Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. 2. Кадансовый квартсекстаккорд.






СЕКСТАККОРДЫ И КВАРТСЕКСТАККОРДЫ ГЛАВНЫХ СТЕПЕНЕЙ ЛАДА.

Вопросы гармонического анализа. Фактура. Неаккордовые звуки. Определений каденций (их разновидности).

Кадансовый квартсекстаккорд

Основные вопросы:

  1. Типы кадансов (половинный и заключительный; совершенный и несовершенный; полный, автентический, плагальный).
  2. Условия применения кадансового квартсекстаккорда.
  3. Период, его структура, строение, тональный план.

 

Обучающийся должен: осознать роль гармонии как формообразующего средства при оформлении окончаний построений, предложений, периода, кульминации в периоде; ориентироваться в различных типах каденций, применяющихся в конце обоих предложений, а также знать нормы голосоведения в оборотах.

 

Рекомендации к выполнению:

  1. Гармонизация начинается с точного определения тональности (по ключевым знакам, по последнему звуку мелодии, по ее функциональному строению).
  2. Затем выясняются границы каждого из предложений периода.
  3. Далее определяются гармонии и гармонические обороты для серединной и заключительной каденций.
  4. Учитывается характерные особенности цезуры. Цезура в сущности создает впечатление перерыва в связности гармонического движения; в результате – последний аккорд первого предложения и начальный аккорд второго не оказываются в непосредственной функциональной связи. Поэтому второе предложение можно начинать с любой гармонии – с D, T и даже S (после D в половинной каденции).
  5. В данном для гармонизации голосе может встретиться и дополнительная плагальная каденция; необходимо ее специально отметить и отделить от заключительной каденции периода.
  6. При гармонизации баса следует обратить внимание на ритмический рисунок мелодии в первом и втором предложениях. Второе предложение мелодии можно построить:

- на ритмическом подобии первому;

- на дополняющем контрасте;

- более свободно, на комбинировании первых двух приемов.

  1. Для наглядности рекомендуется границы предложений и дополнительные каденции обозначать квадратными скобками.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы типы кадансов и их характерные особенности?

2. Что такое Кадансовый квартсекстаккорд и каковы условия его применения?

3. Что такое предложение? Период?

4. Какие типы неаккордовых звуков Вы знаете?

 

 

Секстаккорды главных ступеней лада

Основные вопросы:

  1. Виды секстаккордов; их расположение, перемещения.
  2. Правила соединения секстаккордов и трезвучий при плавном голосоведении.

 

Обучающийся должен: обратить внимание на применение секстаккордов; необходимо разобраться в способах расположения секстаккордов.

Рекомендации к выполнению:

  1. Секстаккорды применяются как средство развития, придающее текучесть изложению материала. Поэтому секстаккорды используются в середине построения (трезвучия в основном виде используются в каденциях).
  2. Расположение секстаккорда может быть не только тесным или широким, но и смешанным.
  3. Обратить внимание на оборот S –D6 в миноре, где бас идет на ум.5 вниз.

 

  1. При последовательности S6 – D6 в миноре бас должен двигаться на ум.4, а не на ув.5.
  2. При соединении S6 – D6 рекомендуется для избежания нежелательного хода на ув.2 в басу, повышать терцию субдоминанты.

 

Вопросы для самоконтроля

  1. Каковы условия применения секстаккордов?
  2. Каковы типы расположения секстаккордов?
  3. Каковы особенности соединения трезвучий и секстаккордов кварто-квинтового и секундового соотношения?
  4. Каковы особенности голосоведения в миноре?

 

 

Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды

Основные вопросы:

  1. Условия применения проходящих и вспомогательных квартсекстаккордов.
  2. Голосоведение в оборотах:

 

 

Обучающийся должен: уяснить качественное различие проходящих и вспомогательных оборотов.

 

Рекомендации к выполнению:

  1. Проходящий оборот не имеет самостоятельного значения, он связан с плавным движением голосов. Проходящий квартсекстаккорд помещается на слабом времени между трезвучием и его секстаккордом при поступенном восходящем или нисходящем движении баса.

 

  1. Вспомогательный оборот имеет самостоятельное значение как миниатюрный органный пункт на Т или Д (на Т применяется в начале или конце построения, на Д – в половинной каденции). Вспомогательный квартсекстаккорд помещается на слабом времени между трезвучием и его повторением на выдержанном басу.

 

 

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое проходящий оборот? Вспомогательный оборот?
  2. Каковы условия применения проходящих и вспомогательных оборотов?
  3. В каких разделах (тактах) периода используются проходящие и вспомогательные обороты?

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.