Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок № 84




Тема: Саша Чёрный «Кавказский пленник» Тип: изучение нового материала
Задачи: · представить творчество нового для учащихся писателя Саши Чёрного · продолжить формирование представления о комическом в искусстве, помочь усвоить понятие юмора в искусстве; · углубить представления о художественном произведении как отражении авторского восприятия картины мира; · совершенствовать умение учащихся выразительно и осмысленно читать, в том числе по ролям · выделить тему детства в литературе, определить место рассказа «Кавказский пленник» в литературе, посвященной образам детей
Планируемые результаты
Предметные · видеть комическое в произведении, обращать внимание на средства создания комического; · видеть и понимать юмор в произведении; · получать представление о новом писателе (на примере творчества Саши Чёрного и теме детства в его творчестве); · понимать связь жизни писателя, его личной биографии с темами его произведений; · знать и помнить содержание рассказа «Кавказские пленники»; · пересказывать произведение с включением речи героев, передачей диалогов; · выявлять и формулировать цель создания произведения; · рассказывать о своём восприятии произведения Метапредметные регулятивные: · определять и формулировать задачу собственной работы на уроке; · ставить перед собой задачу в каждом виде учебной деятельности; · определять свою роль в работе группы, соблюдать чувство такта и меры в диалоге, в монологической речи; · работать в группе, быть полезным группе; коммуникативные: · понимать произведение в соответствии с замыслом автора; · вести диалог с учащимися класса, учителем; · высказывать и аргументировать своё мнение в дискуссии Личностные · определять своё отношения к прочитанному; · совершенствовать культуру речи; · понимать юмор, шутку, видеть комическое в жизни; · стремиться к формированию эстетического взгляда на мир; · осознавать свою связь с окружающим миром, нравственную позицию  
Межпредметные связи: география: название острова, рек в Петербурге, история: Петербург, столица России, жизнь России в начале ХХ века;; внутрипредметные связи: рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
Ресурсы урока: Учебник, слайды, подготовленные учителем, иллюстрации к рассказу, школьный словарь литературоведческих терминов
Ход урока
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся
Актуализация необходимых знаний
· Спрашивает, знакомо ли учащимся имя писателя Саши Чёрного, какие рассказы учащимися прочитаны, чем понравились рассказы Саши Чёрного. · Спрашивает, знают ли учащиеся, что такое псевдоним, · · проводит беседу о юмористической литературе: любят ли читатели юмористические произведения, почему; над чем может смеяться автор в произведении, почему в произведениях о детях часто присутствуют забавные ситуации; · спрашивает, знают ли учащиеся, что такое эмиграция, кого называют эмигрантами, чем бывает вызвана эмиграция. · Отвечают на вопросы учителя, рассказывают, какие рассказы Саши Чёрного прочитаны, чем понравились; · Определяют значение слова «псевдоним», рассуждают, почему некоторые писатели берут псевдонимы; · Рассуждают о юморе, о комическом в литературе, почему читатель любит юмористические произведения, почему в рассказах о детях часто присутствуют забавные ситуации; · · Рассказывают о своем понимании того, что такое эмиграция, кого называют эмигрантами, чем бывает вызвана эмиграция.
Мотивация познавательной деятельности
· Предлагает составить вопросы о Саше Чёрном и его рассказе «Кавказский пленник», на которые учащиеся хотели бы найти ответы в результате урока · Задают вопросы о Саше Чёрном и его рассказе «Кавказский пленник», на которые хотели бы получить ответы в результате урока, выстраивают последовательность действий на уроке
Организация познавательной деятельности
· Рассказывает о жизни поэта Саши Чёрного, его произведениях для детей, эмиграции, сопровождая рассказ показом портретов, найденных учащимися. · Организует процесс чтения вступительной статьи учебника. · Проводит тестовую работу, проверяющую, как школьники усвоили новую информацию (Н.В. Беляева. Уроки литературы в 5-м классе. Поурочные разработки стр. 191); · Задает вопросы, позволяющие проверить, как поняли учащиеся содержание рассказа «Кавказский пленник»: в каком городе происходит действие, далеко ил этот город от Кавказа, почему детей так взволновал рассказ, какому сословию принадлежала семья, как это поняли учащиеся · Организует работу в группах для осмысления содержания прочитанного по вопросам, опубликованным на стр 191 -192 пособия: Н.В. Беляева. Уроки литературы в 5-м классе. Поурочные разработки. · Просит найти смешные ситуации в рассказе, объяснить, чем эта ситуация показалась смешной; · · Организует работу со словарем литературоведческих терминов для определения значения понятий «юмор», «юмористический рассказ» · Слушают рассказ учителя о жизни и творчестве Саши Чёрного, демонстрируют портреты поэта, обсуждают изображение.
  • Читают вступительную статью учебника;
 
  • Выполняют тестовые задания, проверяющие
уровень усвоения новой информации; проверяют правильность ответов по учебнику; · · Отвечают на вопросы учителя, рассказывают о своем понимании событий в рассказе, социального статуса героев рассказа, выявляют характерные черты жизни в начале ХХ века, объясняют, поняли ли они, какие игры любили дети · · Работают в группах над углубленным чтением рассказа «Кавказский пленник»; Делают отчет о выполнении заданий; · · Пересказывают смешные, с точки зрения учащихся, эпизоды рассказа «Кавказский пленник», объясняют, почему ситуация показалась смешной · Работают со словарем литературоведческих терминов, объясняют понятии «юмор», «юмористический рассказ»
Подведение итогов
· Предлагает ответить на вопросы: О чём узнали сегодня на уроке? Что нового открыли для себя? Чему научились? · Предлагает ответить, что о Саше Чёрном и его рассказе «Кавказский пленник» хотелось бы рассказать своим домашним. · Отвечают на вопросы учителя, анализируют результат своей деятельности; делают выводы о реализации собственного плана. · Делятся впечатлениями, рассказывают, какими знаниями о Саше Чёрном и впечатлениями о рассказе «Кавказский пленник» поделятся с домашними.
Дополнительный материал: Презентация о жизни и творчестве Саши Чёрного; слайды с изображением жизни детей в начале ХХ века
Диагностика достижения планируемых результатов: Система вопросов, направленных на выявление уровня восприятия художественного текста после его анализа и обсуждения (обобщающая беседа). Анализ ответов учащихся, установление уровня восприятия, понимания, выражения отношения к прочитанному
Дополнительные творческие задания: Проект «В какие игры играли дети в дореволюционной России»
Самоанализ
Достижения Сложности Предложения
     
     
     
     
       

 

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.