Основные факторы социальной адаптации
|
Уровни социальной адаптации
0% 25 50 75 %
|
1 уровень -
значительно ниже нормы
| 2 уровень -
ниже нормы
| 3 уровень -
близко к соц. норме
| 4 уровень -
социальная норма
|
1. Состояние здоровья
| Психические патологии
| Хронические заболевания
| Частые, заболевания
| Удовлетвори
тельное
|
2. Обществ-
венная актив-
ность
| Не участвует в общественной жизни
| Пассивный участник обще-
ственных дел
| Активный участник творческих дел
| Организатор коллективных творческих дел
|
3. Отношение к учёбе
| Отрицательное
| Избирательное
| Положительное
| Учится с интересом
|
4. Семья воспитанника
| Асоциальная (криминальная) семья с пьющи-
ми родителями
| Аморальная семья, присутст-
вует дух наживы и стяжательства
| Конфликтная семья (постоян-
ные споры и конфликты)
| Внешне благополучная, но есть проблемы
|
5. Характер эмоциональных отношений в семье
| Напряжённо-конфликтные отношения
| Эпизодически возникающие конфликты, отчуждение
| Ровные, но без эмоциональной близости
| Атмосфера дру-
жбы, поддержки, взаимопони-
мания
|
6. Наличие жизненных планов и про-
фессиональ-ных намерений
| Жизненные планы асоциальной (криминальной) направленности
| Планы неопределённые или нереальные
| Планы в основ-
ном определи-
лись, нет жиз-
ненных ориентиров
| Проф. планы выражены чётко, положительные жизненные ориентиры
|
7. Уровень развития интересов и потребностей
| Только материальные потребности, интересы асоциального характера
| Преобладание материальных потребностей, интересы изменчивы
| Сочетание куль-
турных и мате-
риальных потре-
бностей, разно-
сторонние интересы
| Преобладание духовных потребностей, чётко выраженные интересы
|
8. Отношение к педагогичес-
ким воздейст-
виям
| Резкая, грубая форма неприятия педагогических воздействий
| Неприятие педа-
гогических воз-
действий через пассивное сопротивление
| Избирательное отношение к педагогическим воздействиям
| К замечаниям прислушивается и воспринимает их правильно
|
9. Самокрити-
чность и
самооценка
| Критическое отношение к себе отсутствует неадекватная самооценка
| Критическое от-
ношение к себе проявляется ред-
ко, самооценка завышена
| Отношение к себе безразличное, самооценка занижена
| Позитивное, адекватное отношение к себе и другим людям
|
10. Вниматель-
ное отношение к окружаю-
щим, способ-
ность к сопере-
живанию
| Проявление жестокости и агрессивности к окружающим
| Черствость, невнимательность, грубость проявляются только «за компанию»
| Сопереживания могут проявляться только в отношении близких людей
| Действенная эмпатия, сопереживание чужой боли, готовность помочь
|
11. Волевые качества
| Сильная воля, проявляющаяся в асоциальных поступках
| Слепое подчинение чужой воле
| Саморегуляция, позволяющая выходить из под чужого влияния
| Способность вести за собой к позитивным целям
|
12. Культура речи и поведения
| Постоянное употребление нецензурных выражений, асоциальные поступки
| Частое употребление нецензурных слов, склонность нарушать нормы поведения
| Редкое употреб-
ление нецензур-
ной лексики, к противоправным поступкам не склонен
| Высокая культу-
ра речи, следова-
ние социальным нормам и прави-
лам поведения
|
13. Отношение к наркомании, токсикомании, алкоголизму, курению
| Употребляет наркотики или другие токсические вещества, пьёт, курит регулярно
| Наркотик, токси-
ческие вещества пробовал, алкоголь употребляет часто, курит
| К наркотикам отношение нейтральное, алкоголь пробовал, курит редко
| Отношение к наркотикам отрицательное, алкоголь не употребляет, не курит.
|
Экспертные оценки (уровни социальной адаптации) выставляются как минимум 2 экспертами классным руководителем и психологом. Оценка принимается в случае совпадения мнений экспертов.
Сумма возникает из сложения баллов, соответствующих отмеченному уровню по 13 факторам (показателям социальной адаптации) и может составлять от 13 до 52 баллов.
По приведённому в таблице примеру коэффициент социальной адаптации (экспертная оценка) составляет 25: 52 х 100% = 48%