Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философские основы педагогических взглядов Е. И. Рерих






Утверждение Е. И. Рерих о синтетическом характере Живой Этики, вобравшей в себя научную, философскую, религиозную, эстетическую мысль предшествующих поколений, доказывает­ся в ряде работ исследователей рериховского наследия.

По мнению Д. А. Шарова, корни Учения уходят во все миро­вые религии и философские системы (116, с. 4). Г. В. Хомелев прослеживает связь Живой Этики с древнеиндийской философс­кой системой веданты, пифагореизмом, христианством, буддиз­мом (108, с. 59-65). Н. Е. Самохина указывает на преемственность основных идей классической древнеиндийской философии, а так­же эзотерической традиции индо-тибетского буддизма, выразив­шегося в школе Калачакры, и Учения Живой Этики (91, с. 4-5).

Появлению Учения Живой Этики непосредственно предшество­вала созданная Е. П. Блаватской философская концепция теосо­фия («эзотерическая философия») (20, с. 4), в которой изложены основные положения онтологических, космогонических и антропологических воззрений. Эти положения получили развитие в Живой Этике и приобрели ярко выраженную практическую направленность.

В Учении Живoй Этики заложена идея эволюции человека и человечества в единстве со всем Мирозданием, диктуемая закона­ми космического развития. Исследователь эзотерической филосо­фии Т. М. Новикова (57, с. 3) относит философскую концепцию Е. И. Рерих к научно-философской мысли космического направления.

По мнению С. Семеновой, всех русских космистов объединяет то, что они " сумели соединить заботу о большом целом, о Земле, биосфере, Космосе с глубочайшими запросами высшей ценности -конкретного человека. Гуманизм - одна из самых ярких черт этой замечательной плеяды мыслителей и ученых, но это гуманизм не прекраснодушный и мечтательный, он основан на глубоком знании, вытекает из целей и задач самой природной, космической эволю­ции" (92, с. 261-262).

Исследователь рериховского наследия Н. Е. Самохина считает, что русские космисты подготовили почву, общественное сознание " к восприятию основных научно-философских идей нового Учения", Уче­ния Живой Этики (90, с. 198).

Философские взгляды Е. И. Рерих вытекают из картины мира, представленной в Учении Живой Этики, которая существенно отли­чается от картины мира, основанной на классической научной пара­дигме. Они базируются на положении о микрокосмической природе человека и его органичной и многосторонней причастности к Космо­су и его законам.

Космос, как это следует из Учения Живой Этики, включает в себя (содержит в себе) две основные структуры: Макрокосм - весь внешний для человека мир и Микрокосм - человека, его физическую и духовную организацию (природу).

Космос имеет как физическую, так и нравственную орга­низацию, в которых проявляется действие Универсальных Кос­мических Законов, обусловливающих функционирование Мак­ро- и Микрокосма: " Формы жизни, все функции человечества должны строиться в соответствии с космическими законами... " (П., т. 1, с. 228).

К числу основных Универсальных Космических Законов от­носится Закон Единства всего сущего: " Великое единство в Кос­мосе главенствует как мощный закон. <...> На Единстве зиж­дется все утвержденное Бытие. <...> Во всем своем проявлении этот закон собирает свои части, объединяя принадлежащее друг другу" (Там же, с. 47). Из Закона Единства следует пони­мание единства человека со всем Мирозданием, включенность в него. При этом человек (Микрокосм) в своей организации рас­сматривается тождественным Макрокосму (Там же, с. 343).

Одной из ведущих категорий, характеризующих Космос, яв­ляется категория Бытия. В Учении Живой Этики Бытие означа­ет реальность бесконечного мира, его единство и вечносущность; оно включает в себя неразделенную и неделимую, видимую и невидимую, познанную или еще не познанную при­роду, объективный и субъективный мир.

Основанием Бытия, по Е. И. Рерих, служит субстанция Духо-Материя, или Единый Элемент Духо-Материя, при этом дух и материя не противопоставляются друг другу, а представляют собой некий син­тез, неразделимое, слитное, взаимопроникающее и взаимодейству­ющее Единство. В своих рассуждениях о духе и материи Елена Ива­новна приходит к выводу, что " одно не может существовать без другого" (П., т. 1, с. 341), поэтому привычное для западного сознания деление всего сущего на материальное и нематериальное, физическое и ду­ховное, материю и дух, материальный мир и нематериальный Кос­мос она считает устаревшим (П., т. 2, с. 267-268).

В ее трактовке, материя есть кристаллизованный дух, диф­ференциация или качество Духо-Материи, проводник или но­ситель духа, а дух есть энергия, которая не может проявиться вне материи, существует и определяется через нее.

Е. И. Рерих убеждена, что " в своей ультимативности дух и мате­рия едины" (Там же, с. 278), а существующий, " проявленный Мир" - это " стадии или степени проявления Духо-Материи" (П., т. 1, с. 385), которая беспредельна в своих дифференциациях, в видимых и невидимых проявлениях. Она предлагает заменить понятие " не­материальный Космос" новым, более точным термином - " Кос­мос тонких субстанций или энергий" (П., т. 2, с. 268).

Макрокосм, в представлении Е. И. Рерих, - это разноматериальная, разноплановая структура трех миров, существующих неслиянно, но в то же время неразделенно как некая Целостность, Единство. Мак­рокосм включает в себя мир материальный (или физический), кото­рый Елена Ивановна называет Миром Плотным, а также мир тонких субстанций (или энергий), к которому она относит мир психоэнерге­тический (или Мир Тонкий) и мир духовный (или Мир Огненный). Плот­ный, Тонкий и Огненный миры - это формы Бытия, происходящие из единого элемента Духо-Материи как основы, потенциала всего суще­го. Они отличаются друг от друга степенью дифференциации Духо-Материи, пространственно-временным способом существования.

Каждая форма Бытия характеризуется наличием и преоблада­нием признаков, свойств либо духа, либо материи. Так, " в Мире Огненном дифференциация между духом и материей почти неощутима, ибо материя принимает уже видимость света" (Там же, с. 278). По мере приближения к плотным слоям (миру материальному) диффе­ренциация Духо-Материи (или разъединение духа и материи) стано­вится резче, приобретая в мире физическом полное разделение (М. О. III, 519). Е. И. Рерих предлагает представить кусок льда (плотная ма­терия), превращение его в воду (тонкое состояние материи) и, нако­нец, обращение воды в пар (дух) (П., т. 2, с. 356) как пример, иллюстри­рующий соотношение духа и материи различных форм Бытия.

Поскольку человек, как Микрокосм, в своей организации тож­дествен Макрокосму и содержит в себе все виды материи и энер­гии как выражение состояний первоэлемента Духо-Материи, - три плана Макрокосма " соответствуют принципам в человеческом строении или организме" (П., т. 1, с. 384).

В Учении Живой Этики человек рассматривается как некая иерархическая система, единство трех его основных начал - физи­ческого, психического и духовного, каждое из которых представля­ет собой последовательную дифференциацию различных града­ций плотности Духо-Материи: плотно-материальных (аналог всего объективного) - физическое начало и тонкоматериальных (аналог всего субъективного) - психическое и духовное начала.

Основные начала человека в их совокупности - это соче­тание разнокачественных материально-энергетических обо­лочек, субстанций высших и низших планов Бытия, соприсут­ствующих, пронизывающих и наполняющих друг друга концентрически. Они так же, как и формы Бытия, существуют неслиянно и неразделенно. Жизнедеятельность человека про­текает на физическом, психическом и духовном уровнях одно­временно, в их нерасчлененности и тончайшем взаимодействии как между собой, так и с тождественными планами Бытия. " Ис­тинно, Космос в нас и мы в нем" (П., т. 2, с. 47), - утверждает Елена Ивановна.

Каждое начало человека, составляющее его природу, име­ет свои функции, обеспечивающие различные проявления его жизнедеятельности. " Человек имеет в себе три естества, и он должен усовершенствовать все три, чтобы достичь завершения, положенного для земной эволюции... " (Там же, с. 268).

Физическое начало - биологический организм, " физическое тело" (П., т. 1, с. 238), взаимосвязанное и взаимодействующее с природным миром, подчиняется его законам. Психическое и ду­ховное начала в их совокупности представляют собой различ­ные состояния (или аспекты) сознания человека.

В системе философско-антропологических взглядов Е. И. Ре­рих структура сознания представлена следующим образом: психи­ческое начало человека включает в себя его чувства, разум и жела­ния (волю), духовное начало - психическую энергию, Сердце [1] и самосознание. Свое сознание человек наполняет посредством мысли и таким образом создает свою внутреннюю сущность.

Принципиально важной отличительной чертой мировоззре­ния Е. И. Рерих служит концептуальное положение Учения Жи­вой Этики о субстанциональности мысли. Мысль - явление ду­ховного плана, она относится к высшим проявлениям, видам, слоям материи, пронизывает все сущее, состоит из особого тон­коматериального вещества, несет тончайшие энергии. Мысль Елена Ивановна считает органическим созданием самодей­ствия " со всеми признаками самодовлеющего существования", т. е. обладающей самостоятельной действенной силой.

В силу иного, более сложного, чем физическая реальность, много­мерного пространственно-временного способа существования созна­ния человека мысль - как субстанция духа - бессмертна, вечна, не имеет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего, она неуничтожима. Распространению мысли нет предела, действие ее мгно­венно (" безвременная быстрота передачи мысли" (А., 360)).

Все мировое пространство заполнено вибрациями разумных энергий, составляющих энергоинформационное поле планеты и Космоса. Энергоинформационное поле планеты (психосфера Зем­ли) состоит из различных слоев, отличающихся качественно-со­держательным наполнением. Высшие слои психосферы Земли насыщены совершенными и возвышенными мыслями, низшие -вибрациями низменных чувствований и мыслей.

В процессе мышления человек не только наполняет свое со­знание посредством мысли, но и взаимодействует с Мироздани­ем (через тождественные планы Бытия), вещественно изменяет пространственную среду. Человек своими мыслями напитывает пространство (тонкую материю пространства), которое вибриру­ет этими мыслями. Мысль, даже мимолетная, живет, аккумулиру­ется в пространстве и, как все сущее, не может пребывать в неиз­менном состоянии: с ней происходит трансмутация, она притягивается к различным сферам пространства, создает но­вые сочетания, " оплодотворяя все сущее".

Во всей Вселенной действует принцип Равновесия, или Вели­кой Целесообразности, или Закон Тождественности - подобное притягивает подобное, где мысль действует, как магнит. Каждая закон­ченная, отчетливая мысль, попадая в энергоинформационное пространство, притягивает равновибрационные (подобные себе) свободные пространственные токи, сочетая их и таким образом усиливаясь. Мысль, притягивая и сочетая пространственные энер­гии, строит вокруг себя соответствующие формы - мыслеобразы.

Как было отмечено выше, одной из основополагающих идей Учения Живой Этики является утверждение, что Космос, все его структуры и компоненты имеют не только физическую, энергети­ческую, но и нравственную организацию. Это утверждение слу­жит основанием для четкого различения и оценки этических кате­горий. В этой связи по-разному оцениваются в Живой Этике мысли - в зависимости от их нравственной сущности.

Мысли возвышенные, добрые, направленные на Общее Благо, как соединение высших субстанций, несут " токи прекрасные" (Н., 213). Вливаясь в высшие слои пространства, такие мысли рождают со­зидательную энергию, необходимую для его обогащения: они являются и " возбудителями и как бы обновителями Вселенной" (Там же). " Сила, идущая на благо, всегда умножается в простран­стве" (И., 213) - эти мысли действуют укрепляюще на напол­ненное вибрациями пространство и таким образом служат " заг­радительной сетью всего человечества" и " великой защитой здоровья планеты" (М. О. II, 308).

Антиподы добрых, возвышенных мыслей - мысли, напол­ненные злобой, гневом, раздражением, - несут энергии, кото­рые " затемняют" пространство и нарушают его равновесие. Как и всякая мысль, будучи явлением субстанциональным, такие мысли не могут быть уничтожены, им можно только противопо­ставить мысли добрые, возвышенные, их можно " подавить лу­чом света" другой мысли. Это становится возможным, потому что чем возвышеннее, утонченнее мысль, тем она сильнее.

Е. И. Рерих убеждена в том, что каждый человек в процессе мышления принимает участие в Мироздании и своими мыслями непрестанно или создает, или разрушает. Это налагает на него ответственность за качество мыслей (Н., 213), за качество мыш­ления (А., 141). Она считает, что возможности человека, связан­ные с его психической сферой жизнедеятельности, несут в себе огромный творческий потенциал и при мышлении созидатель­ном превращают его в подлинного сотрудника Природы. В этом Елена Ивановна видит самоценность доброй мысли и настаи­вает на необходимости воспитания ее и самовоспитания добромыслия. В Живой Этике подчеркивается, что добрые мысли -это воспитанные мысли (С, 127).

Человек не только действует своими мыслями на окружаю­щую среду, а также сам впитывает (в соответствии с уровнем сво­их вибраций) или отталкивает энергии, имеющиеся в этой среде. Мысль, как величайший магнит, приносит из пространства тожде­ственный ответ: " губительные посылки" или помощь - " Радость может магнитным током привлечь из пространства радость" (П., т. 1, с. 53). Мысли добрые, возвышенные притягивают из простран­ства обновленную энергию, побуждающую к новому творческому труду. Эти мысли благотворно влияют на состояние и развитие человека, служат для него щитом, заградительной сетью от про­странственных токов, влияющих отрицательно.

Елена Ивановна убеждена, что ни одно действие земное не оста­ется без ответа со стороны Тонкого Мира. Такое кругообращение энергий позволяет говорить не только об обмене веществ организ­ма, но и об обмене тонкоматериальных веществ, который в свою очередь влияет на обмен веществ на физическом плане, на со­стояние организма в целом, психическое и духовно-нравствен­ное развитие человека.

Созидательное мышление способно к безграничному раз­витию. Человек " может развить свое мышление до любого пре­дела. Он может стать щедрым до предела самопожертвования. Но чем он больше дает, тем больше получает, и мысль его нара­стает в кругообороте", отсюда закономерна рекомендация: " Пусть в школах твердят эту истину" (Н., 206).

Влияние человеческой мысли распространяется также и на других людей, независимо от расстояния. Позитивный строй мыс­лей человека сказывается благотворно на окружающих: " Сердце добра сеет вокруг себя здоровье, улыбку, духовное благо" (С, 63). Негативный строй мыслей Елена Ивановна считает безнравствен­ным, называет их " мыслями разрушения" (А., 141), т. к. такие мыс­ли, по ее мнению, ядовиты и несут разрушительные энергии.

Яд раздражения в Живой Этике называется империлом. " Испа­ряясь", империл согласуется с аналогичным пространственным ядом - аэроперилом и таким образом усиливается. В результате проис­ходит разрушение и " заражение" пространства. Негативное влияние империла распространяется и на других людей, особенно если орга­низм другого человека ослаблен по какой-либо причине (страх, забо­левание, переутомление). Распространяя разрушительные энергии, можно нанести непоправимый вред неповинному человеку. Однако, если мысли злобы направляются человеку, который не имеет в себе подобных этим мыслям вибраций, а потому не ассимилирует их, получается эффект бумеранга: мысли вернутся к тому, кто их поро­дил, усиленные тождественными токами пространства, и он полу­чит еще большую порцию яда (П., т. 1, с. 53).

В контексте изложенного становятся понятны и близки утвер­ждение и призыв: " Прошло время, когда называли какую-то отвле­ченную психологию, теперь поняли, что она есть самая реальная лаборатория, где изготовляются яды. Но могут быть созданы и бла­гие лекарства. Только нужно приложить мышление к добру" (Н., 460); " Давно пора перестать отделять нравственность от биоло­гии" (М. О. I, 267). Здесь имеется в виду влияние психического состояния человека на его биологическую природу.

Расценивая мысль как реальную действенную силу, Е. И. Ре­рих считает человека подлинно общественным лишь при сози­дательном характере мышления, поэтому призывает к решению самой насущной, на ее взгляд, задачи - совершенствованию ка­чества мышления (П., т. 1, с. 46).

Мысль, как материя более тонкого плана, влияет и на са­мого ее создателя: на нервную систему, физическое состоя­ние в целом и даже может, как утверждается в Живой Этике, изменять температуру тела, состояние крови.

Возвышенные, добрые мысли повышают жизненный тонус, вли­яют укрепляюще на нервное вещество, очищают кровь и становят­ся таким образом " прекрасной сокровищницей здоровья" (М. 0. I, 177).

Мысли негативные унижают человеческое достоинство, сни­жают интеллект, " поедают" жизненную энергию, ослабляют им­мунитет, понижают работоспособность, могут стать причиной многих заболеваний (не только психических, но и физических: сердечные, желудочные, кожные - последствия грязных мыслей). Заставляет задуматься сравнение воздействия негативного мыш­ления с влиянием наркотиков на организм: " Мысленные отрав­ления больше вредят, нежели даже наркотики" (И., 125).

Елена Ивановна описывает воздействие яда раздражения - империла. Возникая, империл дает " сильную вспышку", а за­тем, накапливаясь в организме, отлагается " на стенках нервных каналов и таким путем распространяется по всему организму" (А. Й., 15). Империл уничтожает жизненную энергию, " делает наш сосуд (организм. - Н. Л. ) хрупким" и постепенно разрушает своего породителя. " Следите за здоровьем, не ослабьте его раздражением! " (П., т. 1, с. 112), - советует Е. И. Рерих. Орга­низм, отравленный и обессиленный негативными мыслями, становится более восприимчивым к инфекционным заболева­ниям. " Значит, даже против чисто физических болезней нужно искать причину в качестве мышления" (С, 303), так как духов­ные явления тесно связаны с физическими.

Признавая незыблемыми концептуальные положения Учения Живой Этики о субстанциональности мысли и реальной включен­ности человека в процессы космического миротворчества, о един­стве и взаимозависимости Макро- и Микрокосма, что обусловливает (как было отмечено нами ранее) ответственность человека за каче­ство своего мышления, Е. И. Рерих считает необходимым, начиная с детского возраста, " всеми мерами внедрять понятие об окружающем нас тонком мире" (П., т. 1, с. 141) и непреложности законов Природы (Там же, с. 140). Обсуждая с последователями Учения Живой Этики вопросы воспитания подрастающего поколения, в том числе вопро­сы содержания образования, Елена Ивановна рекомендовала до­полнить учебный план этими знаниями. Она объясняла, что созна­ние детей не искажено ложными представлениями об обособленном существовании человека от всего сущего, поэтому " дети легко усво­ят реальность и силу этой незримости, ибо воображение их еще не растлено саморазрушающим самомнением" (Там же).

Духовное начало в представлении Е. И. Рерих, как уже было сказано выше, включает в себя психическую энергию, Сердце и са­мосознание.

Согласно Учению Живой Этики, основа всего сущего, основа Мироздания, субстанционально-генетическое начало Вселенной есть Огонь, который находится везде, во всем и все в себе содержит, он есть начало и конец всего.

Главным атрибутом субстанционально-генетической основы Бытия, его выражением является психическая энергия (М. О. II, 440). Психическая, или духовная, энергия (И., 369) в Живой Этике опреде­ляется как основа Бытия (М. О. I, 211), первопричина всего, побужда­ющая и останавливающая причина (А., 426), она движет силы, по­рождающие жизнь, это энергия Жизненного Начала (А. И., 628, 388).

Психическая энергия как " вечная жизненная сила, разлитая во всем Космосе" (П., т. 1, с. 218), приводит в движение миры (А., 426), присутствует в каждом живом существе (М. О. I, 158), в каждом дви­жении человека. В Учении Живой Этики она называется всеначальной или всенасыщающей (А., 478, 388) и вездесущей, т. к. обеспе­чивает непрерывное наполнение жизни (М. О. II, 140). Она сочетается со всеми проявлениями жизни.

Психическая энергия порождает сознание (А. И., 502); сознание - начало действия психической энергии (А., 477), она - всеначальная познавательная сила (Бр., 55).

Психическая энергия, как основа жизнедеятельности че­ловека, присутствует во всех ее проявлениях: в процессах функционирования организма, сознания, во внешних жиз­ненных проявлениях. Характеризуя роль психической энер­гии в жизнедеятельности человека, один из последовате­лей Е. И. Рерих - А. Клизовский писал: " <...> каждое наше действие, каждое желание и каждая мысль есть проявление Пси­хической Энергии" (35, с. 8). Она вызывает действие и в то же время порождается, возобновляется, усиливается этим действи­ем; бездействие, психическое расслабление, " духовная неподвиж­ность" влияют разлагающе на психическую энергию (Бр., 44). Дей­ствие, согласно Учению Живой Этики, является ближайшим коррелятом психической энергии (О., 221), т. е. психическая энер­гия и действие имеют смысл лишь во взаимной их соотнесеннос­ти, взаимосвязи и взаимозависимости, где изменение одного вле­чет за собой изменение другого.

Для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека не­обходимо постоянное напряжение психической энергии, проявляю­щееся в стремлении к лучшему качеству жизни, к самосовершенство­ванию, к высшим достижениям (М. О. III, 411). В Живой Этике указывается, что, осознав психическую энергию как основу Бытия, " пой­мем жизнь как самоусовершенствование" (М. О. I, 211), отсюда - необ­ходимость совершенствования на протяжении всей жизни (А., 598).

Психическая энергия требует бережного отношения, постоянного возобновления и пополнения ее запаса (А., 401). Причем возобновля­ется она не физическим отдыхом, но " прежде всего чувством" (А., 515). На страницах книг " Учения Живой Этики" можно найти примеры возобновляющего влияния чувств на психическую энергию, таких, как радость, восторг (М. О. III, 450), любовь (С, 278), восхищение, любова­ние природой (А. Й., 546), спокойствие – чувство, противоположное смятению, уравновешенность (Бр., 74, 44), нервный подъем. (А. Й., 650), милосердие, сострадание, сочувствие (С., 374) и т. п.

В то же время есть чувства, которые действуют разрушающе на психическую энергию, - это раздражение (М. О. I, 242), смятение (Бр., 44), страх, сомнение, саможаление (А. Й., 389), растерянность, тру­сость (М. О. Ill, 413), недовольство, уныние, утомление (А., 303, 482), лень (А., 352; П., т. 2, с. 244) и т. п.

Из сказанного ясно, что положительное, возобновляющее воздей­ствие на психическую энергию оказывают лишь чувства нравственно-эстетические по своей сути.

Психическая энергия имеет разные состояния, различающиеся качеством (М. О. Ill, 403). Чем выше ее качество, чем она совершен­нее, утонченнее, тем она более жизненная, более мощная, творя­щая, действенная, созидательная. Утончение, улучшение качества самой психической энергии зависит от стремления человека к совершенствованию в различных сферах жизнедеятельности (А. Й., 471), процес­са развития сознания (А. Й., 502), образа мышления (А. Й., 471). В то " же время в процессе совершенствования, утончения психической энер­гии происходит насыщение высших проявлений жизненных функций человека (М. О. III, 403), его высших устремлений, высших чувствова­ний (М. О. II, 221), возвышенных мыслей (М. О. III, 402). Улучшение качества психической энергии необходимо " не только для текущей жизни, но как постоянное и неотъемлемое приобретение и преимущество для будущего" (А. Й., 553).

Усовершенствование психической энергии повлечет за собой со­вершенствование человека, что в свою очередь поможет решению " как этических, так и экономических постулатов" (М. О. I, 211), " гармони­зации жизни" (Бр., 22).

Согласно Учению Живой Этики, понятие психической энергии - одно из основополагающих понятий, которое человек должен усваи­вать с детства, но, к сожалению, " для краеугольных понятий вообра­жение людей не воспитано. Между тем один час дельной беседы мо­жет навсегда изменить сущность ребенка" (А. Й., 553), поэтому " не будем откладывать действий по образованию человека как носителя психической энергии" (А., 514).

Совершенствование человека и окружающей его действительнос­ти, прогресс человечества Е. И. Рерих связывает с развитием и совер­шенствованием Сердца - иными словами, с нравственным становле­нием и самосовершенствованием человека (П., т. 1, с. 289).

Природное стремление к высшему качеству Бытия, совершен­ствованию во всех областях жизни заложено в Сердце человека (С, 418). Критерием в сознательном стремлении служат смыслообразующие элементы духовности - Истина, Добро, Красота (А., 475, 471, 478). Е. И. Рерих считает чрезвычайно важным развитие этой способности человека в процессе воспитания, так как убеждена, что проводником психической энергии будет лишь Сердце, устремленное к Общему Благу (П., т. 2, с. 409), высшему качеству

жизни (Бр., 290).

Сердцем Елена Ивановна называет не физический орган, а духов­ный аспект сознания, нравственный строй, основанный на идеалах Истины, Добра и Красоты, которым руководствуется человек в процессе жизнедеятельности.

Сердце человека обнаруживает себя в таких ценностных ориентациях личности, как любовь, подвиг, труд, творчество, в стремлении к которым происходит самосовершенствование человека, форми­рование нравственных качеств личности. Эти ценности в Живой Этике называются благими вершинами восхождения (С, 75).

Сердце также обнаруживает себя и становится способом жиз­ни человека, его " благими основами жизни" (С, 389) в таких нрав­ственных качествах личности, как общечеловечность, сострадание, мужество, терпение, милосердие, преданность (С, 7, 418, 201, 389), доброжелательность (И., 106), самоотверженность (О., 111), вели­кодушие, искренность, задушевность (М. О. III, 123, 207, 597) и т. п.

Сердце - это место локализации, средоточия психической энергии; оно живет этой энергией и управляет ею (М. О. III, 421). Сердце служит проводником психической энергии, т. к. она дей­ствует через Сердце (А., 392).

Микрокосмическая природа человека обусловливает его положе­ние в структуре Мироздания: причастность, с одной стороны, к миру физическому (видимому), с другой - к духовному (невидимому) и вы­полнение связующей роли между ними. Сердцу человека отводится функция единой природной связи мира видимого и невидимого (И., 449), естественной связи Макро- и Микрокосма (С, 255). Сердце также явля­ется местом накопления и претворения космических энергий. Оно при помощи психической энергии трансмутирует, преображает космичес­кие энергии и тем самым создает более совершенные вибрации (С, 138, 145). Космическая энергия, трансмутированная в сознании чело­века, затем возвращается в пространство в преображенном виде (И., 296) и способствует функционированию и эволюции Космоса.

Считая человечество аккумулятором и трансмутатором пси­хической энергии, Е. И. Рерих возлагает на человека миссию сотворца Природы и видит в этом его космическое предназначение. Эту роль в жизни человека выполняет Сердце. Оно собирает раз­личные энергии, образующиеся в процессе его жизнедеятельнос­ти, преобразует, совершенствует их (П., т. 1, с. 217) и таким обра­зом способствует развитию и самосовершенствованию самого человека: " в Сердце происходит трансмутация нашего сознания, следовательно, всего нашего существа" (Там же, с. 289).

Глубокое убеждение Е. И. Рерих в том, что человечество всту­пает " в эпоху развития духовного сознания, имеющего свое осно­вание в Сердце" (П., т. 2, с. 311), приводит ее к мысли о необходи­мости воспитания и развития Сердца как наиглавнейшем задачи современности (Там же, с. 305).

Недостаточно воспитанное, неразвитое Сердце Елена Ива­новна называет окостеневшим (П., т. 2, с. 409), окаменелым (А., 44), акультурным (С, 9), невежественным. В Живой Этике со­держится обращение к воспитателям молодого поколения: " Упа­сите детей от такого невежества" (А., 44).

Человек, по мнению Е. И. Рерих, - носитель изначального нравственного побуждения, которое под воздействием среды, воспитания и самовоспитания может замолчать или развиться в совесть, поэтому воспитание она определяет прежде всего как " внесение основ Этики в детское сознание с возможно ран­них лет" (П., т. 2, с. 429). Смысл воспитания Елена Ивановна видит прежде всего в пробуждении этического сознания и даль­нейшем нравственном самосовершенствовании (П., т. 1, с. 186). Внесение в сознание и раскрытие в процессе воспитания ре­бенка этических ценностей оказывается для него функцией его воли, направленной на эти ценности.

Сердце в совокупности с другими составляющими духовно­го начала (психическая энергия, самосознание) Е. И. Рерих на­зывает высшей триадой или " наше истинное индивидуальное Я" (Там же, с. 195) и призывает в процессе жизнедеятельности прислушаться к голосу своего высшего " Я" - совести. Считая нравственное становление и самосовершенствование основой, стержневым моментом общего и психического развития челове­ка, она полагает, что Сердце должно быть судьей и мерилом " во всех вопросах" (П., т. 1, с. 171) - " всегда и во всем должно руководить нами Сердце" (П., т. 2, с. 90).

Недифференцированное оценивающее сознание проявля­ется в чувствознании как выражение внутреннего убеждения, ос­нованного на знании и опыте (П., т. 1, с. 391). Е. И. Рерих считает, что бытие какой-нибудь вещи как действительной ценности по­стигается в эмоциональном, а затем в интеллектуальном акте. Раскрывая содержание понятия чувствознание, она уточняет, что " это не просто знание, но чувствознание, ибо все знание, полу­чаемое нами, прежде всего основано на чувстве" (П., т. 2, с. 280).

Чувствознание, или шестое (П., т. 1, с. 229), этическое чувство в виде мгновенных импульсов, озарений (Там же, с. 386), тончайших чувствований, прозрений (С, 522, 514) позволяет распознать этичес­кие ценности. Язык Сердца не нуждается в многословии, т. к. Сердце передает мысль без звука (С, 578, 107), молниеносно (Н, 182).

Импульсы чувствознания Е. И. Рерих считает трудно воспринимаемыми и причину этого видит в разделении чувств и мысли. На вопрос: " Может ли быть чувство не на основе мысли? " (Н., 182) - в Живой Этике дается ответ: на уровне " сознания в степени чувствознания" (А. И., 535) граница между чувством и мыслью исчезает, т. е. чувствознание пред­ставляет собой слитное единство мысли и чувства.

Для того, чтобы в ситуациях нравственного выбора голос со­вести " не пропадал втуне", требуется сознательное восприятие этих импульсов (С., 546). Иными словами, необходимо в процессе мышления импульсы чувствознания претворять в слова, в против­ном случае они " могут пребывать без откровения" (Н., 182), т. е. оставаться неосознанными.

Способность человека чутко воспринимать и осознавать сер­дечные импульсы подлежит развитию, для чего необходимо вести наблюдения за деятельностью собственного Сердца, начиная с детского возраста: " Так можно даже в школах упражнять внимание малых, которые будут часто гораздо честнее и подвижнее боль­ших, стоит только обратиться к ним с увлекательным предложени­ем обратить внимание на их собственные ощущения" (С., 425).

Развитие этой духовной способности происходит в результате воспитания, которое в Живой Этике называется " сердечным" (С., 498). " Этот предмет (сердечное воспитание. - Н. Л.)нужно проходить и в семье, и в школе. Нужно придать ему не вид опыта, но твердо вести развитие памяти, внимания, терпения, доброжелательства и после обратить наблюдательность за ощущениями Сердца. Так будут за­ложены торжественность и любовь к Прекрасному" (Там же).

Связывая нормальное функционирование психической энер­гии человека с его нравственной жизнью, Е. И. Рерих приходит к убеж­дению о необходимости развития с детских лет нравственно-эсте­тических чувств, формирования основ культуры чувств. " Конечно, нужно воспитание Сердца, но это лежит в сфере чувств (С., 446).

Это утверждение, на наш взгляд, заслуживает особого внима­ния, т. к. в настоящее время главный акцент в педагогической прак­тике делается на развитие рассудочной сферы сознания. Еще в 40-е годы XX столетия Елена Ивановна высказывала несогласие с таким положением вещей в современной ей системе образования (и по сей день эта проблема продолжает оставаться актуальной).

Непропорциональное развитие рассудка и сердца человека она считает явлением уродливым, т. к. нравственные основы должны быть " принадлежностью знания" (Бр., 145). На это же обращает вни­мание и А. Г. Андреева (14) в своей диссертации " Педагогичес­кие основы духовного воспитания в Учении Живой Этики ".

Е. И. Рерих глубоко убеждена, что в процессе воспитания не­обходимо стремиться к достижению равновесия (или гармонии) в развитии рассудка и чувств человека, к формированию основ нравственной культуры. " Каждая обособленная или взятая по отдельности человеческая способность имеет значение не абсолютное, но относительное. Как ум, не просветленный огнями сердца, так и сердце, не поддержанное умом, - явления уродливые. Во всем необходимо равновесие. Цель эволюции и есть дост ижение рав­новесия или гармонии всех способностей и чувств человека. Бед­ствие нашего времени, именно, и заключается в установившемся страшном разнобое между умом и сердцем. Если мы имеем пе­ред собою Беспредельность, то, конечно, все способности могут развиваться беспредельно. Но опять-таки, правильное развитие их будет обусловлено равновесием или гармоническим раскры­тием всех сил, заложенных в человеке. Синтез есть высшая гармония... " (П., т. 2, с. 310-311). По мнению исследователя рериховского наследия Л. В. Шапошниковой, " в результате такого синтеза сердце становится умным, а разум сердечным" (113, с. 26).

Таковы основные положения философско-этического Уче­ния Живой Этики, которые явились мировоззренческой осно­вой педагогических взглядов Е. И. Рерих.

К ним относятся: исходные представления о Мироздании, его структуре; о Едином Элементе Духо-Материи, по-разному диффе­ренцирующемся в различных сферах Бытия; о микрокосмической природе человека и взаимоотношении Макро- и Микрокосма; о на­личии, наряду с физической, нравственной организации Космоса; о субстанциональности мысли, роли мышления во взаимодействии человека с окружающим миром и зависимости характера влияния мысли от ее нравственно-эстетической сущности; о психической энергии и ее роли в функционировании Макро- и Микрокосма; о духовно-нравственном аспекте сознания - Сердце.

Однако нельзя не обратить внимания на этические аспекты это­го Учения, которые имеют бесспорный гуманистический смысл и об­щечеловеческую ценность. Имеются в виду следующие положения:

- ответственность человека за свои жизненные проявления: мысли, побуждения, поступки;

- взаимосвязь нравственного здоровья с физическим и пси­хическим здоровьем;

- взаимообусловленность духовно-нравственного, общего и психического развития;

- определяющее значение нравственного самосовершен­ствования в преобразовании человеком самого себя и в совер­шенствовании таким путем окружающей действительности.

Эти положения самым непосредственным образом пре­допределили гуманистическую сущность педагогических идей Е. И. Ре­рих. Но прежде чем перейти к изложению основ педагогических взглядов, необходимо раскрыть ее представления о закономер­ностях и факторах развития человека. Наряду с философско-этической концепцией, развиваемой Е. И. Рерих, своеобразие тол­кования факторов, определяющих развитие человека, составляет теоретическую основу ее педагогических взглядов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.