Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вполне определенные игры (игры с седловой точкой)






Рассмотрим конечную бескоалиционную игру с двумя участниками. Игрок А имеет m стратегий, игрок В – n стратегий. Выбор игроком А стратегии с номером I, а игроком В стратегии с номером j – определяет исход игры. Ни один из игроков не знает выбора противника. Игрок А получает в качестве выигрыша сумму аij, а игрок В – сумму bij. Такая игра называется игрой двух лиц в нормальной форме.

Игра двух лиц с матрицами выигрыша аij и bij называется антагонистической (или игрой с нулевой суммой), если аij + bij = 0 при любой стратегии I игрока А и любой стратегии j игрока В. Антагонистическая игра описывается одной матрицей (платежной или выигрышей).

Теория антагонистических игр разработана наиболее детально. Ее математический аппарат связан с таким разделом математики, как линейное программирование.

В теоретико-множественной форме антагонистическая матричная игра записывается в виде

Н = { A, B, H(m, n)}, (1)

где A = {a1, a2, …am} - множество стратегий игрока А;

В = {b1, b2, …bn} - множество стратегий игрока B;

H(m, n) – платежная матрица или матрица выигрышей, размерностью m х n.

Любой элемент матрицы Н – (aij) – численно показывает величину выигрыша игрока А, если он примет стратегию i, и соответственно, величину проигрыша игрока В, если он примет стратегию j.

Решить игру (1) означает вычислить пару стратегий (ai, bj), которая наилучшим образом удовлетворяла бы интересы обоих игроков.

 

Наиболее простым случаем матричной антагонистической игры является. вполне определенная игра(ига с седловой точкой).

Вполне определенной игрой или иг­рой с седловой точкой называется игра, у которой совпадают нижняя и верхняя цены игры, то есть выполняется равенство:

a = max min аij = min max aij = b.

i j j i

При этом величина V = a = b называется ценой игры, элемент аij соответствующий равенству, называют седловой точкой.

Простота решения игры с седловой точкой заключается в том, что оптимальные стратегии (в этом случае их называют чистыми стратегиями) обоих игроков получаются сразу. Для примера 1 α = β = 6, т.е цена игры V = 6 у.е., а элемент матрицы Н, находящийся на пересечении строки 2 (стратегия А2) и столбца 2 (стратегия В2) – седловая точка игры.

Седловая точка всегда является минимальным элементом соответствующей строки и максимальным элементом соответствующего столбца. Эта точка есть точка равновесия игры, однозначно определяющая чистые оптимальные стратегии.

Такое решение обладает свойством устойчивости в том смысле, что если один из игроков применяет свою оптималь­ную стратегию, то любое отклонение другого игрока от оптимальной стратегии может оказаться не выгодным для него.

Седловых точек к матрице может быть несколько. Между тем значение цены игры всегда единственное.

Стратегии игроков, подразумевающие разумность действий противников в достижении поставленных целей, получили в теории игр название принципа гарантированного результата, или принципа максимина.

Решением игры в примере 1 является выбор стратегии А2 игроком А и В2 игроком В, при этом цена игры V = 6.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.