Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проза и стих. Стихотворная строка как ритмическая единица






Проза – тип художественной речи, сопротивопоставленный стиху. Могут быть и иные значения этого слова: искусство слова – поэзия, нехудожественная речь, несущая некую информацию и имеющая непосредственно практические цели, - проза. Сильно трансформировал эти понятия посттрадиционалисткий этап литературной эволюции: «поэзия реальности», «поэзия действительности» (В.Г.Белинский).

Проза – специфический художественный мир и специфическое художественное слово. Из первоначального единства поэзии развились и выделились отчётливо две её разновидности: стихотворная и прозаическая. Актуальными для становления прозаической поэзии являются традиции фольклорного повествования-сказывания, разнообразный опыт многочисленных устных и письменных жанров речи нехудожественной – опыт, отчасти освоенный не поэтикой, а риторикой.

Одна из фундаментальных характеристик художественной речи – ритм. Специфика ритма художественной прозы требует специального анализа. В стихе ритмическая закономерность выступает как единый исходный принцип развёртывания речи, который изначально задан и вновь, и вновь возвращается в каждой следующей вариации. В прозе ритмическое единство – итог, результат речевого развертывания, а предпосылки и исходные установки этого итога не получают отчетливого речевого выражения. В прозе – единство, кристаллизующееся из многообразия. В стихе – многообразие, развивающееся из ясно провозглашённого и непосредственно выраженного единства. В прозе каждый следующий шаг ритмического движения не предопределяется предыдущим, а заново формируется на каждом новом этапе этого движения. В итоге в художественной прозе обнаруживается объединяющий структурный принцип, скрытый в глубинах обычного речевого развертывания. Непредсказуемость каждого шага на основании следующего входит в сам этот принцип, однако отдельные моменты ритмического движения более или менее вероятны в свете закономерности развивающегося целого, системы складывающихся речевых связей. В прозе также отсутствует двойное членение, свойственное стиху (ритмическое+синтаксическое), нет заданной равномерности ритмических членов. Единообразие и повторяемость даны как определённым образом мотивированные особенности, но не заданы как общий закон речевого устройства. Законами художественной прозы являются речевое многообразие с проясняющимися границами и внутренними центрами и единая сегментация: первичные ритмические единицы – колоны – являются одновременно и синтаксическими единствами – синтагмами. Синтагма – первичная ритмико-интонационная и в то же время семантико-семантическая единица речи. Анализ синтагматического членения художественной прозы (по сравнению с научными текстами) выявил некоторые закономерности: сравнительную устойчивость слогового объёма синтагм (7-8 слогов), определённые границы отклонений от этой средней величины, ритмическую соотнесённость зачинов и окончаний синтагм и особенно фраз и фразовых компонентов.

Специфика прозаического ритма проявляется в двойной системе отношений. Во-первых, этот ритм противостоит стихотворному (где единство задано, где противостоят друг другу отдельные отрезки речи), отталкивается от него. Во-вторых, ритм художественной прозы сочетается с многообразием и изменчивостью естественного ритма речи в её различных функциональных стилях (научный, публицистический, разговорный…). Формирование искусства прозы связывается с художественным освоением реально существующего в языке «разноречия», особой выразительности множества составляющих язык речевых разновидностей. Пушкин, создавший русский литературный язык, создал также и прозаическую целостность, в которой одновременно проясняются единство, разделение и взаимообращённость друг к другу различных речевых целых, книжных и разговорных, письменных и устный стилей речи. Отсюда романное «разноречие» (вспоминаем Михаила нашего Бахтина). «Прозаик-романист (и вообще всякий прозаик)…принимает разноречие и разноязычие литературного и внелитературного языка в своё произведение, не ослабляя его и даже содействуя его углублению».

Ритмическое многообразие, разноязычие и разноречие соотносятся с ещё одной общей отличительной особенностью художественной прозы сравнительно со стихом – переносом центра тяжести с высказываемого в слове субъективного состояния на изображаемую словом в слове действительность в её объективной и субъективной многоплановости.

Такая объективно-изобразительная доминанта проявляется в разных прозаических жанрах и стилях, но в любом случае конкретный характер отношений между описанием и повествованием, показом и рассказом является одной из основных формообразующих проблем художественной прозы. «Пластика» словесного изображения и «музыка» речевого строя образуют в художественной прозе эстетическую целостность: глубинно едины, ощутимо разделены и внутренне проникают, пронизывают друг друга в постоянно идущем общении созерцателя события, о котором рассказывается, и слушателя в событии рассказа.

Меняется в сравнении со стиховым и художественное время, формируемое прозаическим текстом. В прозе всегда актуальна дистанция между временем рассказываемого события и временем рассказывания. Это – одна из форма изображения, «раскрытия» объективного временного процесса в его внутренней сложности и многоплановости, и даже вневременное, вечное открывается прежде всего через объективно развертывающуюся связь времён.

В прозе в изображаемое включаются не только действия, но и действующие лица с их чувствами, взглядами и голосами, не только рассказываемое, но в той или иной степени рассказчики, тем самым возникает необходимость словесного воссоздания в художественном целом многих различных и разнонаправленных интонаций, голосов, образующих определенную систему, изоморфную объективному миру с его субъектной многоплановостью и многоголосием.

А.Н.Толстой: «Вот задача: объективировать жест. Пусть предметы говорят сами за себя».

Бахтин: «Центральной проблемой теории художественной прозы является проблема двуголосого, внутренне диалогизированного слова во всех его многообразных типах и разновидностях».

При всех многочисленных национально-исторических различиях и особенностях можно утверждать, что становление художественной прозы связано в первую очередь с эволюцией эпических жанров, с формированием эпоса нового времени, с развитием романа и «романизацией» других литературных форм. Прозаическая речь становится художественной только тогда, если она говорит не о чём-то, а что-то, если ею и в ней выстраивается художественный мир, проявляется эстетическая доминанта.

Стих – часть текста в стихотворной лирике.

Гаспаров наш Михаил: «Стих есть речь, расчленённая на относительно короткие отрезки, каждый из которых тоже называется «стих». Противоположное понятие – проза. Проза также естественно членится на речевые такты (колоны), но там это членение совпадает с синтаксическим членением текста, в стихе же это членение на отрезки является обязательным, единообразно заданным для всех читателей (выражается графическим делением текста на строки; часто термин «строка» синонимичен термину «стих»); может не совпадать с синтаксическим членением текста. Членение стихотворного текста на стихи порождает соотнесённость и соизмеримость стихов».

Соотнесённость – каждая часть текста соотносится в восприятии не только с непосредственно предыдущими и последующими частями текста, как в прозе, но и с аналогичными частями всех предыдущих и последующих стихов (соотносятся между собой начала стихов, середины и концы). Прозаический текст имеет одно измерение, стихотворный – два, что увеличивает число связей, в которых находится каждое слово в стихе и тем самым повышает семантическую ёмкость стиха.

Соизмеримость означает, что все стихи воспринимаются как психологически равные единицы текста. Психологическое равенство основано на ощущении фонетического равенства стихов. Равные или близкие по объёму стихи воспринимаются как норма, неравные – отклонения от нормы. При восприятии стихов в основе стихотворного ритма выделяется тот фонетический признак, по которому эти стихи обнаруживают наибольшее сходство; в зависимости от него, стихи относятся к той или иной системе стихосложения.

Систем стихосложения в русской поэзии имеется три, не считая переходных.

Силлабо-тоническая: единица соизмеримости – повторяющееся сочетание слогов (ударных/безударных).

Тоническая система: единица соизмеримости – слово.

Из трёх систем наиболее разработана силлабо-тоническая. В основе её лежит понятие метра.

Метр – упорядоченное чередование сильных и слабых мест в стихе. Сильное место – икт (арсис), слабое – междуиктовый интервал. В силлабо-тоническом стихе сильное место – один слог, слабое – один/два. Повторяющееся сочетание сильного и слабого мест – стопа. В зависимости от расположения слогов различаются пять метров:

Хорей +-

Ямб -+

Дактиль +--

Амфибрахий -+-

Анапест --+

Длина стиха каждого метра – размер, определяется числом стоп: размеры хореического метра – 2-стопный, 3-стопный, 4-стопный хорей. Если в тексте упорядоченно чередуются стихи разных размеров одного метра, такой стих – разностопный урегулированный. Если в стихе неупорядоченно чередуются стихи разных размеров одного метра, такой стих – вольный. Иногда термины «размер» и «метр» употребляются как синонимы.

Сильные и слабые места в силлабо-тонических метрах различаются по характеру слогов, которые могут их занимать. Однако позиции в стихе могут быть заняты

1) Обязательно-ударными слогами (+)

2) Обязательно-безударными (-)

3) Произвольными слогами (_)

Последнее сильное место в стихе может быть занято только обязательно-ударным слогом (+), слабое место после последнего сильного – только обязательно-безударным (-); остальные позиции заполняются в двухсложных и трёхсложных метрах по-разному. В двусложных метрах сильные места заполняются произвольными слогами, слабые – обязательно-безударными.

_- _- _- +(_) 4-ст. хорей.

В трёхсложных метрах сильные места заполняются обязательно-ударными слогами, слабые – обязательно-безударными.

+-- +-- +(_ _) 3-ст. дактиль

Ударение, стоящее на сильном месте, называется схемным (=метрическим). Появление безударного слога на сильном месте называется пропуском схемного ударения. Ударение, стоящее на слабом месте, - сверхсхемное ударение (отягчение). Сочетание сверхсхемного ударения с пропуском соседнего схемного – сдвиг ударения. Сдвиг ударения не может быть в одном слове («запрет переакцентуации»), только на слова, не превышающие объемом междуиктового интервала: на 1-сложные в ямбе и хорее, на 1- и 2-сложные в дактиле, амфибрахии, анапесте.

Таким образом, «обязательность» ударности или безударности на тех или иных слогах есть понятие относительное. Есть понятия:

1) Константа

2) Доминанта

3) Тенденция

Только последнее ударение в стихе и безударность последующего за ним слога не допускают исключений – являются константами. Обязательно-ударные и обязательно-безударные слоги – доминанты. Ударность произвольных слогов определяется лишь ритмическими тенденциями того или иного размера.

Это – три степени (в порядке убывания) ритмического ожидания или предсказуемости каждого очередного слога. Ритмическое ожидание (=предсказуемость) – главный признак наличия метра в стихе.

Стихи, в которых все сильные места заполнены ударениями, - полноударные, ритмические вариации данного размера; в стихи, в которых есть пропуски схемных ударений, - неполноударные ритмические вариации. Стихи, несущие сверхсхемные ударения, - сверхсхемноударные вариации. Противопоставление сильных и слабых мест, образующих метр, наиболее отчётливо в полноударных вариациях, свободных от сверхсхемных ударений.

Каждая ритмическая вариация имеет по нескольку словораздельных вариаций, различающихся по положению словоразделов между словами, составляющими стих (=пауза). Если слово, стоящее перед словоразделом, оканчивается на ударный слог, то словораздел – мужской (М), если на 1 безударный – женский (Ж), на 2 – дактилический (Д), на 3 – гипердактилический (Г), на 4 – пентонический (П). Ритмическая вариация 3-стопного ямба с ударениями на 1й и 3й стопе может иметь 4 словораздельных вариации: М, Ж, Д и Г.

Словораздел, занимающий во всех стилях некоторого текста постоянную позицию, - цезура. Обычно расположен в серединной части стиха и делит стих на полустишия. В таком случае размер – цезурный. Предцезурное сильное место становится обязательно-ударным, а окончание первого полустишия между ним и цезурой может быть короче (цезурное усечение) или длиннее (цезурное наращение), чем при ровной последовательности стоп.

Слоги, предшествующие первому сильному месту в стихе, - анакруса. Слоги, следующие за последним сильным местом в стихе, - клаузула (окончание). Окончания стиха, как и словоразделы, могут быть мужскими, женскими, дактилическими, гипердактилическими и т.д. В счете стоп стиха безударные слоги окончания не учитываются.

Если в стихотворном тексте свободно чередуются ямбические строчки с хореическими, то это – двусложный размер с переменной анакрусой; если дактилические с амфибрахическими и анапестическими – трехсложный размер с переменной анакрусой. Если в стихотворном тексте строк разных метров чередуются упорядоченно (через одну, скажем), то это – строчные логаэды (не общепринятый термин). Если в стихотворном тексте каждая строка складывается из нетождественных стоп – сильные места, икты, разделены неравносложными междуиктовыми интервалами, последовательность которых во всех строках одинакова – это стопные логаэды (термин общепринятый). Является пограничным явлением между силлабо-тоническими размерами, переходными к чистой тонике.

Тоническая система, в отличие от силлабо-тонической, метра не имеет: ударения в ней учитываются слухом, но слоговой объём междуударных интервалов не учитывается, и потому упорядоченного чередования сильных и слабых мест, позволяющего говорить о ритмическом ожидании (предсказуемости) каждого очередного слога, здесь нет. Между силлабо-тонической и тонической системой существует ряд переходных размеров – дольник и тактовик. Формы тонического стиха, в которых слоговой объём междуударных интервалов ничем не ограничен, - акцентный стих.

Силлабическая система, как и тоническая, метра не имеет: слоговой объём стиха (при наличии цезуры - полустишия) в ней учитывается слухом, но положение ударных слогов не учитывается, поэтому ритмическая предсказуемость отсутствует и здесь.

Таким образом, стихотворная речь представляет собой сложную и много степенную систему выделений слогов, стоп, стихов и строф, в которой каждый очередной член является в большей или меньшей степени ритмически ожидаемым, предсказуемым; подтверждение или неподтверждение этого ритмического ожидания является эстетическим эффектом стихового ритма. Накладываясь на словесный текст, эта система метрических выделений и соотнесений позволяет придать ему семантическую глубину и сложность, недостижимую для прозы.

Взаимодействие стиха и прозы в литературном процессе, сложные связи этих типов речи с различными жанрами и родами литературы, различные формы сочетания стиха и прозы в произведении – круг проблем, недостаточно проясненных.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.