Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исходная форма – шар






Немного теории. Простые формы – это прежде всего шар, цилиндр, конус (рис. 1–3) и производные от них разнообразные жгуты (рис. 4, 5). Спросите у детей: что можно слепить самое простое? Они ответят: " Шарик" – и сразу же станут катать в ладонях пластилин. Кажется, все катали одинаковыми движениями, а положили шарики рядом на стол – и все они разные и по форме, и по размеру. Прямо как собранные у моря обкатанные камешки.

Рис. 1

Научите детей видеть и ощущать, чувствовать руками геометрически правильную форму шара. Это очень важно. Шар – это не любой толстенький и гладенький комочек. Это форма. Дети должны хорошо усвоить, что есть " комочки", но есть и формы. А шар – это главная исходная форма. Цилиндры, конусы, жгуты раскатываются из шара.

Рис. 2 Рис. 3
Рис. 4 Рис. 5

Как раскатывают шар. Каким путем ребенок может осмыслить, понять и выучить форму шара? Покажите детям мячик. Он обязательно имеет правильную форму шара. Если мячик не будет идеально круглым, он не станет кататься и прыгать в нужном направлении. Пусть дети подержат в руках, пощупают, покатают по доске шарик для пинг-понга. А потом возьмут подготовленный к работе пластилин и попробуют раскатать из него похожий шарик. Как это делают? По-разному.
Большой шар диаметром 2–3, 5 см получается из большого кома пластилина, который не помещается между ладонями. Его надо катать на рабочей доске круговыми движениями ладони (рис. 6). Дети это охотно покажут. Вся хитрость в том, что давить на пластилин надо умеючи – все время чувствовать толщину кома под ладонью. Дети этого еще не знают. Этому их надо научить. Пластилин должен перекатываться по доске, по очереди касаясь ее всеми точками поверхности. Ладонь сильнее придавливает более толстые места, выравнивая толщину пластилина во всех направлениях. Глаза следят за формой. Глаза – очень важный инструмент. Если хорошо выучить форму шара на глаз, то всегда можно увидеть ошибки. Глаза и руки одновременно придают пластилину круглую форму. Но делать это ребенок научится не сразу, а когда сможет управлять своими руками. А пока проверяйте полученную форму способом катания по доске: положим изделие на доску и слегка толкнем. Если оно легко покатится до края доски, не останавливаясь, значит, форма довольно правильная, это шар. Если ваша форма быстро остановится или покатится вбок, значит, она неправильная, на вашем шаре есть плоские места и углы.

Рис. 6

Надо заметить, что на доске можно раскатать круглую на вид форму, имеющую почти одинаковый размер по всем направлениям, но ее поверхность будет не гладкой, а покрытой маленькими плоскостями, соединенными ребрышками, как бы граненой. Это ошибка поверхности. При катании в ладонях поверхность получается совершенно гладкой. Итак, раскатав на доске шар, немного покатайте его между ладонями, стараясь не сдавливать, чтобы не испортить.
Большой шар на доске раскатать нелегко. Попробуйте раскатать шар поменьше, диаметром 1, 5–2, 5 см, из такого кома пластилина, который помещается между ладонями. Это средний шар. Раскатывайте так же, круговыми движениями, чувствуя толщину кома между ладонями и время от времени наблюдая за образованием формы. Для самоконтроля применяйте способ катания формы по доске. Чтобы ребенок быстрее и увереннее изучил эту форму, дадим ему пластмассовые шары – те же шарики для пинг-понга, шарики от детских погремушек или крупные круглые бусины. Пусть дети покатают их в руках или под ладонью по очереди со своими пластилиновыми шарами. Пусть все свое внимание сосредоточат на тактильных ощущениях. А вы обязательно указывайте на ошибки, требуйте от детей получения правильной формы и поверхности, похожих на образец.
Ошибка формы – поверхность гладкая, но в разных направлениях толщина кома разная. Это не шар, а яйцевидная или овальная форма (рис. 7). Еще одна ошибка формы – ком неровный, имеет округлые выступы и впадины, больше похож на морской камешек, а не на шар (рис. 8).

Рис. 7 Рис. 8
Рис. 9 Рис. 10

Если первоначально пластилин был плохо подготовлен к работе (плохо размят), то на поверхности формы могут появиться углубления и трещины (рис. 9). Эту ошибку можно исправить дальнейшим более тщательным раскатыванием, возможно, с повторным предварительным разминанием пластилина.
Очень маленькие шары, размером с горошину, такие, что ладони рук их не чувствуют, катают на ладони пальцем (рис. 10). Контроль такой формы только визуальный, поскольку шар малой массы по доске не покатится. Требования те же – выравнивание пластилина во всех направлениях. Вот и получается, что проще не придумаешь, а сделать не так-то просто.
Есть еще один способ раскатывания шаров, но о нем будет рассказано позже.
Изложенные основы по исполнению исходной формы шар детям преподносятся постепенно, во время работы. Такой способ подачи информации – главный принцип обучения. Другие приемы и способы лепки дети узнают по мере необходимости, когда начнут применять их.

Немного о терминологии. Желательно с первого же урока избегать слов типа " колбаска", " лепешка", " блинчик", " комочек" и т.д. Предметы и формы надо называть своими именами: шар, цилиндр, конус и т.д. На первых уроках часто приходится пользоваться сравнениями с теми предметами, которые ребенок хорошо знает. Например, чтобы получился большой шар – от бруска пластилина надо взять половину. Покажите готовый шар и сравните с размером шара ученика. Сколько пластилина взять для малого шара? С горошину – наверное, нет детей, которые бы не ели зеленого гороха в стручках. А мини-шарики для пуговок и для носиков можно сравнить с зернышком. Тогда ребенок уже уверенно возьмет нужное количество пластилина. Так, опираясь на знакомые предметы и образы, надо вводить в детскую речь новые слова, обогащая ее, увеличивая словарный запас, а главное, приучая выражать свои мысли грамотно.

Базовое изделие. Изделие, на котором дети впервые знакомятся с новым приемом лепки, будем называть базовым. В дальнейшем, где бы ни встретился этот прием, будем напоминать детям – это базовое изделие. Все новое всегда трудно и требует при освоении концентрации внимания. Следовательно, базовое изделие должно быть простым. Какие предметы имеют форму шара? Ребенку ближе всего и понятнее мяч. Для наших целей лучшего предмета не найти. Однако нам придется лепить и другие исходные формы без дополнений. А вот предметов, состоящих из таких форм, совсем немного. Больше всего их в детских игрушках – конусные пирамидки и конусные елочки, куклы из шаров и кроны деревьев – тоже шары.

В сильном классе этот урок – только знакомство со способами раскатывания шара и требованиями к форме, отработка и закрепление знаний переносятся на дом. В слабом классе целесообразно весь урок посвятить изделию " мяч", потому что без опытного глаза педагога дети могут закрепить свои ошибки.
Поставьте перед детьми цель, например, пойти в магазин за покупкой новой игрушки или, еще лучше, открыть свой " магазин игрушек" и самим лепить игрушки " для продажи" (вот и наша первая тема). Что-то сложное мы пока сделать не сумеем. А что мы можем? Конечно, мячи (рис. 11, 12). Они должны быть разные, их должно быть много. Ведь в магазине всегда много товара.

Рис. 11 Рис. 12

Анализ формы шара. Покажите несколько округлых предметов различной формы: шарик для настольного тенниса, яйцо, желудь, моток ниток в форме тора, округлую цилиндрическую коробочку – и предложите ученикам выбрать из них предмет, имеющий форму шара. Когда учащиеся покажут на шарик для настольного тенниса, охарактеризуйте форму шара, ее отличия от других округлых форм:

– круглый, равный по толщине во всех направлениях, нет ни высоты, ни длины – все размеры одинаковы;
– гладкий – нет ни бугров, ни впадин;
– катится в любом направлении, куда направишь.

Базовое изделие " Мяч"

После анализа формы шара можно приступать к лепке. Пользуясь плакатом и готовыми изделиями, объясните первое задание – изделие " мяч". Поскольку из трех приведенных способов раскатывания шара самый легкий и всем хорошо известный второй способ (" в руках"), то начните с лепки среднего шара. Раздайте ученикам образцы – шарики для настольного тенниса, пусть они рассмотрят форму шарика, ощупают его пальцами, покатают в руках. Затем предложите слепить из пластилина такую же форму меньшего размера, которая будет в их " магазине" мячом. Начинайте выполнять из пластилина изделие " мяч игровой средний", подробно комментируя свои действия и предлагая ученикам повторять их за собой поэтапно:

1) отрезать от бруска любого цвета небольшой кусок – треть бруска;
2) размять пластилин в пальцах до мягкости. Если он очень твердый, то порезать его более мелко и по отдельности размять каждую часть, а потом соединить вместе;
3) смять пластилин в комок, положить между ладонями и раскатывать круговыми движениями рук до образования шаровидной формы, часто сравнивая с образцом.

Советуйте добиваться формы пластилина, похожей на образец, дольше раскатывая в руках и чувствуя ладонями форму шара: покатать в руках образец, а потом снова пластилин. Полученную форму предложите с помощью стека и пластилина другого цвета сделать похожей на игровой мяч – детский, волейбольный, футбольный. Примеры мячей ученики видят на плакате " Мячи", в готовых изделиях и в изделии-образце, выполняемом учителем.
Следующее задание – большой " мяч для бассейна". Продемонстрируйте, как нужно выполнять изделие, а ученики должны поэтапно повторять ваши действия. Перед каждым новым этапом, ожидая медленно работающих, работайте с учениками индивидуально.

Нотация на изделие " Мяч"

1. Отрезать 2–3 бруска пластилина любого цвета, нарезать их более мелко, размять кусочки до мягкости и соединить вместе.
2. Положить на рабочую доску и круговыми движениями раскатать форму " шар". Очевидно, что такое большое количество пластилина не поместится между ладонями и легче форму сделать на доске.
3. Поскольку на доске шар не получается гладким (учитель показывает классу свой шар), то надо слегка покатать полученный шар между ладонями.
4. Готовому шару придать вид " мяча для бассейна", пользуясь стеком, по примерам на плакате и готовым изделиям.

Теперь предложите слепить маленькие мячики для тенниса, обратив внимание учеников на сравнительные размеры изделий. Ученики на глаз определяют нужное количество пластилина (с горошину). Получается, что пластилина надо так мало, что в ладонях его не раскатать. Предложите катать пластилин пальцем на ладони, покажите рисунок на плакате и сами совершайте это действие, объясняя, что все время необходимо внимательно сравнивать образующуюся форму с образцом.
Для закрепления предложите самостоятельно слепить мяч средних размеров, цветной и красивый. Такой мяч получается, если взять кусочки пластилина разного цвета и, не перемешивая, раскатать шар. Дети исполняют задание, а вы работаете с учениками индивидуально. Когда цветные мячи будут готовы у большинства, предложите проверить правильность формы " шар" не на глаз, а способом катания. Объясните, что только правильный шар будет долго катиться по плоскости рабочей доски, если его немного толкнуть.

Задание на дом. Изготовить " для продажи" в " магазине игрушек" много разных мячей – больших, средних и малых в количестве, указанном учителем (например, 2–3 больших, 5 средних, 7 малых).

Изделие " Неваляшка"

Следующее изделие – неваляшка. Это изделие закрепляет полученные знания о шаре, дети учатся из шаров собирать более сложное изделие (рис. 13). Для этого надо слепить шары соответствующих размеров. Новое – относительные размеры деталей. Детям понять это довольно трудно. Их глазомер еще не работает. Помогите ученикам сделать шары правильных размеров, показывая свою работу как образец.

Рис. 13 Рис. 14

Шары соединяются кусочками спичек или зубочисток. Остальные детали: подставка, кокошник, глаза, нос, рот – не являются обязательными для изучения на этом уроке, но они необходимы. Изделие должно устойчиво стоять на доске и иметь законченный вид (рис. 14), учитель показывает на готовом изделии, на плакате, рассказывает, как можно это сделать, и выполняет сам. Дети дополняют свои работы самостоятельно, как получится. Слабым ученикам помогают учитель или сильные ученики.
Желательно найти 2–3 минуты на уроке, чтобы показать на готовом изделии роль размеров деталей. Увидев куклу, собранную из явно не подходящих по размеру деталей, дети поймут, как это нелепо: слишком большая голова или очень маленькие ручки, огромные глаза и крошечный кокошник. Дети должны убедиться, что только подходящие друг другу размеры и правильные формы делают изделие красивым, что подходящие друг другу размеры как бы дружат между собой, согласуются друг с другом и называются соразмерными. Беседа о соразмерности – хорошая подготовка для знакомства в дальнейшем с понятием пропорции. Первое знакомство с пропорциями ждет детей уже при лепке следующего изделия " дерево".

Урок 3






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.