Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психокоррекционный комплекс






 

Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока.

1. Диагностический.

2. Установление продуктивного контакта с клиентом.

3. Коррекционный.

 

4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

 

Диагностический блок. Его цель—диагностика особенностей развития личности, выявлениефакторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

 

Установочный блок. Его цель—побуждение желания взаимодействия, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в жизни.

 

Коррекционный блок. Его цель—гармонизация и оптимизация развития клиента, переход ототрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, овладение определенными способами деятельности.

 

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Его цель—изменениепсихологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

 

При определении стратегии и тактики коррекционной и коррекционно-развивающей работы необходимо опираться на ряд принципов, которые определяют цели, задачи коррекции, методы и средства психологического воздействия.


 

 


Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы:

 

· Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.

· Принцип единства коррекции и диагностики.

 

· Принцип приоритетности коррекции каузального типа.

· Деятельностный принцип коррекции.

 

· Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.

· Принцип комплексности методов психологического воздействия.

 

· Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.

· Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.

· Принцип программированного обучения.

· Принцип возрастания сложности.

 

· Принцип учета объема и степени разнообразия материала.

· Принцип учета эмоциональной сложности материала.

 

Виды коррекционных программ

 

Для осуществления коррекционных воздействий необходимы создание и реализация определенной модели коррекции: общей, типовой, индивидуальной.

 

Общая модель коррекции — это система мероприятий, направленных на создание условий дляоптимального возрастного развития личности в целом. Общая модель коррекционного развития предполагает расширение, углубление, уточнение представлений человека об окружающем мире, о людях, общественных событиях, о связях и отношениях между ними: используются различные виды деятельности для развития системности мышления, формирования анализирующего восприятия, наблюдательности и т. д. Характер проведения занятий является щадяще-охранительным, учитывающим состояние здоровья клиента (особенно у клиентов, переживших посттравматический стресс, находящихся в неблагоприятных социальных и физических условиях развития). Нагрузка оптимально распределяется в течение занятия, дня, недели, года. Контроль и учет состояния клиента ведется на каждом занятии.

 

Типовая модель коррекции основана на организации практических действий на различныхосновах. Направлена на овладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных действий.

 

Индивидуальная модель коррекции включает в себя определение индивидуальнойхарактеристики психического развития клиента, его интересов, обучаемости, типичных проблем, выявление ведущих видов деятельности или проблем, особенностей функционирования отдельных сфер в целом, определение уровня развития различных действий. Составление программы индивидуального развития осуществляется с опорой на более сформированные стороны для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного человека.

 

Существуют различные типы коррекционных программ: как стандартизированные, так и свободные (ориентированные на настоящий момент).

 

При стандартизированной программе четко определены основные этапы программы, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам данной программы. При осуществлении стандартизированной программы перед началом осуществления коррекционных мероприятий психолог должен проверить возможности реализации всех этапов этой программы, наличие необходимых материалов, соответствие требований, предъявляемых к участникам данной программы, их возможностям.

 

При свободной программе психолог самостоятельно составляет программу, определяет цели изадачи этапов коррекции, продумывает ход встреч, определяет ориентиры результата (достижений) для определения возможностей перехода к следующим этапам психокоррекции.

Основные требования к составлению психокоррекционной программы

 

При составлении коррекционной программы необходимо соблюдать следующие требования: 1. Четкое формулирование целей коррекционной работы


 


2. Определение круга задач, конкретизирующих цели коррекционной работы.

 

3. Определение стратегии и тактики проведения коррекционной работы.

4. Отбор конкретных методик и техник для предстоящей коррекционной работы.

5. Подготовка необходимых материалов и оборудования.

 

6. Четкое определение формы коррекционной работы (индивидуальная, групповая, смешанная).

7. Определение общего времени, необходимого для реализации всей коррекционной работы.

 

8. Определение частоты необходимых встреч (например, встречи будут происходить ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, раз в две недели и т. д.).

 

9. Определение длительности каждой встречи, каждого коррекционного занятия (от 10—15 минут в начале программы, до 1, 5—2 часов на заключительном этапе).

 

10. Разработка конкретной коррекционной программы в целом и определение содержания каждого коррекционного занятия.

 

11. Планирование форм участия других лиц (медиков, педагогов, социальных работников и др.) при работе с семьей — подключение родственников, значимых взрослых.

 

12. Определение формы контроля динамики коррекционной работы.

 

13. Реализация коррекционной программы и внесение дополнений и изменений в программу по ходу работы.

 

14. Оценка эффективности реализованной программы.

 

По завершению коррекционных мероприятий составляется психологическое (или психолого-педагогиче-ское и т. д.) заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.

 

Выделяют следующие факторы, определяющие эффективность психокоррекции:

 

· Ожидания клиента;

 

· Значение для клиента освобождения от имеющихся проблем;

· Характер проблем клиента;

 

· Готовность клиента к сотрудничеству;

· Ожидания психолога, осуществляющего коррекционные мероприятия;

 

· Профессиональный и личностный опыт психолога;

· Специфическое воздействие конкретных методов психокоррекции…

 

(Осипова А. А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. Москва-Воронеж, 2000.)

 

 

ИГРОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ

 

Методические рекомендации. Среди методов коррекции и реабилитации социальнойдезадаптации и девиантного поведения несовершеннолетних особое место занимает игротерапия. Особенно эффективно зарекомендовали себя игротерапевтические методы в коррекции эмоционально-коммуникативных нарушений, агрессивности, грубости, тревожности, неадекватной самооценки и оценки окружающих, которые, как правило, появляются у девиантных подростков.

 

В коррекционной работе с несовершеннолетними девиантными подростками эффективен игровой психотренинг. Это групповые занятия, которые проводятся в игровой форме под руководством специально подготовленного психолога или педагога. Психотренинг направлен на выявление и коррекцию качеств, свойств. Умений, установок каждого члена терапевтической группы, проявляющихся в игровом общении. Игровой тренинг предполагает работу с личностью и группой.

 

Тренинговые занятия проводятся в определенной логике. Первый этап — организационный (знакомство членов группы, первичная диагностика участников, выяснение их психологических проблем и ожиданий). Второй этап — самоопределение личности в группе (распределение позиций и ролей, выработка правил группового взаимодействия). Третий этап — переосмысление и расширение знаний о себе, о причинах своих поступков на фоне поступков других, коррекция


 


личных способов поведения и общения, осознание своих стереотипов и установок. Четвертый этап

 

— проектирование желаемого образа самого себя, уточнение своих идеалов и ориентиров, выработка стратегий и тактик эффективного межличностного общения. Пятый эт ап — рефлексивно-диагностический (осмысление изменений произошедших с участниками группового тренинга).

 

Наиболее часто применяемыми приемами игрового психотренинга являются игровые упражнения и задания, ролевые игры, психодрама, психогимнастика (в том числе телесно-ориентированная), групповые дискуссии, по поводу выполнения игровых заданий. Стержневым компонентом каждого приема оказывается какой-либо игровой элемент: воображаемая ситуация, игровая роль, игровые действия, игровые взаимоотношения, игровой материал; благодаря им, сближаясь на основе общих задач, игрового взаимодействия и эмоциональных переживаний, участники тренинга преодолевают психологические барьеры в общении. Игровая позиция участника облегчает каждому момент вступления во взаимодействие в процессе проигрывания воображаемых ситуаций, выполнения заданий и упражнений, наблюдения за деятельностью и поведением партнеров, обсуждения способов взаимодействия и психологического самочувствия. Необходимость одновременного игровых заданий формирует взаимную связь участников, повышенное внимание друг к другу, активизирует рефлексию. Занятия строятся таким образом, чтобы каждый участник сумел проявить себя, не боясь ошибиться. Здесь каждого принимают, какой он есть, положительно оценивая каждый его шаг, поэтому здесь он чувствует себя защищенным. В подобном благоприятном эмоционально-психологическом окружении каждый участник постепенно сбрасывает невидимую, связывающую ранее пелену комплексов, низкой самооценки, неуверенности и раздражения. Туман отчуждения тает, юноши и девушки хотят проявить себя, узнать партнеров, познать собственную ценность с их помощью. Одновременно осуществляется коррекция различных психических характеристик: памяти, внимания, наблюдательности, слуха, координации движений, скорости принятия решений и т. п. Совершенствованию качеств и способностей в общении, помимо указанных приемов, способствуют и неигровые средства, органично вплетаемые в структуру занятий — это музыка, движение, танец, рисунок, слово. Вот почему игровые психотренинги становятся незаменимой и любимой школой общения молодых людей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.