Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся
| |
|
| |
Раздел 1. Свойства музыкального звука
|
| |
Введение
| Содержание учебного материала
| |
Музыка в ряду других искусств. Общая характеристика средств музыкальной выразительности (мелодии, ритма, гармонии, фактуры). Исторический путь развития музыкального искусства.
| |
Тема 1.1. Музыкальный строй
| Содержание учебного материала
| |
| Музыкальный звук, его свойства. Натуральный звукоряд, обертоны.
| |
| Звукоряд. Название звуков и октав. Знаки альтерации. Энгармонизм.
| |
| Нотное письмо. Запись высоты звука. Ключи.
| |
| Запись длительности звука. Увеличение длительности ноты.
| |
Тема 1.2. Метро-ритм
| Содержание учебного материала
| |
| Метр. Такты. Затакт.
| |
| Простые, сложные и смешанные размеры. Переменный метр. Полиметрия. Метрический счет и дирижирование.
| |
| Ритм. Группировка длительностей в такте.
| |
| Темп, агогика, динамика.
| |
РАЗДЕЛ 2. Диатоника
|
| |
Тема 2.1. Интервалы и аккорды вне лада
| Содержание учебного материала
| |
| Общее представление об интервалах. Простые интервалы. Консонансы и диссонансы. Энгармонизм интервалов.
| |
| Обращение интервалов.
| |
| Составные интервалы.
| |
| Трезвучия, виды трезвучий. Обращения трезвучий, виды обращений.
| |
| Септаккорды. Обращения септаккордов.
| |
Тема 2.2. Звукоряд и лад
| Содержание учебного материала
| |
| Мажорный лад. Мажорная гамма. Квинтовый круг мажорных тональностей. Энгармонизм тональностей. Гармонический и мелодический мажор.
| |
| Минорный лад. Минорная гамма. Квинтовый круг минорных тональностей. Энгармонизм тональностей. Гармонический и мелодический минор.
| |
| Лады народной музыки: миксолидийский, лидийский, дорийский, фригийский.
| |
Тема 2.3. Интервалы и аккорды в ладу
| Содержание учебного материала
| |
| Интервалы натурального мажора и минора.
| |
| Интервалы гармонического мажора и минора.
| |
| Аккорды в ладу. Общее представление о ладовых функциях аккордов. Главные трезвучия лада с обращениями.
| |
| Разрешение доминантсептаккорда и его обращений.
| |
| Разрешение вводного септаккорда и его обращений.
| |
Раздел 3. Элементы структуры музыкального языка
| | |
Тема 3.1. Мелодия и мелодический рисунок
| Содержание учебного материала
| |
| Понятие мелодии. Строение мелодической линии. Принцип тонального развития и кульминация. Виды мелодических рисунков. Вокальная и инструментальная мелодия. Неаккордовые звуки и мелизмы.
| |
Тема 3.2. Типы фактур, типы изложения музыкального материала
| Содержание учебного материала
| |
| Фактура и виды фактуры. Фактурное изложение тем в джазе. Транспозиция и способы транспозиции. Транспонирующие инструменты оркестра.
Секвенция и виды секвенции. Секвенцирование как прием мелодического развития. Значение секвенций в классической и современной музыке.
| |
Самостоятельная работа обучающихся
- игра секвенций для распевания.
| |
Раздел 4. Аккорды в четырехголосном гармоническом изложении
|
| |
Тема 4.1. Главные трезвучия лада
| Содержание учебного материала
| |
|
| Понятие аккорда. Традиционные типы аккордов – трезвучия, септаккорды, нонаккорды. Четырёхголосный склад. Расположение (тесное или широкое) и мелодическое положение трезвучия. Перекрещивание голосов.
| |
| Функциональная система главных трезвучий. Соотношение трезвучий – кварто-квинтовые, секундовые и терцовые. Вопросы голосоведения.
| |
| Гармонический способ соединения трезвучий
| |
| Мелодический способ соединения трезвучий
| |
| Гармонизация мелодии главными трезвучиями.
| |
| Перемещение трезвучий. Виды перемещения – прямое, противоположное, косвенное. Техника перемещения с сохранением и со сменой расположения.
| |
| Гармонизация баса главными трезвучиями лада.
| |
| Скачки терций.
| |
Тема 4.2. Кадансовый квартсекстаккорд.
Секстаккорды и квартсекстаккорды главных степеней лада.
| Содержание учебного материала
| |
| Вопросы гармонического анализа. Фактура, неаккордовые звуки. Понятие о периоде. Определение каденций (их разновидности).
| |
| Кадансовый квартсекстаккорд.
Его строение, функциональная двойственность, сочетание тонической и доминантовой функции. Метрически опорное положение К64, переход в основной вид доминанты. Приготовление К64. Применение К64 в серединной и заключительной каденциях.
| |
| Секстаккорды главных ступеней лада. Соединение трезвучия с секстаккордами. Перемещения секстаккордов.
| |
| Соединение двух секстаккордов. Параллельные квинты и октавы. Особенность соединения S6 – D6 в миноре. Применение каденционного оборота S6 – К64.
| |
| Проходящие квартсекстаккорды. Проходящий Д64 между Т и Т6; проходящий Т64 между S и S6. Голосоведение в проходящих оборотах
| |
| Вспомогательные квартсекстаккорды. S64 между тоническим трезвучием и его повторением. Т64 между трезвучием доминанты и его повторением в половинной каденции.
| |
Тема 4.3. Доминантовый септаккорд с обращениями
| Содержание учебного материала
| |
| Доминантсептаккорд в основном виде. Его строение: полный и неполный. Разрешение Д7.
| |
| Обращения Д7. Их строение и положение в ладу. Проходящий Д43 между тоникой и тоническим секстаккордом. Особенность голосоведения.
| |
| Перемещение Д7 и его обращений. Техника взаимного обмена звуков.
Проходящие обороты с Д7 и его обращениями при заполнении проходящим движением терции Д7.
| |
Тема 4.4. Трезвучия и секстаккорды побочных ступеней.
| Содержание учебного материала
| |
| Полная функциональная система мажора и минора. Трезвучия, секстаккорды побочных ступеней – общие сведения. Аккорды субдоминантовой группы.
| |
| Секстаккорд и трезвучие второй ступени. Соединения с другими аккордами, правила соединения. Условия использования.
| |
| Гармонический мажор. Изменение структуры аккордов субдоминантовой группы в гармоническом мажоре – трезвучий второй и четвертой ступеней. Перечение голосов.
| |
| Трезвучие шестой ступени. Соединение с другими аккордами, правила и условия применения. Прерванный оборот.
| |
Тема 4.5. Септаккорды второй и седьмой ступени с обращениями.
| Содержание учебного материала
| |
| Септаккорд второй ступени, его разрешение в тонику, использование в мажоре и миноре. Обращения септаккорда второй ступени.
| |
| Разрешение II7 в трезвучие доминанты. Разрешение II7 в D7 с обращениями. Проходящие обороты с использованием II7 с обращениями.
| |
| Септаккорд седьмой ступени (вводный), его разрешение в тонику, использование в мажоре и миноре. Обращения вводного септаккорда.
| |
| Внутрифункциональное разрешение VII7 в D7 с обращениями. Проходящие обороты с использованием VII7 с обращениями
| |
Тема 4.6. Малоупотребимые аккорды доминантовой группы
| Содержание учебного материала
| |
| Трезвучие третей ступени – условия применение, голосоведение.
| |
| Доминанта с секстой, доминантовый септаккорд с секстой – условия применение, разрешение в тонику.
| |
| Доминантовый нонаккорд – условия применения, разрешение в тонику.
| |
Раздел 5. Диатоника в гармонии
| | |
Тема 5.1
Фригийский оборот
| Содержание учебного материала
| |
| Особенность функциональной системы натурального минора. Фригийский оборот – условия применения, виды фригийского оборота. Особенности голосоведения.
| |
| Гармонизации фригийского тетрахорда в сопрано и в басу с использованием аккордов натуральной доминанты.
| |
Тема 5.2. Диатонические лады в русской музыке
| Содержание учебного материала
| |
|
| Диатоника русской школы. Переменные ладовые функции.
| |
| Особенности голосоведения при использовании переменных ладовых функций.
| |
Тема 5.3. Тональные диатонические секвенции
| Содержание учебного материала
| |
| Понятие мотива, звена, шага секвенции. Направление движения. Секвенции с постоянным и переменным шагом, с точной транспозицией звеньев и варьированные. Строение мотива диатонической секвенции.
| |
| Структура аккордов и перемещение мотива. Выявление тонического центра. Переменные ладовые функции.
| |
Тема 5.4. Двойная доминанта
| Содержание учебного материала
| |
| Понятие функции двойной доминанты. Основные аккорды группы двойной доминанты.
| |
| Условия применения аккордов, окружение, голосоведение.
| |
| Приготовление аккордов двойной доминанты тоникой и аккордами субдоминантовой группы.
| |
| Использование аккордов двойной доминанты в середине построения и в каденциях.
| |
| | | | | | | | | |