Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы формирования и развития человека: антропологический подход






В системе антропологических взглядов Е. И. Рерих, имеющих непосредственное отношение к педагогике, значительное вни­мание уделяется проблеме факторов, определяющих развитие природного потенциала человека, формирование личности, становление его неповторимой индивидуальности.

В разрешении проблемы соотношения биологического и со­циального в формировании и развитии человека воспитанию Еле­на Ивановна отводит решающую роль.

В то же время в системе взглядов Е. И. Рерих по этой пробле­ме ведущую роль играет своеобразное понимание наследствен­ности. С тем, как решается в Учении Живой Этики эта пробле­ма, непосредственно связана трактовка понятий личность и индивидуальность. Обратимся к анализу этих понятий.

Своеобразие толкования понятий личность и индивидуаль­ность базируется на представлении о человеке как иерархичес­кой структуре физического, психического и духовного начал.

По определению Е. И. Рерих, личность представляет собой сово­купность физического и психического начал и их проявления. Совокуп­ность этих начал определяется также как низшее Ego человека. Духовное начало понимается как индивидуальность, высшее " Я", " созна­тельное бессмертное Ego человека" (П., т. 1, с. 412), или высшее Ego.

Елена Ивановна полагает, что человек, как иерархическая, мно­гоуровневая структура, претерпевает циклические изменения свое­го состояния, вызванные чередованием пребывания в Плотноматериальном (физическом) и Тонкоматериальном мирах. В этом чередовании проявляется действие Закона Реинкарнации, который в системе философско-антропологических воззрений Е. И. Рерих за­нимает одну из ключевых позиций. Смысл этого закона заключается в отрицании смерти человека в ее традиционном понимании, в при­знании бессмертия духовного начала - высшего Ego.

Низшее Ego (физическое и психическое начала) существует в течение одной земной жизни человека, оно - " сменяющееся зем­ное проявление" (Там же, с. 413), которое после физической смер­ти человека распадается.

Высшее Ego после распада низшего Ego сохраняется в виде энергоинформационной структуры и, таким образом, является веч­но сущим. Высшее Ego не имеет " самостоятельного непосредствен­ного проявления на земле" (Там же, с. 412) и для своей эволюции нуждается в многократном воплощении в Плотноматериальном мире, в слиянии с низшим Ego. В процессе многочисленных вопло­щений высшее Ego подлежит развитию (Там же, с. 413), в его эво­люции Е. И. Рерих видит смысл человеческого существования.

Низшее Ego служит основой эволюции человека (Там же, с. 416), так как, пребывая в Плотноматериальном мире, он имеет возможность приобретать и накапливать индивидуальный жизненный опыт " в раз­личных сочетаниях и вечно сменяющихся условиях" (Там же, с. 413), совершенствуя тем самым свою природу, т. е. эволюционировать.

В силу неадекватности физических характеристик Плотноматериального и Тонкоматериальных миров высшее Ego человека может соприкасаться и получать впечатления из внешнего мира посредством низшего Ego. Низшее Ego передает впечатления и мысли высшему Ego, которое их ассимилирует. Соединяясь с " неумирающей сущнос­тью" человека, его высшим Ego, эти впечатления и мысли становятся тоже бессмертными (Там же). Они служат теми накоплениями, кото­рые в синтезе с накоплениями прошлых воплощений (Там же, с. 145) детерминируют дальнейшую эволюцию человека.

Елена Ивановна подчеркивает, что не следует ни умалять и ни пренебрегать значением личности в формировании и развитии человека как преходящего элемента в его структуре. Она убеждена, что индивидуальность, высшее Ego человека слагается из его личности и через нее проявляется (Там же, с. 356, 357). Более того, определяя как " самодовлеющее" (Там же, с. 413) значение личности в формировании и развитии человека, Елена Ивановна считает полезным для каждого человека " выявить свою личность насколько возможно ярче" и добав­ляет: " само собою разумеется, не в ее отрицательных свойствах" (Там же, с. 356). Недооценка значения личности в формировании и развитии человека, по ее убеждению, может привести к превратному понима­нию этой проблемы (Там же, с. 289). Ценность каждого земного прояв­ления человека Е. И. Рерих видит в возможности " что-то улучшить" в нем и " что-то добавить" к его накоплениям (Там же, с. 414).

Для иллюстрации своего понимания Закона Реинкарнации и про­цесса самосовершенствования человека (его высшего Ego) она прибе­гает к аналогиям. В одном случае эволюцию " человеческого существа" она сравнивает с ожерельем, " каждая буса которого одно из физичес­ких проявлений" (Там же, с. 419), и призывает стремиться к тому, чтобы каждый " новый облик", каждая новая личность была совершеннее и прекраснее предыдущей: " Мы должны думать о красоте этой настоя­щей жизни, смотреть на нее как на шлифовку лучшего алмаза в ожере­лье духа нашего" (Там же, с. 356). В другом случае она предлагает " пред­ставить себе эволюцию эту как сложную настойку, в которую с каждым новым проявлением на земном плане прибавляется новый ингреди­ент, который, конечно, изменяет весь состав" (Там же, с. 419).

В письмах Е. И. Рерих можно найти еще одно пояснение поня­тий личность и индивидуальность. Индивидуальность, сложенную многочисленными существованиями, она называет хранительни­цей Книги Жизни, в которой каждая личность имеет свою страни­цу. На нетленных страницах Книги Жизни записываются, запечат­леваются " лучшие земные проявления человека". Страницы этой книги разнородны по содержанию и " нередко прекрасные страни­цы чередуются с малозаполненными". Малозаполненными или вовсе вычеркнутыми оказываются страницы в том случае, когда проявления личности были " ничтожны и лишены преуспеяния" в духовном развитии (77, с. 60). Таким образом, Е. И. Рерих успеш­ное и наиболее полное личностное развитие связывает со станов­лением неповторимой индивидуальности.

Вместе с тем она полагает недостаточным наличие односторонней передачи впечатлений и мыслей низшим Ego высшему Ego. Для развития человека как индивидуальности и возможности ее проявления Елена Ивановна считает необходимым также установление и об­ратной связи между высшим и низшим Ego. Эту обратную связь она называет мостом или тропой между высшим Ego и интеллектом. При помощи интеллекта, способности мыслить, проницательности, совокупности умственных функций человек сможет превращать вос­приятия, " запечатления" (П., т. 1, с. 413), полученные от высшего Ego, в знания. Она убеждена, что лишь в том случае, когда этот мост состоялся, человека можно назвать духовно развитым, назвать истинной, неповторимой индивидуальностью: " Истинная индивидуаль­ность <... > заключается в осознании своего истинного " Я", сложен­ного бесчисленными сочетаниями проявлений" (Там же, с. 420).

Видение человека как иерархической структуры, как един­ства физического и духовного, биологического и социального, пре­ходящего и вечного определяет сложность и своеобразие трак­товки Еленой Ивановной проблемы наследственности. В качестве рабочего определения понятия высшего Ego в контек­сте проблемы факторов развития человека мы вводим понятие индивидуально-духовной наследственности.

Е. И. Рерих не разделяет идею, что ребенок рождается как tabula rasa. Анализ ее высказываний позволяет утверждать, что появив­шийся на свет ребенок - носитель двойственной наследственности: биологической и индивидуально-духовной (энергоинформационной).

Биологическая наследственность - это филогенетически приобретенные качества, определяющие физические (" чисто тех­нические" (Там же, с. 414)) способности.

Индивидуально-духовная наследственность — это духов­ные накопления многочисленных прошлых воплощений, завое­ванные " личным трудом и личными усилиями" (П., т. 2, с. 414), определяющие характер, наклонности, творческие способнос­ти, своеобразие и неповторимость индивидуальности. Накоп­ленные за многие жизни наслоения наблюдений, хранящиеся в глубине сознания (в " чаше") в свернутом состоянии, называют­ся в Живой Этике спящей мудростью (А., 152). У каждого чело­века " багаж накоплений" различен. Елена Ивановна выделяет некоторые признаки, по которым можно судить о качестве и коли­честве индивидуально-духовных накоплений. Малые накопления выражаются в слабости характера; такие люди, считает она, как правило, становятся узкими специалистами (П., т. 1, с. 414). И наоборот, твердость характера, знание цели, упорство в решениях и достижениях, уравновешенность, " прирожденная мудрость" (П., т. 2, с. 203, 42) - способность видеть и понимать сущность ве­щей, синтетический ум (П., т. 1, с. 414) свидетельствуют о богат­стве накоплений.

Таким образом, наследственность Елена Ивановна рассматри­вает как целостность — т. е. как сочетание биологических и индивиду­ально-духовных особенностей. Свойства особенностей как частей целого определяются этим целым и в то же время взаимоподдержи­вают и определяют как друг друга, так и свойства целого.

Значительное внимание в работах Е. И. Рерих уделяется пробле­ме характера. Она убеждена, что характер человека предопределен прошлым жизненным опытом и " уже обозначен в утробе матери" (А., 552). Он влияет на особенности ее поведения, желания, вызывает " непонятные прихоти" (Бр., 177): " и чем ярче характер воплощающейся индивидуальности, тем ярче проявления ее и в желаниях матери" (П., т. 2, с. 330). Индивидуальные особенности начинают проявляться с момента рождения (М. О. I, 338) в виде идиосинкразии - в необъясни­мых влечениях или отвращениях (А., 163) к чему-либо, " которые нельзя объяснить никакими другими причинами, кроме прежних накоплений. Тем более, - подчеркивается в Учении, - нужно следить за такими самостоятельными склонностями, они могут показать дарования, ко­торые потом могут исказиться в безобразном воспитании" (Бр., 152).

В Живой Этике дается совет воспитателям " тоньше разбираться в способностях учеников", вести за ними наблюдения, изучать " врож­денные симптомы" (А., 483, 163) спящей мудрости. В таком случае " учение может усваиваться детьми необычайно быстро, лишь бы наблюсти особенности ребенка. Он в большой степени вспоминает уже познанное ранее. Но особенно полезно, если вместо новых знаний ребенку помогут вспомнить уже заложенное в нем. Тем легче после усвоить и новые предметы", но для этого " следует наблю­дать" (Бр., 276). Изучение проявлений индивидуальных особеннос­тей ребенка позволит увидеть, что в его характере нужно корректи­ровать, что развивать, и создать для этого наиболее благоприятные условия и обстоятельства. Речь идет не " о вредном потворстве без оценки. Наблюдение незаметно учитывает способности, оставляя как бы случайные знаки руководства" (А. Й., 457).

Природный потенциал (индивидуально-духовная наследствен­ность), раскрытие, развитие и обогащение которого является целью воспитания, в своем латентном состоянии рассматривается Еле­ной Ивановной и как фактор, влияющий на развитие личности. Количество и качество информационного содержания индивидуаль­но-духовной наследственности (" чаши") во многом предопределяет и играет существенную роль в развитии и воспитании индивида.

Вместе с тем индивидуально-духовная наследственность диалектически взаимосвязана с биологической природой чело­века. Для выявления и развития " каждой способности", утверж­дает Е. И. Рерих, необходим прежде всего " подходящий инстру­мент" (П., т. 2, с. 382). Физическое (биологическое) тело человека и является таким инструментом " для накопления новых духов­ных возможностей" (П., т. 1, с. 290). Иными словами, биологичес­кий фактор детерминирует степень развития природного потен­циала и уровень достижений человека в какой-либо области его жизнедеятельности.

Биологическому фактору, как это видно из приведенных выс­казываний, Е. И. Рерих не отводит решающей роли в развитии личности, однако считает, что он обусловливает возможность вы­явления и развития задатков, наклонностей ребенка, так как " нельзя ни в чем отделить физическое от духовного. Все так пе­реплетено и зависит одно от другого" (Там же, с. 289).

По мнению Елены Ивановны, духовный потенциал человека проявляется в его жизни лишь частично, а степень развертыва­ния его зависит от свойств физического организма (П., т. 2, с. 358). В этом она видит проявление определенной закономерности, так как считает, что, по Закону Кармы [2], заложенное в прошлых суще­ствованиях предопределяет воплощение в физическом теле. Ка­чество энергоинформационных накоплений, как результат опре­деленного приобретенного в прошлом духовного опыта, служит причиной получения высшим Ego оболочки, которая в максималь­ной степени может способствовать совершенствованию заложен­ных (имеющихся) качеств и свойств и наработке новых, наиболее необходимых человеку.

Е. И. Рерих убеждена, что если воплотившееся высшее Ego, даже с большими накоплениями, " попадает в несоответствующие условия, то есть тело, полученное им, не отвечает размаху его духа" (П., т. 1, с. 414), иначе - биологический организм не соответствует всем духов­ным накоплениям человека, - эти условия не будут способствовать " выявлению приобретенных им способностей" (П., т. 2, с. 381), а следовательно, и их развитию. " Так, истинно, мы приносим с собою свой старый багаж, но не все приобретенные способно­сти могут быть выявлены в одной земной жизни <...> физичес­кий инструмент не приспособлен еще к выявлению разнород­ных накоплений нашей индивидуальности" (Там же, с. 392).

Объясняя влияние биологического фактора на развитие при­родного потенциала, Е. И. Рерих ассоциирует для наглядности при­родный потенциал со скрипачом-виртуозом, а физическое тело -со скрипкой. Зависимость степени проявления природного потен­циала от особенностей биологического организма она уподобляет тому, как раскрытие исполнительских возможностей музыканта за­висит от качества музыкального инструмента. Так, для того, чтобы в полной мере скрипач-виртуоз мог показать свои дарования и ма­стерство, ему нужна скрипка высокого качества изготовления. Если музыкант " вместо Страдивариуса получает скрипку, сделанную из жести" (Там же, с. 382), он не сможет полностью показать свои исполнительские возможности. " Можно наблюдать, - писала Еле­на Ивановна, - как бывший музыкальный виртуоз в своем новом теле, в котором нет необходимой координации центров для осо­бых музыкальных способностей, сохранит понимание и большее или меньшее влечение к этому искусству, но виртуозом он уже не будет" (Там же, с. 258). Исходя из данного высказывания, можно утверждать, что частичное проявление заложенных способностей будет выражаться в склонности и интересе к определенным ви­дам деятельности, соответствующим имеющимся задаткам.

По мнению Е. И. Рерих, сущность человека, сложенная многочис­ленными воплощениями, его природный потенциал не подлежит из­менению, а нуждается в " облагораживании и возвышении", иными сло­вами - в воспитании. Она глубоко убеждена в том, что психическое и духовно-нравственное развитие человека в онтогенезе зависит не столько от скрытых свойств человека, его биологических особенностей, но главным образом от воспитания. В процессе воспитания происхо­дит развертывание и совершенствование природного потенциала че­ловека и в то же время от свойств индивидуальных накоплений, на­следственности в целом зависит результативность этого процесса. Елена Ивановна убеждена, что в процессе воспитания должно проис­ходить не только развертывание природного потенциала, но и его раз­витие и обогащение. Мы считаем, что это замечание Елены Ивановны имеет огромное значение для педагогической теории и практики.

Расценивая воспитание как решающий фактор развития при­родного потенциала человека, формирования личности и станов­ления его неповторимой индивидуальности, Е. И. Рерих называет понятие воспитание " великим понятием" (П., т. 2, с. 431). Роль вос­питания она видит в возможности с его помощью преобразования биологического человека в духовного.

Сущностная потребность в развитии, самосовершенствова­нии требует, чтобы воспитание носило сознательный и преднаме­ренный характер, т. е. соответствовало жизненно необходимой цели - продолжало процесс дальнейшей эволюции индивидуальности (высшего Ego).

Эта точка зрения Е. И. Рерих получила развитие в работах С. Р Аблеева: " Содействие эволюции человеческого духа, что должно быть пони­маемо как развитие человека в более совершенное духовное суще­ство, в сущности, и является важнейшей задачей как всего Учения Живой Этики, так и новой педагогической практики" (4, с. 13).

Воспитание в Живой Этике трактуется как преднамеренный процесс " облагораживания и возвышения" (Н., 425), совершенство­вания природы человека; " питание всем возвышенным и утончен­ным" (Там же) сущности индивида, т. е. как целенаправленное воз­действие на индивидуально-духовную (энергоинформационную) наследственность, с помощью которого пробуждается скрытый по­ложительный потенциал, проявляются дарования воспитанника и сдерживаются задатки, которые являются продуктом отрицатель­ных накоплений прошлого опыта.

Эту мысль А. Клизовский, один из последователей Учения Жи­вой Этики, выразил следующим образом: " Система воспитания дол­жна быть поставлена на таких основаниях, чтобы она давала возможность развития уже имеющихся в человеке полезных свойств и искоренения таких, которые вредны и нежелательны" (34, с. 54).

В письмах Е. И. Рерих различным адресатам неоднократно подчеркивается, что " воспитание прежде всего касается всей внут­ренней сущности человека, всего его характера" (П., т. 2, с. 429), " всё механическое, касаясь лишь внешнего человека, не имеет цены и не может преобразить внутреннего человека <... > сфера которо­го лежит в мире побуждений и мысли" (П., т. 1, с. 224).

Аналогичные представления о выборе приоритетов в воспитании имелись и у Н. И. Пирогова, на работы которого Е. И. Рерих ссыла­лась неоднократно. В статье " Вопросы жизни" он обращается к воспитателям подрастающего поколения: " Дайте созреть и окрепнуть <...> Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку! " (66, с. 158).

Целью воспитания Елена Ивановна считает " рождение истин­ного человека" (П., т.2, с.195), человека духовно развитого, нрав­ственно воспитанного, носителя нового миропонимания, который мыслит себя жителем не только Земли, но и Вселенной (Там же, с.291). Поэтому задачу воспитания она видит в формировании у ребенка, а затем и взрослого человека направленности на общую судьбу со всем человечеством и всем Мирозданием, на Общее Благо (П., т. 1, с. 134) и Добро как основы жизни и пути самосовершен­ствования. Елена Ивановна расширяет содержание нравственно­го воспитания и считает, что нравственная организация Космоса должна распространяться на взаимодействие человека и Приро­ды, человека и общества, человека и его внутреннего мира: во вза­имодействии с Мирозданием - быть сотрудником, сотворцом; с другими людьми - строить взаимоотношения на принципах сотруд­ничества, владеть " искусством творить отношения"; с самим со­бой - подняться до уровня духовного человека, стать неповтори­мой индивидуальностью.

В такой трактовке цели воспитания заложена возможность фор­мирования не только планетарного, но и космического сознания человека, которое должно определять его жизненные проявления в соответствии с нравственной организацией Космоса: " нужно заботиться о новых школах, в которых с детских лет закладывались бы основы понимания назначения человека, его места и роли в мире, его космической зависимости; при таком понимании его об­щественная природа и, главное, его личная ответственность полу­чили бы должное значение" (П., т. 2, с. 195).

Е. И. Рерих считает необходимым воспитание ответственности человека перед самим собой, человечеством, Космосом не только за свои мысли и побуждения, о чем было нами сказано ранее, но и за саморазвитие и самовоспитание, а также самоуправление своим дальнейшим развитием. Это, по ее мнению, обеспечивается через развитие всех ценностных человеческих способностей и достиже­ние " симфонии" нравственных качеств личности, таких, как ответственность (П., т. 1, с. 440), чувство сотрудничества, солидарности и дружелюбия (П., т. 2, с. 195), мужество, терпимость, преданность, бесстрашие, храбрость (А., 504), сознание долга, самообладание, достоинство и честь, честность, сердечная утонченность (М. О. II, 71, 97), милосердие (О., 107), находчивость (Н., 494) и др.

Динамическую характеристику цели воспитания Е. И. Ре­рих связывает с саморазвитием и самовоспитанием человека, которые проявляются как " концентрация на избранном Высшем Идеале, в неуклонном и непрестанном стремлении под­няться до Него" (П., т. 1, с. 224).

Высказывания Е. И. Рерих по вопросам самовоспитания че­ловека позволяют утверждать, что она выделяет его в само­стоятельный, чрезвычайно значимый фактор развития и совер­шенствования личности.

Смысл воспитательной работы Елена Ивановна видит в том, чтобы побудить ребенка к самовоспитанию - осознанной, це­ленаправленной, систематической деятельности по самосовер­шенствованию. Возникновение сознательного стремления к са­мовоспитанию - показатель качественно новой и необходимой ступени развития личности. " Но самое малое усовершенство­вание нуждается в сознательном принятии его. Если это заме­чено даже около обиходных открытий, то насколько же оно по­чувствуется, когда коснется самого человека" (М. О. I, 47).

Учитывая фактор наследственности и придавая " великое зна­чение воспитанию" (Н., 425) в развитии природного потенциала и формировании личности, Е. И. Рерих связывает уровень результативности достижений с деятельностью самой личности. " Но, конечно, - писала она, - от каждого зависит степень разви­тия его способностей" (П., т. 1, с. 64). В одном из писем, адресо­ванном супружеской паре, Елена Ивановна давала рекоменда­ции по воспитанию: " Пусть мальчик с ранних лет знает, что для каждого достижения нужен упорный и систематический труд и что лишь невежды полагают, что можно овладеть чем-то с на­скока" (73, с. 255). Целенаправленная активность, саморазви­тие, собственные усилия в различных видах деятельности - не­обходимые условия развития природного потенциала и формирования личности: " для того, чтобы сделаться выдающим­ся художником, артистом или учёным в любой области науки, нужны не только многие накопления в этом направлении в про­шлых жизнях, но и годы упорного и постоянного труда в настоя­щей жизни" (П., т. 2, с. 325); " для развития каждой способности необходимо постоянное упражнение" (Там же, с. 294).

Предпосылкой развития способностей и высоких достижений в определенной области она считает не только систематичность и постоянство определенного вида деятельности, но и воспитание потребности в этом виде деятельности: " Ведь гений, по определе­нию одного мыслителя, есть одна треть способностей при двух тре­тях упорного и систематического труда. Чудеса гения всегда были чудесами труда, но то, что в глазах других является тяжким трудом, то для гения всегда есть радость" (Там же).

Рассматривая вопросы воспитания подрастающего поколения, Е. И. Рерих раскрывает значение семьи как социального воспита­тельного коллектива в развитии и духовно-нравственном становле­нии ребенка. Основную функцию родителей она видит в воспита­нии детей, подготовке их к жизни: " Самое великое облегчение и благо, которое родители могут дать своим детям, это вооружить их всеми средствами для успешной жизненной борьбы и дать им понимание назначения или смысла жизни, ими проходимой" (Цит. по: 18, с. 68). На это же указывал в свое время Н. И. Пирогов, который считал, что родители, желая дать своим детям " истинно человеческое воспита­ние" (66, с. 160), должны заботиться о " приготовлении нравствен­ной стороны ребенка к той борьбе, которая предстоит ему впослед­ствии при вступлении в свет" (Там же, с. 157).

Елена Ивановна подчеркивает особую роль матери в воспита­нии детей, которая " закладывает первые зерна сознательной жизни ребенка <... >, дает направление и окраску или качество всем его стрем­лениям и способностям" (П., т. 1, с. 29), " закладывает первые понятия о значении знания, культуры и государственности... " (П., т. 2, с. 308).

Специфика отношения родителей к жизни, материальным и духовным ценностям, по убеждению Е. И. Рерих, будет ска­зываться на стремлениях и особенностях развития детей. Она высказывает сожаление по поводу состояния домашнего вос­питания в условиях современных ей семей, т. к. считает, что из обихода многих семей вытеснены " высокие понятия", которые заменены стремлением к легкому достижению " пошлейшего благополучия и такой же известности" (Там же, с. 461). " Рас­садником пошлости" (Оз. III: VI, 9) называются в Живой Этике семьи, которые культивируют в детях подобные стремления. Такие семьи, по мнению Елены Ивановны, часто " являют зрелище полного разъединения, антагонизма и служат очагами духовного разврата" (П., т. 1, с.227). Она ставит в прямую зависимость общее и духовно-нравственное развитие детей от характера взаимоотношений в семье. Истинной семьей, способной осуществлять свою основную фун­кцию, Елена Ивановна называет такую семью, в которой приоритетны­ми считаются духовные ценности, господствуют гуманные отношения, атмосфера уважения, доброжелательности и сотрудничества. Имен­но в таких семьях для наиболее полного развития природного потен­циала ребенка, формирования его личности могут быть созданы бла­гоприятные окружающая обстановка и " свойственные ему обстоятельства" (Бр., 163). В противном случае, утверждает она, если человек " рождается в условиях, не способствующих выявлению приоб­ретенных им способностей <...> он должен будет воспитывать в себе новые и часто даже противоположные качества" (П., т. 2, с. 381).

Высоко оценивая роль воспитания и учитывая значение на­следственности в развитии природного потенциала и формировании личности, Е. И. Рерих раскрывает влияние социальной сре­ды на ход этих процессов. По ее мнению, социальная среда является одним из факторов развития человека, т. к. убеждена, что " для развития каждой способности необходимы < …> подходя­щие условия" (Там же, с. 294). Даже в том случае, когда ребенок обладает большими задатками и его биологические особенности способствуют их проявлению и развитию, необходимо, считает Елена Ивановна, наличие благоприятных условий для протека­ния процесса развития природного потенциала и формирования личности. " Заприте младенца, хотя бы гения от рождения, в пус­тую комнату и в полном одиночестве, и он вырастет идиотом. Как бы ни были велики прошлые накопления, для выявления их ну­жен не только подходящий инструмент, но и подходящие усло­вия. Как говорит французская пословица: " обстоятельства созда­ют великого человека" (Там же, с.382).

Влияние социальной среды на общее и профессиональное раз­витие личности Е. И. Рерих показывает на примере женского образо­вания. По ее убеждению, способности, которыми обладает человек, не зависят от пола. В то же время, сопоставляя умственное развитие мужчин и женщин, Елена Ивановна делает вывод, что " ее (женщины. - Н. Л.) мыслительная способность, может быть, в общей сложности развита сейчас несколько меньше, чем у мужчин, но ни в коем случае не в отдельных индивидуальных проявлениях" (Там же). Объяснение этому Е. И. Рерих находит в положении и роли женщины в обществе: на протяжении многих веков круг ее обязанностей во всех странах и различных слоях общества не выходил " за пределы отведенного ей малого поля деятельности, домашнего очага" (Там же, с. 383). Еще в прошлом столетии, писала Елена Ивановна, женщина была " ли­шена возможности пользоваться в полной мере величайшим че­ловеческим преимуществом, приобщением к творческой мысли и созидательной работе. Она лишена не только равноправия, но во многих странах и равного образования с мужчиной. Она не допу­щена к выявлению своих способностей" (П., т. 1, с. 28). Такое поло­жение женщины в обществе, как правило, за редким исключением, приводило к неполному, недостаточному развитию ее способнос­тей: " если эта пониженность в мышлении (женщины. - Н. Л.) где-то и замечается, то только в силу того, что условия и обстановка ее жизни, созданные вековыми утеснениями, способствовали этому" (П., т. 2, с.382). Таким образом, саморазвитие, самоопределение и самореализацию личности Е. И. Рерих связывает также с влияни­ем социальной среды, положением в обществе.

Завершая рассмотрение взглядов Е. И. Рерих по проблеме фак­торов формирования и развития человека, отметим следующее.

В своих высказываниях, затрагивающих эту проблему, Елена Ивановна (на наш взгляд, весьма удачно) преодолевает односто­ронность преформистских, биологизаторских и социологизаторских концепций развития человека - процесс эволюции человека она трактует как сложный процесс взаимообусловленного влия­ния биологических и социальных факторов, выделяя при этом в качестве ведущего - воспитание. Под воспитанием и формирова­нием человека она понимает преднамеренное влияние на про­цесс эволюции природных свойств человека, их совершенствова­ние в противоположность такому пониманию воспитания, как воздействие с целью выработки наперед заданных качеств лично­сти, вызванных требованиями извне (например, социальной сис­темой, идеологией и т. п.). Обращает на себя внимание мысль Е. И. Рерих о роли самовоспитания, которое она расценивает как самостоятельный, во многом определяющий конечный ре­зультат фактор развития личности.

Е. И. Рерих касается малоизученной и современной филосо­фией, и психологией, и педагогической наукой проблемы духовного начала (высшего Ego) человека, роли личностных накоплений в про­цессе жизнедеятельности и роли обратного влияния духовности на развитие и становление личности.

Нельзя не отметить также, что в числе ведущих целей фор­мирования и развития человека Е. И. Рерих в соответствии с об­щей мировой традицией гуманистической педагогики на первый план выдвигает формирование нравственных, точнее - духов­но-нравственных качеств, которые она рассматривает как сис­темообразующее свойство личности, определяющее социальную ценность человека.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.