Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Радиотелефонная связь






В данном разделе рассмотрена радиотелефонная связь, не относя­щаяся к бедствию и безопасности. Методы вызова:

• вызов радиостанции непосредственно в режиме телефонии;

• вызов станции для радиообмена в режиме телефонии, ис­пользуя цифровой избирательный вызов (описан при рассмотрении аппаратуры ЦИВ).


 

ЧАСТОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТЕЛЕФОНИИ

Использование частот в радиотелефонии осуществляется в соответствии с Регламентом радиосвязи (ст.60, раздел IV) и подразделяется на нижеприведенные диапазоны.

Диапазон частот 1605^4000 кГц (ПВ диапазон)

Данная связь осуществляется в режиме однополосной телефонии с подавленной несущей (13Б).

Судовая станция при вызове береговой станции в радиотелефо­нии должна использовать в порядке предпочтительности:


• рабочую частоту, на которой береговая станция ведет наблюде­

ние (см. List of Coast Stations);

• вызывную частоту 2182 кГц (J3E или Н3Е; режим работы

радиостанции АМ - Аmplitude Мode);

• вызывную частоту 2191 кГц, если частота 2182 занята обменом

по бедствию.

После установления связи на вызывной частоте, радиостанции для осуществления обмена должны переходить на рабочие частоты. При работе с иностранными береговыми станциями судовые радиостанции переходят на рабочую частоту 2045, 2051, 2054, 2057 кГц.

Судовая станция при вызове другой судовой станции в радиоте­лефонии должна использовать:

• вызывную частоту 2182 кГц;

• рабочую частоту, предназначенную для связи между судами при большой интенсивности радиообмена на основе предваритель­ной договоренности.

Береговые станции, как правило, вызывают судовые радиотеле­фонные станции другой национальной принадлежности на частоте 2182 кГц, а станции своей национальности либо на рабочей частоте, либо, в случае вызовов отдельных судов, на частоте 2182 кГц.

Диапазон частот 4000+27500 кГц (KB диапазон)

Данная связь осуществляется в режиме однополосной телефонии с подавленной несущей J3E (USB - Upper Side Band).

Береговая станция при вызове по радиотелефону судовой станции должна пользоваться (Руководство по радиосвязи, 1999, Appendix S17, p. 218):

• одной из частот вызова - 4417 (ch 421), 6516 (ch 6G6), 8779 (ch 821), 13137 (ch 1221), 173G2 (ch 1621), 1977G (ch 18G6), 22756 (ch 2221), 26172 (ch 251G) кГц;

• одной из рабочих частот, присвоенных данной станции (см. List of Coast Stations);

• частотой 4125 или 6215 кГц для вызова в симплексном режиме.

Судовая станция при вызове по радиотелефону береговой станции должна использовать одну из частот: 4125 (ch 421), 6215 (ch 6G6), 8291 (ch 833), 1229G (ch 1221), 1642G (ch 1621) кГц, либо одну из ра­бочих частот, парную с частотой передачи, присвоенной береговой станции.

зз

Поддиапазон                
частот, МГц           18/19   25/26
Номер                
вызывного                
канала                
Rx         173G2 1977G    
Tx       1229G 1642G   22G6G 25G97

 

Судовым радиостанциям для передачи сообщений береговым станциям и для межсудового радиообмена разрешено использование следующих частот в симплексном режиме (Руководство по радиосвя-

Диапазон частот, МГц           18/19   25/26
Судовая               251GG
р/станция               251G6
(приемник и   623G            
передатчик)                
          1654G     251G3
            1884G   251G9
                 

 

Диапазон частот 156+174 МГц (УКВ диапазон)

(Руководство по радиосвязи, 1999, Appendix S18, p.242) Вызовы между судами и вызов береговой станцией должны, как правило, производиться на частоте 156, 8 МГц (16 канал). Вызов бере­говой станции судном должен по мере возможности производиться на рабочем (дежурном) канале, присвоенном данной радиостанции.

  Для вызова и для аварийного радиообмена
  Для обеспечения безопасности мореплавания
  Для связи между судами и воздушными судами в районе поисково-спасательной операции
  Только для цифрового избирательного вызова
75, 76 Запрещены к использованию, так как создаются помехи 16-му каналу
08, 10, 09, 72, 73, 69, 67, 77 Для связи между судами
15, 17 Для внутрисудовой связи с пониженной мощностью передатчика (1 Щ)

 

Для связи между судами рекомендуется использовать каналы в следующей последовательности: б, S, І0, 9,? 2,? 3, б9, б?,??, ІЗ, І?.

Для связи между судами и службами порта и движения судов ис­пользуются следующие каналы: в симплексе: 9, І0, ІЗ+ІЗ, І?, б? +б9,? І+? 4; в дуплексе - І+З,?, 1S+22, б0+бб,? S+S2, S4.

Связь в направлении «судно-берег» для общественной корреспонденции рекомендуется осуществлять на следующих дуплексных каналах: І+З,?, б0+бб,? S, S1+SS.

Использование каналов УКВ радиостанции в конкретном порту определяется «Обязательным постановлением по порту». В иностранных портах информацию можно взять из Guide to Port Entry или лоции.

ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯЗИ. ВЕДЕНИЕ РАЗГОВОРОВ ПО РАДИОТЕЛЕФОНУ


 

При связи «судно-судно» главным на канале является вызываемая станция (береговая станция в любом случае будет главной на канале связи). Первоначальный вызов любой радиостанции должен состоять из следующего:

1. Позывной или любой другой сигнал опознавания вызываемой станции, передаваемый не более трех раз.

2. Слова THIS IS или DE (при языковых трудностях).

3. Позывной или другой сигнал опознавания вызывающей станции, передаваемый не более трех раз.

4. OVER (перемена направления связи - " перехожу на прием").

Прежде чем начать вызов, оператор судовой станции должен убедиться:

1) что время вызова не совпадает со временем прослушивания эфира на частотах бедствия;

2) что на выбранном канале не ведется радиообмен.

Если вызываемая станция не отвечает на вызов, посланный 3 раза через промежутки времени в 2 минуты, вызов может быть повторен через интервал времени, составляющий не менее трех минут.

После установления связи между судовой и береговой станциями или другой судовой станцией на вызывной частоте они должны пе­рейти для осуществления обмена на рабочие частоты или канал. Окончательное решение относительно рабочей частоты при связи ме­жду береговой и судовой станциями должна принять береговая стан­ция.

Береговая станция может с помощью сокращения TR (Tango Romeo) запросить судовую станцию передать ей следующие сведения:

— название судна;

— местоположение, курс и скорость судна;

— последний порт захода;

— следующий порт захода.

Данные сведения, перед которыми ставится сокращение TR, должны сообщаться судовыми станциями, когда это представляется целесообразным, не дожидаясь предварительного запроса береговой станцией. Эти сведения сообщаются только с разрешения капитана судна.

После установления связи на рабочей частоте следует радиообмен в следующей форме:

1. Позывной или любой другой сигнал опознавания вызываемой станции, передаваемый не более одного раза.

2. Слова THIS IS или DE (при языковых трудностях).

3. Позывной или другой сигнал опознавания вызывающей станции, передаваемый не более одного раза.

4. Передача радиотелеграммы или любого другого сообщения.

5. Слова OVER (перемена направления связи - " перехожу на прием").

При заказе телефонного разговора с береговым абонентом вызы­вающая станция передает номер телефона абонента. Береговая стан­ция устанавливает связь с телефонной сетью, в то время как вызы­вающая станция ожидает на рабочем канале. По окончании радиоте­лефонного разговора, если нет других заказов, конец работы между двумя станциями указывается каждой из них посредством слова «ко­нец связи» (OUT) или сокращения VA (Victor Alfa). Продолжитель­ность частного телефонного разговора не должна превышать 6+12 минут.

ЦИФРОВОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ВЫЗОВ (ЦИВ)

Цифровой избирательный вызов (ЦИВ или DSC - Digital Selective Calling) - это всемирно принятая система общего назначения для из­бирательного вызова в направлениях «судно-берег», «судно-судно» и «берег-судно». Система используется в УКВ/ПВ/КВ-диапазонах на специально выделенных частотах, как для целей безопасности море­плавания, так и для организации общественной связи. ЦИВ - это про­стой и надежный способ установления рутинной связи между двумя объектами МПС, и лучше всего его можно сравнить с обычным теле­фоном. ЦИВ также позволяет войти в международную телефонную сеть в автоматическом режиме через береговую станцию при условии, что последняя предоставляет такой сервис.

Система ЦИВ является синхронной системой, в которой использу­ется десятиэлементный двоичный код с обнаружением ошибок. Пер­вые семь бит являются информационными, три последующих - про­верочными. Для повышения помехозащищенности каждый символ в цифровой последовательности передается дважды с временным раз­носом в четыре последующих символа (повторная передача через четыре символа).

В системе используются следующие классы излучений, сдвиги частот и скорости модуляций:

1. В ПВ и КВ-диапазонах режимы Б1В и 12В со сдвигом частоты 170 Гц и скоростью передачи 100 бод. При частотной телеграфии, по­лучаемой путем подачи звуковой частоты на вход однополосного передатчика (12В), центральная частота в спектре звукового сигна­ла на входе модулятора передатчика составляет 1700 Гц;

2. В УКВ диапазоне режим фазовой модуляции С2В. При этом час­тотно манипулированная поднесущая равна 1700 Гц, а частоты ма­нипулирующих посылок - 1300 и 2100 Гц. Скорость передачи со­ставляет 1200 бод.

Технические и эксплуатационные характеристики системы ЦИВ и эксплуатационные процедуры описаны в Рекомендациях 493-9 и 541-8 Международного консультативного комитета по радио (МККР), а также в «Положении о создании зоны ответственности А1 в морских бассейнах Российской Федерации» от 1 декабря 1995 года.

ГМССБ требует применения ЦИВ для оповещения о бедствии и приема/передачи вызовов с приоритетом срочности и безопасности, для чего каждая радиостанция, зарегистрированная как станция ГМССБ, получает свой 9-значный номер (Rec. ITU-R M.585-2) - MMSI (Maritime Mobile Selective-call Identity):

Идентификатор береговой станции 00MIDXXXX, где 00 - отличительные цифры береговой радиостанции; MID (Maritime Identification Digits) - код страны, которой принадле­жит данная станция; ХХХХ - регистрационный индивидуальный номер станции. Напри­мер, ЦИВ-идентификатор береговой радиостанции Владиво­стока - 002734412 (выбирается из справочника List of Coast Stations).

Идентификатор судовой станции MIDXXXXXX, где MID - три цифры, обозначающие код страны, под флагом которой

находится судно (код России - 273); ХХХХХХ - индивидуальный номер, присвоенный данному судну.

Идентификатор группы судов 0MIDXXXXX, где 0 - отличительная цифра группового номера; MID - код страны, которой принадлежат суда; XXXXX - номер, присвоенный конкретной группе судов. Где можно найти информацию по этим номерам:

а) в адмиралтейском справочнике (Admiralty List of Radio Signals);

б) в справочниках международного союза электросвязи ITU (List of Coast Stations, List IV; List of Ship Stations, List V);

в) в руководстве по ГМССБ (GMDSS HANDBOOK, MASTER PLAN, Ann 1).

Номер ЦИВ судовой станции, заканчивающийся тремя нулями, присваивают только тем судовым станциям, которые имеют автома­тический доступ к коммутирующим системам общего пользования на всемирной основе.

Номер ЦИВ, замыкающийся одним или двумя нулями, присваива­ется тем судовым станциям, которые имеют автоматический доступ только в национальные или региональные коммутационные сети.

В каждом судовом контроллере ЦИВ идентификатор судна и групповой номер судов Вашей компании будут «зашиты» в памяти компьютера.

ЕДИНЫЙ ФОРМАТ ВЫЗОВА ЦИВ

(Резолюция ИМО гги-я М.493-9) Технический формат вызова ЦИВ должен включать в себя сле­дующие составные части:

Последова- Фази­ Определи­ Адрес Приоритет Идентифика­  
тельность рующий тель фор­ (кому) (категория тор станции  
точек (2сек) сигнал мата   срочности) (от кого)  

 

 

  Сооб­ Сооб- Сооб- Сооб- Знак конца Код проверки
  щение 1 щение 2 щение 3 щение 4 сообщений правильности
          (EOS) (ECC)
            принятия
            сообщения

 

Каждый вызов предваряется последовательностью точек и фази­рующей посылкой, чтобы быстро синхронизировать приемник для правильного приема вызывной последовательности.

1. Определитель формата характеризует тип вызывной последова­тельности. Имеются следующие определители формата:

- бедствие (Distress);

- всем судам (All ships или All Stations);

- вызов группы судов (Group);

- вызов судов в определенном географическом районе (G.Area);

- избирательный вызов конкретной береговой или судовой стан­ции (Selective или Individual);

- избирательный вызов береговой станции с автоматическим вы­ходом в международные телефонные сети (Dialphone).

2. Адрес. Вызовы с форматом «бедствие» и «всем судам» адреса не имеют. Для избирательного вызова конкретной береговой, судовой станции или группы судовых станций в качестве адреса используется идентификатор морской подвижной службы, присвоенной конкретной береговой, судовой станции или группе станций (см. выше).

Для вызова судов в определенном географическом районе адрес формируется с заданием начальных географических координат данно­го района (исходная точка с координатами - левый верхний угол прямоугольника, образованного разностью широт и разностью долгот с точностью до одного градуса или 60 морских миль).

3. Приоритет (категория срочности) определяет степень приорите­та вызывной последовательности. Для вызова «бедствие» приоритет задается форматом и дополнительно не вводится. Для вызовов, свя­занных со срочностью или безопасностью, используются соответст­вующие категории - Urgency или Safety. Для других вызовов исполь­зуются категории - Ship's Business (служебная) или Routine (обычная).

4. Сообщения 1-4. В вызывной последовательности в зависимости от формата, может быть до четырех сообщений (телекоманд - tele- commands). Эти сообщения содержат информацию, касающуюся ус­тановления связи (координаты судовой станции, рабочие частоты, вид связи, причина невозможности установления связи) либо информацию о характере бедствия, координатах бедствия, времени последнего вво­да координат судна, типе последующей связи для аварийного обмена по бедствию. Причем, оператору не нужно запоминать все возможные комбинации вызывных последовательностей, поскольку набор форма­та производится через систему меню (набора или списка команд) и контроллер ЦИВ сам подсказывает оператору, что нужно ввести при составлении того или иного формата.

В системе ЦИВ существует два вида телекоманд, описание кото­рых приводится ниже.

Телекоманда № 1 определяет: тип последующей связи, тестирова­ние аппаратуры, невозможность соединения и т.п. При формировании вызова судовой станции в этой телекоманде указываются рабочие частоты для связи в радиотелефонии или в телексе. При вызове бере­говой станции всегда указывается только местоположение вызываю­щего судна.

Телекоманда № 2 определяет дополнительную информацию, ка­сающуюся установления связи: Ship's & Aircraft, Pay Phone, Medical Transport или No Information. Если оператор не находит в предложен­ном списке нужной телекоманды, то можно установить No In­formation.

5. Знак конца сообщений (End Of Sending - EOS). Этот знак может быть двух видов: RQ (в ответ на этот вызов необходимо получить подтверждение в ЦИВе) или BQ (ответ на данный вызов не нужен) - в формат вызова вставляется автоматически в зависимости от выбранных телекоманд.

6. Код проверки правильности принятия сообщения (Error Check Character - ECC). Этот код позволяет обнаружить наличие ошибок при приеме, несмотря на помехоустойчивое кодирование и дублиро­ванную передачу.

С целью увеличения вероятности приема переданного вызова формат последовательно передается 5 раз подряд.

ПРОЦЕДУРЫ ГМССБ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИВ

(Rec. ITU-R M. 541-8)

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Цифровой избирательный вызов (ЦИВ) представляет собой способ связи, использующий цифровые коды и обеспечивающий автоматиче­ский вызов на вызывной частоте одной или группы станций и переда­чу/прием команд и информации в ПВ, КВ и УКВ диапазонах. Система ЦИВ является основной составной частью ГМССБ, чтобы исключить человека от непосредственного приема сигнала бедствия, и использу­ется для:

• оповещения о бедствии, подтверждения приема вызова бедст­вия, ретрансляции вызова бедствия;

• извещение судов о предстоящей передаче сообщений о срочно­сти, жизненно важных навигационных сообщений;

• опроса терминалов судов (polling), снятия координат судна;

• установления служебной связи на рабочем канале;

• соединения через береговую станцию в автоматическом и по­луавтоматическом режиме с береговой телефонной сетью.

ПЕРЕДАЧА ВЫЗОВА БЕДСТВИЯ

Передача вызова по бедствию при помощи ЦИВ (transmission of DSC distress alert) осуществляется следующим образом: 1. Настроить контроллер ЦИВ на частоту или канал бедствия;

Для передачи и приема вызовов при помощи ЦИВ, относящихся к бедствию, срочности и безопасности, ведению аварийного радиооб­мена в телефонии и телексе выделены следующие частоты особой важности:

ЧАСТОТЫ ОСОБОЙ ВАЖНОСТИ

ЦИВ Радиотелефония Радиотелекс
УКВ диапазон
Морской район А1 70 канал 1б канал
ПВ-диапазон
Морской район А2 2187, 5 кГц 2182 кГц 2174, 5 кГц
КВ-диапазон
  4207, 5   4177, 5
Морские бЗ 12 б215 б2б8
районы 8414, 5   837б, 5
АЗ - А4      
  1б804, 5 1б420 1бб95

 


 

2. Если позволяет время, указать в формате вызова:

— характер бедствия;

— координаты судна;

— время определения вводимых координат (иТС);

— тип последующей связи (обычно радиотелефония, но возможен и радиоте­лекс). Если нет времени для введения этих данных, то они автоматически будут вставлены в вызов бедствия за исключением «характера бедствия» (в этом случае - «неопределенный»).

3. Передать вызов по бедствию.

При выборе частоты бедствия ЦИВ в КВ-диапазоне необходимо учитывать условия распространения радиоволн. В качестве первично­го вызова рекомендуется использовать частоту 8414, 5 кГц. Передача вызова по бедствию на нескольких частотах КВ-диапазона увеличива­ет вероятность успешного приема этого вызова береговой станцией. Передача вызова о бедствии в КВ-диапазоне может быть осуществле­на двумя разными путями:

1. передать вызов на одной частоте КВ-диапазона и ждать под­тверждения береговой станции несколько минут; если подтвер­ждение не получено в течение 3-х минут, повторить вызов в ЦИВ на другой частоте бедствия КВ-диапазона;

2. передать вызов бедствия на нескольких частотах через очень короткий промежуток времени, не ожидая подтверждения от береговой станции между вызовами.

После подачи вызова по бедствию в ЦИВ следует приготовиться к последующему обмену (distress traffic), для чего настроить радио­станцию на соответствующие частоты аварийного обмена по радиоте­лефону или телексу (частоты приемника и передатчика при бедствии одинаковы) в том же диапазоне, в котором был подан вызов в ЦИВ (см. таблицу выше).

Только после получения ЦИВ-подтверждения (acknowledge­ment) от береговой станции или другого судна, оператор судна, тер­пящего бедствие, должен передать сообщение о бедствии в следую­щем формате:

по радиотелефону:

• MAYDAY;

• THIS IS;

• девятизначный идентификатор (MID) и позывные судна или другой иден­тификатор (название) судна;

• координаты судна, если они не включены в формат ЦИВ;

• характер бедствия и тип необходимой помощи;

• любую другую полезную для поиска и спасания информацию;

в радиотелексе:

Если в формате ЦИВ был указан этот вид последующей связи, для этой цели используется режим FEC Collective (ПВ/КВ-диапазон):

• установить курсор на начало строки, отступить одну строку от верхнего края экрана, нажав < ENTER> (возврат каретки и перевод строки), ввести с клавиатуры следующий текст:

• MAYDAY;

• THIS IS;

• девятизначный идентификатор, телексный номер и позывной судна;

• координаты судна;

• характер бедствия;

• любую другую необходимую информацию;

• завершить сообщение набором NNNN - знаком конца сообщения.

В морских районах А3 и А4 в КВ-диапазоне вызов бедствия при помощи ЦИВ применяется в основном для оповещения в первую оче­редь береговых станций, а ПВ и УКВ диапазонах для оповещения ря­дом находящихся судов. В тропической зоне КВ-диапазон может быть использован и в направлении «судно-судно».

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ВЫЗОВА ПО БЕДСТВИЮ

Циркуляр COMSAR/Circ.21 от 25.01.2000 «Процедура ответа судов на сигналы бедствия ЦИВ»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.