Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уроки 8, 9, 10






Тема " Картина из пластилина" – базовая. Техника применения пластилина в качестве красок многим детям знакома. Главным образом тем детям, которые посещали детский сад. Но и те, которые знакомятся с пластилином-" краской" впервые, охотно выполняют эту работу. Техника проста. Сильно разминаем пластилин, чтобы он легко размазывался, и в таком состоянии намазываем его на картон. Создаем фон будущей картины. А потом обычным рабочим пластилином " налепами" выполняем все нужные детали задуманного рисунка. Неудачные места легко исправить, убрав стеком пластилин и налепив новый.
В этой технике можно исполнять очень много разнообразных заданий. Так же много, как и обычными красками, если научить детей расширять цветовую палитру пластилина. Только размеры пластилиновых картин будут значительно меньше, поскольку для детских рук исполнение их весьма трудоемко. По своему усмотрению учитель может использовать эту технику в качестве разгрузочных уроков между уроками объемной лепки. Особенно хорошо включать такие уроки в программу лепки, проводимую по разделам в 1-м, 2-м и 3-м классах. Тогда можно в каждой параллели усложнять сюжет картины и усиливать требования к исполнению согласно возросшим умениям и навыкам детей.
В нашей программе, рассчитанной на один год, тема " Картина из пластилина" представлена двумя заданиями, базовое задание " Осеннее небо" и дополнительное задание " Портрет".
По календарному плану тема " Картина из пластилина" выполняется осенью. Осеннее небо – это то небо, которое дети могут наблюдать из окна класса. Поэтому задание " Осеннее небо" весьма актуально.
Учитель обсуждает с учениками жанр пейзажа.

Учитель. Какие предметы могут быть изображены в пейзаже?

Дети. Дома, небо, земля, трава, деревья, дорога...

У. Такие сложные вещи, как дома, деревья, изображать трудно и долго. Поэтому будем изображать более простые предметы, например облака, солнце, дождик. Из них сделаем картину на тему " Осеннее небо". Сейчас осень. Очень удобно наблюдать за осенним небом. Какого цвета осеннее небо?

Д. Иногда голубого, а чаще бывает серого или даже темно-серого. Когда выглядывает солнышко, в этом месте небо бывает голубое.

У. Но осенью на небе бывает много облаков разных цветов: белых, серых и темных. Темные облака называют тучами. Из них на землю падают капельки дождя. Все это мы с вами будем изображать.

Учитель показывает готовые работы прошлых лет.

– Чтобы получилась такая красивая картина с солнышком, облаками и дождем, надо сначала сделать фон для всех предметов, то есть изобразить цвет самого неба.
Все остальные предметы: солнышко с лучиками, тучки, облака, капельки дождя, которые падают вниз из тучек, – будут располагаться на этом фоне. Еще можно изобразить листики. Ведь осенью в воздухе всегда летают осенние листья. Они такие красивые, яркие. Они прекрасно оживляют, делают веселее серые краски осени.
Посмотрим, какого цвета пластилин у нас в наборах. Получится ли из этих цветов осеннее небо?

Д. Наверное, нет.

У. Какие нужны цвета для изображения неба?

Д. Голубой, сероватый и более темный. А такого пластилина в наборе нет.

У. Как быть?

Д. Не знаем.

У. А что вы делаете, когда нет нужной краски?

Д. Смешиваем подходящие цвета.

У. Какие цвета надо смешать, чтобы получить голубой цвет?

Д. Белый и синий.

У. Такой пластилин есть в наборе?

Д. Есть.

У. Значит, надо взять белого побольше, а синего – чуть-чуть, как в красках, будем смешивать эти два цвета. Сложим их вместе и будем переминать и разминать до тех пор, пока не получится новый, голубой цвет.

Во время беседы учитель выполняет действия, о которых рассказывает. Дети повторяют за ним.

Рис. 33

Дальше по ходу урока учитель рассказывает поэтапно исполнение фона (рис. 33), показывает на своей картине, а дети выполняют эти действия также поэтапно. Размазывая пластилин сверху по картону тонким слоем, надо постараться, чтобы пластилин хорошо прилип к картону. Добавляются темные цвета в нужных пропорциях и замазываются средняя и нижняя части картона. Пока дети составляют новые цвета, учитель, проходя по рядам, показывает свою работу как образец, помогает определить нужное количество пластилина для составления новых цветов и т.д. Он объясняет, что на голубом фоне лучше всего изображать солнце с лучами, а внизу картины на темном фоне красиво будут выглядеть светлые капельки дождя. Но дождик обычно падает из тучек и облаков. Поэтому их надо изображать в верхней части картины – эти облака будут закрывать часть солнышка, а из облаков и тучек, расположенных в средней части картины, падать вниз на землю капельки. А в средней и нижней части картины можно расположить падающие осенние листья.
Если кто-либо из учеников быстро справился с выполнением фона, можно предложить подобрать нужные цвета для изображения облаков. Объясните, что облака могут быть разных цветов – от белого до очень темного. Для этого нужно использовать белый, синий, черный и даже красный пластилин, чтобы сделать цвет, похожий на фиолетовый. Если выбранные цвета перемешивать не до конца, а оставлять цветные прожилки, то облака будут необычными по цвету, а картина красочнее. Цвет с прожилками будем называть фактурным.
На этом этапе изготовления картины работу можно закончить. Картину убрать в коробку и приступить к уборке рабочего места.
На втором уроке учитель предлагает продолжить работу над картиной " Осеннее небо" лепкой облаков. Говорит, что для красивых облаков и тучек надо подобрать красивые цвета и оттенки, отличные от чисто-белого цвета, – сероватые, голубоватые и даже розоватые, словно окрашенные лучами солнца. Из новых цветов пластилина надо раскатать шарики разных цветов и размеров – побольше и поменьше, затем каждый шарик сдавить пальцами. Получится небольшая лепешка. Из этих лепешек составить стайки облаков и тучек. Во время объяснения учитель сам выполняет все действия, показывая каждый этап работы классу. Лучше, если показ будет проводиться по рядам. Ученики выполняют те же действия за учителем.

Один из вариантов композиции " Осеннее небо". Верхнюю группу можно составить из более светлых кружочков на фоне голубого неба и рядом поместить солнце также в виде кружочка средних размеров, подобрав нужный цвет: желтый, оранжевый или красный. А группу облаков лучше составить из кружков-лепешек разных размеров и разных оттенков светлых тонов. Такое облако будет смотреться очень красиво. В середине картины можно поместить облако, составленное из более темных кружочков разных размеров и цветов. Из-за верхнего облака будет выглядывать солнышко, а из нижних облаков – падать капельки дождя (рис. 34).

Рис. 34

Вокруг солнца надо разместить лучики. Лучики – это длинные ровные треугольники, расположенные широким концом к солнцу. Такие треугольники легко получаются из маленьких длинных конусов.

Учитель показывает плакат " Конусы малых размеров".

Рис. 35а Рис. 35б

Объясняет способ раскатывания малого длинного конуса. Показывает практически раскатывание на пластилине прямолинейным перекатыванием пластилина по выпуклой части ладони (рис. 35 а). А затем, придавливая, помещает лучик на своей картине и проносит ее по рядам. Предварительно нужно пронести по рядам отдельно выполненный конус и проконтролировать исполнение его учениками. Таких лучиков надо сделать столько, сколько их помещается вокруг солнца до облаков. Широкие концы лучиков должны касаться друг друга.

Вдруг пошел осенний дождик, из темных облаков полетели светлые капельки. Учитель поэтапно показывает исполнение малого короткого конуса, указывая на соответствующий рисунок, объясняет его (рис. 35 б).

1. Раскатать шарик размером с маленькую горошину из белого пластилина (можно из светлого цветного).

2. Взять шарик двумя пальцами за одну половинку и покатать в пальцах, как на плакате, – из шарика вытягивается короткий " хвостик", а стенки получаются с прогибом. Получилась форма, похожая на капельку. Капельку положить на нужное место в картине и придавить.

Учитель проносит по классу сначала горошину-шарик для ориентирования детей в размере, потом готовую капельку, чтобы дети яснее видели ее форму, а затем свою картину с помещенной на ней капелькой. Затем дети самостоятельно заполняют нижнюю часть картины дождиком, а учитель проводит индивидуальную работу с учениками.
Для выполнения листиков учитель предлагает подобрать подходящие цвета: желтый, оранжевый, красный, коричневый и их смеси. Напоминает, что листики будут красивее, если цвета не перемешивать до конца. Из такого разноцветного пластилина раскатать шарики, как для лучиков, а затем вытянуть с двух противоположных сторон по " хвостику", как у " капельки". Шарик с " хвостиками" сдавить пальцами и нарисовать стеком длинные и короткие жилки листика. Смешивание пластилина, раскатывание шариков, вытягивание концов и сплющивание – за исполнением всех этих действий учитель постоянно наблюдает, проходя по классу.
Листиков нужно сделать 3–5 разных цветов, разместить их внизу картины среди капелек. Если есть пустые места несколько выше, то их также можно заполнить листиками.
В конце занятия учитель проводит обсуждение готовых картин. Лучшими признаются те, которые имеют наиболее соразмерные детали, удачно скомпонованы, детали имеют четкую правильную форму и выполнены из красиво подобранных цветов. Индивидуальная оценка выставляется в журнал и в дневник.
Если занятия проводятся в сильном классе, всю работу можно провести на одном уроке.

Задание " Портрет" дополнительное, разгрузочное. Это может быть портрет мамы, папы, бабушки. При недостатке времени им можно пренебречь. Цель задания – закрепить умения в составлении новых цветов, познакомить детей с портретным жанром, потренировать в наблюдательности и в зрительной памяти. Фоном закрываем картон, предназначенный для портрета. Цвет фона выбираем сами согласно цвету будущих " налепов". Цвета, накладываемые на фон, должны быть к нему контрастны. Контрастность цветов дети уже в 1-м классе изучают на уроках рисования, что и должно быть использовано учителем. В этой работе на фон кладутся " волосы прически" и " одежда" портретируемого. Фон должен быть одноцветный и гладкий. Чтобы лучше ориентироваться в размере головы, хорошо бы по краю картона вылепить рамку будущей картины. Рамка займет некоторую ширину и сократит внутреннее пространство картины. Рамку делаем красивую, контрастную к фону, не слишком широкую, но толстую, украшенную каким-либо орнаментом. Можно нанести стеком равномерные насечки наискосок рамки, продавить углубления на равных расстояниях друг от друга или налепить жгутики и шарики.
Украшение рамки дети выполняют как домашнее задание, чтобы не тратить на эту работу драгоценное время урока. На остальном пространстве картины нужно разместить голову портретируемого. Чтобы голова попала на нужное место, чуть выше центра картины, сделаем вспомогательную разметку. Проведем две прямые линии: из верхнего левого угла к правому нижнему и из верхнего правого угла к левому нижнему (рис. 36).

Рис. 36 Рис. 37

Пересекутся линии точно в середине картины. Чтобы голова красиво разместилась, надо на это пересечение поместить рот. Значит, нижний край подбородка будет ниже, вся голова – нос, глаза, лоб, волосы – выше. Рисуем стеком овал лица, оставляя место для прически. Затем очерчиваем примерный контур прически. Ниже подбородка намечаем шею и плечи (рис. 37).

Рис. 38 Рис. 39

Линии разметки, оставшиеся на фоне, нужно загладить, а в нарисованных контурах намазать новые фоны (рис. 38). Для лица и шеи подобрать телесный цвет, состоящий из белого, красного, желтого цветов (белого больше), для волос – светлый (белый, коричневый, желтый, от телесного он должен хоть немного отличаться) или темный (черный + красный = коричневый; или коричневый + желтый + красный, или другие сочетания).

Так же подобрать фон одежды.

Последний этап работы – лепка деталей. Нос налепляем, если хотим его выделить объемно, телесным цветом или рисуем стеком по фону головы. Глаза, рот, брови оставляем на усмотрение авторов. Пряди волос можно налепить жгутиками, можно нарисовать стеком, но другие цвета, отличные от основного цвета волос, лучше не использовать (рис. 39).

Украшения на ушах, шее и на платье – дело всецело авторское. Важно только, чтобы автор не пренебрег правилами соразмерности. По разметке этого портрета можно предложить детям множество других портретов: лучшего друга, любимого животного, птицы, инопланетянина и проч. (рис. 40).

Рис. 40

ТЕМА " ЧАЕПИТИЕ"






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.