Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Красота - путь развития и самосовершенствования






Смысл жизни человека Е. И. Рерих видит в наиболее полном раскрытии, развитии и обогащении его природного потенциала, а через преобразование самого себя - в совершенствовании окружающего мира. Один из путей совершенствования человека, по ее мнению, - Красота, стремление к Красоте. Со страниц книг Учения Живой Этики она обращается ко всем, кто стремится к самосовершенствованию: " Не будьте умершими для Красоты" (М. О. I, 638).

Развитие природного потенциала и становление личности происходят в процессе воспитания и во многом обусловливаются им, а формирование основ эстетической культуры личности является неотъемлемой составляющей целостного воспитательно-образовательного процесса. Е. И. Рерих с особой силой подчеркивает воспитательную ценность красоты: " среди воспитания первое место принадлежит восприятию красоты" (Н., 426). Смысл эстетического воспитания, по её мнению, заключается в том, чтобы, с одной стороны, " открыть восприятие" (Н., 426) и понимание красоты действительности, искусства, а с другой - воспитать творца красоты (П., т. 1, с. 156).

Елена Ивановна убеждена, что только творческий человек, вносящий элементы красивого и возвышенного во все многообразие и многогранность жизни, соответствует своему космическому предназначению: " Вечное, непрестанное творчество Жизни Вселенской окружает нас, и мы, будучи частью этого великого творчества, должны творить каждую минуту нашей жизни, творить мыслью, словом, действием" (П., т. 1, с. 27). Грядущую эпоху Е. И. Рерих называет эпохой усвоения " силы" и " великого значения творческой мысли" (Там же, с. 26). Без осознания этого " великого принципа", утверж­дается в Живой Этике, " невозможно явить красоту Бытия, ибо про­явления жизни идут в соответствии с мышлением человечества. Творец мысли создает формы" (М. О. III, 183). Эстетическое начало в деятельности человека, направленное на преобразование его самого и окружающего мира, заложено в его сознании, мышлении.

Анализ высказываний Е. И. Рерих, относящихся к области эстетического, позволяет обратить внимание на связь эмоцио­нально-эстетических компонентов человеческого сознания с дру­гими сторонами человеческой природы. Интегративный подход к рассмотрению различных вопросов, характерный для педаго­гических взглядов Е. И. Рepиx, проявляется и в ее видении про­цесса мышления в контексте эстетического воспитания. Процесс мышления она называет искусством, мыслетворчеством и обо­сновывает это тем, что совершенствование мышления и спосо­бов его выражения приближает этот психический процесс к об­ласти искусства, делает его творческим. Наша современница, исследовательница философских и искусствоведческих тради­ций Т. М. Новикова (56, с. 24), опираясь на высказывания Е. И. Ре­рих, утверждает право считать мышление искусством наряду с другими его видами. Искусством называла мышление и выдаю­щаяся русская поэтесса М. И. Цветаева (109, с. 14).

В свете мировоззренческих идей Е. И. Рерих, красота мысли должна стать основополагающим началом эстетического развития личности, так как мысль слагает " нашу сущность" (П., т. 1, с. 26). В процессе мышления человек формирует свой внутренний мир. От качества, направленности мысли зависит наполнение, обога­щение, усовершенствование сознания человека, его эволюцио­нирование. " Берегите ваше мышление. <...> - напутствует Жи­вая Этика. - Научитесь мыслить красиво и кратко" (О., 101).

Следует также напомнить, что, по убеждению Е. И. Рерих, в про­цессе мышления человек не только наполняет свое сознание посред­ством мысли, но и взаимодействует с Мирозданием, изменяет про­странственную среду, а " потому люди должны пользоваться лучшими образами при своем мышлении. <...> Пространство может быть на­полнено прекрасными образами, и они будут готовить путь к гармонии.

Люди, наполняя пространство безобразием, совершают преступ­ление" (Н., 404).

В процессе мышления человек принимает участие в Мироздании и своими мыслями непрестанно или создает, или разрушает, в зависимости от их нравственно-эстетической сущности. Так, " безобразная мысль не породит прекрасного действия. Говорю о Красоте, прежде всего имею в виду красоту мысли" (А., 439). Человек своими мыслями не только действует на окружающую среду, но также сам ассимилирует красоту окружающего мира или остается невосприимчивым к ней. " Человечество не задумывается о формах мысли, которые сам человек искупляет. Пространство на­питывается мышлением человечества, и все соответственно при­тягивается" (Б., 897), поэтому следует наполнять пространство мыслями прекрасными и возвышенными.

По убеждению Е. И. Рерих, в эстетическом воспитании подрастающего поколения учитель должен стремиться развивать мышление ребенка таким образом, чтобы красота мысли стала для него естественной нормой. Воспитание красоты мышления необходимо потому, что, " наполняясь возвышенными заданиями, человек готовит себя к таким же областям. Постепенно он настолько сживается с таким образом мышления, что он начинает всецело принадлежать к столь же прекрасной жизни в Тонком мире" (Бр., 319). Очень ценна в воспитательном плане рекомендация Живой Этики учителям " наставлять учеников к продолжительному мышлению о прекрасном" (Н., 213).

Красота мысли, как объект эстетического восприятия, заключается и обнаруживает себя в гармонической взаимосвязи с другими сторонами жизнедеятельности человека.

В Живой Этике обращается внимание на воспитание красоты речи.Красота слова служит выражением красоты мысли и в то же время влияет на мышление, служит средством возвышения сознания человека. " Звучание слов должно быть прекрасно, такая гармония рождает и мышление возвышенное. Нельзя пренебрегать каждым средством для возвышения сознания. Сквернословие, как зараза пространства, несет понижение всего интеллекта. Безобразие во всех видах есть опасная болезнь" (Бр., 394).

По утверждению Е. И. Рерих, человек может испытывать эстетические впечатления, радость и удовлетворение от усвоения новых знаний, так как " где есть знание, там явление красоты" (Б., 493); получать эстетическое наслаждение от самого процесса познания, деятельности учения: " когда-то философы приравнивали к высшему наслаждению такой про­цесс" (Бр., 301). Иными словами, знания и процесс их добывания могут приобретать эстетическое значение для субъекта познания.

Диапазон эстетического воспитания в педагогическом наследии Е. И. Рерих включает в себя проблему взаимоотношений между людь­ми. Называя умение творить отношения между людьми искусством, Елена Ивановна, на наш взгляд стремится особо подчеркнуть, что это процесс творческий и должен строиться по законам красоты. Как уже было отмечено, критерием во взаимоотношениях служит " разум серд­ца", который она трактует как гармоничное сочетание разума и чувств, их уравновешенность " во всех суждениях и поступках человека". В то же время умение творить отношения между людьми требует воспитания гуманности, формирования " симфонии качеств" личности, когда не толь­ко каждое качество личности должно отвечать законам красоты (нести эстетический смысл), но и необходима гармоничность их соединения, согласованность, стройность в их сочетании. " Мало того, чтобы вла­деть лишь некоторыми качествами, нужно познать их полное сочета­ние. <...> Если одно качество разовьется прекрасно, а другие будут отставать, то получится диссонанс разрушительный" (Бр., 60). Тем са­мым условием красоты человека является красота его внутреннего мира, красота внешних проявлений, гармония внутреннего и внешнего.

Во все времена искусство считалось действенным средством и играло существенную роль в целенаправленном развитии спо­собности человека воспринимать и понимать прекрасное. Воспри­ятие и понимание художественных ценностей, по глубокому убеж­дению Елены Ивановны, способствует духовному развитию и самосовершенствованию человека и прогрессу человечества в це­лом, поэтому произведения художественного творчества, которые человечество должно сохранять и передавать подрастающему по­колению, она считает истинными сокровищами.

В одном из писем Е. И. Рерих подтверждает мнение своего респондента о том, что " истинная задача искусства приблизить человека к пониманию красоты" (П., т. 1, с. 156), но развитию и самосовершенствованию человека способствует лишь сознатель­ное восприятие красоты. При общении с миром искусства возни­кает желание понять суть его содержания. В то же время в про­цессе постоянного контакта с художественными ценностями происходит развитие, утончение, углубление понимания красоты и каждый раз рождается " новое понимание красоты" (И., 359).

Е. И. Рерих настаивает на необходимости формирования основ эстетической культуры личности с раннего детского возраста, в противном случае, предупреждает она, человечество превратится в дикарей (П., т. 2, с. 222-223). " Именно искусство, -подчеркивает она, - должно служить возвышению сознания человечества" (Там же, с. 410). " Главное и величайшее значение" искусства Е. И. Рерих видит в его способности " будить" в человеке устремление к красоте, к Высшему", формировать потребность в красоте (П., т. 1, с. 156).

Обращая внимание на глубокое воспитательное значение искусства, Елена Ивановна отводит ему роль " самого мощного фактора в духовном развитии человечества" (Там же, с. 411) и призывает к более полному и разностороннему использованию его возможностей в воздействии на личность ребенка. Вот что она писала по этому поводу: " Велика мощь искусства! Истина эта хотя и медленно, но верно пролагает себе путь. Если бы правители государств поняли в полной мере высокое воспитательное значение искусства, они приложили бы все усилия и все средства, чтобы пробудить огонь творчества в народе и напитать его звуком, цветом и прекрасными формами" (П., т. 2, с.340).

В произведениях искусства выражается внутренний мир человека, его мысли и чувства в большей мере, чем мир внешний. В прекрасных, возвышенных символах, мыслеобразах творец произведения искусства в звуках, красках и форме выражает то, что не всегда возможно передать вербально - свои глубокие духовные переживания, " тонкую красоту нашей духовной природы". Произведения искусства, раскрывающие тонкий духовный мир человека, поднимают его (зрителя, слушателя) над обыденностью и переносят в мир гармонии и красоты.

Потребность в Красоте как стимуле активности удовлетворяется с приобретением опыта восприятия произведений искусства, непосредственного участия в художественной деятельности: " нужен опыт в Прекрасном" (М. О. I, 243). Потребность в Красоте усиливается при создании соответствующих условий, Живая Этика рекомендует: " эти ценности должны сопровождать жизнь, анонимно окружая народ лаской красоты. <...> Красота научит устремлению" (О., 190).

Восприятие красоты - необходимая отправная точка и психологическая основа эстетического отношения к искусству и действительности, однако, как утверждается в Живой Этике, к сожалению, часто бывает, когда люди " не слышат самое громкое и не видят самое яркое" (М. О. I, 330). Без способности воспринимать худо­жественное произведение - слушать и слышать, смотреть и ви­деть, читать и понимать - искусство теряет свое воспитатель­ное значение: " Не будет живой связи между холодным зрителем или слушателем и замкнутым творением" (Н., 122), поэтому нуж­но " спешить открыть ухо и глаза молодого поколения" (Бр., 293) и суметь " открыть восприятие красоты" (Н., 426). Так, для разви­тия умения видеть явления Красоты нужно, " чтобы прозвучало призывное: «Смотри!»" (Бр., 293).

Способность воспринимать красоту звука требует развития музыкальности. Музыкальность, включающая в себя, объединяю­щая в себе комплекс специальных, именно музыкальных способ­ностей, развивается в результате воздействия среды, воспитания и обучения. Каждый человек, утверждает Е. И. Рерих, обладает врож­денной предрасположенностью, задатками, на основе которых в процессе музыкальной деятельности, в том числе и в процессе восприятия музыки, развиваются музыкальные способности. " Сле­дует от малых лет приучать усваивать красоту звука. Музыкаль­ность нуждается в образовании. Правильно, что в каждом челове­ке склонность к звуку заложена, но без воспитания она спит. Человек должен слушать прекрасную музыку и пение. Иногда одна гармо­ния уже навсегда пробудит чувство прекрасного" (Бр., 292), поэто­му музыка должна составить " важную часть образования" (Н., 195).

По мнению Е. И. Рерих, способность воспринимать и пони­мать красоту музыки служит необходимой предпосылкой восприя­тия и понимания красоты окружающего мира, которая в свою оче­редь влияет на развитие музыкальности. Ее точка зрения находит подтверждение в работах видного психолога Б. М. Теплова (98, с. 43). Он указывает на наличие у человека наряду с музыкальны­ми и более общих способностей (творческое воображение, вдохно­вение, чувство природы и т. д.), с которыми связаны музыкальные способности. Музыкальные и общие способности, по Е. И. Рерих, в своем развитии диалектически взаимосвязаны: " Без осознания зна­чения музыки невозможно понять и звучание Природы. <...> Песня водопада, или реки, или океана будет лишь ревом. Ветер не при­несет мелодии и не зазвенит в лесах торжественным гимном. Луч­шие гармонии пропадают для уха неоткрытою" (Бр., 292).

Е. И. Рерих считает важным, чтобы произведения искусства вызывали эмоциональный отклик, переживания в душе ребенка и тогда " чудесные жемчужины искусства могут, истинно, поднять и мгновенно преобразить" его внутренний мир (И., 359).

На основе восприятия произведений искусства, интуитивном или сознательном их оценивании возникают и формируются эстетические чувства ребенка как устойчивое отношение к Прекрасному: " Нужно сначала привыкать к утончению своих чувств, чтобы насытить дух необходимыми влечениями к Миру Красоты" (М. О. III, 248).

Эстетические чувства, влекущие к Красоте для удовлетворения духовных потребностей, - признак формирующегося эстетического вкуса ребенка. Эстетический вкус как способность определиться в своих истинных эстетических предпочтениях и наслаждаться ценными в художественном отношении произведениями искусства, по убеждению Елены Ивановны, подлежит беспредельному развитию: " Эстетическое наслаждение наше должно тоже соответственно расшириться, чтобы вместить искусство во всей его полноте" (П., т. 2, с. 410).

Сознательное отношение к своему эстетическому вкусу предполагает оценку произведений искусства. Отмечая средства выразительности, на основе сравнения и ассоциации ребенок делает обобщения, высказывает мнение, дает оценку, т. е. у него появляется эстетическое суждение.

Велики возможности искусства как эффективного средства развития таких общих способностей, как память, внимание, воображение, воля, мышление. Любая художественная деятельность требует концентрации внимания, напряжения воли. " Не напрасно древние мудрецы предлагали заниматься художествами и ремеслами. Каждый должен был приобщаться к такому рукоделию. Они имели в виду средство сосредоточения. Каждый в стремлении к совершенствованию напрягал волю и внимание" (М. О. II, 293).

Полезным упражнением для развития внимания Елена Ивановна считает слушание музыки. В репертуар для прослушивания, по ее мнению, должна входить симфоническая музыка. Классический облик симфонии включает в себя Allegro в сонатной форме - музыкальную форму, основанную на экспозиционном противопоставлении и реп­ризном объединении музыкального материала по какому-либо признаку (как правило, тональному и тематическому). Развитие музыкальной мысли происходит путем изменения тематизма и с помощью тональных переходов (модуляция, предыкт). Для развития внима­ния в процессе дифференцированного восприятия музыки Е. И. Ре­рих рекомендует обращать внимание детей на изменение тональностей музыкальной ткани, следить за голосоведением: " Следует развивать внимание разными способами. Можно из симфонии из­брать и выделить один голос, но можно признавать несколько ла­дов одновременно" (С, 327).

Для развития тонкости восприятия, умения сосредоточи­вать внимание предлагается и более сложное задание по слу­шанию музыки: " познать два музыкальных произведения в про­тивоположном исполнении" (А. И., 192). Под противоположным исполнением мы понимаем одновременное звучание двух му­зыкальных произведений.

Живая Этика рекомендует использование возможностей му­зыкального искусства и как организующего начала: " музыка пе­ред общей работой есть знак единения" (М. О. II, 17).

К творческому проявлению способностей учеников может побудить цикл занятий по практическому освоению основ ис­кусств: " Школы должны непременно учить всем искусствам. Не нужно насаждать насильно, но каждый начинающий уже может почуять красоту явления искусства. <...> Каждый должен попы­таться послужить творчеству" (Н., 53).

Важное место в эстетическом воспитании Е. И. Рерих отводит воспитательно-образовательным учреждениям - именно здесь могут быть созданы наиболее благоприятные условия для эстети­ческого воспитания детей с раннего возраста. Развивая эту мысль, один из учеников и последователей Елены Ивановны Рихард Рудзитис писал: " <...> в будущей школе надо отвести особое место воспитанию через искусство и прекрасное, понимая красоту в самом всеобъемлющем смысле этого слова. Наше школьное воспи­тание обращает слишком большое внимание на развитие интел­лекта и отвлеченного мышления, но слишком мало развивает духовные функции: возвышенность и светородность мысли, вооб­ражение, наблюдательность, чувство соизмеримости, чуткость и находчивость, наконец, - духопонимание, человеколюбие и т. п., все то, что в богатой мере дается и искусством и красотой" (88, с. 132).

Приобретенная с опытом способность понимать Красоту, наслаж­даться ею и откликаться на нее утончением и облагораживанием чувств, гуманными и благородными побуждениями, творческой активностью - нетленное духовное накопление, способствующее развитию и самосовершенствованию человека, а потому Живая Этика советует: " Помогайте человеческому мышлению устремляться к Нетленному" (М. О. I, 59).

Е. И. Рерих не ставит перед школой задачи воспитания специалистов в различных областях искусства. Цель эстетического развития личности - сформировать через искусство эстетическое восприятие мира и научить творить красоту в повседневности, - выражаясь словами Учения, " приложить искусство к жизни" (Бр., 498). Примером эстетического восприятия и преобразования окружающего мира, по мнению итальянского искусствоведа И. Фаустинелли, может служить жизнь и творчество Н. К. Рериха, который " проявлял свои многочисленные таланты в самых раз­личных направлениях человеческой деятельности"; этому способствовала " непоколебимая вера в искусство как силу, объединяющую разум и действие для реализации идеальной гармонии в повседневной жизни" (105, с. 134-135). Елена Ивановна считает необходимым воспитание у детей стремления и умения сделать Прекрасное основанием жизни, проникающим всюду: строить свой внутренний мир по законам красоты, стремиться к красоте чувства, мысли, слова, поступка, осознавать красоту совершенствования, быть художником собственной жизни.

Таковы основные идеи Е. И. Рерих, затрагивающие область эстетического в духовной сфере человека и вопросы эстетического воспитания.

Теоретический анализ взглядов Е. И. Рерих по вопросам эстетического воспитания позволяет обнаружить сущностные связи их с другими сферами человеческого сознания. Об этом свидетельствует наличие в анализируемых взглядах таких понятий, как " красота мысли", " красота речи", " искусство мышления", " симфония качеств" личности, " искусство творить отношения между людьми", а также суждения о роли эстетического начала в развитии воли, внимания, памяти, воображения, в формировании коллективистских взаимоотношений и в целом в совершенствовании духовной сферы человека.

Итак, из всего богатства педагогических идей, содержащихся в Учении Живой Этики, мы выбрали только те положения, которые характеризуют главное содержание педагогических взглядов Е. И. Рерих, при этом подвергли эти высказывания системной реконструкции, которая показала следующее.

В вопросах содержания образования Е. И. Рерих стоит за расширение знаний о Мироздании, далеко выходящих за преде­лы сведений астрономии, которые получает современный школь­ник. Она подчеркивает единство естественнонаучных и гумани­тарных знаний и, в частности, необходимость сравнительного изучения основ мировых религий. Привлекает внимание ее мысль о необходимости введения в школьные программы курса синте­за науки, который преподавался бы уже в младших классах, с тем чтобы у ребенка складывалось целостное представление о мире, в котором он живет (при этом из учебников должно быть исключено все устаревшее, загромождающее сознание детей).

Не обошла Елена Ивановна своим вниманием и проблему развития способностей детей, прежде всего способности к са­мостоятельному " беспредрассудочному познаванию", делающей ребенка реальным субъектом познания.

Нравственное воспитание в системе педагогических взгля­дов Е. И. Рерих представляет собой некую доминанту, систе­мообразующий фактор формирования всего процесса станов­ления личности. Такой подход соответствует прогрессивным гуманистическим традициям, сложившимся в мировой педаго­гике. В понятие нравственности Елена Ивановна включает доб­рожелательное отношение к другим людям и самому себе, заботу об Общем Благе, гражданственность, гуманность, коллективизм и др.

Е. И. Рерих рассматривает труд с точки зрения его роли в жизни человека и (что особенно важно для педагогики) как мощ­ный фактор воспитания, подчеркивая при этом значение каче­ства труда и его правильной организации.

В вопросах воспитания Е. И. Рерих существенную роль от­водит красоте. Она считает красоту, стремление к красоте од­ним из путей совершенствования человека и дает ряд советов и рекомендаций по использованию ее в целях эстетического воспитания.

Особое внимание обращает на себя то обстоятельство, что Е. И. Рерих каждый из проанализированных нами компонентов воспитания рассматривает в единстве и взаимосвязи как некое интегративное целое, что вытекает из сущности самого Учения Живой Этики.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.