Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Труд - основа жизни, воспитания и развития






Вопрос о роли труда в жизни, воспитании и развитии человека Е. И. Рерих рассматривает, исходя из мировоззрения, представленного в Учении Живой Этики. Она считает трудовую деятельность жизненно необходимой и не только как средство производства материальных и духовных ценностей, но и как процесс, стимулирующий развитие, формирование и совершенствование самого трудящегося человека.

В ходе анализа и осмысления творческого наследия Е. И. Рерих нами выявлены положения, свидетельствующие о педагогическом - в ее оценке - значении труда. Как уже было отмечено, по мнению Елены Ивановны, человек формируется и развивается в процессе труда. Для нее труд - это, во-первых, основа и средство жизни человека; во-вторых, фактор духовно-нравственного, физического, интеллектуального, эмоционального, волевого развития; в-третьих, средство воспитания коллективного начала, умения сотрудничать с другими людьми. Отсюда труд –основной фактор и средство воспитания.

Обратимся к высказываниям Е. И. Рерих, подтверждающим вышеизложенное.

По мнению Е. И. Рерих:

- труд - основа и средство жизни человека:

" <...> следует <...> подчеркнуть, - писала Елена Ивановна, - значение труда, этого важнейшего краеугольного фактора нашего существования" (П., т. 1, с. 365); " Труд - залог преуспеяния" (3., с. 19);

- труд - фактор духовно-нравственного воспитания:

" Мне очень хотелось бы, - читаем в ее письме к одному из своих последователей, - чтобы Вы еще сильнее подчеркнули труд как главный фактор воспитания духа, причем указали бы, главным образом, на значение качества его" (П., т. 2, с. 35);

- труд - фактор физического, интеллектуального, эмоционального развития и самосовершенствования человека:

" Лишь в труде образуется очарование совершенствования", - считает Елена Ивановна (П., т. 2, с. 332);

- труд - средство воспитания коллективного начала, умения сотрудничать: в коллективном труде " уничтожается представление об эго­изме труда, наоборот, присоединяется широкое понимание труда на пользу общую" (С, 411).

Анализируемые взгляды Е. И. Рерих являются отражени­ем специфических особенностей ее мировоззрения: они обус­ловлены ее представлениями о человеке как носителе жизнен­ной (психической) энергии и его многосторонней причастности к процессам космического миротворчества. Труд, по убеждению Е. И. Рерих, служит возбудителем психической энергии (А. Й., 528), иными словами - в процессе труда психическая энергия прихо­дит в действие. В трудовой деятельности происходит энергообмен между Микро- и Макрокосмом, где труд является главным ус­ловием " возмущения и привлечения" пространственных энергий, и таким образом значение труда расширяется до космических мас­штабов. Е. И. Рерих убеждена, что содержание школьного обра­зования должно включать знания о влиянии трудовой деятельно­сти человека на космическое пространство, для того, " чтобы учащийся школы помнил о значении труда как фактора мирозда­ния" (П., т. 1, с. 365).

В процессе труда происходит, с одной стороны, насыще­ние мирового пространства жизненной энергией, а с другой - привлечение пространственных энергий, необходимых для жиз­недеятельности и развития самого человека. Для привлечения пространственных энергий " самое основное условие будет труд как мысленный, так и физический. В этом движении собирают­ся энергии из пространства. Но нужно понять труд как есте­ственное наполнение жизни. Так труд всякий есть благодать, а суемудрие бездействия есть самое вредное в смысле косми­ческом" (С, 79).

На вопрос, каким способом происходит сознательное (осознанное) ассимилирование человеком жизненной силы, энергии, что делает ее " усвоение" гораздо более эффективным и действенным, Елена Ивановна дает ответ: 'Трудом" (П., т. 2, с. 332).

Указывая на основополагающее значение труда в жизни, воспитании и развитии человека, Е.И. Рерих выдвигает три диалектически взаимосвязанные задачи:

воспитание потребности в постоянном труде, привычки к труду;

воспитание положительного отношения, уважения и любви к труду;

воспитание способности к творческому труду, развитие стремления постоянного улучшения его качества.

Одной из задач трудового воспитания Е. И. Рерих считает воспитание потребности в постоянном труде, привычки к труду как необходимого условия развития и самосовершенствования человека: " Особенно нужно с малых лет привыкать к постоянному труду" (О., 8); " Полюбить постоянство труда можно лишь преуспеванием качества" (А., 511).

Елена Ивановна настаивает на необходимости воспитания привычки к труду как физическому, так и умственному. В процессе труда происходит затрата жизненной (психической) энергии, причем " затрата внутренней энергии гораздо больше при умственном труде, нежели при физическом" (М. О. I, 490). Однако особое значение в жизнедеятельности и развитии человека она придает труду интеллектуальному. В ее представлении, в про­цессе мышления выделяется особая эманация, которая, " химически претворяясь в лучах Солнца" (О., 117), восстанавливает жизненную силу (или энергию) и тем самым служит ценному насыщению жизненной энергией пространства.

Как известно, Е. И. Рерих полагает, что психическая энергия возобновляется не физическим отдыхом, но чувством, нравственно-эстетическим по сути. Поэтому не менее важной задачей, наряду с воспитанием потребности в труде, привычки к труду, она считает воспитание положительного отношения, любви к трудовой деятельности.

Елена Ивановна сопоставляет труд по принуждению, называя его рабским, с трудом вдохновенным, или беспредельным, и показывает их существенное отличие. Отношение к труду и качество его соответственно влияют не только на результаты деятельности, но и на состояние самого человека, окружающих его людей, пространство. Она отмечает, что труд навязанный вызывает у человека недоволь­ство, сомнение, " саможаление", сопровождается мыслями раздражения, которые, " поедая" жизненную энергию работника, обесси­ливают его, снижают работоспособность, становятся вредными для здоровья и окружающей среды. Как следствие, такой труд оказыва­ется неплодотворным, не позволяет совершенствовать его каче­ство и находить в нем радость, умерщвляет творчество.

Каждый труд, по убеждению Елены Ивановны, творческий. Труд любимый вдохновляет человека и " при обновлении качества труда" открывает новые возможности (А., 301) в достижениях. Ра­ботая творчески, постоянно совершенствуя свой труд, человек не только развивается сам, но и способствует прогрессу челове­чества и эволюции Мироздания.

Анализ высказываний Е. И. Рерих о труде, его роли в жизни, воспитании и развитии человека позволяет выделить несколько уровней отношения человека к труду, которые выступают в каче­стве критериев собственно трудовой деятельности (М. О. II, 118).

Вот эти уровни: труд с отвращением; труд несознательный; труд преданный и любимый; труд не только сознательный, но и направленный на Общее Благо, прогресс человечества, эволю­цию Мироздания, служение высшим духовным ценностям (Исти­не, Добру, Красоте). Два первых уровня, по убеждению Елены Ива­новны, не только не способствуют развитию человека, а напротив - ведут его к инволюции. При третьем и четвертом уровнях труда повышается качество выполняемой работы, трудовая деятельность становится более результативной, обеспечиваются разви­тие и самосовершенствование человека.

В решении проблемы воспитания положительного отноше­ния, уважения и любви к труду ярко проявляется гуманистичес­кая педагогическая позиция Е. И. Рерих.

В своих трудах Елена Ивановна раскрывает условия нена­сильственного воспитания любви к труду. Трудовое воспитание детей она рекомендует начинать с раннего возраста. " С первых лет устанавливается труд как единственная основа жизни, как совершенствование" (С, 41).

Необходимой предпосылкой любви к труду Е. И. Рерих счи­тает воспитание потребности в трудовой деятельности.

Особо подчеркивает Елена Ивановна необходимость сознатель­ности труда: " Следует указать, что в каждый труд должно быть внесено начало полной сознательности" (П., т. 2, с. 244), так как " везде нужен личносознательный труд" (А. Й., 226).

Сознательность труда в свою очередь базируется на четком представлении о цели деятельности: " Человек должен ясно представить назначение своего труда" (Бр., 258).

Необходимым условием положительного отношения к труду Е. И. Рерих считает его добровольность. " И другое непременное условие должно быть выполнено. Труд должен быть добровольным. <... > Никакое насилие не должно порабощать труд. Условие добровольного согласия должно лечь в основание преуспеяния" (О., 9). На страницах книг Учения Живой Этики она отмечает: " Нельзя заставить полюбить труд. Каждое насилие в этой области породит лишь отвращение" (Н., 66).

Заботясь о создании школ нового типа, в которых будет осуществляться воспитание свободного человека, Елена Ивановна категорично высказывается в защиту прав ребенка: " Невозможно, чтобы школы будущего напоминали скотные дворы, где калечились недавние поколения. Изуверство и запрещение сменяются возможностями" (О., 207). Провозглашая идею свободы ребенка в воспитании, она указывает на необходимость предоставления учащимся права свободы выбора сферы трудовой де­ятельности: " Дайте изучение ремесел, дайте свободу выбора и требуйте качество труда. Для этого каждый учитель должен понимать значение его качества" (Там же).

Для того, чтобы труд был любимым, приносил удовлетворение и радость, которую Е. И. Рерих называет великим помощником в труде, необходимо в процессе воспитания вырабатывать у детей индивидуальный темп и ритм труда. " Ритм должен выражаться во всей жизни, во всей работе, во всем творчестве. Лишь опытные работники понимают, насколько производительней труд ритмический" (Н., 214).

Индивидуальный ритм и темп трудовой деятельности, по убеждению Елены Ивановны, влияет также и на воспитание привычки к труду, стремления к достижению наилучшего качества выполняемой работы. " Говоря о человеческом труде, следует постоянно настаивать на ритме. Труд постоянный и ритмичный дает лучшие следствия. <...> Необходим ритм, ибо он утверждает и качество труда. Любит труд познавший ритм" (Бр., 300).

Трактуя любой феномен бытия с точки зрения космичес­кой значимости и взаимосвязи с бытием беспредельного Мира, Е. И. Рерих считает, что трудовая деятельность человека должна строиться с учетом законов Природы (Универсальных Космических Законов): " Мы должны утвердить самую деятельную основу, и чувствознание укажет ритм труда. Мир несется неудержимо, и темп труда должен поспевать за скачкою в Беспредельности" (Н., 103).

Ритм и темп труда делают его гармоничным. Для выработки ин­дивидуального темпа и ритма трудовой деятельности представляет интерес рекомендация иметь несколько начатых работ: это помо­жет согласовывать свою деятельность с " внутренним состоянием со­знания" (Бр., 591), а также добиваться постоянства труда и улучше­ния его качества, поддерживать положительное к нему отношение. Другими словами, человек в различных состояниях может заняться теми или иными видами труда, наиболее соответствующими его на­строению, не нарушая при этом гармонии трудовой деятельности.

Как уже было отмечено, Е. И. Рерих придавала безусловное значение качеству труда, поэтому, раскрывая воспитательное зна­чение труда, она прежде всего акцентировала внимание именно на качестве выполняемой работы: " Забота о качестве всего самая насущная забота. Высшее отличается от низшего только качеством, являя во всем остальном тождественность" (П., т. 1, с. 46). Особо следует подчеркнуть, что успешное решение задач трудового вос­питания подрастающего поколения возможно в их диалектическом единстве и взаимосвязи, а потому воспитанию способности к твор­ческому труду, развитию стремления постоянного улучшения его качества Е. И. Рерих отводит значительную роль.

Следует напомнить, что стремление человека к лучшему качеству жизни, к высшим достижениям (М. О. III, 411) обеспечи­вает равномерное напряжение психической энергии, необходи­мое для нормальной жизнедеятельности, способствует напол­нению организма жизненной силой. " <...> устремление к улучшению качества каждого труда и каждого действия являет­ся лучшим методом для роста и нагнетения психической энер­гии", - констатировала Е. И. Рерих (П., т. 2, с. 244).

Стремление к совершенствованию в различных сферах жизне­деятельности, в том числе и трудовой, способствует также утонче­нию, улучшению качества самой психической энергии (А. Й., 471), что в свою очередь влияет на развитие и совершенствование человека.

Таким образом, по глубокому убеждению Елены Ивановны, только качественный труд является той воспитательной силой, которая способна оказывать положительное воздействие на развитие личности.

Интегративный подход Е. И. Рерих к рассмотрению педагогических проблем проявляется и в том, что качественный труд она расценивает как эффективное средство формирования и развития нравственных качеств личности. Это достигается связью трудового воспитания с жизнью, приобщением детей к посильному участию в работе взрослых, а потому " работа " как большие" поощряется" (О., 102). Елена Ивановна отмечает: " Дети так любят помогать взрослым в их работах, и я считаю ошибкою, что детей стараются занять всякими игрушками и играми вместо настоящей работы, которую они могли бы легко выполнить" (Цит. по: 18, с. 65).

Приобщение детей к посильной трудовой деятельности способствует формированию и развитию у них чувства долга. " Пусть дети приучаются к работе взрослых. На качестве труда придет и сознание долга. Каждая небрежность, забывчивость и уклончивость может быть осуждена лишь в своем сердце" (М. О. II, 71).

Стремление выполнять работу качественно, по убеждению Елены Ивановны, воспитывает у детей ответственность. " Именно качество каждого действия налагает глубокую ответственность" (О., 180), а " качество труда может быть достигаемо в любом состоянии (Н., 174).

Труд, по Е. И. Рерих, - средство воспитания волевых качеств человека. Она настаивает на необходимости воспитания в процессе труда целеустремленности, умения добиваться поставленной цели независимо от жизненных обстоятельств и трудностей; настойчивости, упорства, твердости воли - " несломимое упорство выковывается трудом" (А., 322).

Для достижения оптимальных результатов трудовой деятельности, по мнению Елены Ивановны, от человека требуется полная отдача, насыщенность труда. Для продуктивного труда " мало пригодны работающие наполовину. Они легко разочаровываются и не получают следствий. Труд должен быть построен на полной преданности" (Бр., 125).

Качественная и продуктивная деятельность требует от человека высокой работоспособности, которая, по утверждению Е. И. Рерих, вырабатывается в процессе воспитания и потому " должна быть воспитана, иначе она может пробыть в дремотном состоянии" (Бр., 318).

Педагогическое значение труда, его влияние на развитие ребенка проявляется в стремлении к улучшению качества рабо­ты, что активизирует мыслительную деятельность (" Углубле­ние качества и нахождение новых приемов будет постоянным обновлением мысли" (А., 511)); стимулирует поиски путей со­вершенствования (" Качество труда - путь достижения новых воз­можностей" (О., 207)); формирует способность к творческому труду (" Творчество есть основа эволюционности. <...> Нельзя утешаться вдохновением, можно успеть удержать сознание на степени творческого терпения", которое зависит от " степени качества труда" (О., 163)).

Отмечая воспитательное значение труда и его влияние на нравственное развитие ребенка, Е. И. Рерих утверждает, что труд должен быть личностно полезным, а также и общественно значи­мым. " При воспитании Сердца прежде всего выдвигается поня­тие труда", при этом, как было отмечено ранее, усваивается по­нимание ценности труда на общую пользу (С, 411).

Придавая труду важное значение для теории и практики вос­питания, Е. И. Рерих рассматривает не только вопросы, связан­ные с индивидуальной работой, но и проблемы трудового воспи­тания в коллективе. Для человека, как части социума, труд, по ее убеждению, является " основанием Бытия", а коллективный труд - " законом жизни", так как " нельзя назвать ни одной отрасли тру­да, где бы человек мог считать себя уединенным, потому коопе­рация делается как бы наукою жизни" (А., 423).

Коллективный труд Елена Ивановна понимает как сотрудни­чество, совместную работу во имя общего блага и сравнивает его с хором. Тем самым она стремится подчеркнуть, что в совмест­ной деятельности важна согласованность действий, вклад каж­дого участника трудового коллектива в достижение общего успе­ха. По ее мнению, только в коллективном труде человек может более полно раскрыть и применить свои способности, дарова­ния, умения: " Ведь ритм труда общинного может объединять раз­ных специалистов и различных по качеству людей" (М. О. III, 35).

Умение сотрудничать, трудиться в коллективе Е. И. Рерих счита­ет признаком свободной, развитой индивидуальности, называет при этом само сотрудничество " короной индивидуальности": " Лишь высо­кая индивидуальность найдет в себе меру собирательных понятий. Пока личность страшится собирательного труда, она еще не индивидуальна, она еще пребывает в удушении самости. Лишь истинное распознавание нерушимости свободы может дать приобщение к коллективу" (М. О. I, 288).

Таким образом, Е. И. Рерих рекомендует строить совместную работу на принципах сотрудничества и взаимоуважения, " нерушимости свободы" личности, " утверждения совместной работы во имя явленного блага", исключая при этом навязывания и принуждения (М. О. III, 35). Только при этих условиях сотрудничество будет заключаться " во взаимном заботливом и сердечном труде" (М. О. II, 246).

Отмечая основополагающее значение труда в развитии и самосовершенствовании человека, Е. И. Рерих отвергает мнение тех, кто считает труд вредным для здоровья. " Говорят, что труд может быть утомителен и даже вреден для здоровья. Так говорят ленивые и неподвижные люди" (Оз. III; V, 15). Елена Ивановна считает, что сам по себе труд (как интеллектуальный, так и физический необходим для полноценного существования человека.

Для того, чтобы труд оказывал положительное влияние на физическое, умственное и нравственное развитие личности, нужны правильная его организация, соответствующие условия. " Около понятия труда накопилось много наветов. Еще недавно труд презирался и считался вредным для здоровья. Какое оскорбление заключается в признании труда вредным! Не труд вреден, но невежественные условия труда" (О., 11). Трудно не согласиться со столь красноречивым утверждением.

Следует отметить, что Е. И. Рерих самым полезным для развития человека считала связь физического труда с умственным и настаивала на такой организации трудовой деятельности детей, которая обеспечивала бы чередование, разумное сочетание различных трудовых усилий. " Поймите: труд, правильно распределенный, по природе своей не может утомлять. Только понять, как правильно сменить группу рабочих нервов, - и никакая усталость недоступна. Не пытайтесь найти отдых в безделье. Безделье есть лишь микроб усталости. После напряжения могут заболеть мускулы, но стоит погрузиться в безделье, и вы почувствуете всю боль. Тогда как, вызвав работу противоположных центров, вы совершенно минуете рефлекс бывших напряжений. Конечно, подразумевается большая подвижность, которая развивается сознательным опытом" (Оз. III: V, 15).

Е. И. Рерих убеждена, что даже время, отведенное на от­дых, должно быть заполнено трудом, т. к. сам отдых, в ее пони­мании, обеспечивается сменой труда физического и интеллек­туального. " Отдых - в смене труда. <...> мышление есть труд" (Н., 363), поэтому, чтобы аккумулировать необходимое для жиз­недеятельности количество психической энергии, она рекомен­дует " отдых в виде перемены занятий" (С, 516).

Елена Ивановна предполагала, что ее суждение о необре­менительности даже напряженного труда при смене его видов может вызвать по меньшей мере недоумение: " Главное непони­мание будет в том, что труд есть отдых. Отменить придется мно­гие развлечения. <...> Ряд развлечений должен быть уничтожен, как рассадник пошлости. Фронт образования должен очистить при­тоны дураков, сидящих за кружкой пива. Также явление ругатель­ства должно найти более строгое наказание" (О., 63).

Правильно организованный отдых, по мнению Елены Ива­новны, должен служить источником образования, а следователь­но, и развития человека. Она советует " понять, что произведе­ния науки, искусства есть образование", и сетует по поводу того, что люди не могут с пользой заполнить свой досуг. " Обычно люди при звуках (имеется в виду музыка. - Н. Л.) впадают в психичес­кое бездействие и даже не могут рождать образов. Это происхо­дит от привычки понимать отдых как отупение. Можно привык­нуть пользоваться искусством как конденсацией сил. Не только возвышение деятельности, но и обострение сил дает произве­дение красоты. Но это положение нужно принять сознательно и научиться пользоваться эманациями творчества" (О., 224).

Е. И. Рерих восстает против отдыха в виде пустого вре­мяпрепровождения - такой отдых служит источником лени. Уме­ние продуктивно, с пользой для саморазвития заполнять досуг вырабатывается в процессе воспитания.

Воспитание с детских лет потребности в постоянном тру­де, трудолюбия, умения соразмерно распределять свои силы, с точки зрения Живой Этики, впоследствии позволит избежать ложной занятости. Людей, не способных рационально распре­делять свой труд, Е. И. Рерих характеризует как неумеющих пользоваться " сокровищем времени и пространства": " Такие люди могут исполнять лишь первичные формы работы. Невоз­можно их привлечь к созиданию. <... > скажем о мелочных лентяях и скудоумах, заграждающих путь жизни. <...> Они не найдут часа для самого неотложного (т. е. существенного для собственного развития. - Н. Л.). <...> Нескупой на труд - щедро получит" (О., 216).

Таковы основные отправные положения педагогических воззрений Е. И. Рерих в вопросе о труде как основе жизни, воспитания и развития человека.

Своеобразие же взглядов Е. И. Рерих по обсуждаемой проблеме связано с ее исходными философско-антропологическими воззрениями, которые отражают ее мировоззренческие позиции и по-своему обогащают наше представление о роли тех или иных педагогических условий в повышении эффективности труда как фактора воспитания и развития человека.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.