Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы Оценки физического развития






Наиболее важными и простыми для измерения антропометрическими показателями являются рост (длина тела), масса тела, окружности головы и грудной клетки. Для обычной оценки физического развития этих четырех параметров достаточно. В подростковом и юношеском периодах к ним добавляется оценка признаков полового созревания.

Индивидуальная оценка физического развития ребенка проводится путем сравнения величин его роста (длины тела), массы тела, окружностей головы и груди с величинами стандартов для соответствующего возраста и пола. Стандарты (нормативы) физического развития представляют собой результаты антропометрического обследования больших возрастно-половых групп детей с учётом географической зоны проживания.

В настоящее время сравнение со стандартами проводится следующими способами:

1) по центильным таблицам;

2) по сигмальным таблицам с последующим расчетом показателя Z-score;

3) по ориентировочным эмпирическим формулам;

4) по расчетам процентной доли (процентного соотношения) фактического показателя от средней величины, найденной по таблицам стандартов или по формулам.

Все перечисленные методы используются в мировой педиатрической практике, но самое широкое распространение получила оценка по таблицам стандартов центильного типа. Приблизительная оценка по эмпирическим формулам также не потеряла своего значения, особенно при исследовании детей раннего возраста.

При сравнении со стандартами каждый из 4-х антропометрических показателей оценивается вначале в отдельности, а затем дается оценка их совокупности и формулируется итоговое заключение. Последнее включает определение уровня физического развития, при этом за основу берется оценка роста. Затем определяется гармоничность развития (в узком понимании этого термина) по соответствию массы тела росту (длине). При выявлении отклонений в росте и/или массе проводится оценка степени отклонений по расчету процентного соотношения фактического показателя от средней величины. Далее определяется врачебная тактика.

Оценка по таблицам стандартов центильного типа

(центильный метод)

Таблицы центильного (или правильнее перцентильного – от англ. percent - процент, центиль) типа (смотри таблицы в Приложении) наиболее объективно отражают диапазон процентного распределения антропометрических показателей среди здоровых детей. В 1-ом столбце таблиц приведены возрастные группы детей и подростков, которые формируются с уже упоминавшимися возрастными интервалами: на 1-ом году - 1 месяц, от 1 года до 3-х лет – 3 месяца, от 3-х до 7 лет – 6 месяцев, от 7 до 17 лет – 1 год. В следующих столбцах представлены результаты измерений одного из антропометрических показателей (рост, масса тела, окружности головы или груди). Показатели каждой возрастной группы располагаются в восходящем порядке в горизонтальных строках таблиц и разделены на 7 колонок (шкала Стюарт - 3; 10; 25; 50; 75; 90; 97 центилей) соответственно диапазону распределения (варьирования) признака в данной возрастной группе. Числа в колонках отражают ту границу признака, ниже которой он может встретиться только у 3, 10, 25, 50, 75, 90 и 97 % детей данной возрастно-половой группы. Между колонками образуются 8 промежутков - коридоров, которые соответствуют 8 центильным интервалами. Они отражают частотную или процентную долю встречаемости признака у детей данной возрастно-половой группы из общего количества в 100%.

 

  Колонки (всего 7) …. 3% …. 10% …. 25% …. 50% …. 75% …. 90% …. 97%
Центильные коридоры 1 2 3 4 5 6 7 8
Центильные интервалы (всего 8) От 0 от 3% от 10% от 25% от 50% от 75% от 90% от 97 % до 3% до 10% до 25% до 50% до 75% до 90% до 97% до 100%

 

1-й коридор – интервал от 0 до 3 центилей – такой показатель имеют не более 3% детей из общего количества (100%) данной возрастной группы;

2-й коридор – интервал от 3 до 10 центилей – такой показатель имеют 7% (10 минус 3) детей;

3-й коридор – интервал от 10 до 25 центилей – такой показатель имеют 15% (25 минус 10) детей;

4-й коридор – интервал от 25 до 50 центилей – такой показатель имеют 25% (50 минус 25) детей;

5-й коридор – интервал от 50 до 75 центилей – такой показатель имеют еще 25% (75 минус 50) детей;

6-й коридор – интервал от 75 до 90 центилей - такой показатель имеют 15% (90 минус 75) детей;

7-й коридор – интервал от 90 до 97 центилей - такой показатель имеют 7% (97 минус 90) детей;

8-й коридор – интервал от 97 до 100 центилей - такой показатель имеют 3% (100 минус 97) детей.

 

В зависимости от того, в какой центильный коридор (колонку) попадает измеренный у ребенка показатель, формулируется его оценка. Выделяют 7 градаций оценок.

 

Коридор                
Оценка (всего 7) очень низкая низкая ниже средней средняя выше средней высокая очень высокая

 

Величину признака считают средней, если она находится в пределах 25-75 центилей (4 и 5 коридоры). Такие показатели наблюдается у половины (75 минус 25 - 50%) здоровых детей данной возрастно-половой группы.

Область величин выше средней (75-90 центилей – 6 коридор) и ниже средней (10-25 центилей – 3 коридор) имеют соответственно по 15% детей данного пола и возраста.

Зоны от 3 до 10 центилей (2 коридор) и от 90 до 97 (7 коридор) включают низкие и высокие показатели. Их имеют соответственно по 7% детей.

Показатели, выходящие за пределы 3 центилей (1 коридор) и 97 центилей (8 коридор), рассматриваются как очень низкие и очень высокие. Эти области свойственны не более чем 3% детей в каждой группе соответственно.

В таблицах стандартов центильного типа (см. таблицы 1-8 в Приложении) приведено распределение антропометрических признаков по возрасту с учётом пола. Задача студента, также как и врача, найти, в какой центильный коридор попадает каждый измеренный антропометрический показатель. Затем следует сделать правильную запись, а после этого делается заключение вначале по каждому показателю отдельно, а затем дается оценка совокупности антропометрических показателей (итоговое заключение).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.