Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологические и теоретические основы педагогических взглядов Е. И. Рерих






Педагогические взгляды Е. И. Рерих представляют собой орга­ническую часть философско-этического Учения Живой Этики, ко­торое она разделяла, которому следовала и которое определило ее мировоззрение. Это Учение - сложная система философских, антропологических, этических, психолого-педагогических положе­ний, образующих целостное единство, связь между компонента­ми которого диктуется сущностью этого Учения и логикой изло­жения (4, с. 11). Основы этого Учения даны в книгах, объединенных общим названием " Учение Живой Этики", а также в эпистоляр­ном наследии Е. И. Рерих.

Для того, чтобы раскрыть педагогический компонент Учения Живой Этики, потребовалось извлечь из текста отдельные поло­жения, привести их в некую систему и придать им форму, прием­лемую для восприятия современным читателем.

Видный современный психолог, социолог и этнограф И. С. Кон, касаясь историко-педагогических исследований культур, не похо­жих на нашу, указывает, что исследователи порой так препариру­ют изучаемый материал, что отдельные педагогические положе­ния оказываются вырванными из исторического и культурного контекста, - будучи включенными в иное системное целое, они утрачивают свою оригинальность, создают порой искаженное пред­ставление о существе исследуемого материала (38, с. 141).

Учитывая это, по существу справедливое замечание, мы стре­мились выбрать такую форму подачи материала, в которой в оп­ределенной мере была бы представлена мировоззренческая ос­нова педагогических взглядов Е. И. Рерих, используемые ею терминология и стилистика, которая вместе с тем позволяла бы раскрыть общечеловеческую, гуманистическую сущность этих взглядов, соотнести их с современными педагогическими представ­лениями. Пытаясь сохранить стилистику и своеобразие термино­логии Е. И. Рерих и в наибольшей степени приблизиться к сути её педагогических взглядов, потребовалось прибегнуть к педагогичес­кой интерпретации философских категорий Учения Живой Этики.

Мы придерживаемся убеждения, что наиболее полное изучение, осмысление и истолкование педагогических взглядов возможны лишь в единстве с исследованием их философской основы, поэтому не сочли возможным излагать педагогические взгляды Е. И. Рерих обо­собленными от ее философских, антропологических и этических воз­зрений, которые явились методологической основой и предопре­делили своеобразие ее педагогики. Такой подход, на наш взгляд, соответствует многовековой традиции, характерной для истории педагогической мысли, когда эта сфера человеческих знаний и прак­тической деятельности рассматривалась как прикладная филосо­фия, этика или социология, как некие выводы или следствия, вы­текающие из этих наук. Такими по существу являются и педагогические взгляды Е. И. Рерих в контексте философско-этического Учения Живой Этики.

Такой исследовательский подход созвучен также и современ­ному научному педагогическому мышлению. Этику называл прак­тической философией воспитания видный отечественный теоре­тик и практик педагогики В. А. Сухомлинский (23, с. 71). Об этом же убедительно говорит и яркий представитель современной оте­чественной гуманистической педагогики Ш. А. Амонашвили. Он ут­верждает, что каждый педагог для того, чтобы выработать соб­ственную педагогическую позицию, должен придерживаться определенной философской системы, исходя из которой он ос­мысливает ребенка и которая служит источником педагогических размышлений и ориентиром в педагогической практике. " Я не мыс­лю себе педагогический процесс, - пишет он, - если он не имеет под собой философской основы" (12, с. 10).

Таким образом, избранный подход к изложению рассматривае­мого материала, как нам представляется, соответствует природе педагогического знания как некой проекции мировоззренческих взгля­дов и особенностям исследуемого Учения. Этим объясняется необходимость предпослать изложению педагогических взглядов Е. И. Рерих общую характеристику философии Учения Живой Этики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.