Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уроки 11, 12, 13, 14






Тема " Чаепитие" – базовая. Она знакомит детей с приемами использования цилиндрического жгута, с новой исходной формой жгут веретенообразный, тренирует глазомер, знакомит со схемами и обозначениями на них, закрепляет полученные знания.
Тема представлена базовыми изделиями " тарелка", " баранка", " крендель", дополнительными изделиями " конфеты", " чайный сервиз".
Поскольку все изделия темы – лакомства к чаю, то первым изделием следует лепить предмет, на котором будут лежать эти лакомства. Итак, первое изделие темы – " тарелка".

Изделие " Тарелка"

Учитель проводит беседу с учениками о том, как дома они собираются пить чай, например, в воскресенье, когда вся семья в сборе, чем отличается чаепитие, например, от обеда или десерта. Учитель предлагает слепить тарелку. Показывает готовое изделие, чтобы определиться с размером. Объясняет, как легче сделать ровный круг одинаковой толщины нужного размера. Конечно, легче и удобнее сделать его с помощью жгутов.
Учитель предлагает начать лепить тарелку с раскатывания жгутов одинаковой толщины. Подсказывает, что толщина жгутов определяет толщину тарелки. Поэтому надо их делать не слишком толстыми, чтобы тарелка не была грубой. И не слишком тонкими, чтобы края ее не гнулись. Далее учитель проводит лепку тарелки по нотации, то есть показывая каждый этап работы на своем материале, давая возможность детям повторить этот этап из своего пластилина и контролируя исполнение. Убедившись, что большинство детей справилось с одним этапом, можно переходить к другому.

Нотация на изделие " Тарелка"

1. Раскатать насколько цилиндрических жгутов одной толщины из одноцветного пластилина. Толщина жгутов не более 5 мм (рис. 41).

Рис. 41

2. Обрезать неровные концы у жгута и свернуть его улиткой, как показано на рис. 42.

Рис. 42

3. Приставить к концу первого жгута обрезанный конец второго жгута, загладить шов и продолжать закручивать улитку. Продолжать присоединять и накручивать жгуты, пока не получится круг нужного размера.

4. Конец последнего жгута примазать, а все швы между жгутами замазать с обеих сторон круга (рис. 43).
Внимание! Толщина жгутов в круге должна сохраняться.

Рис. 43

5. Для того чтобы ободок-подставку тарелки поместить на нужное место, надо произвести разметку. На одной стороне круга стеком проводим две прямые линии, делящие круг пополам вертикально и горизонтально. А затем каждую половинку прямой линии также делим пополам и ставим небольшую засечку стеком (рис. 44).

Рис. 44

6. Раскатать жгутик чуть тоньше, чем для тарелки. Проложить его через засечки кружочком. Отрезать лишние концы и соединить, как кольцо пирамиды (рис. 45).

Рис. 45

7. С наружной стороны кольцо примазать к кружку тарелки стеком или пальцем. Это значит – загладить шов между ободком-подставкой (кольцом) и тарелкой. При этом толщина жгута (кольца) должна сохраняться (рис. 46).

Рис. 46

8. Края тарелки начиная от кольца отогнуть вверх, в то время как ободок-подставка остается снизу (рис. 47).

Рис. 47

Учитель демонстрирует свою работу и работы учеников прошлых лет, предлагает детям сравнить их изделия с предложенными образцами, поправить свои тарелки, если они деформировались. А затем показывает некоторые удачные работы, выполненные на уроке, всему классу.

Учитель напоминает о теме нескольких уроков – " Чаепитие". Поэтому тарелок для сладостей надо сделать несколько. Чтобы не тратить время на уроке, дети дома могут слепить еще одну или две тарелки. Это домашнее задание. Готовое изделие надо взять домой, чтобы оно служило образцом. К следующему уроку у каждого на рабочем столе должна быть хотя бы одна тарелка.

Изделие " Баранка"

Учитель просит достать изделие " тарелка". Затем концентрирует внимание детей на плакате " баранка", просит определить, из какой исходной формы она сделана. Дети определяют исходную форму как цилиндрический жгут (рис. 48). Учитель напоминает способ раскатывания и проверки правильности формы цилиндрического жгута. Затем предлагает подготовить к работе пластилин подходящего цвета, напоминает необходимые действия при исполнении цилиндрического жгута.

Рис. 48

Этапы раскатывания цилиндрического жгута: пластилин покатать между ладонями, потом на рабочей доске до нужной толщины жгута, ровности формы и гладкости поверхности. Учитель обращает внимание учеников на толщину жгута, показывая готовое изделие. Объясняет, что толщина должна быть не более 5–7 мм. Иначе баранка будет слишком большая по отношению к тарелке. Чтобы угощение выглядело естественно, как это бывает в жизни, надо, чтобы на тарелке уместилось хотя бы пять баранок. Учитель раскатывает цилиндрический жгут, проносит по рядам, сравнивая его с работами учеников по толщине, ровности формы и качеству поверхности. При сравнении с изделием учителя выявляются очевидные ошибки в работах учеников, которые должны быть исправлены до следующего этапа работы.
Учитель напоминает детям изделие " пирамида", где из таких жгутов дети делали кольца. Дети вспоминают, как они определяли размер кольца и соединяли концы жгута. При этом учитель сгибает свой жгут в кольцо, накладывая его концы друг на друга. Затем объясняет, что в пирамиде ширина кольца определялась толщиной середины пирамиды; в изделии " баранка" дети должны сами правильно установить ширину кольца согласно указанной на рисунке пропорции (рис. 49).

Рис. 49

Учитель объясняет детям значение цифр на рисунке и зависимость внутреннего отверстия от толщины жгута. На своей работе учитель наглядно показывает различные варианты пропорций: большое отверстие и малое отверстие делают баранку неузнаваемой. А соблюдение пропорции, указанной на рисунке, делает изделие похожим на всем знакомую баранку. Поскольку внутреннее отверстие должно быть вдвое больше толщины жгута, то легче определить эту пропорцию следующим образом: свернуть жгут в кольцо, положить стек на кольцо ребром ровно посредине кольца, как бы собираясь порезать кольцо пополам, потом внимательно сравнить толщину кольца и расстояние до стека. Если эти величины примерно одинаковы, то пропорция правильная. Если расстояние до стека слишком велико, то надо сдвинуть концы жгута до нужного размера (рис. 50).

Рис. 50

Если просвет мал, то, наоборот, раздвинуть концы, увеличивая просвет. А затем стеком разрезать жгут в месте наложения концов, как в изделии " пирамида". Учитель проделывает эти действия на своей работе и показывает ученикам результат, пронося по классу.
Затем соединение обрезанных концов заглаживанием делается точно так же, как в изделии " пирамида" (рис. 51). Форма всей баранки выправляется, если в процессе лепки не образовалась круглая форма. Баранка укладывается на тарелку. Дети сравнивают размер полученной баранки с тарелкой, определяя на глаз соразмерность изделий. Выясняют, можно ли в эту тарелку положить еще 3–5 баранок такого же размера.

Рис. 51

Учитель напоминает цель изготовления баранок – угощение к чайному столу. А угощать всего одной баранкой не совсем красиво, поэтому нужно вылепить еще несколько. Недостающее количество изделий дети лепят дома к следующему уроку (рис. 52).

Рис. 52

Изделие " Крендель"

При лепке изделия " крендель" дети знакомятся с новой исходной формой жгут веретенообразный. На учебном плакате показан способ исполнения жгута раскатыванием на доске; разнообразие жгутов: короткие толстые, средние с острыми концами и с округлыми концами и веретено – старинный инструмент для прядения ниток вручную (рис. 53).

Рис. 53

Современные дети с веретеном не знакомы. Да и многие молодые преподаватели тоже. Веретено – это небольшая круглая деревянная палочка длиной 30–40 см. Форма ее своеобразная. В середине она толстая, а к концам тонкая. Один конец тонкий и длинный – это ручка. За нее веретено вертят вокруг оси. А на другой конец с небольшим утолщением накручивают готовую перевитую в нитку пряжу. По форме этого раньше всем хорошо знакомого инструмента названы жгуты, похожие на него. Этот инструмент теперь уже не встретишь, если только в музее, но познакомить с ним детей можно. Вспомним " Сказку о царе Салтане", где " три девицы под окном пряли поздно вечерком" таким веретеном. Покажем рисунок на плакате и объясним, почему жгуты называются веретенообразными.

А теперь посмотрим на крендель, который мы будем лепить. Крендель – это такая сладкая булочка. Тесто в ней закручено в своеобразную форму. Если крендель распрямить, заготовка будет иметь форму веретенообразного жгута. Чтобы получить такой жгут из пластилина, надо вспомнить, как раскатывается жгут цилиндрический. Начинаем точно так же – пластилин катаем между ладонями. А потом кладем его на доску и дальше раскатываем на доске прямолинейно, но при перекатывании на середину нажимаем совсем слабо, а к концам нажим равномерно усиливаем. Затем жгут надо свернуть в крендель. Делается это так: сгибаем концы вниз, подковой, а потом подгибаем правый конец вверх влево, а левый конец – вверх вправо. Если длина жгута позволит, концы между собой можно разок перекрутить. Надо только, чтобы концы обязательно достигали толстой части или накладывались на нее. Иначе крендель не будет красивым и прочным.

На тарелку, приготовленную заранее, надо положить несколько кренделей, примерно 3–5. Это будет вторая композиция по теме " Чаепитие". В композиции должно быть все соразмерно, значит, сами крендели должны быть небольшими, но все между собой по размеру одинаковы. Ведь в магазине мы покупаем изделия одного вида все одинаковые по форме и по размеру. Если мы выполним эти условия, то наша композиция будет выглядеть совсем как настоящая.

На этом уроке одинаковый размер изделий детям придется определять на глаз. Это довольно сложно. Но пока способ изготовления равновеликих деталей мы не рассматриваем. Расскажем о нем в разделе " Доработка исходных форм". Учитель, показывая раскатывание жгута, в целях тренировки исполнения нового вида жгута и заготовки основы для будущих изделий может предложить детям сразу раскатать жгуты одинаковых размеров. Такая работа отлично развивает глазомер. Но на этом этапе многие дети могут не справиться с пропорциями и размерами – задача учителя своевременно указывать на ошибки, добиваться того, чтобы дети увидели их.

Изделие (дополнительное) " Конфеты"

В самом деле, что же это за чаепитие без конфет? Это изделие лепим при наличии учебного времени и по желанию детей. На рис. 54 в, ж предложены два основных вида конфет: карамель в бумажных фантиках и шоколадные конфеты также в обертке.

Для лепки карамели понадобится пластилин разных цветов. При подготовке пластилина к работе надо попросить детей отрезать несколько небольших цветных кусочков. Каждый кусочек делим пополам. Из одной половины раскатываем цилиндр, у которого скругляем концы (рис. 54 а). Пропорции смотрим на рисунке, а также ориентируемся на образец учителя. Затем второй кусочек тоже делим пополам. Из половинок раскатываем шары, а из шаров конуса (рис. 54 б) по уже известным правилам. Учителю необходимо каждое новое действие подробно объяснить словами и показать на пластилине, а во время исполнения этого действия проследить за правильностью исполнения и указать ошибки. Собирается изделие просто. Проминаем основания конусов вовнутрь чем угодно – пальцем, спичкой, стеком – и соединяем с цилиндром (рис. 54 в). Соединять лучше на спички, зубочистки, проволочки, чтобы не сильно поломать узкие концы конусов. Если при этом боковая стенка конусов помнется, что иногда бывает огорчительно, то это даже хорошо: " закрученные фантики" будут выглядеть вполне естественно.

Рис. 54а Рис. 54б Рис. 54в

Шоколадные конфеты тоже можно лепить из фактурного пластилина, но можно из одноцветного. Тогда фантик можно будет украсить своим рисунком, налепив цветной контрастный пластилин. Все размеры и пропорции смотрим на плакате.

Нотация на изделие " Конфеты"

1. Раскатать цилиндр и скруглить концы.
2. Разметкой разделить на четыре равные части: пополам и еще каждую часть пополам (рис. 54 г).

Рис. 54г

3. Две крайние части придавить (рис. 54 д).

Рис. 54д

4. Придавленные лепешки обрезать стеком уголком средних размеров (не длинным и острым и не слишком коротким и тупым) (рис. 54 е).

Рис. 54е

5. Украсить конфету (рис. 54 ж).

Рис. 54ж

Композиция этого изделия состоит из тарелки с конфетами. Впрочем, дети уже много раз лепили тарелки. Если с повтором тарелки возникнут проблемы, то можно предложить детям слепить другую посуду самостоятельно. Однако композиционные требования соразмерности должны сохраняться.
Общие требования к композиции всегда одинаковы: форма, пропорции и соразмерность, подбор цветов, красота.

Изделие " Чайный сервиз"

Это еще одно дополнение к чайному столу. Задание дополнительное. Сложность лепки в доработке исходных форм, которые опережают программу. Изделие для подготовленных детей, трудолюбивых, усидчивых и заинтересованных. Больше подходит для девочек. Можно предлагать в старших классах. Первоклассники с ним не справятся. Состоит из чайника, сахарницы, чашки с блюдцем для показа лепки и проработки. Количество изделий надо лепить по потребности. Если до конца налепить все предложенные в теме изделия, то можно итоговой композицией сделать сервировку чайного стола. Столом для этой композиции могут быть прямоугольники из картона или рабочие доски.

Изделие " Чайник и сахарница"

Оба изделия делаем из исходной формы шар. Чтобы они были одинаковых размеров, надо сразу раскатать два равных шара. Сравнивать размеры можно только у одинаковых форм!

Нотация на изделие " Чайник и сахарница"

1. Раскатать два равных больших шара способом " на столе".

2. Двумя пальцами сжать каждый шар и повернуть (рис. 55 а) между пальцами вокруг оси, чтобы сгладить острые ребра, образующиеся от сжатия. Высота изделия должна быть меньше, чем ширина.

Рис. 55а

3. Раскатать два шара средних размеров способом " в руках".

4. Придавить шары на доске, уменьшив высоту шара вдвое (рис. 55 б).

Рис. 55б

5. Смазать пальцем верхнюю половину вниз, образовать внизу шаров острое ребро. Это крышки для чайника и для сахарницы.

6. Раскатать два малых шара способом " на ладони" и придавить его сверху на крышки (рис. 55 в).

Рис. 55в

7. Раскатать три одинаковых по толщине и по длине цилиндра и один конус.

8. Сделать на конусе изгибы, а цилиндры согнуть подковой (рис. 55 г).

Рис. 55г

9. Из тонких жгутиков сделать кольца, как в изделии " неваляшка" (рис. 55 д).

Рис. 55д

10. Большие шары для устойчивости ставим на кольца из жгутов.

11. С боков присоединяем к чайнику согнутый цилиндр и изогнутый конус (рис. 55 е).

12. К сахарнице присоединяем два согнутых цилиндра тоже по бокам, швы соединений желательно заглаживать стеком для прочности и красоты (рис. 55 е).

Рис. 55е

13. Сверху большие шары немного приминаем, если они получились слишком выпуклыми, и прижимаем готовые крышки.

14. Затем украшаем посуду ярким пластилином.

Изделие " Чашка и блюдце"

Оба изделия выполняем из исходной формы шар равных размеров, средней величины, способом " в руках".

1. " Чашка". В шаре сделать глубокое вдавливание, поворачивая шар вокруг оси, чтобы углубление было равномерным (рис. 56 а).

Рис. 56а

2. Раскатать жгутик для ручки и согнуть его (рис. 56 б).

Рис. 56б

3. Из более тонкого жгутика согнуть кольцо и поставить на него чашку (рис. 56 в).

Рис. 56в

4. Сбоку прилепить ручку, шов крепления загладить.

5. Чашку украсить (рис. 56 г).

Рис. 56г

6. " Блюдце". Шар придавливанием превратить в толстую лепешку.

7. Середину лепешки ровно промять, загладить края и дно блюдца.

Основным цветом изделий может быть не только белый цвет. Можно использовать любой светлый или даже темный. Сейчас в продаже можно встретить посуду любого цвета. Но украшать ее надо всегда контрастными цветами пластилина.

ТЕМА " С НОВЫМ ГОДОМ! "






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.