Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика исследования физического развития






 

Методика исследования физического развития включает:

1. Расспрос (сбор анамнеза).

2. Определение полного календарного возраста и возрастной группы ребенка.

3. Осмотр (соматоскопия) – визуальная оценка физического развития.

4. Антропометрия (соматометрия) – измерение антропометрических показателей.

5. Оценка каждого показателя в отдельности. Оценка совокупности антропометрических показателей с определением уровня физического развития и его гармоничности.

6. Оценка пропорциональности телосложения визуальная и с помощью антропометрических измерений. Расчет индексов физического развития.

7. Определение возрастного типа телосложения, по возможности определение основного морфотипа (соматотипа) конституции.

8. Измерение физиометрических показателей (спирометрия, динамометрия, экскурсия грудной клетки, АД, становая сила, функциональные пробы ССС и др.).

Примечание: в подростковом и юношеском периодах антропометрические характеристики дополняются признаками стадий полового созревания.

При сборе анамнеза, следует обратить внимание на наследственность (высокорослость, низкорослость родителей и родственников), национальность, климатогеографические условия жизни семьи, условия внутриутробного развития (гипоксия, дефекты плаценты, многоплодная беременность, гестоз, внутриутробные инфекции и др.), родился ли ребенок в срок или недоношен, массо-ростовые показатели при рождении и их нарастание в дальнейшем, перенесенные заболевания, наличие хронических заболеваний, образ жизни и двигательная активность ребенка, состояние аппетита и др.

Соматоскопия ( визуальная оценка ) физического развития включает описание внешнего облика ребенка, оценку соответствия роста календарному возрасту ребенка, соответствия массы росту, оценку развития костяка, мышечной системы, подкожно-жировой клетчатки, оценку пропорций отдельных частей тела и пропорциональности телосложения в целом, описание возрастного типа телосложения.

Степень развития подкожно-жирового слоя оценивают по 3-х бальной системе по выраженности или слаженности костного рельефа:

1 баллмалое (сниженное) отложение жира, рельеф костей и сочленений ясно выражен;

2 балласреднее (умеренное) жироотложение – промежуточный вариант;

3 баллабольшое (выраженное) жироотложение, рельеф костей и сочленений сглажен, контуры мышц округлены.

Крайние варианты развития подкожного жира – истощение (гипотрофия) и ожирение (тучность).

Развитие костяка – узкий, средний, широкий.

Степень развития мышц – оценивают преимущественно у детей старше 6-7 лет по 3-х бальной системе на основании выраженности рельефа мускулатуры и по ее тонусу:

1 балл – мышцы развиты слабо, рельеф мышц конечностей едва заметен, изменение объёма мышц при напряжении определяется плохо, нередко углы лопаток отстают от грудной клетки («крыловидные» лопатки), тонус снижен;

2 балласреднее (умеренное) развитие мускулатуры с умеренным тонусом мышц, рельеф мышц конечностей выражен, при напряжении отчётливо изменяется их форма и объём;

3 балласильное развитие мускулатуры, выражен рельеф мышц, мышцы при ощупывании упругие, твердые, хороший тонус мышц.

Оценка пропорций телосложения и определение возрастного типа телосложения описаны в соответствующих разделах данного учебно-методического пособия.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.