Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Созвучие взглядов Е. И. Рерих гуманистически ориентированным взглядам представителей мировой педагогики дает возможность говорить о существовании некоего






Анализ высказываний Е. И. Рерих по вопросам воспитания и образования, приведенных в систему, соответствующую современным педагогическим представлениям, позволяет утверждать, что мы имеем дело с системой взглядов, многие элементы которой совпадают с традиционной гуманистически ориентированной педагогикой.

Созвучие взглядов Е. И. Рерих гуманистически ориентированным взглядам представителей мировой педагогики дает возможность говорить о существовании некоего феномена общечеловеческой гуманистической педагогики, в содержание которой вносят свой вклад различные теории и концепции, сформировавшиеся под влиянием разнообразных философских, религиозных и иных идеологических воззрений.

Вместе с тем педагогические взгляды Е. И. Рерих имеют свои специфические особенности, продиктованные своеобразием философии Учения Живой Этики, отличающие их от традиционных представлений.

Педагогические взгляды Е. И. Рерих обнаруживают в себе основные характеристики целостной педагогической системы: в них раскрываются цель и содержание образования, формы организации и осуществления педагогического процесса, методы руководства деятельностью детей, стиль педагогических взаимоотношений и др.

Обобщая результаты анализа творческого наследия Е. И. Рерих, считаем возможным утверждать, что в данном случае мы имеем дело с оригинальной педагогической теорией, объединяющей наиболее ценные достижения мировой педагогики, и есть основания систему этих взглядов именовать педагогикой Е. И. Рерих.

Педагогические взгляды Е. И. Рерих оптимистичны по духу и гуманистические по сути; сущность их составляют безграничная вера в силы и возможности каждого ребенка, приоритетность интересов и потребностей человека, отказ от насилия как формы управления воспитательным процессом, утверждение идей природосообразности и персонализации воспитания.

Теоретической основой педагогических взглядов Е. И. Рерих служат философско-антропологические, этические воззрения, вытекающие из Учения Живой Этики (концептуальные положе­ния о микрокосмической природе человека и его единстве с социумом и Мирозданием; о нравственной организации Космоса, распространяющейся на развитие и воспитание человека, и др.).

Отличительной чертой педагогических взглядов Е. И. Ре­рих является интегративный подход к рассмотрению различ­ных педагогических явлений и процессов. Такой подход, имею­щий целью воспитание человека в единстве его гармонично развитых физических, психических и духовно-нравственных ка­честв, обеспечивает целостность, единство взаимопроникаю­щих компонентов воспитательно-образовательного процесса, преодолевает их функциональную раздробленность и обособ­ленность. Не случайно в педагогической терминологии встре­чаются такие малоизвестные термины, как чувствознание, ра­зум сердца, добромыслие, симфония нравственных качеств, искусство мышления, и др.

Системообразующую основу педагогики Е. И. Рерих состав­ляют идеи духовно-нравственного воспитания человека. Доми­нирование в целостном педагогическом процессе духовно-нрав­ственного воспитания обосновывается определяемыми в Учении Живой Этики целевыми детерминантами воспитания человека - Общее Благо, гуманность, Истина, Добро, Красота, которые по сути являются вечными общечеловеческими ценностями.

Пронизывающая педагогические взгляды Е. И. Рерих идея приоритетности воспитания перед образованием актуальна для современной отечественной педагогической действительности, характеризующейся утратой или сведением к минимуму воспитательной функции образовательных учреждений.

На наш взгляд, использование педагогических идей Е. И. Ре­рих способно обогатить современную гуманистическую педаго­гику рядом положений, представляющих эвристическую и про­гностическую ценность.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.