Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ товарооборота




 

Товарооборот выражает экономические отношения, возникающие при реализации собственной продукции, покупных товаров, оказании услуг по организации питания.

Товарооборот состоит из двух основных частей: реализации продукции собственного производства, продажи покупных товаров. В зависимости от форм потребления, назначения в питании человека продукцию собственного производства можно подразделить на обеденную (блюда, реализуемые в зале на раздаче) и прочую продукцию (бутерброды, горячие напитки, кондитерские, мучные изделия, реализуемые через буфет). Обеденная продукция подразделяется по виду блюд на супы, горячие, напитки и закуски.

Анализ товарооборота предприятия общественного питания позволяет оценить достигнутые результаты, изучить развитие товарооборота, оценить правильность стратегии предприятия в развитии товарооборота. Оценка достигнутых результатов является основой планирования объема реализации предприятия[9].

Методика экономического анализа товарооборота предприятия включает:

- изучение динамики товарооборота;

- исследование влияния важнейших факторов на выполнение плана и динамику товарооборота;

- выявление резервов роста и разработка мероприятий по увеличению товарооборота.

В таблице 2 представлен объем и состав товарооборота за 2007 год, сравнение с прошлым периодом (2006 год) приведено в таблице 3.

В среднем по предприятию удельный вес продукции собственного производства составляет 82%, таким образом столовая выдерживает соотношение между собственным производством и продажей покупных товаров. Значительное снижение товарооборота наблюдается в июле-августе, когда происходит резкое снижение потока потребителей.

В таблице 4 приведен удельный вес кварталов в годовом товарообороте.

 


Таблица 4 – Удельный вес кварталов в годовом товарообороте

Показатель Прошлый период (2006г) Отчетный период (2007г) Отклонение
Сумма, т.р. Удельный вес, % Сумма, т.р. Удельный вес, % По сумме, т.р. По удельному весу, %
1 квартал 2784,2 23,8 2790,4 23,1 +6,2 -0,7
2 квартал 3169,1 27,1 3177,7 26,3 +8,6 -0,8
3 квартал 1705,3 14,5 1729,0 14,3 +23,7 -0,2
4 квартал 4047,7 34,6 4372,3 36,3 +324,6 +1,7
Всего за год 11706,3 100,0 12069,4 100,0 +363,1 +3,1

 

В отчетном периоде товарооборот увеличился на 3,1% или 363 т.р. Оборот по продукции собственного производства также возрос на 4,5% или на 429 т.р. Оборот по покупным товарам снизился на 66 т.р. или на 3,4%. Соответственно увеличился удельный вес ПСП в товарообороте с 81,8 до 82,9%. Таким образом, увеличение оборота по продукции собственного производства способствовало росту товарооборота.



Средние темпы роста товарооборота в действующих ценах составили 103,1.

На развитие товарооборота оказало влияние повышение продажных цен. Средний индекс продажных цен в 2007 к 2006 году составил 1,2. Анализ товарооборота в сопоставимых ценах показывает, что товарооборот сократился на 14,1 %, в том числе по ПСП на 12,9% и по покупным товарам на 19,3%.

Таким образом, товарооборот увеличился за счет повышения цен.

Поквартальный анализ показал, что в 4 квартале наблюдается повышение товарооборота. Это происходит за счет оказания дополнительных услуг – проведение новогодних торжеств для работников университета.

Анализ товарооборота по составу показал, что основная его часть обеспечивается реализацией продукции собственного производства. В связи с этим большое значение приобретает анализ выполнения производственной программы.

Количественный учет и учет по группам блюд на предприятии не ведется.

Оценка выпуска продукции представлена в таблице 5.

 

Таблица 5 - Оценка выпуска продукции собственного производства

Месяц Отчетный период (2007 год)
Обеденная продукция Прочая продукция (буфет)
Сумма, т.р. Удельный вес, % Сумма, т.р. Удельный вес, %
Январь 6,77 5,88
Февраль 6,86 7,44
Март 8,97 11,54
Апрель 9,42 10,51
Май 9,27 10,20
Июнь 7,02 6,99
Июль 4,24 3,08
Август 0,23 - -
Сентябрь 8,98 11,05
Октябрь 10,94 11,90
Ноябрь 13,11 10,80
Декабрь 14,19 10,61
Всего за год 100,0 100,0

Таким образом, товарооборот напрямую зависит от расписания занятий студентов. В учебные месяцы реализация продукции увеличивается, в период каникул товарооборот резко снижается. Так же наблюдается рост товарооборота в конце года.



На объем товарооборота, его изменение оказывают влияние факторы внутреннего характера. Первая группа факторов – обеспеченность товарными ресурсами, их правильное использование. Проанализировать влияние данного фактора невозможно из-за отсутствия информации. Вторая группа – обеспеченность трудовыми ресурсами, эффективность их использования. Анализ влияния трудовых факторов на выполнение товарооборота представлен в таблице 6. Третья группа факторов – состояние, эффективность использования основных фондов и материально-технической базы предприятия.

 

Таблица 6 - Влияние трудовых факторов на товарооборот

Показатель Прошлый период (2006 г) Отчетный период (2007 г) Отклонение, (+, -) Влияние на товарооборот
Товарооборот (валовой), т.р. 11706,3 12069,4 +363,1 +363,1
Среднесписочная численность, чел. +1 +290,3
Производительность, т.р. 292,6 294,4 +1,8 +72,8

 

Из таблицы видно, что в результате роста производительности труда валовой товарооборот вырос на 72,8 т.р. Вследствие увеличения численности работников товарооборот увеличился на 290,3 т.р.

Анализируя товарооборот, следует выделить резервы роста товарооборота:

– расширение и обновление ассортимента;

– изучение спроса потребителей;

– внедрение новых технологий в производство;

– использование новых видов оборудования;

– повышение квалификации работников для работы на новом оборудовании.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал