Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Айтберов Т. М. 3 страница
Что же нам говорят об этом авторы домонгольского времени? Начать можно с армянского автора X в. Товмы Арцруни, который, описывая события, происшедшие на несколько столетий раньше, сообщает, что рядом с цанарами — обитателями верховий Терека и прилегающих к ним земель — обитают горцы авархазы (аваргьаз). Затем коснемся сирийца Захарии Ритора, писавшего в середине VI в., что на Северном Кавказе в «пределах гуннских» и на соседних территориях живут воинственные кочевые народы, и в числе их авары. Компилятор X в. Стефан Византийский пишет, что согласно доступным ему старинным текстам «у реки Кира», то есть Куры, «живут оварены и отены», которых ученые отождествляют с удинами. С другой стороны, арабский автор начала X в. Ибн Руста, чьи сведения относятся ко второй половине IX в., пишет, что Сарирское «владение» — государство «именуют Авар». Здесь же можно обратить внимание на другого арабского автора X в. -- ал-Истахри, сообщавшего, что «владетель Сарира» •I Это отмечено И. А. Гюльденштедтом, Ю. Клапротом, П. К. Усларом. носит титул Ихран Аваран-шах5; в «Дербенд-наме», как известно, Ихраи (Игьран) локализуется на берегах р. Сулак, а с другой стороны — титул Аваран-шах можно перевести со староперсидского, пехлевийского языка, как «царь Авара». Арабский автор IX в. ал-Балазури, который пользовался в числе прочих сасанидскими источниками на староперсидском языке, пишет, что доисламский правитель Ирана шах Хосров Ану-ширван (531—579 гг.) назначил правителей горных территорий на Восточном Кавказе. На территории современного Азербайджана шах Ануширван назначил тогда князей: в Маскут, соответствующий равнинным землям к югу от Самура, в Лахижан, соответствующий Лагиджской долине (Исмаилинский район Аз. ССР) и в Ширван. В Южном Дагестане он назначил их тогда в Филан, соответствующий, по моему мнению, лезгинскому сел. Филя6 и прилегающим землям в бассейне р. Гюльгеричай; в Табасаран и в Лакз, соответствовавший бассейнам рек Самур и Кусарчай. В Центральном Дагестане Ануширван поставил тогда владыку Зирихгерана. Любопытно, однако, что перечень шахских креатур на Восточном Кавказе VI в. начинается с князя, носившего кочевнический, аварский по своему происхождению титул «каган», то есть император «гор». При этом в труде ал-Балазури этот «каган гор» прямо отождествлен с владыкой Сарира и затем указано, что он «называется Ихран, Аваран-шах». Помня, что, по сообщению византийских авторов VI—VII вв. Менандра Протиктора и Фео-филакта Симокатты, одна из двух основных частей аваров называлась yap — вар ь и другая — хунни — кон, обратим здесь внимание на то, что, по мнению известного венгерского востоковеда проф. К. Цегледи, в древнем китайском источнике «История династий Суй» под 607 г. упоминается племя вар хун. Последнее локализовано названным исследователем в северокавказских степях. Он отмечает при этом, что вместе с соседними аланами вар хун называется там в числе племен, связанных с одним из тюрко-язычных, уйгурских, этнополитических объединений, входивших в состав империи Древних тюрок. Доктор К- Цегледи считает, что племена yap и хунни из византийских источников идентичны племени вар хун, о котором нам сообщают китайцы, и полагает, что названный этнос тождествен дагестанским аварцам, обитающим, как известно, к востоку от ираноязычных осетин — потомков алан. Таким образом, сообщения мусульманских историков и географов о северо-восточно-кавказской Сарирской державе, именуемой уже 3 В рукописях: А-х-р-р//Ав-р-н-шах. в Есть мнение, что Филан располагался в бассейне речки Акушиики. ? В одном списке сочинения: В-х-рар-зан-шах, а в другом В-хар-ран-шах. 8 Любопытно, что у Геродота р. Волга называется Оар. в первом тысячелетии ещё и Авар, находят подтверждение в христианских сирийских и китайских летописях. Тот факт, что правители горного Сарира носили титул каган (признанный в Европе, кстати, лишь за тремя могучими владыками — каган европейских аваров, каган русов и каган хазар), дает, видимо, основания увязывать государственность дагестанских аварцев, имевшую своим центром Хунзах. с Аварским каганатом в Восточной Европе. В 553—555 гг. в результате сокрушения тюрками в Центральной Азии Аварского каганата, зародившегося в IV веке, образовался могучий Древнетюркский каганат. В это время, по-видимому, при содействии Сасанидского Ирана, опасавшегося новой кочевой империи, организованная группа азиатских монголоязычных (?) аваров создала на Северо-Восточном Кавказе свое государство с центром на Хунзахском плато. Не исключено, что именно это событие отражено в Нихая ал-ираб, где сообщается, что Хосров Ануширван назначил в горный Дагестан наследственного марз-пана (в переводе с персидского «хранитель границы») с титулом «владетель Сарира», которому он выделил 12 тыс. конных воинов. Этот горный Аварский каганат, сложившийся на базе государства лекских «царей» - - ипаджаджей, превратился в одну из главных опор Ирама 'в его противостоянии древним тюркам и продолжателям их традиций — хазарам. Для того, однако, чтобы эти авары, обосновавшиеся на Хунзахском плато, и их каган могли наилучшим образом выполнять свои функции хранителей части северной границы Сасаиндского Ирана, под их контроль следовало поставить всю стратегически важную дорогу, ведущую из Прикаспия в Восточную Грузию, которая начиналась у современного Эндирея и заканчивалась в Закатальской зоне. Поэтому Хосров Ануширван и передал, как сообщает Ибн Руста, горным каганам, владетелям Сарира, «крепкие замки»: Калял и Кумух. Последний замок, кета ти, согласно «Дербенд-наме», шах предварительно отстроил и первоначально держал там правителя из числа своих родственников. Для экономической, то есть прочной привязки к себе данного горного каганата (возможно, уже в конце сасанидской эпохи его стали называть на Востоке «страной золотого трона», по-арабски: Сарир) шахи доисламского Ирана предположительно закрепили за ним Закатальскую зону. Итак, Хунзах и все Хунзахское «племя». Хунзахское «общество», получили название' Авар в VI в. после переселения на Хунзахское плато (не исключено, что из Закавказья) организованной группы азиатских «имперских» аваров. Это событие, происшедшее в сасанидскую эпоху кавказской истории, привело к образованию в южной части плато особой общности в результате симбиоза и последующего синтеза пришлого — монголоязычного и местного— лекского (дагестаноязычного) элементов. Этой общностью являются хунзахцы в широком значении этого слова — хунз, которых северокавказские тюрки еще в прошлом столетии именовали аварами (аварлар; ед. ч. аварлу). В сасанидскую эпоху населенный пункт, именуемый Хунзахом и располагавшийся в местности Итля (Илъаб, откуда происходит ахвахское Илъалъ — «Хунзах»), становится столицей горных каганов, владевших Сулак-ским бассейном, верховьями Самура (Цахурский участок) п. вероятно, прилегающими к ним равнинами. АРАБСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ И ПРОЧИЕ СОБЫТИЯ VIII в. После долгих арабо-хазарских войн знаменитый арабский полководец, будущий халиф Марван ибн Мухаммад победил Хазарию и обязал хазарского кагана, которого он догнал в низовьях Волги, принять ислам. Марван решил затем предпринять поход в горный Дагестан, в том числе на Сарирскую державу. Описание этого похода дошло до нас в исторических трудах арабоязычных и персо-язычных мусульманских авторов IX—X вв. Оно имеется у Халифы ибн Хаята, ал-Балазури, ал-Якуби, ал-Табари, Ибн Асама ал-Куфи и у Балами. Их информацию повторяют более поздние компиляторы, такие, например, как Ибн ал-Асир, Абулфеда и т. д. Данный поход знаменателен тем, что в некоторых из его описаний упоминается Хунзах, причем под нынешним названием в качестве населенного пункта в горах Внутреннего Дагестана. Упоминание это является самой ранней, достоверной, можно даже сказать, бесспорной фиксацией сел, Хунзах. Еще до разгрома Хазарии, в 735 г. Марван ибн Мухаммад предпринял поход против правителя Тумана — дагестанского государства, которое располагалось, думается, на территории современного расселения даргинцев1. Названный правитель, туманшах, попал тогда в плен, был отослан к халифу Хищаму, но затем возвращен назад, в свое государство. В 737 г. полководец Марвана — Исхак ибн Муслим ал-Укайли захватил несколько крепостей правителя Тумана и произошло «разрушение его земли». Следует при этом отметить, что оба названных похода были предприняты арабами скорее всего с восточной Прикаспийской стороны. В том же 737 г. имел место и знаменитый поход, в ходе которого хазары были разбиты арабами наголову, а их каган был вынужден, отказавшись от религии предков, принять ислам. 1 Отдельные исследователи локализуют Туман на лакских землях, другие •— в низовьях Терека. Прежде чем перейти к рассказу о походе Марвана ибн Му-хаммада на Сарир, обратим внимание на географический фактор. Дело в том, что Внутренний Дагестан, соответствующий Сулак-скому бассейну, и его исторические центры Кумух и Хунзах на первый взгляд наиболее близки и доступны для войск, наступающих со стороны Прикаспия. В действительности, однако, именно с этой восточной стороны они отгорожены цепью крутых горных хребтов, подобно высочайшей крепостной стене, а также большой бурной рекой, играющей роль крепостного рва. Кроме того, восточная часть Внутреннего Дагестана как местность в природном отношении благодатна и издавна была густонаселенной. На редких естественных проходах, имеющихся в названной цепи горных хребтов, откуда шли дороги в глубь Сарирской державы, и вдоль самих дорог стояли аулы-крепости с гарнизонами, состоявшими из потомков умелых в бою персидских пограничников и воинственных азиатских аваров. Арабские военачальники, ознакомившись в ходе более ранних походов на дагестанских горцев с географией края и приняв во внимание разработки персидских «генштабистов» са-санидской эпохи, решили проникнуть в Сулакский бассейн, в том числе в Хунзах — местопребывание владык Сарира, с юго-запада. Дело в том, что при поверхностном рассмотрении физической карты именно с юго-западной стороны названный регион кажется особенно неприступным, так как он закрыт Главным Кавказским хребтом, рекой Самур и Самурским хребтом (высота от 4 тыс. до 2 тыс. м). В действительности же, однако, именно оттуда врагу, наступающему на конях и верблюдах, было легче всего прорваться в бассейн Сулака. С юго-запада во Внутренний Дагестан и далее в Хунзах вело несколько путей. Один из них начинался в Шеки (Аз. ССР), через Хнов и Ахты выходил в Самурскую долину, откуда несколькими путями можно было добраться через Хосрех в Кумух и далее на Хунзахское плато. Второй путь шел по долине р. Курмухчай (в Аз. ССР) через Кахи, Илису и Сарыбаш в Гельмец (Рутульский район ДАССР), Лучек, Ихрек, Аракул, Хосрех, а оттуда в Кумух и далее в Аварию. Третий путь был самым важным. Это ставшая известной благодаря грузинскому историческому сочинению «Ма-тиане Картлиса» так называемая «Лекетская», то есть ведущая в страну леков, «дорога», о существовании которой говорится с VIII в. «Лекетская дорога» начиналась на территории современного Закатальского района Азербайджанской ССР от старинного аварского селения Джар. Шла она через аваро-цахурское сел. Тала, через древнее цахурско-аварское сел. Мухах, старинное аварское сел. Чардахлу, цахурские селения Сабунчи и Калял, а затем по территории Дагестана через горы в лакский Кумух. Оттуда главное направление «Лекетской дороги» шло на юг через Акуша, Башлы и Великент к Дербенту, а одно из второстепенных направлений вело через территорию Андалала на Хунзахское плато. Перечисленные выше письменные источники показывают, что, проведя зимовку на правом берегу р. Куры в местности Касал, соответствующей, видимо, современному сел. Кесело и прилегающим землям, расположенным вблизи г. Рустави (ГССР), Мар-ван ибн Мухаммад прибыл затем-в г. Шеки, к которому прилегали травянистые равнины, удобные для кормления многочисленной конной и верблюжьей кавалерии. Оттуда этот полководец по территории АзССР добрался до Мухахского ущелья, где и начиналась дорога в горы, которую грузины называли «Лекетской». По ней, соответственно тексту Ибн Асама ал-Куфи, он продвинулся до первой сарирской крепости — цахурского селения Калял2. Это «была неприступная и мощная крепость». После месячной осады Марван все же взял ее. Затем с целью вселить страх в сердца остального населения Сарира Марван приказал казнить всех попавших в плен калялских воинов, а «их жен, детей и имущество» разделил между своими солдатами; кроме того, Марван «приказал разрушить стены» Каляла и «сравнять его с землей». После этого арабское войско продолжило свое движение по территории Сарирской державы. Скорее всего по долине Буршинской речки мусульмане направились к лакскому Кумуху, который упоминается арабо-персидскими авторами, описывавшими события VIII— IX вв., в аварской форме Гумек (Гъумек) 3. Возможно при этом, что на пути к Кумуху арабскому полководцу пришлось брать еще одну сарирскую крепость, гарнизон и обитатели которой были также перебиты и уведены в плен. Лакский Кумух, судя по сообщениям Халифы ибн Хаята, Ибн Асама ал-Куфи, Балами и Ибн ал-Асира, в 30-е годы VIII в. являлся населенным пунктом с замком, который служил обителью, «домом», сарирского владетеля. Там и находился один из двух тронов последнего. Кумухцы оказали Марвану ибн Мухаммаду, прибывшему к ним по «Лекетской дороге», героическое сопротивление, но были все же разбиты. Арабы «перебили» кумухских воинов, «их жен 2 В арабской рукописи: ал-Балал, •ч Лакская форма: Гумучи (Гъумучи), которая, однако, предположительно, восходит к более древней форме Гумуки (Гъумуки); тюркская форма — Кумук (Къумукъ и Гъумукъ). В данной связи нельзя, видимо, не вспомнить, что еще в XIX в., как отмечено в различных источниках, в Сулакском регионе языком межплеменного общения был аварский. 3 Заказ 1225 • 33 и детей» взяли в плен, а укрепление разрушили. Правитель Сари-ра успел, однако, к тому времени покинуть Кумух, который, видимо, был торгово-ремесленной, экономической столицей государства. Сарирский правитель, как сообщают названные авторы, бежал из Кумуха и прибыл «в замок, называемый Хунзах4, в котором находится золотой трон»5. Данное упоминание Хунзаха, датированное 739 г., и является его самой ранней достоверной фиксацией в древних чужеземных летописях. Следует, однако, отметить при этом, что в VIII в. «замок, называемый Хунзах», находился в местности, отличной от той, где ныне стоит сел. Хунзах. Дело в том, что, по старинным хунзахским преданиям, доступным нам в записях А. В. Комарова и М. Алиханова-Аварского, в доараб-ское время все хунзахское «племя» обитало в одном «огромном» селении, которое стояло на горе Чинна-меэр, вблизи современного сел. Итля, то есть в нескольких километрах от нынешнего Хунзаха. Марван скорее всего через Андалал подошел к Хунзаху и осадил его. Было предпринято несколько попыток быстро захватить его: силой и военными хитростями, но все безуспешно. После этого Марван дал своим воинам приказ окопаться «напротив» местопре-' бывания правителя страны золотого трона. Они провели там всю весну и лето, а по словам Ибн Асама ал-Куфи, даже «полный год». Когда же подступила осень, Марван ибн Мухаммад понял, что нужно либо добиваться своего в самое ближайшее время, либо уходить, так как зимовать в горах Аварии он не мог. Марван решился тогда на поразительно смелый и рискованный шаг — проникнуть в «замок, называемый Хунзах», под видом арабского посла. Сделал он это для того, чтобы, используя свои познания в военном и инженерном деле, выявить слабые стороны в обороне сарирцев, которая опиралась прежде всего на природный фактор — отвесные края Хунзахского плато. Совершив омовение, Марван для успокоения духа и возбуждения физической силы сделал массаж всего тела, после чего облачился в скромную, испачканную одежду своего повара и написал на арабском языке письмо владыке Сарира, в котором говорилось, что арабы готовы уйти, и предлагалось обговорить вопрос об условиях перемирия. Затем Марван «поднялся один наверх» и, остановившись у ворот замка, попросил впустить его, ибо он «посланец Марвана». Стража доложила правителю Сарира о прибытии посланца. Тот разрешил впустить его вовнутрь. Марвап вошел и с почтением вручил сарирскому владыке 4 В рукописях: Хайзадж, Хасрадж. г> Отмстим здесь, что золотой трон имелся у каганов европейских авар. письмо. Тот взял его и, как пишет Ибн Асам ал-Куфи, передал переводчику, из чего видно, что за несколько десятилетий, прошедших после первого знакомства дагестанцев с арабами — новыми владыками Ближнего и Среднего Востока, они оценили значение арабского языка как нового средства международного общения. Даже среди обитателей горного Хунзаха к 739 г. были люди, понимавшие арабский язык и умевшие читать арабские тексты. Переводчик после ознакомления с текстом письма «стал переводить его на свой язык, передавая царю его содержание». Там было написано, что Марван размышляет: «То ли мне уйти, то ли нам в конце концов помириться?» Предположив не без оснований, что арабы, если им показать прочность своих позиций, большие запасы воды и провианта, прекратят осаду и уйдут, правитель Са-рира, допуская, что посланник может быть одновременно и разведчиком, приказал показать ему оборонительный комплекс. Здесь, однако, сарирский правитель недооценил арабскую военную машину, которая вобрала в себя многовековые достижения многих стран Востока и Запада, и допустил большую ошибку. Он предполагал, что, показав посланнику-разведчику хунзахский оборонительный комплекс, вынудит арабское командование снять бесполезную осаду. Марван, который был прекрасным знатоком военного дела, заметил, однако, в природных и военных укреплениях слабые места, через которые арабская армия с ее таранами, камнеметами и прочей боевой техникой сумеет подойти к стенам «замка», взятие которого уже не представило бы большой трудности. Предполагая, что за ним тайно следят, Марван делает хитрый ход. Чтобы убедить осажденных хунзахцев в том, что арабские войска находятся в бедственном положении и что он поаерил в наличие на плато достаточного количества еды и питья, Марван, играя роль повара, попросил пищи для своего якобы голодающего полководца, Хунзахцы «дали ему две лепешки и кусок мяса», после чего «вывели его за стены замка». Марван пошел вниз и «вскоре добрался до своих войск». Возвратившись в лагерь, Марван написал второе письмо правителю Сарира, в котором сообщил о своем дерзком поступке, а также о том, что он заметил слабые места в природных укреплениях, являвшихся главной защитой для его местопребывания, Поняв, что теперь может последовать штурм его «замка, называемого Хунзах», обещавший быть, скорее всего, удачным для обученной, технически прекрасно оснащенной арабской армии, правитель Сарира решил подчиниться победоносному мусульманскому халифату. Он «написал Марвану», скорее всего по-арабски, и «запросил у него мира», чтобы сохранить элиту, а следовательно, государство и этнос. После этого в 739 г. вблизи Хунзаха был заключен мирный 3* 35 договор между мусульманами и сарирцами. Первые воздержались от вступления в местонахождение золотого трона — «замок, называемый Хунзах», а правитель Сарира обязался доставлять в Дербент ежегодно по тысяче голов скота, по 500 крепких отроков, по 500 красивых белокурых чернобровых девушек, а также до 100 тыс. муддов зерна в дербентские зернохранилища. Взяв заложников в качестве гарантии выполнения условий данного договора, Марван двинулся затем в сторону Дербента. В заключение следует напомнить, что согласно дагестанским преданиям, впервые записанным на восточных языках в конце XVII в., Авария и ее традиционный политический центр Хунзах были якобы завоеваны арабским войском во главе с Масламой ибн Абдулмаликом (вариант: Абумуслим ибн Абдулмалик) в 115/733— 34 г. или даже раньше. Эти предания относят к указанному времени и исламизацию Аварии и Хунзаха. Как мы видели, однако, в старейших и наиболее достоверных восточных по происхождению источниках приведенной здесь информации не имеется. Таким образом, нет оснований говорить о завоевании Абумуслимом, или Масламой, Аварии в 30-е годы VIII в. и ее мусульманизации в данное время. ханстве, куда входила наряду с территориями, населенными аварцами, почти вся горная Чечня, насчитывалось общим числом около 35 тыс. дворов. Из текста арабо-сарирского мирного договора от 739 года, л также из трудов мусульманских историков классической эпохи видно, что к VIII в. Сарирская держава с главной столицей в неприступном Хунзахе, где хранился золотой трон — символ верховной власти, занимала территорию современного Аваристана, Ла-кии, где располагалась вторая столица государства —• Кумух, и населенные цахурцами верховья Самура с крепостью Калял. Сарир того времени соответствовал, таким образом, большей части бассейна Сулака, а также землям, прилегающим к тому отрезку «Лекетской дороги», который вел из Кумуха в богатое зимними пастбищами, хлебом и иными, в том числе ремесленными, продуктами Восточное Закавказье, на территорию современного Закаталь-ского района АзССР. Сарир, труднодоступная горная страна (фактически природная крепость с неприступной цитаделью — Хунзахским плато), обязался тогда ежегодно отдавать в рабство до тысячи молодых красивых юношей и девушек. Уже судя по этому факту, население его должно было быть в VIII в. весьма многочисленным. Количество же зерна, которое сарирцы должны были предоставлять арабам, дает основание полагать, что под властью правителей Сарира, сидевших на золотом троне в «замке, называемом Хунзах», находилось не менее 33 тыс. податных дворов. В данной связи небезынтересно, что на 1828 г. в Аварском
Встает вопрос: с какой целью арабы предприняли тяжелое для них завоевание многолюдного, труднодоступного и в то же время в целом бедного Сарирского государства? Думается, что причину похода Марвана в горы и его многомесячной осады Хунзаха следует искать в следующем, принципиальном с точки зрения стратегии положении: если кто-либо силой приобретал господство над Северным Кавказом и Закавказьем одновременно, то он был просто обязан подчинить себе Дагестан. Без этого власть такого завоевателя над обоими названными регионами, как целым, оказывалась непрочной. Таким образом, если какая-либо южная или северная империя решалась полновластно править по обе стороны Кавказа, то она должна была пойти на любые материальные и людские затраты, но завоевать Дагестан, а внутри последнего — Хунзахское плато. Наиболее вероятно, что у прочно обосновавшихся в Закавказье арабов разгром Хазарии в 737 г., сопровождавшийся мусульманизацией ее кагана, создал иллюзию того, что отныне они будут навечно владыками прекрасных земель по обе стороны Кавказского хребта. Для этого, однако, по названной выше причине, им нужно было поставить под свой контроль Дагестан и подчинить себе горских «императоров», сидевших на золотом троне в Хунзахе. В достоверных мусульманских источниках не названо имя правителя Сарира, которого осаждал Марван ибн Мухаммад. В грузинском же сочинении «Историческая хроника псевдо-Джу-аншера» сказано, что в эпоху походов Марвана на Кавказ и прилегающие территории в Грузии правителем был Арчил, сын Сте-фаноза, сына Гургена, а его современником являлся правитель хунзахцев, точнее сарирцев, Абухосро. В названном сочинении сообщается, что после ухода Марвана из Грузии царь Арчил прибыл в Кахетию. Далее сказано, что в то время «тушами», то есть обитателями Тушетии, расположенной в верховьях Андийского Койсу, а также «хунзами и всеми язычниками тех мест правил» князь Абухосро, которому «Историческая хроника» дает грузинский титул эристав — «воевода». В то время князь Абухосро, вторая часть имени которого — «хосро» — означает в переводе с персидского «повелитель, царь» (хусрав), владел, согласно тексту псевдо-Джуаншера, еще и областью Цукети, отождествляемой обычно с бассейном р. Курмухчай, протекающей в современном Кахском районе АзССР. В связи с данными грузинскими сообщениями, говорящими о сосредоточении в руках одного правителя власти над хунзахцами и «всеми язычниками тех мест», то есть над Сариром, а также над Тушетией и частью территории Зака-тальской зоны Азербайджана, необходимо обратить внимание на информацию по данному поводу, приводимую в иных, независимых письменных источниках. Так, например, интересную информацию дает мусульманский автор начала X в. Ибн ал-Факих ал-Хамадани, который пишет, ссылаясь на Ахмада ибн Вадиха ал-Исбахани, служившего письмоводителем у владетельных князей и высокопоставленных чиновников халифатской провинции Арми-ния, что в состав провинции входило в то время 113 «государств» и в том числе «государство владетеля Сарира, лежащее между» Аланией и Дербентским оборонительным комплексом. В Сарир вели тогда «лишь два пути», один из которых, юго-западный, связывал эту горную страну с Арминией, то есть соответствовал «Ле-кетской дороге» грузинских источников. Далее Ибн ал-Факих пишет, что всего в провинции Арминия, в состав которой входили территории Восточной Грузии и современного Азербайджана, имелось 18 тыс. селений. Из них в пределах арминийского «государства» Арран с центром в г. Бардаа находилось «четыре тысячи селений, большая часть которых — селения владетеля Сарира», резиденцией которого был Хунзах. Сведения Ахмада ибн Вадиха ал-Исбахани не датированы. Однако, судя по тому, что в то время Сарир пребывал в составе провинции Арминия, названные сведения следует датировать не позднее середины IX в. Скорее даже они относятся к концу VIII в.; любопытно, что в 775 г. арабским правителем Арминии был Ва-днх ал-Аббаси, сыном которого мог являться Ахмад — автор приведенного выше текста. Свидетельства Ахмада ибн Вадиха о том, что правителю Сарира, который восседал на золотом троне в горном Хунзахе, принадлежало значительное количество населенных пунктов в Восточном Закавказье (в Араме, входившем в состав Арминии), для нас чрезвычайно ценны. Дело в том, что они в определенной степени подтверждают слова грузинской «Исторической хроники» о принадлежности по крайней мере части Зака-тальской зоны Абухосро, который являлся правителем над «хунза-ми» во время Арчила, то есть в 40—50 годы VIII в. Сообщение же псевдо-Джуаншера о вхождении Тушетии и Хунзаха в состав одного горского государства подтверждается, например, дагестанским арабоязычным источником «Тарих Дагестан». Там сказано, что в доисламскую эпоху истории Аварии тушины были подданными — раятами князей, сидевших в Хунзахе. Любопытно в данной связи и то, что во второй половине XVIII в. Тушетия, хотя и входила в состав Грузии, однако, ежегодную дань натурой платила лишь аварским ханам, чьей столицей был Хунзах. Мы видим, таким образом, на основании независимых друг от друга источников, что правители Сарира или, как пишут грузины, «хунзов» в VIII в., после покорения их арабами, владели частью Закавказья. Трудно, однако, поверить, что военачальники Омеяд-ского халифата не имели сил отнять у побежденного Сарира его закавказские территории. Скорее, дело здесь в том, что, оставив их в руках горских каганов как важные источники дохода, арабы через это могли без особого напряжения держать в своих руках чрезвычайно труднодоступный и многолюдный Сарир. Небезынтересно в данной связи то, что в послемонгольское время шахи Ирана и турецкие султаны контролировали дагестанских князей в значительной мере через предоставление им права кормления — обложение повинностями населенных пунктов в Закавказье. Примерно в это же время, по свидетельству мусульманского автора ал-Истахри (около 951 г.), в Арминии имелись владетельные князья — «цари», управлявшие отдельными, довольно обширными и богатыми областями — «государствами». В числе т а к и* князей ал-Истахри называет: правителя Ширвана, носившего иракский титул ширваншах; правителя, по-видимому, восточно-кавказского (в районе г. Куба в АзССР) Абхаза, носившего титул абхазшах; правителя Лагиджской долины с титулом лахижаншах; правителя Табасарапа с титулом табасараншах; правителя Фила-па с титулом филаншах; правителя Кайтага с титулом хайдакан-шах. Заключает же ал-Истахри фразой: «Ихраи Аваран шах °, являющийся владыкой Сарира», который лучше всех перечисленных князей в вопросе общения с теми «чужаками и пришельцами», которые «перемешиваются» с коренным местным населением. Таким образом, из текста названного автора, считающегося известным географом, видно, что и после завоевания Сарира арабами в 739 г., в период вхождения названного государства в состав халифата, его правители были известны Востоку как шахи горного Авара. Последний же топоним соответствует Хунзаху, и этим подтверждаются приведенные выше сообщения историков IX—X вв. о том, что местом хранения золотого трона (по-арабски сарир},
о В тексте: А-х-р-р Аваран-шах; в другом списке сочинения ал-Истахри: А-х-раз Вра-шах. олицетворявшего верховную власть в горах Дагестана, служил «замок, называемый Хунзах». В 785/86 гг., как пишет ал-Якуби, имели место смуты в провинции Арминия. В данной связи нельзя не отметить, что, по сообщению «Исторической хроники псевдо-Джуаншера», примерно через 50 лет после похода Марвана ибн Мухаммада на Грузию, то есть между 785—787 годами, грузинский правитель Арчил, сык Стефаноза, но уже сына Адарнарсе, создал интересный для нас брачный союз. Он «выдал замуж женщину из рода Абухосро», который считался правителем «хунзов» и других горцев, за одного из родичей южно-грузинских владетельных князей, носивших иранский титул питиахш: «регент, вице-король; хранитель границы». Женщина та была «вдовой и не имела мужа». Арчил, устроив ее брак с членом рода питиахшей, «даровал им Цукети» — территорию, где в XVI—XIX вв. располагалось Елисуйское султанство, — «заодно с крепостью и замком». В свете вышеприведенного указания ал-Якуби данную информацию псевдо-Джуаншера надо, видимо, понимать следующим образом: в ходе смут в Закавказье, происходивших в 785/86 г., Арчил сумел организовать дело так, что правители Сарира, сидевшие в Хунзахе, лишились ранее подвластных им закавказских территорий или по крайней мере части их.
|