Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика проведения профилактических занятий с подростками






 

Обоснование к групповому методу работы с подростками.

 

Особенности подростковой психологии заключаются в стремлении подростков к объединению в группы. Самореализация в этом возрасте предполагает удовлетворение потребностей в уважении и самоуважении при растущем стремлении к независимости от давления родительского авторитета. Этот возраст (11—16 лет) называют еще периодом второй «перерезки пуповины», что является необходимым этапом в развитии суверенной личности. Организуя профилактическую работу, необходимо все это иметь в виду. Очевидно, что использование средств и методов, усиливающих авторитарное давление (запреты, нотации, запугивание и т. п.), не соответствует потребностям данного возраста. Предлагаемый же групповой метод учитывает последние, хотя и делает более сложным и многомерным процесс педагогического взаимодействия.

 

Попытаемся представить его в общих чертах, разделив на четыре этапа. I. Установление доверительного контакта с группой.

II. Установление договорных отношений с группой.

А. Актуализация темы

 

В этот момент определяется актуальность предлагаемой тематики, для чего необходимо получить от подростков информацию о том, насколько эмоционально значима для них проблема


 


наркомании и алкоголизма. Такой эмоциональный заряд будет залогом эффективности дальнейшей работы.

Б. Прояснения ожиданий сторон

 

Если тема для подростков эмоционально значима, то это рождает в них определенные стремления (желания), например, получить дополнительную информацию или желание помочь товарищу избавиться от наркотиков, или определить степень своей собственной зависимости и т.д. Тогда задача педагога будет заключаться в том, чтобы помочь группе подростков глубже познакомиться с этой темой, разрешить их страхи и сомнения и научиться справляться с затруднительными ситуациями. Таким образом, ведущий выступает в роли своеобразного фасилитатора (помощника, гида), способствующего тому, что естественным образом должно было произойти с участниками в соответствии с потребностями и ожиданиями. Для того чтобы дальнейшее взаимодействие было эффективным, определяются его рамки, т.е. когда и сколько раз будут проводиться встречи, какие темы будут разбираться, в какой форме все это будет происходить и т.п. Важно, чтобы все участники чувствовали себя безопасно, а происходящее было значимым для каждого.

III. Реализация программы

 

В ходе занятий продолжается информационный и эмоциональный обмен между участниками и ведущим. Последний задает направление в этом процессе, ориентируясь на групповую динамику. На самом деле, группа развивается в соответствии со своими внутренними задачами. Этот небольшой коллектив представляет из себя мини-модель общества, и поэтому проявляющиеся в ходе занятий закономерности и проигрываемые способы разрешения сложных ситуаций являются вполне соотносимыми с реальными ситуациями и отношениями, возникающими в жизни подростков. На протяжении всего этого периода необходимо поддержание доверительного контакта с группой, для чего ведущий постоянно узнает от участников о том, что с ними происходит, насколько это эмоционально значимо и соответствует ли их ожиданиям. Другим важным условием эффективности работы на этом этапе является ценностно-ориентационное единство группы. Для чего на начальном этапе создаются условия, в которых само общение участников между собой и с ведущим было бы для них ценным (доверительный тон, положительные эмоции, множество игровых элементов; далее значимой становится тема и ее обсуждение, и если ценность такого взаимодействия сохраняется благодаря нахождению все больших точек соприкосновения между группой и ведущим, то в результате может произойти присоединение (приобщение) подростков к ценностям более высокого порядка, носителем которого и является педагог (это ценность свободы, здоровья, реальности и т.п.). Благодаря организованному на протяжении всех занятий процессу самосознания участники получают возможность делать более осознанный выбор, находя альтернативу наркотикам и алкоголю.

 

IV. Завершение работы

 

Подводятся итоги и оцениваются результаты групповой работы. Участники осознают приобретения, сделанные ими благодаря совместной деятельности, и переносят их на условия реальной жизни в будущем.

 

Занятия лучше организовывать на базе существующих детско-подростковых объединений по месту учебы или проживания. Это может быть учебный класс, спортивная секция или клуб по интересам. Размер группы 10—15 человек, продолжительность занятий 1—2 академических часа, частота 1—2 раза в неделю. Продолжительность и частота встреч могут варьироваться в зависимости от степени заинтересованности и подготовленности участников.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.