Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания по выполнению






КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 2

(Гармония)

ТЕМА 4.1. ГЛАВНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ЛАДА

Аккорды в гармонии. Четырехголосный склад

 

Основные вопросы:

1. Музыкально-выразительная, формообразующая роль гармонии.

2. Гармоническое четырехголосие.

3. Принципы расположения трезвучий.

Обучающийся должен: разбираться в нормах расположения и мелодических положениях того или иного аккорда, уметь сыграть на фортепиано мажорное и минорное трезвучие от любого звука в заданном виде.

 

 

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое созвучие? Аккорд?
  2. Назвать типы фактуры.
  3. Что такое расположение аккорда и его мелодическое положение?

 

 

Лад. Функциональная система главных трезвучий. Соединение главных трезвучий лада, голосоведение.

Основные вопросы:

  1. Способы голосоведения.
  2. Мелодическое и гармоническое тяготения.
  3. Соотношение трех главных функций лада.
  4. Соединение трезвучий кварто-квинтового и секундового соотношения.

 

Обучающийся должен: обратить внимание на значение теории ладовых функций; взаимодействие трех главных функций лада; уяснить систему гармонических оборотов (автентический, плагальный, полный) и основу соединения аккордов, плавное и скачкообразное голосоведение. При кварто-квинтовых и секундовых соединениях трезвучий следует обратить внимание на гармоническое и мелодическое соединения аккордов.

 

Рекомендации к выполнению:

  1. При соединении трезвучий гармоническим способом необходимо помнить, что это способ, при котором общий звук остается на месте в том же голосе.

При соединении тоника – субдоминанта:

    • намечается бас нового аккорда;
    • общий звук остается на месте в том же голосе;
    • оставшиеся два голоса идут поступенно в параллельном движении вверх.

 

 

При соединении тоника – доминанта:

    • намечается бас нового аккорда;
    • общий звук остается на месте в том же голосе;
    • оставшиеся два голоса идут поступенно в параллельном движении вниз.

  1. При соединении трезвучий мелодическим способом необходимо помнить, что это способ, при котором ни один из голосов не остается на месте – даже при наличии общего звука.

При соединении субдоминанта – доминанта:

  • бас делает шаг на секунду вверх, а не на септиму вниз;
  • три верхних голоса ведутся противоположно басу (вниз) на ближайшие звуки второго аккорда, без скачков.

 

 

 

При соединении тоника - субдоминанта:

  • бас делает шаг на не шире кварты, т.е. движется вверх;
  • три верхних голоса ведутся противоположно басу (вниз) на ближайшие звуки второго аккорда, без скачков.

 

При соединении тоника - доминанта:

  • бас делает шаг на не шире кварты, т.е. движется вниз;
  • три верхних голоса ведутся противоположно басу (вверх) на ближайшие звуки второго аккорда, без скачков.

 

 

 

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое ладовая система с точки зрения гармонии?
  2. Каковы характерные признаки каждого из главных трезвучий лада?
  3. Что такое гармонический оборот и его виды?
  4. Что такое голосоведение и его виды?
  5. Что такое мелодическое и гармоническое соединения?

 

Перемещение трезвучий

Гармонизация мелодии и баса

Скачки терций

Основные вопросы:

  1. Роль перемещений аккордов.
  2. Способы перемещения трезвучий.
  3. Принципы гармонизации мелодии: анализ мелодии, выявление закономерностей гармонизации, правила гармонизации
  4. Приемы сочинения различных вариантов мелодии к данному басу.
  5. Скачки терцовых тонов при соединении трезвучий.

 

Обучающийся должен: необходимо понять важность перемещений аккордов как способа развития мелодии без смены функций (частая смена функций может привести к пестроте и тяжеловесности). Смена расположений аккордов с тесного на широкое и наоборот создает удобство и плавность голосоведения.

 

Рекомендации к выполнению:

1. Основные правила гармонизации мелодии:

  • Каждый звук мелодии должен быть функционально определен как основной, терцовый или квинтовый трезвучия тоники, субдоминанты или доминанты. При возможности двоякого истолкования того или иного звука мелодии необходимо учитывать последующее гармоническое движение. Такое «заглядывание вперед» позволяет избежать неправильных соединений, а также нежелательной последовательности D-S.
  • Первым и последним аккордом всего построения обычно бывает устойчивая функция – тоника. Иногда построение начинается с доминанты или с субдоминанты, преимущественно – с затакта.
  • Повторение аккорда со слабого времени на следующее за ним сильное нежелательно.
  • Бас должен представлять собой волнообразную линию ограниченного диапазона (в пределах 1 – 1, 5 октав). Это достигается чередованием восходящего движения с нисходящим.

 

Образец гармонизации мелодии в тесном расположении:

 

 

Образец гармонизации мелодии в широком расположении:

 

2. Основные правила гармонизации баса:

  • Не представляет никаких затруднений в смысле выбора аккорда: наличие в басу 1 ступени гаммы данной тональности указывает на тоническое трезвучие, IV ступень указывает на субдоминантовое трезвучие и V – на доминантовое.
  • Гораздо лучших результатов можно добиться, применяя, наряду с гармоническим, и мелодическое соединение. Следует помнить, что мелодическое соединение допустимо лишь в случае хода баса на кварту.
  • Дополнительным средством обогащения мелодии служит применение перемещений аккордов, которое целесообразно применять в тех случаях, когда бас – а) повторяется, б) делает октавные скачки, в) представлен более крупной длительностью.

3. Скачки терцовых тонов, применяемые в основном в сопрано и теноре, возможны при соединении трезвучий кварто-квинтового соотношения. При скачке терцовых тонов в соединении трезвучий расположение меняется с тесного на широкое и наоборот. В целом, применение скачков обогащает мелодическую линию, расширяет средства голосоведения.

 

Образец гармонизации баса:

Образец гармонизации баса с применением мелодического соединения:

Образец гармонизации баса с применением перемещений:

Вопросы для самоконтроля

    1. Перечислить основные правила гармонизации мелодии.
    2. Что такое перемещение трезвучий?
    3. Какова роль перемещений трезвучий в гармонии?
    4. Что такое гармонизация баса

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.