Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Форма записи и оценка результатов антропометрических измерений






по центильным таблицам

Показатель Результат измерения Центильный интервал Номер коридора Оценка показателя
Длина тела, см        
Масса тела, г        
Окружность головы, см        
Окружность груди, см        

Итоговое заключение формулируется следующим образом.

Вначале определяется уровень физического развития – среднее, выше или ниже среднего, высокое, низкое и т.д. За основу берется оценка роста.

После этого оценивается гармоничность развития (соответствие массы росту). Если рост и масса находятся в одном центильном коридоре или в соседних – развитие гармоничное; если разница составляет 2 коридора – дисгармоничное за счет дефицита или избытка массы; 3 коридора и более – резко дисгармоничное. Отмечаются также, если имеются, выраженные отклонения в величинах окружности головы и/или груди.

В случае если даже один из оцениваемых показателей попадает в крайние коридоры центильных таблиц (1-ый или 8-ой), говорить о гармоничности не представляется возможным без дополнительного анализа.

При оценке массы тела и степени питания ребенка недостаточно ориентироваться только на возраст ребенка, очень важна оценка массы относительно длины тела (роста). В этом случае используются вневозрастные массо-ростовые центильные таблицы с учетом пола ребенка (см. Приложение табл. 9-10). При состояниях, сопровождающихся дефицитом или избытком массы, важна оценка степени дефицита или избытка массы в % (см. соответствующий раздел данного учебно-методического пособия).

Суммируя номера (баллы) центильных коридоров для длины, массы тела и окружности грудной клетки мы получаем интегральную оценку соматического развития ребенка, называемую соматотипом.

У детей с гармоничным развитием (то есть без ожирения и дефицита массы) по схеме Р.Н.Дорохова и И.И.Бахраха выделяют 3 соматотипа: микро-, мезо- и макросоматический. При сумме балов (номеров) от 3 до 10 – микросоматический тип; от 11 до 17 – мезосоматический; от 18 до 24 – макросоматический. По мнению И.М. Воронцова соматотип отражает темповую характеристику роста: микросоматотип – замедленный, макросоматотип – ускоренный, мезосоматотип – средний темп роста. В такой интерпретации соматотип можно определить еще проще. Если антропометрические показатели имеют примерно близкую оценку и попадают в 1, 2 и 3 кородоры (до 25 центиля), это характеризует замедленные темпы возрастного развития (микросоматотип), а в 6, 7 и 8 коридоры (от 75 центиля и выше) – ускоренные темпы (макросоматотип). Области 4 и 5 коридоров характерны для среднего темпа роста (мезосоматотип).

Таким образом, проводя оценку физического развития при динамическом наблюдении за ребенком, можно оценить темпы роста. В различные возрастные периоды темпы роста могут меняться, и ребенок может переходить из одной группы соматотипа в другую. При дисгармоничном развитии определение соматотипа нецелесообразно.

Графическое изображение положения антропометрических показателей по отношению к средним величинам этих признаков называется соматограммой или морфограммой, или профилем. По характеру полученного изображения судят об уровне физического развития и его гармоничности. Эти методы используются в спортивной медицине, в практике эндокринологов, гинекологов и врачей других специальностей.

Оценка каждого антропометрического показателя и их совокупности позволяет сделать заключение о физическом развитии ребенка и на этом основании определить врачебную тактику. По результатам интегральной оценки выделяют 3 оценочные группы.

1. Группаосновная, вариант нормы. Показатели, лежащие в интервале от 10-го до 90-го центиля (средние, выше и ниже средних – 3, 4, 5, 6 коридоры) являются вариантом нормы и определяются у 80% детей данной возрастно-половой группы.

2. Пограничная группа. Показатели, попадающие в интервал от 3 до 10 и от 90 до 97 центилей (низкие-2-ой коридор и высокие-7-ой коридор) являются пограничными(группа риска), такие дети подлежат диспансерному наблюдению участкового врача, при необходимости проводятся дополнительные исследования.

3. Группа высокого риска по патологии. Показатели, попадающие в интервал от 0 до 3 и от 97 до 100 центилей (очень низкие - 1-ый коридор и очень высокие - 8-ой коридор), свидетельствуют о достаточно высокой вероятности патологических отклонений. Такие дети также подлежат диспансерному наблюдению, но части из них необходимо проведение дополнительных обследований и консультаций специалистов (например, эндокринолога, генетика и др.) для выявления возможных патологических состояний.

Примеры:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.