Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Познавательное развитие






Стремление к познанию окружающего пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок раннего возраста – настоящий исследователь.

Большое значение для развития познавательной активности детей раннего возраста имеет желание не только рассматривать предметы, но и действовать с ними.

Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы. Наиболее интенсивно развивается восприятие – фундаментальная психическая функция, обеспечивающая ориентацию ребенка в окружающем. Восприятие детей этого возраста развивается в процессе практических действий. Практический результат ребенок получает в процессе многократных сравнений величины, формы, цвета, подбора одинаковых или подходящих друг к другу предметов или их частей.

Развитие восприятия связано со словом. Слово, обозначающее предмет, несет в себе обобщенное знание, что создает для ребенка зону его дальнейшего развития.

В практической деятельности у ребенка развивается мышление, которое в этот период имеет наглядно-действенный характер. Путем практического экспериментирования ребенок открывает новые средства для достижения целей.

Постепенно к концу третьего года жизни ребенок начинает обходиться без внешних проб, экспериментируя и фантазируя в «уме».

В этом возрасте в качестве средств обозначения для ребенка выступают имитирующие действия, образные игрушки и предметы-заместители, иллюстрации в книгах, картинки, его первые рисунки. Функцию главного средства обозначения и замещения начинает выполнять слово.

На основе опыта практических действий с предметами, общения со взрослыми дети строят собственные представления об окружающем.

К концу третьего года ознакомление с окружающим приобретает ярко выраженный познавательный характер. Дети активно стремятся получить информацию об окружающем мире, задавая взрослому множество вопросов.

В этом возрасте конструирование слито с сюжетно-отобразительной игрой, выступает и как ее элемент, и как средство, помогающее разыгрыванию сюжетов. Сюжет является мотивом для создания простых конструкций. Поэтому оно и называется «сюжетное конструирование».

Инициатива принадлежит воспитателю, а дети только выполняют его просьбы, указания.

Задачи познавательного развития:

1. Развивать элементарные представления о величине, форме, цвете, объеме.

2. Развивать наглядно-действенное мышление, формируя способы решения практических задач с помощью различных орудий (кубики, игрушки, предметы быта).

3. Развивать практическое экспериментирование.

4. Стимулировать и поддерживать поиск новых способов решения практических задач.

5. Развивать символическую функцию мышления в сюжетно-отобразительной игре.

6. Формировать у детей элементарные представления об окружающем: о человеке: его внешних физических признаках; о его физических и психических состояниях; о деятельности близких ребенку людей; о предметах, действиях с ними и их назначении; о живой и неживой природе.

7. Развивать доброжелательное и бережное отношение ко всему живому, вызывать интерес к животным и симпатию к ним; знакомить с угрожающим поведением животных.

8. Формировать интерес к конструированию и приобщать к созданию простых конструкций.

Важнейшее условие сенсорного развития – обучение в форме игр-занятий с помощью дидактических игрушек и материалов.

На втором году жизни детей знакомят с цветом, формой, величиной, весом, температурой и другими качествами предметов. Проводятся занятия на группировку однородных предметов по величине, форме, цвету. Затем идут задания на соотнесение разнородных предметов, вкладышей разной формы с аналогичными отверстиями фигурных досок. Вначале детей учат размещать вкладыши, резко различающиеся по форме; затем более близкие по форме. Постепенно дети переходят к более сложным заданиям, манипулируя с различными формами.

В дидактическом материале должны быть широко представлены свойства и качества предметов – цвет, форма, величина, фактура и т. д.

Для формирования и развития у детей раннего возраста первоначальной культуры мышления необходимо обогащать его предметно-практическую деятельность: развивать интерес к предметам, окружающим ребенка, их свойствам, качествам и способам использования. Показывать разнообразные действия с игрушками и предметами быта, а также простейшими орудиями и способы их использования.

При этом важно, чтобы способы действий с тем или иным предметом ребенок усваивал не механически, а мог использовать их и в другом контексте, с другими предметами. Следует также поощрять ребенка действовать с одной и той же игрушкой разными способами.

На специальных занятиях воспитатель показывает действия с предметами. Проводятся игры-занятия с простейшими приспособлениями и вспомогательными предметами – палочками, веревочками, а также с игрушками, имитирующими орудия труда. Каждая игра-занятие многократно повторяется.

Взрослый помогает ребенку узнавать себя, привлекая внимание к его собственной персоне. Особое внимание обращается на лицо человека. Позднее дети узнают и запоминают части тела. Воспитатель использует конкретные ситуации для объяснения ребенку второго года жизни его собственных физических состояний, а также эмоциональных переживаний. Учит детей (от 1, 5 лет) замечать и соответствующим образом реагировать на физические и душевные состояния других людей – взрослых и детей и сочувствовать им. Наблюдая вместе с ребятами за животными, рассматривая иллюстрации, педагог знакомит детей с ними. После двух лет следует обращать внимание детей и на детенышей, а также на поведение животных.

Попутно желательно использовать фольклорные тексты (потешки, песенки, подговорки, присказки и сказки), в которых ярко, эмоционально, колоритно отражены характерные особенности животных и птиц.

Мир растений раскрывается детям второго-третьего года жизни в связи с сезонными изменениями в природе. В повседневной жизни обращают внимание малышей на изменения в живой и неживой природе в разные времена года.

Для приобщения детей к конструированию взрослый разыгрывает простые сюжеты.

Для развития сюжетного конструирования необходимо: — иметь наборы деревянного строительного материала; — проводить игры-занятия по «сюжетному конструированию»; — инициировать действия детей через разыгрывание простых сюжетов;

— побуждать детей к совместному складыванию материала в коробку;

— использовать разнообразные игрушки, сомасштабные строительному материалу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.