Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поэтапное описание






 

Подготовительный этап: ведущий знакомит всех участников с правилами игры, все участникираспределяют роли попарно: продавец — покупатель.


 

 


Игровое действие: каждая пара садится за стол напротив друг друга и заполняет свои карточки: продавец — карточки с жизненными благами, которыми он собирается торговать: слава, сила, карьера, здоровье, успех, счастье, машина, самолет, дача, любовь и т. д., а покупатель — карточки со своими ценностями, которыми он будет расплачиваться: свобода, любовь, здоровье, честь, а также ценности, которые есть у продавца. Затем по жребию определяется очередность торгов. Далее все участники становятся свидетелями торга каждой пары. По сигналу ведущего первая пара начинает торг: продавец выставляет свой товар (карточки), а покупатель держит свои ценности. Покупатель предлагает товар, хвалит его, рекламирует, покупатель выбирает все, что захочет, расплачиваясь своими ценностями и мотивируя вслух свое решение. Торг длится не более 2—3 минут. Затем в игру вступает другая пара, сменяя первую и т. д. Когда все пары завершают торг, все меняются ролями и цикл повторяется в том же порядке. В заключение все делятся чувствами и впечатлениями.

 

Краткие советы. Эксперт следит за временем выполнения задания, поощряет всех участников, стимулирует процесс рефлексии жизненных ценностей.

 

(Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / под ред. С. А. Беличевой. М., 1999.)

 

 

ТРЕНИНГ ПЕРВИЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБЩЕНИИ И НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

 

Методические рекомендации. Тренинг проводится в течение24—30академических часов, 4—5дней подряд в группах от 8 до 13 человек, гомогенных по возрасту участников, в группу входят дети из параллельных классов: первоклассники — 1 группа, третьеклассники — 1 группа, семиклассники

— 1 группа, десятиклассники — 2 группы.

Участников тренинга во всех пяти группах можно условно разделить на четыре основных типа:

 

а) робкие, зажатые, стеснительные дети, неуверенные в себе, с явно заниженной самооценкой; б) гиперактивные, импульсивные, реактивные дети с явно завышенной или ярко сниженной

 

самооценкой; в) дети с резко меняющимся типом поведения – то зажатые, то гиперактивные, с неустойчивой

 

самооценкой; г) дети, страдающие комплексом неполноценности из-за внешнего недостатка (заикание,

излишний вес).

Основные цели: помочь ребенку в:

 

а) осознании универсального характера его трудностей — их распространенности в обычности; «нормальности»;

 

б) осознании причин его трудностей; в) преодолении внутренних барьеров;

 

г) освоении адекватных способов самовыражения; д) формировании адекватной самооценки.

 

Эти основные цели реализовались при разработке программы тренинга посредством постановки конкретных задач:

 

а) развитие социальной сензитивности; б) формирование установки на партнерство;

 

в) освоение базовых коммуникативных навыков и умений: установления и поддержания контакта, создание благоприятного климата общения;

 

г) развитие способностей подстройки, присоединения и эмпатии; д) снятие мышечных зажимов; е) релаксации.

 

В основе программы и в процессе проведения тренинга лежат следующие принципы:

 

1. НЕНАСИЛЬСТВЕННОСТЬ ОБЩЕНИЯ. При объяснении правил игры, при выборе водящего, ведущий исходит прежде всего из желаний детей, избегая принуждения. Ребята иногда пытаются принуждать друг друга к каким-то действиям, и тренеру приходится блокировать эти попытки (например, дети говорят: «Пусть водит Коля, и тогда автор отвечает: «Только если Коля


 

 


захочет». необходимо избегать выражений долженствования в своих высказываниях и побуждать слова «должен», «обязан» словами «хочу» и «могу».

 

2. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. Так как большинство детей в группах нуждаются в поддержке и отличаются выраженной ориентацией на одобрение окружающих, необходимо использовать положительную обратную связь как надежное средство помощи ребенку в преодолении застенчивости и повышении самооценки, в снятии напряжения и релаксации. В ходе и в конце каждой игры выражается одобрение и благодарность всем участникам, а водящему выражается благодарность особо. Если в ходе игры водящий испытывает какие-то трудности, тренер подбадривает его: «Ты молодец, правильно действуешь» или «Ты на верном пути».

 

Так как большинство детей в группах очень ранимы, тренер решительно пресекает попытки самих детей давать друг другу негативную обратную связь. (Например, дети говорят Коле, что он сделал что-то неправильное, а тренер предлагает похвалить его за то, что он очень старался).

 

В течение всех дней тренинга побуждают ребят выражать друг другу одобрение и благодарность.

 

3. НЕКОНКУРЕНТНЫЙ ХАРАКТЕР ОТНОШЕНИЙ. Целей данного тренинга можно достичь, только если создать атмосферу доверия, психологической безопасности, обеспечить психологический комфорт. Поэтому все игры строятся и подбираются так, чтобы свести к минимуму, а в идеале — к нулю элементы конкуренции, соревнования, победы и поражения.

 

Дети, участвующие в тренинге, отличаются неуверенностью в себе, повышенной тревожностью, неспособностью адекватно реагировать на собственную неуспешность. Поэтому перед началом тренинга необходимо уделить особое внимание неконкретному характеру отношений в тренинге: «У нас не будет соревнования, у нас не будет победителей и побежденных. Не будем стараться доказать, что мы в чем -то лучше других. Конечно, это так — один лучше бегает, другой лучше поет, третий лучше запоминает, у каждого свои способности. Но мы будем соревноваться. Мы будем просто играть и радоваться». В ходе игры подчеркивается ценность уникальности каждого ребенка, его отличий от других. Эта идея служит одним из критериев отбора игр.

 

1.2. МИНИМИЗАЦИЯ ЛАБИЛИЗАЦИИ И ЕЕ ОПОСРЕДОВАННОСТЬ. Традиционно считается, что без лабилизации тренинг не поможет детям осознать источники их трудностей, которые кроются в особенностях их характера и поведения. Для участника тренинга лабилизация — средство познания собственных несовершенств, это зеркало, в котором человек видит свое неприукрашенное отражение, свои слабые стороны и недостатки.

 

Однако, детям с трудностями в общении такое зеркало не только не принесет пользы, но и наоборот — оно может способствовать усилению их трудностей — снижению самооценки, повышению тревожности, укреплению внутренних барьеров. Поэтому тренинг строится так, чтобы дети получали лабилизацию в минимальных дозах и не прямую, а косвенную, опосредованную:

 

а) через осознание существования других, отличных от собственного, способов поведения; б) через идентификацию с тренером и с успешными членами группы; в) через наблюдение успешности этих способов.

 

Чтобы не допустить срыва у ребенка в трудной ситуации, необходимо различными способами смягчить лабилизацию: если водящий не может быстро справиться с заданием, тренер поддерживает его, говоря, что это задание — трудное, и в других группах ребята тоже справлялись не сразу.

 

И даже такая лабилизация — опосредованная, смягченная в минимальных дозах — проводится после тщательной ежедневной диагностики, когда (и если) тренер уверен, что дети смогут ее выдержать и использовать для улучшения своих стратегий общения. Игры строятся так, чтобы не фиксировать слабые стороны ребенка, подчеркивать сильные, не ставить ребенка в ситуацию неуспешности, а укреплять его веру в себя, давая возможность ему быть успешным и поощряя его, расширить репертуар способов его поведения.

 

5. ДИСТАНЦИРОВАНИЕ И ИДЕНТИФИКАЦИЯ. Ситуаций неуспешности не избежать, иногда они полезны, так как побуждают ребенка отказаться от каких-то стереотипов, освоить новые модели поведения, перенять положительный опыт других членов группы. Но иногда


 


ситуация неуспешности грозит отказом ребенка от игры или вообще от участия в тренинге. В таких случаях необходимо помогать ребенку дистанцироваться от его неудачи, например, приписывая его затруднения его герою. Вместо того чтобы сказать водящему: «Ты ошибся», лучше говорить: «На этот раз великолепное чутье разведчика мало помогло Штирлицу». Именно для облегчения дистанцирования детям предлагалось в самом начале тренинга придумать себе псевдонимы.

 

Вместе с тем тренер помогает детям идентифицироваться с их успехами, перенеся положительную обратную связь с отдельных поступков на личность ребенка. Например, вместо «Ты хорошо сообразил, догадался, придумал», тренер говори: «Ты такой сообразительный, догадливый, изобретательный!»

 

6. ВКЛЮЧЕННОСТЬ. В предложенной программе, тренер придерживается традиционной роли участника всех игр, кроме тех, где необходимо следить за временем или регулировать ход игры, а также обеспечивать безопасность в играх с закрытыми глазами. Участвуя в играх, тренер, во-первых, своим примером помогает включиться детям, и, во-вторых, помогает детям осознать, что игры в тренинге проводятся не столько для развлечения, сколько для обучения.

 

Уже в ходе первого дня тренинга приходится вносить коррективы, так как все игры в той или иной мере дают материал для диагностики. На этом основании вносятся изменения в программу последующих дней: переставляются акценты, появляются новые аспекты, соответствующие потребностям детей.

Программа строится по принципу определения основной задачи для каждого дня тренинга:

 

1 день — развитие навыков установления и поддержания контакта, освоение навыков активного слушания;

 

2 день — развитие экспрессивных и импрессивных способностей, совершенствование навыков пользования, совершенствование навыков пользования вербальными и невербальными средствами общения;

 

3 день — развитие социальной сензитивности; 4 день — формирование установки на партнерство, освоение умения присоединения и

подстройки.

 

Кроме этих основных, в течение всех дней тренинга параллельно решаются и другие задачи — либо заложенные в программу изначально (например, преодоление дистанций, создание атмосферы доверия и комфорта в первый день, снятие напряжения, физическая и эмоциональная разрядка — каждый день), либо возникающие в ходе тренинга (например, поддержка и восполнение дефицита внимания — во второй день). Вместе с тем каждая игра, как правило, помогает достижению сразу нескольких целей, и поэтому необходимо разделение задач по дням.

(На ринге с трудным детством / сост. Г. Ф. Балашова и др. Минск, 2002.)

 

 

ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ

 

Методические рекомендации. Известно, что наиболее привлекательными формами досуга дляподростков и юношества являются танцевальные вечера, дискотеки, где они могут не только отдохнуть, но и пообщаться со сверстниками, познакомиться с новыми друзьями, испытать первую влюбленность и т. д.

 

Именно на танцевальных вечерах формируется особая юношеская среда, задаются стандартные формы общения. Эта специфическая молодежная среда, которая складывается на танцевальных вечерах, если на ней задают тон девиантные подростки, и может оказывать свое отрицательное влияние на подрастающее поколение. В то же время она содержит большой коррекционно-воспиты-вающий потенциал, которым могут и должны воспользоваться социальные педагоги и психологи.

 

К основным терапевтическим целям танцевальной терапии с игровыми элементами в процессе психологической реабилитации подростков можно отнести следующее. Во-первых, самоидентификация подростка через постепенное осознание своего тела, его возможностей, что анализируется по таким критериям: эмоциональные реакции (мимические, пластические, вербальные), репертуар движений, пластичность, музыкальность, координация движений, раскованность и вовлеченность в танцевальное самовыражение. Особого внимания из числа


 


дезадаптированных требуют психотичные и аутичные участники, нуждающиеся в более интенсивных моторных действиях.

 

Вторая цель преследует повышение уровня самооценки подростков путем развития болееположительного образа тела особенно у ослабленных и гиперактивных юношей и девушек.

 

Третья цель связана с тем, чтобы в танце они совершенствовали невербальные способыобщения со сверстниками, выражали свои эмоции.

 

Четвертая цель — оказание помощи молодым людям в управлении своими чувствами через ихсвязь с движениями и перевоплощением. Главное в танце и игре — выразить свою экспрессию, освобождаясь от сдерживаемых и подавляемых чувств.

 

Пятая цель — накопление группового опыта совместных движений, импровизаций черезсвободное пластическое установление контакта со сверстниками в группе взаимодействия с ними.

 

Одним из наиболее органичных средств коррекции эмоциональных и коммуникативных качеств юношей и девушек является их знакомство с соответствующими их возрасту и интересам играми-танцами, которые могут стать традиционными и в коррекционных группах и дискотеках.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.