Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине






В рамках СРС возможно выполнение следующих направлений работы:

· написание реферата по теме (в соответствии с предложенными темами),

· составление логических схем по темам,

· составление таблиц в соответствии с содержанием тем,

· конспектирование предложенных источников психолого-педагогической и социологической литературы,

В течение семестра выполняются индивидуальные задания. Студенты, не выполнившие в полном объеме данные задания, не допускаются кафедрой к сдаче экзамена, как не выполнившие график учебного процесса.

Таблица 3.

Содержание заданий, выносимых на СРС

  Тема (раздел) Содержание заданий, выносимых на СРС Количество часов, отводимых на выполнение заданий Учебно-методическое обеспечение
  Зарождение воспитания, школы в первобытном и рабовладельческом обществах Вопросы для изучения: 1. Изучить взгляды одного из античных философов или педагогов и показать их значимость для истории образования. 2. Подготовить рассказ об одном из учебных заведений Древней Греции или Древнего Рима. 3. " Платон мне друг, но истина дороже", - сказал Аристотель. В чем состоит эта истина, и как она отразилась на педагогических воззрениях данных философов? 4. Можно ли утверждать, что педагогические идеи и опыт античного мира актуальны и в наши дни?   Литература для подготовки: 1. Аристотель. Этика; Политика; Поэтика //Собрание сочинений: В 4-х т. - М., 1984. - Т. 4. 2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998. 3. Платон. Государство //Сочинения: В 3-х т. - М., 1972. - Т. 3. - Ч. 1. 4. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Катон. - М., 1964. - Т. 3. 5. Сенека Л.А. Нравственные письма к Лукрецию. - М., 1977.
  Зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Вопросы для изучения: 1. Воспитание в первобытном обществе. 2. Воспитание и обучение в Месопотамии. 3. Воспитание и обучение в Древнем Египте. 4. Воспитание и обучение в Древней Индии. 5. Воспитание и обучение в Древнем Китае. 6. Воспитание и образование в Древней Греции. a. Сведения об образовании и воспитании в условиях греко-микенской культуры. b.Воспитание молодого поколения в до эллинистический период; c. Образование в эллинистический период. 7. Педагогическая теория и практика в Древнем Риме. ЗАДАНИЯ: С помощью перечисленной литературы ознакомиться с предложенными пунктами плана. Составить схему организации первых школьных систем (Месопотамия; Египет; Индия; Китай).   Литература для подготовки: 1. Авдиев В. И. История Древнего Востока. М., 1970. 2. Аммиан Марцеллин. Римская история, С.-Пб.: Алетейя, 1996. 3. Вейс Г. История цивилизации. В 3 т. М.: Эксмо-Пресс, 1998. 4. Гиббон Э. Закат и падение Римской империи. В 7 т. М.: Терра, 1997. 5. Грандт М. История древнего Израиля. М.: Терра, 1998. 6. Дандамаев М. А. Вавилонские писцы. М., 1983. 7. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС. 1999. – С.17-40. 8. Дройзен И. История эллинизма. В 3 т. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 9. Дубнов С. М. Краткая история евреев. С.-Пб., 1912. 10.Иосиф Флавий. Иудейские древности. В 2 т. Мн.: Беларусь, 1994. 11.История Древнего Востока / Под ред. В. И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1988. Кленгель-Брандт Э. Путешествие в Древний Вавилон. М.: Наука, 1979. 12.История Древнего мира. В 3 т. / Под ред. И. М. Дьяконова. М.: Наука; ГРВЛ, 1983. 13.История педагогики Часть 1. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в.: Учебное пособие для педагогических университетов / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – С.28-51. 14.Исчезнувшие цивилизации. Египет: страна фараонов: Энциклопедия. М.: Терра, 1997. 15.Исчезнувшие цивилизации. Удивительные Эгейские царства: Энциклопедия. М.: Терра, 1997. 16.Исчезнувшие цивилизации. Шумер: города Едема: Энциклопедия. М.: Терра, 1997. 17.Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. М., 1993. 18.Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: Человек, Судьба, Время. М., 1983. 19.Констатинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. институтов / Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева. – 5-е издание, доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1982. – С. 10-11. 20.Косидовский 3. Библейские сказания. М.: Политиздат, 1978. 21.Крамер С. История начинается в Шумере. М., 1965. 22.Липин Л. А., Белов А. И. Глиняные книги. М.-Л., 1952. 23.Матье М.Э. День египетского мальчика. – М., 1954. 24.Момзен Т. История Рима. В 4 т. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 25.Оппенхейм А. Л. Древняя Месопотамия. М.: Наука, 1980. 26.Очерки истории школы и педагогической мысли Древнего и средневекового Востока. – М., 1988. 27.Педагогическая энциклопедия в 4-х Т.т. – М.: Советская энциклопедия, 1966. 28.Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М.: Эксмо-Пресс; Харьков: Фолио, 1999. 29.Садаев Д. Ч. История древней Ассирии. М., 1979. 30.Салимова К., Додде Н. Педагогика народов мира: История и современность. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 576с. 31.Тит Ливий. История Рима от основания города. В 3 т. М.: Наука, 1989. 32.Флиттнер Н. Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. М.-Л., 1958. 33.Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. В. В. Струве и Д. Г. Редера. М., 1963. 34.Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. М. А. Коростовцева, И. С. Кацнельсон, В. И. Кузищина. М.: Высшая школа. Т. 1, 1980. 35.Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учебное пособие: В 2-х ч. – М.: Высшая школа, 1980. – Ч.1. -328. 36.Я открою тебе сокровенное слово: Литература Вавилонии и Ассирии / Пер. с аккад. Афанасьевой В.Н. и др. М., 1981. 37.Якобсен Т. Сокровища тьмы: История месопотамской религии. М., 1995.  
  Образование и педагогическая мысль в Средние века Вопросы для изучения: 1.Общая характеристика эпохи средних веков, её периодизация. 2.Педагогическая мысль и система образования Византии. 3.Основные типы западноевропейских средневековых школ: церковные и светские школы (содержание и методы обучения). Рыцарская система воспитания. 4.Западноевропейское воспитание и образование в раннем и развитом Средневековье. а) основные положения средневековой педагогики; б) ведущий метод; в) «семь свободных искусств» - полный курс средневековых наук; г) язык обучения в средневековье; д) средневековые университеты; е) монастырь как образовательное учреждение-хранилище средневековой культуры.   ЗАДАНИЯ: 2.С помощью перечисленной литературы ознакомиться с предложенными пунктами плана. 3.Прочитать и законспектировать следующие тексты: Алкуин «Беседа с Пипином», Эльфрик «Беседа между учителем и учениками.   Литература для подготовки: 1.Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2х т. – М., 1994. 2.Безрогов В.Г., Мошкова Л.В., Огородникова И.И. Концептуальная модель историко-педагогического процесса в средневековой Европе // Всемирный историко-педагогический процесс: Концепции, модели, историография. – М., 1996. 3.Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. – М., 1989 – 1990. – Вып. Ч. 1-2. 4.Карсавин Л.П. Монашество в средние века. – М.: Высшая школа, 1992. – 1991с. 5.Культура Возрождения и Средние века / Ред. Кол. Л.С. Чиколини и др. – М.: Наука, 1992. – 220с. 6.Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1988. Ч.1. – гл.6. 7.Рабинович В.Л. Ученый человек в средневековой культуре: Наука и культура / Под ред. Б.Ж. Келле. – М.: Наука, 1984. – 336с. 8.Ревякина Н.В. Итальянское Возрождение: Гуманизм второй половины XIV – первой половины XV в. – М.: Наука, 1977. – 272с. 9.Рутенберг Б.И. Культура эпохи Возрождения: Средние века / Под ред. С.Д. Сказкина. – М.: Наука, 1987. – 330с. 10.Уваров П.Ю. Университет в средневековом городе // Кулитура и искусство западноевропейского средневековья. – М., 1981. 11.Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени. – М., 1991. 12.Шкуропий К.В. История образования и педагогической мысли За рубежом: Уч. мет. пособ. – Армавир: АГПУ, 2003. – 56с.  
  Образование в эпоху Возрождения и период Реформации. Вопросы для изучения: 1.Общая характеристика эпохи Возрождения. 2.Отличительные особенности педагогики Возрождения и их связь с общекультурными установками эпохи. 3.Деятельность и творчество ведущих педагогов эпохи: а) «Дом счастья» Виторино де Фельтре; б) организация обучения в «Городе Солнца» Томазо Кампанелла; в) педагогические установки романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». 4.Европейская образовательная практика XV - XVI вв. ЗАДАНИЯ: 1.С помощью перечисленной литературы ознакомиться с предложенными пунктами плана. 2.Прочитать и законспектировать следующие тексты: a. Монтень М. О воспитании детей // Опыты: В 3-х кн. Кн. 1, 2. – М., 1979. – С. 135-166. b. Мор Томас Утопия. – М., 1953. – С.117-167. c. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Кн. 1. – Л., 1938. – Гл. 14, 15, 21-24. d. Эразм Ротердамский Похвала глупости. – М., 1991. Гл. 13, 14, 32. e. По хрестоматии ознакомиться с произведениями «Город Солнца» Томазо Кампанелла и «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле.   Литература для подготовки: 1.Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2х т. – М., 1994. 2.Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. – М., 1989 – 1990. – Вып. Ч. 1-2. 3.Карсавин Л.П. Монашество в средние века. – М.: Высшая школа, 1992. – 1991с. 4.Культура Возрождения и Средние века / Ред. Кол. Л.С. Чиколини и др. – М.: Наука, 1992. – 220с. 5.Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1988. Ч.1. – гл.6. 6.Рабинович В.Л. Ученый человек в средневековой культуре: Наука и культура / Под ред. Б.Ж. Келле. – М.: Наука, 1984. – 336с. 7.Ревякина Н.В. Итальянское Возрождение: Гуманизм второй половины XIV – первой половины XV в. – М.: Наука, 1977. – 272с. 8.Рутенберг Б.И. Культура эпохи Возрождения: Средние века / Под ред. С.Д. Сказкина. – М.: Наука, 1987. – 330с. 9.Уваров П.Ю. Университет в средневековом городе // Кулитура и искусство западноевропейского средневековья. – М., 1981. 10.Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени. – М., 1991. 11.Шкуропий К.В. История образования и педагогической мысли За рубежом: Уч. мет. пособ. – Армавир: АГПУ, 2003. – 56с. Педагогические произведения: 1.Монтень М. О воспитании детей // Опыты: В 3-х кн. Кн. 1, 2. – М., 1979. – С. 135-166. 2.Мор Томас. Утопия. – М., 1953. – С.117-167. 3.Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Кн. 1. – Л., 1938. – Гл. 14, 15, 21-24. 4.Эразм Ротердамский Похвала глупости. – М., 1991. Гл. 13, 14, 32.  
  Воспитание, школа и педагогическая мысль в средние века и эпоху Возрождения. Вопросы для изучения: 1. Изучить взгляды на проблемы воспитания и обучения одного из религиозных философов Средневековья. 2. Подготовить рассказ о первых классических университетах и проследить преемственность традиций университетского образования в наши дни. 3. Можно ли утверждать, что в Средние века (до эпохи Возрождения) полностью отрицалось все культурное наследие античного мира? 4. Справедливо ли утверждение, что Средневековье - это время застоя в развитии педагогической теории и практики? 5. Подготовить рассказ о школах, созданных педагогами-гуманистами эпохи Возрождения.   Литература для подготовки: 1.Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2х т. – М., 1994. 2.Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. – М., 1989 – 1990. – Вып. Ч. 1-2. 3.Карсавин Л.П. Монашество в средние века. – М.: Высшая школа, 1992. – 1991с. 4.Культура Возрождения и Средние века / Ред. Кол. Л.С. Чиколини и др. – М.: Наука, 1992. – 220с. 5.Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1988. Ч.1. – гл.6. 6.Рабинович В.Л. Ученый человек в средневековой культуре: Наука и культура / Под ред. Б.Ж. Келле. – М.: Наука, 1984. – 336с. 7.Ревякина Н.В. Итальянское Возрождение: Гуманизм второй половины XIV – первой половины XV в. – М.: Наука, 1977. – 272с. 8.Рутенберг Б.И. Культура эпохи Возрождения: Средние века / Под ред. С.Д. Сказкина. – М.: Наука, 1987. – 330с. 9.Уваров П.Ю. Университет в средневековом городе // Кулитура и искусство западноевропейского средневековья. – М., 1981. 10.Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени. – М., 1991. 11.Шкуропий К.В. История образования и педагогической мысли За рубежом: Уч. мет. пособ. – Армавир: АГПУ, 2003. – 56с. Педагогические произведения: Монтень М. О воспитании детей // Опыты: В 3-х кн. Кн. 1, 2. – М., 1979. – С. 135-166. Мор Томас. Утопия. – М., 1953. – С.117-167. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Кн. 1. – Л., 1938. – Гл. 14, 15, 21-24. Эразм Ротердамский Похвала глупости. – М., 1991. Гл. 13, 14, 32.
  Воспитание, школа и педагогическая мысль Древней Руси и Русского государства XI-XVII вв. Вопросы для изучения: 1. Показать, в чем проявлялась взаимосвязь между культурой и образованием древнерусского государства и остальной Европы. 2. Познакомиться с особенностями древнерусской учебной литературы. 3. Подготовить рассказ об известном деятеле образования (просветителе) или учебном заведении Великого Новгорода. 4. Справедливы ли утверждения западных историков, что русские в Средние века в массе своей были невежественными варварами? 5. Согласны ли Вы с тем, что " Домострой" называют " методическим пособием" по авторитарному семейному воспитанию.   Литература для подготовки: 1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. - М., 1985. 2. Очерки истории школы и педагогическая мысль народов СССР с древнейших времен до конца XVIII в. - М., 1989. 3. Хрестоматия по истории школы и педагогики России. - М., 1986. 4. Домострой. - СПб., 1992. 5. Великий Новгород: школьное и педагогическое образование: Статьи и очерки. - Великий Новгород, 1999. 6. Латышина Д.И. История педагогики. - М., 1998. 7. История педагогики. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII вв. /Под ред. А.И.Пискунова. - М., 1997. - Ч1
  Русское воспитание и обучение с древних времён до XVII века. Вопросы для изучения: 1. Воспитание и обучение у древних славян. - Влияние на воспитание природно-климатических и исторических факторов. - Воспитательно-образовательная культура восточных славян. - Русские духовно-нравственные ценности и этнопедагогика. - Воспитательное значение для ребёнка его включения в трудовую деятельность, праздники и обряды. - Роль русского устного народного творчества в воспитании подрастающего поколения. - Воспитательные возможности игровой деятельности и игрушки. - Роль православия на становление воспитания и обучения на Руси. 2. Образование в Киевской Руси. 3. Развитие просвещения и педагогической мысли в Московском государстве. 4. Деятельность русских просветителей: Кариона Истомина, Василия Бурцова-Протопопова, Епифания Славинецкого, Симеона Полоцкого, Сильвестра Медведева и др. 5. Братские школы. 6. Открытие Славяно-греко-латинской академии. 7. Учебные книги в XVIIв. на Руси. ЗАДАНИЕ: С помощью перечисленной литературы ознакомиться с предложенными пунктами плана.   Литература для подготовки: 1. Алай В.В. Обучение и творчество детей Древней Руси // Педагогические науки. – 2006. - №4. – С.10-13. 2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957. 3. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. М., 1983. 4. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV XVII вв. – М., 1985. – Ч.II-III. 5. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М, 1986. 6. Дуликов В.З. От «Домостроя» к Домострою. Опыт социально-педагогического анализа памятника российского средневековья // Мир образования – образование в мире. – 2006. - №3. – С.65-71. 7. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. М., 1992. 8. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1998. 9. Крутицкая Е.В. У истоков русского национального образования. Церковно-приходская школа в контексте культурного развития X-XVIIв. // Образование в современной шкроле. – 2004. - №6. – С.56. 10. Лазутин С.Г. Русские народные песни. М., 1965. 11. Макаров Е. Народная педагогика: воспитание самостоятельности // Воспитание школьников. – 2005. - №9. – С. 29-31. 12. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVIII в. – М., 1989. – Разд. I-II, разд. III, гл.1-4. 13. Пословицы, поговорки, загадки / Сост., авт. предисловия А.Н. Мартынова, В.В. Митрофанова. М., 1986. 14. Прокопенко Л.Л. Становление и основные направления политики древнерусского государства в сфере образования // Образование и общество. – 2006. - №4. – С. 9-14. 15. Пропп В.Я., Путтов Б.Н. Былины. М„ 1958. Т. 1—2. 16. Рогов В.А. Характер и организационные формы образования в Московском государстве XVI в. // Право и образование. – 2006. – №1. – С. 199-207. 17. Русские пословицы /Под ред. В.А. Александрова, И.В. Власовой, Н.С. Полищук. М., 1997. 18. Фрадкин Ф.А. и др. Лекции по истории отечественной педагогики. – Сфера, 1995. 19. Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии. Первая часть: Сочинения. М., 1989.  
  Развитие теоретических основ образования зарубежными педагогами XVII-XIX вв. Вопросы для изучения: 1. Раскройте основные педагогические принципы, обоснованные В.Ратке и Я.А.Коменским, и покажите их развитие в истории образования и в наши дни. 2. Покажите развитие идеи воспитывающего и развивающего обучения в зарубежной педагогике. 3. Справедливо ли утверждение, что Я.А.Коменский - " отец" традиционной авторитарной педагогики? 4. В педагогической литературе встречается мнение, что ключом к пониманию теории " естественного воспитания" Руссо являются слова, написанные на флаге Великой французской революции. Так ли это? Обоснуйте свой ответ.   Литература для подготовки: 1. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998. 2. Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. - М., 1987. 3. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени. - М., 1991. 4. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1981. 5. Коменский Я.А. Великая дидактика //Избр. пед. соч. - М., 1982. - Т. 1. 6. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей //Избр. пед. соч. - М., 1981. - Т. 1. 7. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании //Пед. соч. - М., 1981. - Т. 1. 8. Гюнтер К.-Х. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег //Перспективы: вопросы образования. Мыслители образования. - 1994. - № 1-2 (85-86). - Т.1. 9. Пиаже Ж. Ян Амос Коменский //Перспективы: вопросы образования. Мыслители образования. - 1994. - № 1-2 (85-86). - Т. 1. 10. Хильгенхегер Н. Иоганн Фридрих Гербарт //Перспективы: вопросы образования. Мыслители образования. - 1994. - № 1-2 (87-88). - Т. 2. 12. Асмус В.Ф. Декарт. - М., 1956. 13. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1985. 14. История педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины XX в. /Под ред. А.И.Пискунова. - М., 1997
  К.Д.Ушинский - основоположник научной педагогики в России. Вопросы для изучения: 1. Раскройте отношение К.Д.Ушинского к зарубежным теориям воспитания и обучения. 2. Покажите вклад К.Д.Ушинского в развитие педагогического образования в России. 3. К.Д.Ушинский высказал свою точку зрения по поводу педагогики как науки и как искусства. Согласны ли Вы с ним? Каково Ваше мнение на этот счет? 4. Можно ли, на Ваш взгляд, назвать К.Д.Ушинского педагогом-гуманистом?   Литература для подготовки: 1. Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. - нач. ХХ вв. - М., 1990. 2. Лордкипанидзе Д.О., Днепров Э.Д. Педагогическое наследие К.Д.Ушинского //Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. - М., 1974. - Т. 2. 3. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы //Собрание сочинений: В 11 т. - М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948-1950. - Т. 2. 4. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении //Собрание сочинений: В 11 т. - М.; 1948-1950.-Т. 2.
  Реформаторская педагогика в Западной Европе конца XIX - начала XX вв. и ее влияние на развитие современного образования Вопросы для изучения: 1. Выявить общее и особенное в различных реформаторских педагогических течениях конца XIX - начала XX вв. 2. Подготовить рассказ об одной из школ, созданных педагогами-реформаторами. 3. Кому из известных зарубежных педагогов-реформаторов начала ХХ в. могут, на Ваш взгляд, принадлежать следующие высказывания: а) " Каждому новому учителю я задаю единственный вопрос: Может ли ребенок обозвать вас дураком без каких-либо последствий для себя? ". б) " Авторитет учителя не ущемляет свободы ученика". в) " Парта - это " орудие рабства" для ученика". г) " Настоящий учитель - это учитель-экспериментатор". Обоснуйте свой ответ и выскажите собственное суждение по поводу прочитанного.     Литература для подготовки: 1. Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике /Под ред. М.Н.Певзнера и С.А.Расчетиной. - Новгород, 1984. - Ч. 1, 2. 2. Певзнер М.Н. Реформаторское движение в педагогике Западной Европы конца XIX - начала. XX вв. - Новгород, 1996. 3. Рерс Г. Георг Кершенштейнер //Перспективы: вопросы образования. Мыслители образования. - 1994. - № 1-2 (87-88). - Т. 2. 4. Рерс Г. Мария Монтессори //Перспективы: вопросы образования. - 1983. 5. Вестбрук Р.Б. Джон Дьюи //Перспективы: вопросы образования. Мыслители образования. - 1994. - № 1-2 (85-86). - Т. 1. 6. Дюбрек Ф. Жан Овид Декроли //Перспективы: вопросы образования. Мыслители образования. - 1994. - № 1-2 (85-86). - Т. 1. 7. Легран М. Селестен Френе //Перспективы: вопросы образования. Мыслители образования. - 1994. - № 1-2 (85-86). - Т. 1. 8. Иванов Е.В., Певзнер М.Н. Антропософские школы Рудольфа Штейнера: Методические рекомендации. - Новгород, 1993. 9. Иванов Е.В. Развитие идеи свободного воспитания в истории европейской педагогической мысли: Методические рекомендации. - Новгород, 1995. 10. Иванов Е.В. Педагогика Марии Монтессори //Ментор. - 1997. - № 2 (4). 11. Иванов Е.В. Вальдорфская педагогика: от теории к практике //Ментор. - 1997. - № 4 (6). 12. Звяглова М.В., Певзнер М.Н., Петров А.В. Мария Монтессори: от лечебной педагогики к воспитанию чувств. - Новгород, 1999. 13. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века. - М., 1998. 14. Цырлина Т.В. На пути к совершенству: антология интересных школ и педагогических находок ХХ века //Директор школы. - М.: Сентябрь, 1997. 15. Свободное воспитание: Хрестоматия /Сост. Г.Б.Корнетов. - М., 1995.
  Педагогический поиск в России в конце XIX - начале ХХ вв. Вопросы для изучения: 1. Подготовить небольшое сообщение об одной из альтернативных школ начала ХХ в. 2. Показать взаимосвязь реформаторских педагогических идей и практического опыта в России и за рубежом. 3. Современники Л.Н.Толстого называли его " русским Руссо". Насколько справедливо такое суждение? 4. Некоторые исследователи на Западе называют А.С.Макаренко представителем альтернативной педагогики. Почему? Согласны ли Вы с этим мнением?   Литература для подготовки: 1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995. 2. Фрадкин Ф.А. Педология: Мифы и действительность. - М., 1991. 3. Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике /Под ред. М.Н.Певзнера, С.А.Расчетиной. - Новгород, 1995. - Ч. 1, 2. 4. Шацкий С.Т. Работа для будущего /Сост. В.И.Малинин, Ф.А.Фрадкин. - М., 1989. 5. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. - М., 1991. 6. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М., 1989. 7. Шаталов А.А. Проблемы народной школы в педагогике Л.Н.Толстого. - М., 1995. 8. Вентцель К.Н. Избранные труды /Сост. и авт. предисловия М.В.Богуславский, Г.Б.Корнетов. - М., 1999. 9. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. - М., 1999. - Т. 2.
  Отечественное образование в конце ХХ века Вопросы для изучения: 1. Охарактеризуйте школьную систему в России на рубеже ХХ-ХХI вв. 2. Подготовьте рассказ об одной из школ нового типа в России конца 80-90-х гг. 3. Закон РФ " Об образовании" требует от школы обеспечения свободного развития ребенка при одновременном выполнении государственного образовательного стандарта. Не противоречит ли одно другому? Как можно решить эту дилемму? 4. Согласны ли Вы с тем, что классно-урочная система перестанет быть основной формой обучения в ХХI веке? Какие нетрадиционные формы обучения Вы знаете?   Литература для подготовки: 1. Доктрина образования в России /Е.П.Белозерцев и др. - М., 1996. 2. Закон РФ " Об образовании" //Учительская газета. - 1992. - № 28. 3. Концепция общего среднего образования (ВНИК) //Учительская газета. - 1988. - 23 августа. 4. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. - М., 1994. 6. Джуринский А.Н. История педагогики. - М., 1999. 7. Никандров Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант. - М., 1996.  
  Европейская и Североамериканская педагогика XVII – XVIIIвв.   Вопросы для изучения: 1. Общая характеристика эпохи Просвещения. 2. Педагогические идеи В. Ратке. 3. Основные положения педагогического учения Я.А. Коменского и их отражение в «Великой дидактике» и «Материнской школе». 4. Философско-педагогические воззрения Джона Локка и их воплощение в «Мыслях о воспитании». - Теория естественного права в педагогике Дж.Локка. - Сущность воспитания «джентльмена». - Основные факторы, способствующие развитию личности ребенка. 5. Ж.-Ж. Руссо об образовании и воспитании. Педагогический роман писателя «Эмиль, или О воспитании». - Социально-философские основы педагогической концепции Ж.Ж. Руссо. - Принципы естественности и свободы развития и воспитания ребенка в педагогической теории Ж.-Ж.Руссо. - Возрастная периодизация детства у Руссо. - «Метод естественных последствий» и его педагогическая характеристика. - Особенности воспитания и обучения Эмиля в различные возрастные периоды. - Проблема воспитания и обучения женщины в трудах Руссо. 6. Педагогические идеи и образовательные проекты периода Великой французской революции (1789-1794).     Литература для подготовки: 1. Аксиомы Джона Локка // Народное образование. – 2002. - №1. – С.219. 2. Альт Р. Прогрессивный характер педагогики Коменского / Пер. с нем. – М., 1957. 3. Антология педагогической мысли: В 3 т. /Сост. К.И. Салимова. – М.: Высшая школа, 1988. 4. Барская Т. Жан_Жак Руссо / Писатели Франции. – М.: Просвещение, 1964. – С.234-248. 5. Васильев В.А. Дж. Локк о воспитании добродетели // Социальные гуманитарные знания. – 2002. - №2. – С.181. 6. Величие здравого смысла. Человек эпохи Просвещения. кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1992. 7. Гельвеций К.А. О человеке // Соч.: 2-х т. – М., 1974. – Т.2. 8. Гессен С.И.Идеал свободного воспитания // В кн.: Гессен С.И. Основы педагогики. – М., 1995. – С. 40-64. 9. Горностаев П.В. Национальное и интернациональное в педагогической теории Я.А. Коменского // Русский язык в СНГ. – 1992. - №4-6. – С.20. 10. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. – М., 1992. Гл. 1. 11. Дидро Д. Последовательное опровержение книги Гельвеция «О человеке» // Соч.: В 2-х т. – М., 1975. – Т.2. 12. Златопольская А.А. Под маской «бедного Жан Жака» А.М. Белосельский-Белозерский и апокрифические сочинения Ж.-Ж. Руссо в русской культуре // Человек. – 2005. - №5. – С.124-134 13. Кишкин Л.С. Литературное наследие Я.А. Коменского и русская культура / Чешско-русские литературные и культурно-исторические контакты. – М.: Наука, 1983. – С.76-96. 14. Коменский Избр. пед. соч.: В 2-х т. – М., 1982. 15. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г.Педагогическое наследие. – М., 1987. 16. Кондрашов Н.А. Ян Амос Коменский [К 400-летию со дня рождения] //Русский язык в школе. – 1992. - №1. – С.98. 17. Коханова Л. Согласно с природой [Идея природосообразности у Руссо, Песталоцци, Коменского] // Вестник высшей школы. – 1992. - №2. – С.29. 18. Красновский А.А. Ян Амос Коменский. – М., 1953. 19. Лотман Ю.М. Руссо и русская культура XVIII века / Эпоха просвещения. – М.: Наука, 1967. – С.208-281. 20. Нарский И.С. Джон Локк и его теоретическая система / Локк Д. Сочинения в 3-х Т.т.. – Т.1. – М.: Мысль, 1985. – 621с. 21. Нарский И.С. Западно-европейская философия 18 века. – М., 1973. – С.15-89. 22. Оконь В. Жан-Жак Руссо (1712-1778) / Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Высшая школа, 1990. – С.41-42. 23. Оконь В. Ян. Амос Коменский (1592-1670) / Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Высшая школа, 1990. – С.39-41. 24. Плеханов А. Коменский Я.А.: Материнская школа. – Дошкольное воспитание. – 1992. - №5-6. – С.41. 25. Равкин З.И. Великий реформатор школы // Педагогика. – 1992. - №5-6, С.81. 26. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения В 2-х Т.Т. – М.: Педагогика, 1981. 27. Рыбин В.Л. Педагогика нравственно-гуманистического воспитания Дж. Локка // Педагогика. – 2005. - №7. – С.67-75. 28. Смоляницкий С. Три века Я.А. Коменского. – М., 1987. 29. Смоляницкий С.В. Я.А. Коменский и мы: О педагогическом наследии чешского мыслителя и основателя педагогической науки // Советская педагогика. – 1987. - №6. – С.109-113. 30. Соэтар М. Портрет педагога. Жан-Жак Руссо [1712-1778] // Перспективы. – 1992. - №1-2. – С.156. 31. Степашко Л.А. Человек в концепции Я.А. Коменского // Педагогика. – 1992. - №5-6. – С.89. 32. Шагинян М. Об искусстве и литературе. – М., 1958. – С.540-558. 33. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени. – М., 1991 Педагогические произведения: 1. Гельвеций К.А. О человеке // Соч.: 2-х т. – М., 1974. – Т.2. 2. Дидро Д. Последовательное опровержение книги Гельвеция «О человеке» // Соч.: В 2-х т. – М., 1975. – Т.2. 3. Коменский Избр. пед. соч.: В 2-х т. – М., 1982. 4. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г.Педагогическое наследие. – М., 1987. 5. Локк ДжонПедагогические сочинения - М, 1939. 6. Руссо Ж.-Ж.Избранные педагогические сочинения - М., 1987.  
  Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы и США в XIX веке.   Вопросы для изучения: 1. Педагогические идеи философии XIXвека. 2. Развитие педагогической мысли виднейшими педагогами XIX века: - педагогическая теория И.Г. Песталоцци; - педагогические воззрения Ф.Фребеля; - педагогические идеи И.Ф. Гербарта; - педагогические воззрения Ф. Дистервега; 3. Основные направления развития образовательной практики в XIX веке. Задания: С помощью предложенной литературы ознакомиться с жизнью и педагогической деятельностью И.Г. Песталоцци, Ф.Фребеля, И.Ф. Гербарта, Ф. Дистервега. Прочитать и законспектировать следующие тексты: - «Лингард и Гертруда», «Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода», «Лебединая песня» И.Г. Песталоцци; - «Первые лекции по педагогике», «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания» И.Ф. Гербарта; - «Руководство к образованию немецких учителей» Ф. Дистервега.   Литература для подготовки: 1.Горностаев П.В. И.Г. Песталоцци о подготовке детей к труду: К 250-летию со дня рождения // Школа и право. – 1996. - №3. – С.8. 2.Кларин В.М. Песталоцци: Подвижник педагогики // Педагогика. – 1996. - №1. – С.44. 3.Коханова Л. Согласно с природой [Идея природосообразности у Руссо, Песталоцци, Коменского] // Вестник высшей школы. – 1992. - №2. – С.29. 4.Оконь В. Иоганн Генрихи Песталоцци (1746-1827) / Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Высшая школа, 1990. – С.42-44. 5.Песталоцци: 260 лет со дня рождения // Родительское собрание. – 2005. - №6. – С.64-65. 6.Флеконтова Н.П. Классика педагогики. И.Г. Песталоцци // Ребенок в детском саду. – 2003. - №2. – С.33. 7.Шевченко Л.И., Заплатников Песталоцци: Внутренний покой и внешний порядок // Педагогика. – 1996. - №3. – С.68.  
  Развитие педагогической мысли и образовательной практики в странах Западной Европы и США в первой XX веке. Вопросы для изучения: Общая характеристика развития теории и практики зарубежного образования данного периода. Виднейшие представители зарубежной педагогики первой половины ХХ века (Д. Дьюи, В.А. Лай, Р. Штейнер, М. Монтессори, П. Петерсен, Г. Кершенштейнер). Основные направления развития зарубежной педагогической мысли во второй половине ХХ века. Реформирование обучения и воспитания в зарубежной школе второй половины ХХ века. ЗАДАНИЯ: С помощью предложенной литературы выяснить ход развития педагогической мысли и образовательной практики в странах Западной Европы и США в первой половине XX века и ознакомиться с жизнью и педагогической деятельностью Д. Дьюи, В.А. Лай, Р. Штейнера, М. Монтессори, П. Петерсена, Г. Кершенштейнера. Прочитать и законспектировать следующие тексты: «Школа и общество» Д. Дьюи; «Школа действия» В.А. Лай; «Школа будущего – школа работы» Г. Кершенштейнер; «О принципах моей школы» М. Монтессори; «Новое воспитание и Йена-план» П. Петерсен.   Литература для подготовки: 1. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. — М., 1998. 2. Духавнева А.В., Столяренко Л.Д. История зарубежной педагогики и философия образования. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 480с. 3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. Под ред. З.И. Васильевой. Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. М., АКАДЕМИЯ", 2001. 4. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. – М.: Новая школа, 1994. – 96с. 5. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. М.,: Изд. - во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 6. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учеб. пособие / Сост. и авт. вводных статей А.И. Пискунов. — М.: Просвещение, 1981. – 528с.  

Содержание заданий, выносимых на СРС

В рамках СРС возможно выполнение следующих направлений работы:

· Написание реферата по теме (в соответствии с предложенными темами),

· Составление логических схем по темам (в соответствии с предложенными темами)

· Конспектирование предложенных источников педагогической литературы.

1)Самостоятельную работу выполнять регулярно (каждую неделю).

2)Ознакомиться (у преподавателя) с планом работы, сроками исполнения, формами отчетности.

3)Ознакомиться с имеющейся по данному вопросу литературой.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.