Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 2. Доработка исходных форм 1 страница






Второй раздел программы " Доработка исходных форм" содержит изделия более сложных форм, чем исходные. При лепке этих изделий нужно применять разнообразные приемы изменения простых форм и превращения их в более сложные, приближенные к формам реальных, всем знакомых предметов. Все изделия собраны в шесть тем. Базовые (основные) темы*: " Урожай", " Дары леса", или " Лесные сокровища", " Птичка – заботливая мама". Разгрузочные темы: " Большой праздник", " Ракетодром", и дополнительная тема " Подарок маме".

ТЕМА " УРОЖАЙ"

Тема " Урожай" содержит предметы, при лепке которых уже применяются почти все приемы доработки исходных форм. В теме предполагается создать две композиции. Первая представляет блюдо с фруктами, вторая – корзину с овощами. Лепка всей темы предположительно может уместиться в шесть уроков при активной работе учеников. Три урока понадобится на лепку блюда с фруктами и три – на корзину с овощами.

Изделие " Блюдо"

Фрукты принято класть на большое и красивое блюдо. Первым изделием будет такое блюдо, а потом положим на него лимоны, апельсины, вишни, яблоки и груши.
При лепке блюда необходимо вспомнить лепку изделия " тарелка". Изделия схожи использованием цилиндрического жгута. Как и в изделии " тарелка", круглое плоское дно выполняется из свернутого спиралью жгута, заглаживается с обеих сторон, а затем выполняется бортик также из жгута. В исполнении бортика показан другой способ использования жгута с изменением его формы придавливанием.

Нотация на изделие " Блюдо"

1. Подготовить к работе пластилин, примерно половину брикета. Если у кого-то нет такого количества одного цвета, то надо собрать комочки разного цвета и сделать один большой, фактурный. Блюдо от этого только выиграет. Раскатать несколько цилиндрических жгутов толщиной 3–4 мм (рис. 1 а).

Рис. 1а

2. Свернуть спираль из жгутов на доске, подсоединяя жгуты и заглаживая швы, как в изделии " тарелка". Величина полученного круга такая же, как для тарелки, – 40–50 мм. Учитель напоминает действие, быстро показывая на своей работе.

3. Загладить швы между витками жгута с обеих сторон (рис. 1 б). Круг – дно блюда – отложить.

Рис. 1б

4. Раскатать жгут вдвое толще, чем для дна блюда. Жгут должен быть достаточно длинным, чтобы обогнуть край дна. Учитель показывает исполнение на плакате и на пластилине.

5. Придавить жгут большим пальцем, превратив его в пластину-полоску (рис. 1 в). Придавливать надо с одинаковой силой по всей длине жгута, тогда толщина и ширина жгута будут ровными. Толщину полоски делать достаточную, чтобы она хорошо держала форму, примерно 2–3 мм. Это действие новое. У многих учеников сразу красиво не получится, неравномерное нажатие уродует форму полоски. Поэтому придется переделывать, пока не получится хорошо. При придавливании жгут расширится и станет длиннее. Если первоначально длины жгута не хватало обогнуть дно, то выполненной полоски уже может хватить. Если ученику трудно раскатать жгут достаточной длины, то можно бортик выполнить из двух коротких жгутов.

Рис. 1в

6. Полоску ставим на ребро и огибаем ею дно – пластилиновый круг. Если полоска слишком узкая, то ставим ее ребром на край круга (рис. 1 г).

Рис. 1г

7. Концы полоски накладываем друг на друга и обрезаем стеком, как при изготовлении кольца в пирамиде. Обрезанные концы соединяем, шов заглаживаем, как в той же пирамиде. Если бортик делается из двух полосок, то, соответственно, будет два соединения и два заглаживания.

8. Шов между дном и бортиком заглаживаем изнутри и снаружи (рис. 1 д).

Рис. 1д

9. Поправляем форму блюда, выравнивая случайные перекосы. Верхний край бортика немного расширяем, как это характерно для фарфоровой посуды. Изделие должно быть красивым. При виде сверху – по возможности ровный круг, бортик одинаковой высоты и толщины по всей длине. На дне и бортике не должно быть случайных вмятин и бугров (рис. 1 е). Иначе посуда будет выглядеть бракованной, такой, которую не продают и не покупают.

Рис. 1е

10. Блюдо можно украсить яркими жгутиками по краю бортика и снаружи его и другими способами – фантазийная часть работы.
Изделие " блюдо" не столько сложное, сколько многодельное, выполняется в течение всего урока. В слабых и медлительных классах фантазийную часть работы можно задать на дом. Обычно родители помогают выправить все перекосы и довести работу до приличного уровня.

Изделие " Апельсин"

Изделие очень простое, чтобы лепить его по нотации. Фрукт этот всегда почти идеально круглый. Поэтому лепим хорошо известную исходную форму шар. Учителю надо показать детям размер шара по отношению к блюду для соразмерности композиции. Цвет пластилина, конечно, оранжевый. Обязательно оранжевый, даже если нет такого цвета в наборе. Красный и желтый есть всегда. Надо взять поровну того и другого и перемешать до однородного цвета. А из зеленого пластилина раскатать шарик совсем маленький, размером с зернышко. Приложим маленький шарик к большому шару на любое место и надавим на него пальцем так, чтобы получился выпуклый кружок.

Рис. 2

Зеленый кружок должен быть хоть и маленький, но заметный на оранжевом апельсине. Он имитирует место, где была веточка. Без такого места присоединения веточки шар может быть чем угодно или вовсе ничем, исходной формой. Мы выполнили действие придавливания с изменением всей формы – изменили форму шарика на кружочек, который можно назвать пуговкой или кнопочкой (рис. 2). В дальнейшем этот элемент будет встречаться в других изделиях. Присвоенное ему в базовом изделии название позволит больше не объяснять его размер и исполнение.
Закрепляем полученные знания исполнением еще 1–2 апельсинов. При повторной лепке главное внимание уделить качеству формы шара и равным размерам апельсинов. Слишком разные по размеру апельсины не будут красиво выглядеть на блюде. Апельсины должны быть идеально круглые! Кривые и косые фрукты уже недопустимы даже в слабых классах.

Базовое изделие " Лимон"

Изделие такое же простое, как апельсин. Цвет пластилина однозначно желтый. Исходная форма – шар (рис. 3 а). Размер – крупная горошина, поскольку лимоны почти всегда бывают немного меньше апельсинов. Мысленно делим исходную форму пополам и вытягиваем на каждой половине, ровно в ее середине, маленький остренький " носик", как клювик у птички (рис. 3 б). Если вдруг кто-то из детей не знает, как это делается, то показываем: двумя пальцами сжимаем пластилин в одном направлении, в другом направлении, в третьем и т.д. То же делаем на другой половине основы. С обеих сторон образуются острые кончики, по возможности одинаковые по форме и размеру, а вокруг них неровная, ребристая поверхность (рис. 3 в), которую надо загладить.

Рис. 3а

Рис. 3б

Рис. 3в

Рис. 3г

Закрепляем знания исполнением 2–3 лимонов, размером и формой точно повторяющих первый (рис. 3 г). Очень точно, конечно, не получится, но большие расхождения допускать нельзя.

Изделие " Вишня"

Изделие простое, делается довольно быстро. Исходная форма – шар. Цвет пластилина надо составить из красного, синего и коричневого. Синего меньше всего. Изделие представляет собой веточку из двух вишенок.

Нотация на изделие " Вишня"

1. Подготовить к работе пластилин, соединить красный и коричневый. Коричневого вполовину меньше, чем красного, и синего вдвое меньше, чем коричневого, – перемять до однородного цвета.

2. Раскатать два равновеликих шара среднего размера (рис. 4 а).

3. Пальцем руки надавить на шар и одновременно поворачивать шар вокруг оси (рис. 4 б). При вращении шара вдавливание получается равномерным. Учитель показывает на плакате и пластилине.

Рис. 4а Рис. 4б

4. По краю углубления образуется довольно острое ребро, которое надо убрать сглаживанием. Верхняя часть шара при вдавливании расширяется, нижняя – сохраняет форму шара. В целом шар превращается в знакомую форму ягоды вишни.

5. Повторяем действия со вторым шаром, сравниваем обе ягоды. Они должны быть очень похожи по форме и равны по размеру (рис. 4 в).

Рис. 4в

6. Веточку вишни можно изготовить разными способами, но только не из пластилина. Пластилин очень тонко раскатать не получится, а толстые веточки будут грубыми и испортят все изделие. Для этого изделия надо о веточках побеспокоиться заранее. Заготовить тонкую проволочку, согнуть пополам и место сгиба перекрутить (рис. 4 в); или осенью заготовить на весь класс хвою сосны. Длинные хвойные иглы сосны прекрасно подойдут для роли веточек, особенно если они сохранят свой зеленый цвет после высыхания. На концы игл надеваем по ягоде, а на другой соединенный конец прилепим листик, детям уже хорошо знакомый. Можно напомнить любое изделие, где листики встречались: " Дерево", " Осеннее небо", " Кто на листике живет? " Изделие " вишня" выпадает из обязательной в композиции соразмерности. Если делать его соразмерным, то все изменения формы сделать не получится. Слишком мала будет исходная форма, даже для детских пальчиков. Условно это изделие делается крупнее. Дети это увеличение интуитивно сделают сами, но лучше об этом сказать.
Все три изделия делаются на одном уроке. Можно провести обсуждение изделий и наполовину исполненных композиций коротким показом лучших, если позволяет время. Но повторить изделие " вишня" на этом же уроке дети не успеют. Вторую веточку вишни можно задать на дом.

Изделие " Яблоко"

Нотация на изделие " Яблоко"

1. Подготовить пластилин желтого, зеленого, оранжевого или светло-красного цвета (рис. 5 а).

2. Раскатать шар средних размеров, больше апельсина.

3. Взять шар двумя пальцами сверху и снизу и, сдавливая шар, поворачивать его под пальцами вокруг вертикальной оси, как в изделии " вишня" (рис. 5 б).

Рис. 5а Рис. 5б

4. Сгладить острые ребра вокруг обоих углублений, как в изделии " вишня".

5. Высота яблока, расстояние между углублениями – должно быть меньше, чем его толщина.

6. В одно углубление, в середину, придавить зеленую " пуговку", как в изделии " апельсин".

7. В другое углубление поставить маленький цилиндрик-палочку (рис. 5 в).

Рис. 5в

8. Сделать листик из зеленого пластилина. На плакате показан листик из круглого диска, у которого с двух сторон вытягиваются острые кончики. Техника изготовления листика из диска: шар – большую горошину – придавить в пластину, вытянуть концы с противоположных сторон, нарисовать жилки.

9. Листик изогнуть рисунком вверх и прилепить к основе. Один конец листика касается веточки. Листик должен всей плоскостью лежать на основе (рис. 5 в). Листик, прилепленный одним острым кончиком, на основе не удерживается.

10. Готовое яблочко будет наряднее и больше похоже на настоящее, если его бочок разумно " покрасить": зеленую основу – желтым, желтую – красным или оранжевым, а красную основу где-то пожелтить.

Для закрепления знаний лепим второе яблоко. Повторяем пункты 2–10. Стараемся, чтобы яблоки, как и апельсины, не сильно отличались размером. Это можно сделать домашним заданием.

Изделие " Груша"

Нотация на изделие " Груша"

1. Подготовить пластилин желтого, зеленого или светло-коричневого цвета.

2. Раскатать шар, как для яблока (рис. 6 а).

3. Мысленно разделить шар пополам. Держа за одну его половину, пальцами другой руки начать слегка сдавливать шар от его середины (рис. 6 б). Поворачивая шар и передвигая пальцы по его окружности, продолжать равномерное сдавливание. Одна половина шара должна оставаться первоначальным шаром, а вторая будет походить больше на конус. Когда толщина вытянутого конуса станет меньше толщины шара примерно вдвое, а длина его вместе с шаром немного больше толщины шара, – вытягивание надо закончить. Стрелки показывают действие сглаживания поверхности основы. Все неровности и ребрышки от сдавливания надо пригладить, вершину конуса округлить. Форма шара переходит в вытянутую часть округлой и прогнутой боковой поверхностью.

Рис. 6а Рис. 6б

4. На второй круглой половине шара сделать вдавливание, как в изделии " вишня" (рис. 6 в).

5. Во вдавленное углубление поместить " пуговку", как в изделии " яблоко", а на вытянутый конец – веточку и листик так же, как у яблока (рис. 6 г).

Рис. 6в Рис. 6г

Закрепление новых знаний можно задать на дом. Но только сильные дети смогут хорошо повторить изделие. При работе требуется контроль формы и пропорций. В средних и слабых классах лучше изготовление изделий " яблоко" и " груша" закрепить в классе на уроке. Поэтому целесообразно не делать оба изделия на одном уроке, а на каждое отвести по уроку.

При изготовлении фруктов детям бывает мало перечисленных. Часто им хочется дополнить блюдо другими, своими любимыми. Пусть делают как умеют, но при условии узнаваемости и соразмерности к остальным. Очень маленькие ягоды можно лепить крупнее, как вишню. Наиболее часто в фантазийной работе возникают мандарины, бананы и виноград. Дети требуют помощи или подсказки, как делать. Плакатов на эти изделия не существует. Обычно устных пояснений, схематического рисунка на доске и показа лепки на пластилине желающим лепить эти изделия бывает достаточно для их исполнения.

Изделие " Банан"

Краткая нотация на изделие " Банан"

1. Исходная форма – маленький цилиндр с пропорциями: 1 – толщина, 4 – длина (рис. 7 а).

Рис. 7а

2. Вытягивание концов цилиндра с выглаживанием его нижних боковых граней (рис. 7 б). При этом ребра должны быть слабо выражены, только слегка обозначены. Концы чуть тоньше середины.

Рис. 7б

3. Всю основу слегка выгнуть округлой стороной вверх, из одного из концов вытянуть маленький конус-веточку. Конус-веточку вытягивать не с середины толщины банана, а ближе к его нижней грани: банан будет больше похож на настоящий (рис. 7 в). Соединив несколько таких равновеликих бананов в связку, мы получим кисть. Размер подбираем соразмерно другим фруктам на блюде. Равновеликие исходные формы выполняем сразу через жгут. Цвет пластилина – желтый.

Рис. 7в

Изделие " Виноград"

Лепим сразу кисть винограда. Основа – конус средних пропорций, толщина примерно вдвое тоньше длины (рис. 8 а). Этот конус по всей поверхности покрываем маленькими шариками размером больше зернышка. В середине толстой части помещаем веточку, как у яблока или груши. Всю кисть надо слегка изогнуть, чтобы она была натуральнее. Но лучше этот изгиб сделать на основе-конусе, а потом прилепить шарики придавливанием (рис. 8 б, в). Придавливать надо несильно, чтобы не изменить округлую форму шариков.

Рис. 8 а

Рис. 8б Рис. 8в

Изделие " Мандарин"

Исполняется, как изделие " яблоко", только шар берем меньшего размера, согласно реальной соразмерности фруктов (рис. 9 а). Цвет, естественно, оранжевый или чуть краснее. В верхнее углубление помещаем " пуговку", как у апельсина (рис. 9 б).

Рис. 9а Рис. 9б

Все одноименные фрукты должны быть равны между собой, а в композиции соразмерны (рис. 9 в).

Рис. 9в

Овощи принято собирать в корзину. Часто корзиной пользуются для недолгого их хранения. Первым изделием в композиции с овощами будем лепить корзину для овощей.

Изделие " Корзина"

Нотация на изделие " Корзина"

1. Подготовить пластилин светло-коричневого или желтого цвета.

2. Раскатать жгуты одинаковой толщины, как для тарелки или блюда (рис. 10 а).

Рис. 10а

3. Начать скручивать жгут в спираль, как донышко. Сделать плоское донышко небольшого размера, примерно 30 мм (рис. 10 б).

Рис. 10б

4. Продолжить накручивание жгута уже не на плоскости доски и накладывать новый жгут на предыдущий, постоянно и равномерно расширяя кольца (рис. 10 в).

Рис. 10в

Возможные ошибки: иногда дети не выполняют расширения корзины, боясь распадения колец; плохое соединение жгутов, разная толщина жгутов.

5. Подняв стенки корзины на высоту 3–4 жгутов, изделие можно закончить двумя ручками. Такие корзины бывают в хозяйстве огородников. Ручки делаются из того же жгута (рис. 10 г).

Рис. 10 г

6. Готовую корзину положить на ладонь так, чтобы ее наружная стенка касалась ладони всей поверхностью. Пальцем загладить швы между кольцами жгутов изнутри, стараясь не помять стенку и несильно помять сами жгуты.

7. Ручку для корзины можно сделать разными способами. Можно сплести два тонких жгута в косу, как в изделии " Снегурочка" или как палка у Деда Мороза (рис. 10 д). Концы скрученного жгута примазать к верхнему краю корзины (рис. 10 е). У кого коса не получается, можно такую ручку выполнить из одного жгута подходящей толщины и длины.

Рис. 10д

Рис. 10е

Изделие " Морковь" (разгрузочное, контрольное)

Изделие всем хорошо знакомое, ничего нового не содержит. Требования к исполнению можно усилить. Качество формы и соответствие пропорций должны быть идеальны.

Нотация на изделие " Морковь"

1. При объяснении задания подготовить пластилин красного цвета.

2. Раскатать конус средних размеров. Пропорции конуса: длина больше толщины в 2 раза (рис. 11 а).

Рис. 11 а

3. Раскатать малый короткий конус из зеленого пластилина. Стеком нанести на боковую поверхность продольные линии, обозначающие собранные в пучок и обрезанные стебли моркови (рис. 11 б).

4. Соединить морковь и пучок стеблей придавливанием – острым концом малого конуса к широкому концу среднего конуса.
Обрезанные стебли можно изобразить другим способом. Раскатать несколько малых длинных конусов и собрать их в пучок острыми концами в одну сторону. Придавить друг к другу острые концы и их же придавить к моркови (рис. 11 в).

Рис. 11б Рис. 11в

Закрепление материала, то есть лепку еще 1–2 изделий, можно задать на дом, поскольку изделие простое и никаких проблем не вызывает.

Изделие " Свекла"

Нотация на изделие " Свекла"

1. Составить свекольный цвет из красного и синего, взяв пропорциональные соотношения по рисунку на плакате. Раскатать шар среднего размера (рис. 12 а).

Рис. 12а

2. Произвести вдавливаниях, как в изделиях " вишня" или " груша", с одной стороны шара, и вытягивание, как в изделии " лимон", с другой стороны шара (рис. 12 б, в).

Рис. 12б

Рис. 12в

3. Раскатать три малых длинных конуса из зеленого пластилина. Толстую часть каждого конуса сдавить пальцами до образования не слишком тонкой пластины (рис. 12 г).

Рис. 12г

4. Соединить три конуса в пучок острыми концами вместе и придавить. Можно все три конца покатать в пальцах, как при исполнении малого короткого конуса. Верхние пластины конусов отогнуть в стороны.

5. Придавить пучок листьев в углубление свеклы (рис. 12 д).

Рис. 12д

Свекла – изделие довольно простое. Повторные изделия можно задать на дом. Выполненное в классе должно служить образцом.
На базе изделия " свекла" легко сделать и другие овощи: репу, редьку, редиску. В изделии " Репа" – основа из желтого пластилина. Доработка точно повторяет свеклу. Листики, как у свеклы, зеленые и такой же формы. В композиции размер изделия " Репа" должен быть меньше, чем у изделия " Свекла", почти вдвое. Редька – черная или светло-зеленая, основа из соответствующего цвета пластилина. Доработка, как у свеклы, только без верхнего вдавливания. То есть вытягивается кончик, как у свеклы, и сверху на шаровидную поверхность придавливаются листики. В композиции размер равен размеру свеклы. Редиска – основа красного цвета. Доработка как у редьки, только тонкий кончик снизу. Сверху можно листиков не делать, прилепить срезанный пучок черенков, как у моркови. В композиции размер редиски должен быть еще меньше, чем у репы. Ввиду такого малого размера изделия надо либо помещать в композицию пучок редисок, либо отказаться от этого овоща. Из-за малого размера он сложен в исполнении и не эффектен в композиции.

Изделие " Капуста"

Капуста всем хорошо знакома. Дети знают капусту как овощ, продающийся в магазине или на рынке. Но в продаже бывает капуста не такая, какая растет на грядке. Только те дети, родители которых выращивают капусту на дачном участке, знают, что капуста – это не только кочан, но еще большие и красивые листья вокруг кочана. Наше изделие изображает капусту с такими листьями, поскольку просто кочан – это неровный шар, и в пластилине в нем мы не узнаем знакомый овощ. У нашей капусты должен быть очень красивый вид: ровный шар внутри – кочан – и одинаковые по размеру и форме округлые листья вокруг кочана. Листьев должно быть четыре. На глаз сделать их равными очень трудно даже очень опытному лепщику. Поэтому мы будем их делать с помощью жгута. Дети знают, что кочан у капусты бывает белого цвета. Кочан – белый, когда с него снимут верхние зеленые листья, которые не прилегают к кочану, а раскрыты к свету и солнцу, как лепестки цветка. Так растет капуста на грядке.

Нотация на изделие " Капуста"

1. Подготовить пластилин зеленого цвета. Раскатать жгут толщиной с палец.

2. Отрезать от конца жгута неровную часть. От ровного конца наметить стеком четыре кусочка, длина которых равняется толщине жгута, и отрезать эти кусочки (рис. 13 а).

Рис. 13а

3. Из нарезанного пластилина раскатать шары. Это заготовки для будущих листьев капусты. Все шары должны быть равны, потому что все заготовки были одинаковой толщины и длины (рис. 13 б).

Рис. 13б

4. Каждый шар превратить в пластину придавливанием (рис. 13 в). Пластины будут одинаковой ширины и толщины, если давить пальцем на шары с одинаковой силой. Поэтому при придавливании надо быть внимательными. Нельзя превращать шар в тоненькую лепешку, которая уже не может держать форму.

Рис. 13в

5. Отложить и отрезать от цилиндра кусок зеленого пластилина, длина которого больше его толщины в 1, 5 или 2 раза. Добавить к этому куску немного белого пластилина, перемять до однородного цвета.

6. Раскатать шар из полученного светло-зеленого пластилина (рис. 13 г).

7. Приставить к шару с четырех сторон пластины зеленого цвета и слегка их придавить (рис. 13 д).

Рис. 13г Рис. 13д

8. Нижний край пластин подогнуть под шар (рис. 13 е) и примазать к шару только нижнюю часть пластины. Из смазанного с листьев пластилина можно вытянуть короткую ножку.

Рис. 13е

9. Свободную часть листьев, верхний край, отогнуть наружу от шара-кочана (рис. 13 ж).

Рис. 13ж

При лепке овощей надо следить за их размером. Овощи должны помещаться в корзине. Капуста – самая большая из овощей в корзине может не поместиться. При составлении композиции капусту можно положить рядом с корзиной на подставку. Остальные овощи разместить в корзине так, чтобы они по возможности все были видны и в целом имели приятный вид.
Так же как и при лепке фруктов, при лепке овощей детям захочется слепить другие овощи, кроме предложенных. Пусть лепят сами, при условии соблюдения формы и пропорций и узнаваемости. Можно показать лепку огурца. Это тот же банан, только зеленого цвета, без граней и плоскостей и не прогнутый. Или тыкву. Цвет желтый, зеленый, оранжевый. Может быть слабо фактурный цвет из этих же цветов. Основа, как основа яблока, только сдавливание надо усилить. Высота тыквы должна быть вдвое меньше ее толщины. В верхнее углубление помещаем зеленый стебелек, как у яблока. Если дети знают форму листа тыквы, пусть делают сами. Если не знают, пусть остается один стебелек. На дополнительные изделия плакаты не предусмотрены. Учитель может нужные схемы нарисовать на доске, показывая пропорции и необходимые действия, продемонстрировать лепку на пластилине.
Перед лепкой темы " Урожай" учителю хорошо заранее пролепить все изделия темы, чтобы сориентироваться в конкретных размерах фруктов и овощей, а главное, выяснить для себя, каких размеров исполнять блюдо и корзину, чтобы фрукты и овощи красиво на них разместились.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.