с лепкой персонажей и композиций самостоятельно. Учителю остается только бегло напомнить базовые изделия, устно объяснить порядок выполнения изделий, а также подсказать возможные версии композиций. Учебные плакаты показывают лепку основы изделий, а налепы дети выполняют сами, используя рисунки динозавров из печатных изданий. Учителю перед проведением этой темы надо подобрать такие рисунки из детских книг, альбомов, раскрасок и поместить их на демонстрационную доску вместе с учебными плакатами. Достаточно
3–5 вариантов каждого вида динозавров поместить рядом с плакатом, чтобы у детей не возникло проблем при исполнении. В процессе урока учитель только контролирует и консультирует учащихся, определяя для себя уровень полученных знаний и умений. Но требования к качеству исполнения должны быть предельно высокими. Качество формы деталей, их соразмерность в изделии, соединение деталей между собой, соразмерность изделий в композиции должны быть выполнены хорошо. К концу года эти правила уже должны стать законом и обсуждению не подлежат. Возможны удачные или неудачные композиции. Примеры композиций дети могут посмотреть на работах учеников прошлых лет, если учитель располагает ими. Если таких работ еще нет, то учителю надо вылепить свою композицию, как пример, или лепить ее прямо на уроке вместе с учениками. Конечно, для всех композиций третьего раздела надо отводить достаточно времени. За один урок такие сложные композиции сделать нельзя. Двух-трех уроков достаточно для ее исполнения.

Изделие " Динозавр на четырех лапах"

Нотация на изделие " Динозавр на четырех лапах"

1. Подобрать пластилин нужного цвета и подготовить его к работе.

2. Раскатать большой веретенообразный жгут, скругленный с одного конца (рис. 17 а).

Рис. 17а

3. Из этого же пластилина раскатать цилиндрический жгут (рис. 17 б).

Рис. 17б

4. Нарезать из него 4 цилиндра и скатать из них неполные конуса с пропорцией 1: 2 (рис. 17 в).

Рис. 17в

5. Основу разделить на три части по длине, провести линии деления на поверхности формы (рис. 17 а).

6. На линии деления разместить конуса-ноги на нижней половине боковой поверхности согласно схеме (рис. 17 г). Конуса широким основанием придавить к поверхности основы и хорошо примазать вкруговую.

Рис. 17г Рис. 17д

7. Выглаживанием увеличить толщину более тупого конца основы, делая голову динозавра, а между головой и туловищем не слишком тонкий перешеек – шею динозавра (рис. 17 д).

8. Ноги динозавра отогнуть вниз и выровнять их постукиванием о доску. Проследить за качеством формы и переходом от туловища к ногам без бугров и впадин, как в изделии " Слон".

9. Примитивное украшение для динозавра выполняется защипами вдоль средней линии сверху. Закончить динозавра можно исполнением рта, глаз и приданием ему нужного движения (рис. 17 е).

Рис. 17е

Изделие " Динозавр на двух лапах"

Этот динозавр вначале делается как первый.

Нотация на изделие " Динозавр на двух лапах"

1. Раскатать веретенообразный жгут, острый с одного конца и скругленный с другого.

2. Разделить жгут на три части, если жгут делается в пропорциях. Если же необходимо сделать хвост и шею динозавра очень тонкими и длинными, то при раскатывании основы концы жгута удлиняют и вытягивают сильнее. Тогда линии разметки для ног проводят по краям самой толстой части жгута, выбрав нужную длину туловища.

3. Голову делают выглаживанием круглого конца основы, увеличивая ее толщину до нужных размеров. Этот прием был освоен на изделии " Лебедь".

4. Задние ноги выполняют из шаров среднего размера, раскатав из них равные конуса. Прикрепляют их к основе, как и в первом динозавре, на линию разметки согласно схеме.

5. На места передних ног прикрепляют конуса более тонкие и длинные, выполненные из шаров меньшего размера. Крепление выполняют точно так же, как в первом динозавре.

6. Глаза – шарики, как во всех других изделиях, рот намечается стеком или разрезается. Другие налепы: хребты, наросты, рога – исполняются согласно рисункам с репродукций. Динозавр устанавливается на две лапы и хвост. Всей фигуре придается нужное движение (рис. 18).

Рис. 18

Композиция выполняется аналогично композиции темы " Джунгли".

ТЕМА " ИНДИЙСКИЙ ФАКИР"

Дополнительная тема " Индийский факир" обычно не исполняется на классных занятиях, поскольку не укладывается в сетку часов. Она хорошо исполняется на дополнительных занятиях, осуществляя дальнейшее развитие детей, укрепляя полученные знания и навыки.
Композиция темы представляет традиционную уличную сценку: дрессировщика со змеей. Индус-дрессировщик сидит, сложив ноги, и играет на дудочке, а перед ним стоит корзина, из которой поднимается змея. В нашей композиции змея не простая, как в теме " Птичка – заботливая мама", а кобра. Эту змею дети еще не лепили, значит, для них лепка ее будет интересна. В этой теме впервые появляется персонаж " Человек". Освоение принципов лепки человека в дальнейшем позволит детям создавать множество композиций из жизни людей, что является несомненным стимулом для дальнейшей творческой работы.

Изделие " Кобра"

Нотация на изделие " Кобра"

1. Из одноцветного или фактурного пластилина раскатать конический жгут, как для изделия " Змея". Провести разметочную линию вблизи толстого конца конуса.

2. От линии разметки пластилин толстого конца вытянуть. Придав ему форму конуса, узкий конец закруглить (рис. 19 а).

Рис. 19а

3. Раскатать два равновеликих шара размером с горошину, а из шаров – конусы средних пропорций. Конусы превратить в пластины.

Рис. 19б

4. Треугольные пластины длинной боковой стороной приложить к туловищу кобры от разметочной линии вдоль. Пластины должны располагаться друг против друга на середине толщины туловища острым концом к хвосту (рис. 19 б). Примазывать пластины надо точно так же, как большой плавник рыбки: длинную сторону пластины – к туловищу, а округлую широкую часть пластины при примазывании спрямить, делая плавный переход к голове (рис. 19 в). Обе пластины вместе изображают раскрытый капюшон кобры.

Рис. 19в

5. Конус-голову согнуть вперед, украсить глазами, разрезать рот.

6. Придать кобре характерное движение (рис. 19 в).

Изделие " Индус"

Нотация на изделие " Индус"

1. Раскатать веретенообразный жгут из яркого пластилина.

2. Согнуть из жгута овал, наложив концы друг на друга (рис. 20 а). Это нижняя часть туловища и ноги.

Рис. 20а

3. Из пластилина светло-коричневого цвета раскатать небольшой неполный конус. Слегка придавить его (рис. 20 б). Это верхняя часть туловища.

Рис. 20б Рис. 20в

4. Из этого же цвета раскатать два равновеликих узких и длинных конуса (рис. 20 в). Это руки.

5. Из этого же цвета раскатать шар средних размеров. Из шара сделать грушу вытягиванием одной его половины. Это голова (рис. 20 г).

Рис. 20г Рис. 20д

6. Голову узким концом придавить к середине широкого основания конуса-туловища и примазать с помощью тонкого жгута, как в изделии " Слон" (рис. 20 д).

7. Конусы-руки придавить и примазать широким концом к боковой поверхности конуса-туловища у широкого его основания по обеим сторонам головы.

8. Туловище с головой и руками придавить к нижней части туловища в середине толстой части веретенообразного жгута, слегка наклонив эту часть фигуры вперед.

9. Руки фигуры согнуть вперед и вложить в них тонкий длинный цилиндрик из желтого пластилина, изображающий дудочку.

Рис. 20е

10. Голову украсить чалмой, для чего раскатать из яркого пластилина веретенообразный жгут меньше по длине и тоньше, чем первый. Слегка его придавить, делая его более плоским, и обернуть им верхнюю часть головы. Тонкие концы спереди наложить друг на друга, прикрыв ими верх головы (рис. 20 д).

11. В середине лица поместить нос, между носом и чалмой – глаза на белой подложке, а под носом – маленький красный кружок, к которому будет приставлен конец цилиндрика-дудочки (рис. 20 е).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.