Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 2. Доработка исходных форм 2 страница






ТЕМА " БОЛЬШОЙ ПРАЗДНИК"

Тема " Большой праздник" – разгрузочная. Никаких принципиально новых сведений не содержит. Большая часть изделий темы выполняется самостоятельно по плакатам, или же они фантазийные. Предлагаемые к исполнению изделия новых действий не содержат, но тренируют знакомые действия доработки и знакомят детей с лепкой новых предметов.
Когда в доме бывает праздник, то на столе появляются самые вкусные угощения. Обычно в праздники в доме пахнет пирогами, когда их пекут. Или появляется торт. На десерт бывает мороженое. Это вкусная тема. Мы будем готовиться к большому празднику. Начнем с " выпекания" пирога или торта, положим его на блюдо. На тарелке подадим на десерт мороженое. Можно добавить к столу конфеты, баранки, крендели и другие вкусности. Главное, чтобы все было узнаваемо и красиво.

Изделие " Торт"

Нотация на изделие " Торт"

1. Подготовить пластилин желтого, кремового или светло-коричневого цветов. Количество пластилина – примерно половина брикета.

2. Раскатать большой шар (способом " на столе") (рис. 14 а).

Рис. 14а

3. Накрыть шар ладонью так, чтобы выпуклость шара приходилась на углубление ладони (рис. 14 б). Аккуратно надавить ладонью на шар, сохраняя верхнюю часть округлой. Нижняя часть торта плоская, а верхняя – округлая. Высота торта должна быть раза в два меньше его ширины или чуть выше. Меньше высоту делать нельзя, иначе торт будет выглядеть неаппетитно.

Рис. 14б

4. Самостоятельная фантазийная часть работы – украшение поверхности торта жгутиками, шариками, листиками, цветочками (рис. 14 в).

Рис. 14в

Торт получился круглый, его надо положить на круглое блюдо, которое мы уже лепили. По плакатам " Блюдо" и " Тарелка" лепим блюдо или тарелку для нашего торта самостоятельно. При лепке донышка из жгута делаем его такого размера, чтобы торт на нем свободно разместился. Во время накручивания жгута спиралью прикладываем к донышку торт для определения его размера. Готовое блюдо или тарелку тоже украшаем.

Изделие " Пирог"

Нотация на изделие " Пирог"

1. Подготовить пластилин, как для изделия " торт".

2. Раскатать цилиндр так, чтобы длина его была в 1, 5 или 2 раза больше толщины (рис. 15 а). Форма должна быть ровная, круглая, толщина – равная по всей длине.

Рис. 15а

3. Положить ладонь вдоль цилиндра и придавить, стараясь не помять поверхность (рис. 15 б). При этом действии нижняя часть цилиндра стала плоской, верхняя – чуть выпуклой. Вся форма прямоугольная в плане и овальная сбоку.

Рис. 15б

4. Ребра по краям пирога надо сгладить.

5. Фантазийная часть работы – украшение пирога. Все виды украшений из крема делаем светлым пластилином, разбавляя каждый цвет белым. Используем коричневый пластилин, который будет изображать шоколад (рис. 15 в).

Рис. 15в

Под прямоугольный пирог не подходит круглая посуда. Прямоугольный пирог обычно кладут на вытянутое овальное блюдо.

Изделие " Блюдо овальное"

Нотация на " Блюдо овальное"

Овальное блюдо делаем, как и круглое, только донышко этого блюда будет вытянутое.

1. Раскатать несколько тонких жгутов, как для круглого блюда.

2. Начинаем сворачивать первый жгут не с маленького колечка, как в круглом блюде, а загнутый конец должен быть длиннее (рис. 16 а).

Рис. 16а

3. Вокруг этого загиба продолжаем накручивать жгуты, подсоединяя их один к другому и заглаживая швы, пока длина донышка не станет равной длине пирога. Вместе с длиной блюда будет увеличиваться его ширина. Соединяем жгуты заглаживанием (рис. 16 б) с обеих сторон.

Рис. 16б

4. К донышку можно сделать бортик, как у круглого блюда по плакату " Блюдо".

5. Можно сделать бортик, похожий на толстый граненый хрусталь. Для этого раскатать длинный толстый жгут, чтобы его хватило обогнуть все донышко, или два более коротких. Ими также надо обогнуть донышко (рис. 16 в, г). Пластилин жгута должен быть мягким.

Рис. 16в

Рис. 16г

6. Жгут примазываем к донышку изнутри, пальцем делая глубокие впадины до середины толщины жгута и оставляя острые ребра между этими впадинами.

7. Точно такие же впадины делаем, примазывая бортик к донышку снаружи, но располагая их между впадинами, которые мы сделали внутри блюда (рис. 16 д). Получится овальное хрустальное блюдо. Такое же хрустальное блюдо можно сделать круглым или другой формы.

Рис. 16д

Изделие " Мороженое"

Если в разделе " Исходные формы" изделия " снеговик" и " Дед Мороз" не были пролеплены, то в этом случае изделие " мороженое" станет базовым для выполнения всякого края или бортика на любом изделии. Объяснять и показывать его исполнение надо будет подробно и тщательно. Если дети уже знакомы с этим приемом, по ходу лепки на базовом плакате вновь показать исполнение, чтобы дети вспомнили этот прием.

Нотация на изделие " Мороженое"

1. Подготовить пластилин кремового цвета, похожего на цвет вафель.

2. Раскатать конус средней величины и средних пропорций так, чтобы толщина конуса была в два раза меньше его длины, как в изделии " Морковь" (рис. 17 а).

Рис. 17а Рис. 17б

3. Провести стеком линию, отделяющую круглую часть конуса от боковой стенки (рис. 17 б). Круглую часть конуса " покрасить" белым или светло-коричневым цветом. Это будет цвет самого мороженого – белого или шоколадного.

4. Раскатать тонкий жгут из цвета вафли.

5. Проложить жгут по нарисованной стеком линии вокруг выпуклой части конуса. Соединить жгут, как в изделии " пирамида" (рис. 17 в).

6. Пальцем примазать жгут к боковой стенке конуса, загладить все ребра и неровности (другой край жгута должен быть хорошо виден) и обозначать край вафельного рожка (рис. 17 г). Мороженое, имеющее острый конусный конец, называется " мороженым в рожке" или " мороженым в кулечке".

Рис. 17в Рис. 17г

7. Провести на боковой стенке продольные и поперечные линии, как бывает на вафлях, и украсить сверху, как украшение из крема на торте (рис. 17 д).

Рис. 17д

8. Мороженое можно сделать в стаканчике. Для этого конус надо раскатать не до острого конца, а остановить раскатывание, когда длина конуса станет в 1, 5 раза больше толщины. Узкий конец слегка придавить на доске до устойчивости конуса.

9. Остальные доработки выполнять, как в пунктах 3–7.

Для праздника выполняем несколько изделий и любую посуду с использованием жгута.
При недостатке учебного времени эту тему можно сократить до одного изделия, например торта или пирога. Также можно ее расширить включением в меню праздника конфет и фруктов и всей необходимой посуды. При этом учитель использует все известные детям плакаты и пособия и имеющиеся в наличии готовые лепные композиции с посудой. Эта часть работы считается фантазийной. Пусть дети лепят все, чем захотят украсить свой большой праздник.
Композицией по теме " Большой праздник" могут быть отдельные изделия, например торт или пирог на блюде, мороженое на тарелке или сервировка стола, как в теме " Чаепитие". Можно предложить детям из вылепленных угощений устроить праздник для своих кукол. А мальчикам предложить подарить изделия своим сестрам и вместе с ними устроить праздник их куклам.

ТЕМА " ДАРЫ ЛЕСА" ИЛИ " ЛЕСНЫЕ СОКРОВИЩА"

Базовая тема " Лесные сокровища" изучает лепку грибов. В тему включены пять основных видов грибов, на базе которых можно лепить почти все растущие в подмосковных лесах грибы. При исполнении разнообразных форм грибов дети знакомятся с новыми приемами доработки исходных форм и соединения деталей между собой. Развивают глазомер, тренируются в пользовании схемами и условными графическими знаками, что приучает глаз к условностям чертежей. Тема насыщена разнообразием форм и универсальностью персонажей, воспринимается с интересом и активно выполняется. По плану попадает на зимнее время, когда так приятно вспомнить летне-осенний лес.

Композиция в теме может быть представлена в разных вариантах. Под названием " Дары леса" можно композицией сделать корзину с грибами. В этом случае повторная лепка корзины хорошо закрепляет изученный материал, позволяет потренироваться в преодолении робости и лени при исполнении сложных и трудоемких изделий. Но такая композиция вслед за овощами и фруктами, за всевозможными вкусностями на тарелках принципиально нового в размещении предметов не дает, а еще раз закрепляет известные сведения. Если композицию назвать " Лесные сокровища", то можно на каждом уроке при лепке одного какого-нибудь гриба создавать композицию с этим грибом, что и показано на учебном плакате. В этом случае предлагается к освоению следующий этап изучения приемов композиции. Композиция состоит примерно из трех грибов одного вида. Чтобы композиция была интересна зрителю, все предметы композиции должны быть разными по величине. Размещать их надо так, чтобы они не загораживали друг друга и были все хорошо видны. В то же время они не должны располагаться далеко и быть как бы по отдельности, не связанные между собой. Размещать их в ряд по росту тоже не следует. Самый большой должен быть в середине, а другие – по бокам для сохранения зрительного равновесия. Они должны расти как бы кучкой, как это и бывает в природе. Семейка грибов укрепляется на подставке с помощью травки, окружающей грибы. При лепке такой композиции надо напомнить детям самую первую композицию по размещению игрушек в теме " Магазин игрушек", где об этих правилах уже говорилось. При правильных пропорциях изделий и ярких цветах пластилина эти небольшие композиции выглядят весьма привлекательно. Кроме того, исполнение на уроке этих композиций автоматически активно закрепляет полученные знания по лепке гриба и не требует задания на дом. Можно придумать и другие виды композиций с грибами, например " Лесная полянка" и т.д. Можно предложить детям все виды композиций на выбор. Пусть делают те, которые их заинтересуют и какие им по силам. Композиции по теме " Лесные сокровища" успешнее исполняются более развитыми детьми и в старших классах.

Изделие " Подосиновик"

Подосиновик лепим молодой, с еще не раскрывшейся шляпкой.

Нотация на изделие " Подосиновик"

1. Подготовить пластилин для шляпки красного или оранжевого цвета. Раскатать из него шар средних размеров (рис. 18 а).

Рис. 18а

2. Положить шар на доску, держа его пальцами за боковую поверхность. Надавливая пальцами вниз, поворачивать шар на доске, пока высота шара не уменьшится примерно на одну четверть или на одну треть (рис. 18 б). С нижней стороны часть шара превратится в круглую плоскость. Остальная часть шара должна остаться круглой. Поэтому при придавливании держать шар надо аккуратно, пальцами давить вниз, стараясь не поломать его круглую форму.

Рис. 18б

3. Подготовить пластилин для лепки ножки гриба. Взять белого пластилина количеством как для шляпки, добавить черного пластилина с зернышко, перемешать до однородного сероватого цвета. При получении очень темного цвета поправить добавлением белого пластилина.

4. Раскатать цилиндр толщиной, равной плоскому кругу на шляпке (рис. 18 в). Толщина ножки и плоскость шляпки должны совпадать. Техника такая: раскатывать и прикладывать к шляпке. Когда размеры совпадут, раскатывание закончить.

5. Отрезать от цилиндра неровный конец перекатыванием. От ровного конца отложить две толщины цилиндра и также отрезать перекатыванием.

6. Ножку и шляпку соединить придавливанием, стараясь не поломать их формы (рис. 18 г).

Рис. 18в Рис. 18г

Если один гриб украсить травкой, что придаст ему большую устойчивость, то такое изделие уже будет законченным и вполне эстетичным (рис. 18 д). Но назвать его композицией еще нельзя. Для композиции требуется вылепить еще один-два гриба и соединить их (рис. 18 е). Размер гриба зависит от величины шара для шляпки. От размера шляпки зависит размер ножки и величина всего изделия. Поняв эту зависимость, дети могут самостоятельно вылепить еще два гриба разных размеров, разместив их на подставке. Затем показываем лепку травки для завершения композиции.

Рис. 18д Рис. 18е

Изделие " Травка"

Нотация на изделие " Травка"

1. Подготовить зеленый пластилин и раскатать из него цилиндрический жгут толщиной с карандаш (рис. 19 а).

Рис. 19а

2. На верхней стороне жгута вдоль него сделать защипы пальцами (рис. 19 б).

Рис. 19б

3. Продольные защипы еще раз защипить поперек. Сделать острые " клювики" (рис. 19 в). Получится ряд травинок.

Рис. 19в

Такие ряды травинок можно использовать в любых композициях, огибая ими изделия или укладывая их рядами и изображая часть поля, луга, на котором растут цветы, грибы, деревья. На изделии или на композиции травка укрепляется примазыванием снизу, как жгут-сугроб вокруг новогодней елки.
Гриб подосиновик состоит из простых форм, почти чисто исходных. Но заданные пропорции придают изделию определенный вид. Вылепив несколько разных по размеру грибов, но с заданными пропорциями, мы увидим, что все грибы похожи между собой, как близнецы, только разной величины. На этом изделии очень удобно еще раз поговорить о роли и значении пропорций в изделии. Покажем детям, что изменение пропорций этих простых форм изменяет вид изделия. Если шляпку гриба вылепить не из красного пластилина, а из буро-коричневого, а длину ножки сделать длиннее на одну толщину, то есть в длину отложить не две толщины цилиндра, а три, то получим молоденький подберезовик. Сделав ножку тоньше, и из белого пластилина, мы получим молодую сыроежку. Для сыроежек шляпку можно лепить из любого цвета пластилина. В природе они бывают самых разных цветов. Так можно показать, что изменение какого-нибудь одного размера заданной пропорции существенно влияет на вид изделия.
Дополнительную информацию о сорте гриба дают хорошо подобранные цвет, форма и пропорции ножки. Например, коричневая шляпка и белая ножка, сделанная из конуса, могут быть только молодым белым грибом – боровиком, и ничем иным. Красная шляпка с белыми крапинками и цилиндрическая белая тонкая ножка – это, без сомнения, молодой мухомор и т.д.

Изделие " Боровик"

Нотация на изделие " Боровик"

1. Подготовить пластилин коричневого цвета. Раскатать шар средних размеров (рис. 20 а).

2. Шар придавить на доске ладонью, как изделие " торт" (рис. 20 б).

Рис. 20а Рис. 20б

3. Вытянуть край выпуклой формы (рис. 20 в). Положить плоскую часть шляпки гриба на указательный палец, а большим пальцем гладить выпуклую часть от середины к краю до указательного пальца. При выглаживании формы надо слабо нажимать на пластилин с одинаковой силой и равномерно передвигать пальцы по окружности, следя за одинаковостью толщины края. Наружный край раскрытой шляпки гриба не должен быть слишком тонким и острым, а шляпка не должна потерять свою круглую форму.

Рис. 20в

4. Из белого пластилина раскатать конус средних размеров и средних пропорций соразмерно шляпке (рис. 20 г).

5. Придавить на доске широкую выпуклую часть конуса (рис. 20 д). Взять пальцами за боковые стенки конуса и, надавливая вниз, поворачивать конус вокруг оси. При вращении конуса придавливание происходит легче и аккуратнее.

Рис. 20г Рис. 20д

6. " Покрасить" белым пластилином нижнюю плоскость шляпки. Для этого из мягкого пластилина раскатать шар размером с горошину, придавить его в тонкую лепешку, положить на плоскую часть шляпки и размазать пластилин до краев шляпки.

7. В центр круглой плоскости крепко придавить конус-ножку острым концом. Для более крепкого соединения деталей и аккуратности – стеком или пальцем загладить шов между шляпкой и ножкой (рис. 20 е).

Слепив еще два гриба разных размеров, соединить их травкой и укрепить на картоне (рис. 20 ж). Композиция должна выглядеть красиво и интересно. Учителю следует проследить за качеством формы, соразмерностью деталей в изделиях и помочь детям в компоновке изделий.

Рис. 20е Рис. 20ж

Базовое изделие " Лисичка"

Форма гриба лисичка универсальна. Рыжая – это лисичка, коричневая – свинушка, черная – чернушка, розовая – волнушка, белая – молоканка или груздь и т.д.

Нотация на изделие " Лисичка"

1. Подготовить пластилин оранжевого цвета и раскатать неполный конус средних размеров и средних пропорций (рис. 21 а).

2. В середину толстой части конуса вдавить палец и, поворачивая конус вокруг оси, раскрутить конусное углубление примерно до одной трети длины конуса (рис. 21 б).

Рис. 21а Рис. 21б

3. Несильно и равномерно сдавливая край расширенной части, слегка вытянуть его (рис. 21 в).

4. На боковой поверхности конуса стеком провести линию, отделяющую высоту ножки гриба от шляпки.

5. По наружной поверхности широкой части гриба, то есть по поверхности шляпки, стеком часто провести продольные линии до ножки, обозначающие пластинки (рис. 21 г), поскольку гриб относится к пластинчатому типу грибов. Такие же линии желательно проводить на шляпках всех пластинчатых грибов и ничего не рисовать на шляпках трубчатых грибов, таких, как боровик.

Рис. 21в Рис. 21г

6. Если исполняемый гриб в композиции по своим размерам будет изображать старый гриб, не молоденький, то следует край шляпки слегка отогнуть вниз (рис. 21 д).

7. Композиция составляется из нескольких разновеликих и разновозрастных грибов в травке и укрепляется на картоне (рис. 21 д). Картон целесообразно обрезать по форме, занимаемой травкой.

Рис. 21д

Изделие " Мухомор" (дополнительное)

Изделие более сложно по исполнению и многодельно.

Нотация на изделие " Мухомор"

1. Подготовить пластилин красного цвета и раскатать шар средних размеров (рис. 22 а).

Рис. 22а

2. Придавить шар на доске, как для исполнения выпуклой шляпки гриба (рис. 22 б).

Рис. 22б

3. Вытянуть край шляпки, изменяя выпуклую поверхность на плоскую конусную. Выполняется следующим образом: положить плоскую поверхность шляпки на палец, другим пальцем гладить выпуклую поверхность от центра к краю, довольно сильно надавливая на шляпку. Равномерно передвигая шляпку в пальцах, визуально следить за превращением округлой поверхности в плоскую конусную (рис. 22 в). Надавливать надо аккуратно. Возможно, что за одно действие прямой линии от центра к краю не получится. Понадобится 2–3 раза повторить проглаживание по окружности шляпки. Проверка ровной прямой плоскости прикладыванием обратной стороны стека от центра к краю.

Рис. 22в

4. Из белого пластилина раскатать цилиндрический жгут толщиной, соразмерной шляпке. Вырезать из жгута цилиндр. Длина цилиндра должна быть равна четырем частям его толщины (рис. 22 г).

Рис. 22г Рис. 22д

5. Раскатать жгут вдвое тоньше цилиндра из того же белого пластилина, обогнуть им один из концов цилиндра и примазать к его боковой поверхности цилиндра. Примазывать надо, изменяя форму жгута. При примазывании толщина жгута делается меньше, часть материала жгута расходуется на плавное соединение с цилиндром. Ножка гриба получает как бы округлое расширение, которое обычно бывает у мухомора и некоторых других поганок внизу ножки.

6. В верхней части ножки у мухоморов бывает поясок от пленки, покрывающей молодую шляпку снизу, потом, при раскрытии шляпки, разрывающейся. Поясок делается также из жгута белого цвета, но более тонкого. Оборачиваем им цилиндр недалеко от другого конца. Жгут примазываем снизу и сверху к цилиндру, а оставшуюся часть жгута вытягиваем пальцами. То есть пальцами сжимаем жгут только в одном направлении, а не в двух, как травку (рис. 22 д).

7. Плоскую нижнюю часть шляпки " покрасить" белым пластилином, в центр придавить верхний конец ножки и шов загладить. Шляпку можно укрепить на спичку, будет прочнее. Но примазывать (заглаживать) шов все равно надо, чтобы шляпка зрительно не отделялась от ножки.

8. Нанести снизу шляпки рисунок пластинок, как у всех пластинчатых грибов, а сверху украсить белыми кружочками, придавливая на шляпку мелкие шарики (рис. 22 е).

Рис. 22е

Изделие повышенной сложности, требует от учителя начиная с третьего пункта проводить весь комплекс информационного обслуживания: объяснения по плакату, показ на пластилине, по рядам, контроль и индивидуальную помощь.

ТЕМА " ПТИЧКА – ЗАБОТЛИВАЯ МАМА"

Тема " Птичка – заботливая мама" – базовая. Насыщена разнообразием новых сведений. Изучает новую исходную форму жгут конический, знакомит с применением действия вытягивания для исполнения новых, более сложных форм, закрепляет изученный материал. Композиция темы изобилует сложными изделиями, многодельная и интересна по смыслу, а также предусматривает два варианта изображения. Идея сводится к тому, что мама-птичка защищает своих птенцов, сидящих в гнезде, от нападения на них змеи. Правда, иногда дети не принимают этой версии и, не меняя компоновки, предпочитают видеть змею гостем в птичьем семействе. Это их право – представлять действие по-своему. Наша задача – научить детей исполнять жгут конический, превращать разные исходные формы в птичку, в птенчиков, в змею, в ветки дерева и все персонажи объединить для выражения темы. Это первая сложная многопредметная композиция. Лепка ее тренирует усидчивость, трудолюбие, моторику пальцев рук, развивает глазомер. С этой темы начинается лепка сложных изделий и сложных композиций. Все более простые задания относительно этой уже становятся разгрузочными или дополнительными, приуроченными к какому-нибудь календарному празднику.
Учебный плакат показывает оба предлагаемых варианта композиции. Первый представляет действие, происходящее в поле на траве, в семействе птички. В этом случае гнездо с птичкой и птенчиками помещается на картонную подставку и окружается несколькими рядами травки, по которой и подползает к гнезду змея. Это более простая и легкая в исполнении композиция. Успешно лепится в младших классах.

Вторая композиция сложнее. Гнездо мы помещаем на ветку дерева. Применяем прием условности. На картон ставим фрагмент дерева с ветками, на которое влезла змея. А ниже, у самого картона, прикрепляем к стволу и кладем на картон большую ветку, на которую помещаем гнездо с птицами. Эта компоновка обеспечивает надежную устойчивость и соединение персонажей.
Начинаем лепить композицию с подставки. По первому варианту – с травки, по второму – с дерева, затем гнездо, а потом птенчики, птичка и змея. Простое гнездо лепим точно так же, как корзину без ручки. Но задачу можно усложнить, предложив детям стенки гнезда делать не из простого жгута, а из " косы" (рис. 23 а). Ветки делаем из конических жгутов разных размеров, объясняя исполнение его по учебному плакату " Жгут конический" и контролируя исполнение, как при изучении других исходных форм. Исполнение основы ветки также показано на плакате (рис. 23 б). Листики дерева дети уже много раз лепили, но на всякий случай для детей, забывчивых и невнимательных, на плакате показано два способа их изготовления: из формы лимона и из формы конуса (рис. 23 в). Чтобы дерево было красивым, надо потрудиться сделать больше веток и листьев разной величины. Возможно, что эта работа займет весь первый урок. После того как будет готова вся неживая часть композиции, можно приступать к лепке живых персонажей.

Рис. 23а

Рис. 23б

Рис. 23в

Нотация на исполнение неживой части композиции

1. Довольно плотный картон размером 6 х 8 см или 8 х 10 см покрыть мягким пластилином зеленого или желтого цвета, как фон для картины.

2. Из коричневого или бежевого пластилина слепить гнездо из жгута или из " косы". Выполняется, как корзина, но без ручки. Высоту гнезда выше 2–3 витков поднимать не следует.

3. Для первого варианта гнездо поместить на картон около его центра и обвить рядами травки вокруг гнезда. Точно в центр помещать не надо, помня, что некоторое место надо оставить для змеи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.